Порядок проведения медико социальной экспертизы – IV. — /

6.3. Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Признание лица (далее — гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Медико-социальная экспертиза лица проводится по письменному заявлению гражданина, либо письменному заявлению его законного представителя.

Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения (ф. 088/у-06), медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья. Освидетельствование граждан в БМСЭ проводится по месту жительства гражданина.

Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают предоставленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Решение о признании лица, инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности, принимается полным составом специалистов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину руководителем учреждения.

БМСЭ проводят также выездные консультации в лечебно-профилактические учреждения и на дом к больному.

В случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования направляется в 3-дневный срок в Главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение.

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

Данные экспертного освидетельствования и решение БМСЭ, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем, специалистами принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Форма справки утверждается Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка (произвольного образца) о результатах освидетельствования. Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудоспособности.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

studfile.net

Проведение медико-социальной экспертизы

Получатель государственной услуги вправе подать жалобу на действия (бездействие) федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства, их специалистов, и решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (далее — жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме или в электронном виде.

Жалоба должна содержать:

а) наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, находящегося в ведении Министерства, предоставляющего государственную услугу, а также фамилии и инициалы его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства получателя государственной услуги — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения получателя государственной услуги — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ получателю государственной услуги;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) бюро, главного бюро, предоставляющих государственную услугу;

г) доводы, на основании которых получатель государственной услуги не согласен с решением и действиями (бездействием) бюро, главного бюро, предоставляющих государственную услугу, и их специалистов.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется бюро, главным бюро, Федеральным бюро в местах предоставления государственной услуги. Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственной услуги.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте либо в электронном виде.

В случае подачи жалобы на личном приеме получатель государственной услуги представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана получателем государственной услуги посредством:

а) официальных сайтов бюро, главного бюро, Федерального бюро в сети Интернет;

б) Портала.

Получатель государственной услуги может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации запроса получателя государственной услуги о предоставлении государственной услуги;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование представления получателем государственной услуги документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения получателем государственной услуги при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ бюро, главного бюро, Федерального бюро, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ принимается решение:

а) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных бюро, главным бюро, Федеральным бюро, предоставляющими государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата получателю государственной услуги денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

б) отказать в удовлетворении жалобы.

Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение бюро, главного бюро, Федерального бюро.

При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение бюро, главное бюро, Федеральное бюро принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется получателю государственной услуги не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, находящегося в ведении Министерства, предоставляющего государственную услугу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его специалиста, рассмотревшего жалобу и принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о специалисте, решение или действия (бездействие) которого обжалуются;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование получателя государственной услуги;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок представления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом бюро, главного бюро, Федерального бюро.

Уполномоченное на рассмотрение жалобы бюро, главное бюро, Федеральное бюро отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес получателя государственной услуги, указанные в жалобе.

Получатели государственной услуги имеют право обратиться в бюро, главное бюро, Федеральное бюро за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме по почте либо в электронном виде, а также на личном приеме.

При рассмотрении жалобы получатель государственной услуги имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

rosmintrud.ru

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Порядок проведения медико-социальной экспертизы регламентируется: Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»; Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В Главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения Главного бюро, а также по направлению Главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (Главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (Главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (Главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Смотреть исчерпывающий перечень документов для всех видов медико-социальной экспертизы.

Рубрика — Закон и Право

Закон РАА

law-raa.ru

Правовые аспекты проведения МСЭ — Сотрудникам службы МСЭ — Каталог статей

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Л.Ю. Балека, В.Н. Потапов

Рассмотрено состояние системы медико-социальной экспертизы. Предложены нововведения способные качественно улучшить и ускорить процесс экспертизы.    

Медико-социальная экспертиза, заочная экспертиза, оценка качества.

В последние годы в научной, медицинской и правовой литературе широко обсуждаются вопросы создания механизмов, направленных на обеспечение определенного уровня оказания медицинской помощи. Признавая принцип свободы экономической деятельности, государство для защиты конституционного охраняемых прав граждан, особенно в среде здравоохранения, нуждается в адекватности механизмов регулирования.

Устанавливая жестко ограниченный перечень требований, государство, с одной стороны, гарантирует гражданам требуемый уровень оказания медицинской помощи, а с другой — стимулирует развитие добросовестных участников рынка медицинских услуг, в том числе посредством привлечения недобросовестных организаций к юридической ответственности. Одним из подобных механизмов, широко распространенным и в мировой практике, является лицензирование медицинской деятельности.

Основной целью при исполнении государственной функции по лицензированию является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровья граждан. Согласно действующему законодательству предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» защищает права граждан, их законные интересы, нравственность и здоровье, обеспечивает государственную политику в области обороны страны, безопасности государства, а так же основы единого рынка.

Федеральным законом устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставления лицензии, а так же порядок лицензионного контроля.

Условием для предоставления лицензии выступает соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными, правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
 
Таким образом, согласно вышеизложенному, любое медицинское вмешательство, в том числе направленное на назначение каких — либо дополнительных методов обследования, установку клинических диагнозов, назначение реабилитационных мероприятий, назначение лечебных процедур, решение вопроса трудоспособности граждан, требует наличие у учреждения, независимо от его формы собственности, лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а так же о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г. № 390-н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» утвержден перечень определенных видов медицинских вмешательств, при проведении которых необходимо добровольное согласие гражданина.

В частности, в вышеуказанный перечень входят следующие виды медицинских вмешательств:
1. Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза.
2. Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование.
3. Антропометрические исследования.
4. Термометрия.
5. Тонометрия.
6. Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций.
7. Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций.
8. Иследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы).
9. Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические.
10. Функциональные методы образования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограмм, спирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, реоэнцефалография, кардиотокография (для беременных).
11. Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенография, ультразвуковые исследования, доплерографические исследования.
12. Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно.
13. Медицинский массаж.
14. Лечебная физкультура.

Таким образом, мы видим, что для проведения всех вышеперечисленных мероприятий в отношении гражданина, необходимо его информированное добровольное согласие, и он вправе отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов. Но самое главное заключается не в согласии или отказа гражданина, а в том, что на проведение всех вышеуказанных мероприятий необходимо наличие лицензии, причем именно на эти виды медицинских вмешательств.

А, как известно, служба медико-социальной экспертизы лицензии на различные виды медицинского вмешательства не имеет, а, следовательно, проводить их в отношении освидетельствуемых лиц, не имеет права.
Более того, как уже было сказано выше, гражданин имеет право отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов.

То есть гражданин, представив в службу медико-социальной экспертизы заявление, направление на медико-социальную экспертизу и документ, удостоверяющий личность, вправе в дальнейшем отказаться от медицинского вмешательства со стороны специалистов бюро МСЭ, и в этом случае они обязаны вынести экспертное заключение по представленным медицинским документам без осмотра пациента.

Более того, специалисты бюро МСЭ, не имея лицензии, не вправе проводить опрос, сбор анамнеза, осуществляя пальпацию, перкуссию, аускультацию, тонометрию, неинвазивное исследования органа зрения и зрительных функций, неинвазивное исследование органа слуха и слуховых функций, исследование функций нервной системы, лабораторные методы исследования и т. д.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимость в очном освидетельствовании в службах медико-социальной экспертизы отпадает.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Как видно из этой статьи законодательством не предусматривается медицинское вмешательство со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы, а на них возлагается только определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты. А степень расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, а так же необходимый перечень обследований гражданина возлагаются на медицинские организации, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.

Более того, в соответствии с приказом Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», предполагается, что необходимым условием формирования состава бюро, является наличие не менее одного врача по медико-социальной экспертизе, что на наш взгляд значительно затрудняет деятельность службы медико-социальной экспертизы и снизит ее объективность.
Так как одному врачу практически очень трудно проводить опрос пациента, его осмотр, изучать представленные медицинские документы, выносить экспертные решения, заполнять акт медицинского освидетельствования, составлять индивидуальную программу реабилитации и т. д.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод в пользу заочного освидетельствования граждан в службе медико-социальной экспертизы по представленным документам.

Сведения об авторах:
Балека Лилия Юрьевна — Государственное автономное учреждение Ростовской области «Областной консультативно-диагностический центр» ГАУ РО ОКДЦ. Заместитель главного врача по организационно-методической и медико-статистической работе.
Потапов Владимир Николаевич — д.м.н, профессор кафедры гериатрии и медико-социальной экспертизы ГБУ ДПО РМАПО.

Статья опубликована в журнале: «Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-сроциальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии» № 1, 2014г.

Скачать статью (65кБ, формат doc)
 

Комментарий к статье от astra 71

Статья, безусловно, заслуживает обсуждения.
Никто из авторов статьи — непосредственно в учреждениях МСЭ — не работал (насколько мне известно).
Лично мое мнение (действующего эксперта МСЭ со стажем непрерывной работы в учреждениях МСЭ — более 20 лет) следующее.

Если называть вещи своими именами, то основная функция учреждений МСЭ (ранее  ВТЭК) — была, есть и, надеюсь, будет и далее — это — КОНТРОЛЬНАЯ функция.
Функция контроля за достоверностью сведений, предоставляемых ООЛПП в бюро МСЭ.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что не менее 50% всех Направлений на МСЭ по форме 088/у-06 содержат в себе данные, не соответствующие объективной реальности.
В среде МСЭ — даже термин такой (вежливый) придумали для этого распространенного явления — ГИПЕРДИАГНОСТИКА.

К примеру — в форме 088/у-06 — выставлен диагноз «выраженного вестибуло-атактического синдрома», в статусе невролога поликлиники: «походка атактическая, в позе Ромберга выраженная неусточивость, с падениями».
Является ЭТА ЖЕ больная на МСЭ — в обуви на высоких каблуках (не каждому здоровому в них легко пойти) — идет без всяких затруднений, в позе Ромберга (даже в усложненной) — стоит «как влитая».
О каком «выраженном» вестибуло-атактическом синдроме тут можно говорить?
Вопрос риторический.

Или — в форме 088/у-06 — выставлен диагноз: «Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей, ХАН 3ст. с обеих сторон».
Смотрим ЭТОГО ЖЕ больного — объективно — стопы теплые, обычной окраски, пульсация артерий стоп (задних большеберцовых и тыльных артерий) — СОХРАНЕНА с обеих сторон.
О каком «ХАН 3ст.» тут можно говорить?
Вопрос — также — риторический.

Это я к тому, что если бы решение в вышеприведенных примерах принималось ЗАОЧНО — без осмотра больных — то в обоих случаях — им следовало бы устанавливать инвалидности 2-й группы (при том — что ОБЪЕКТИВНО — там данных нет и на 3-ю группу).

И это не единичные случаи.
Это — СИСТЕМНОЕ явление.

ОТСУТСТВУЕТ у нас на сегодняшний день не то что ЖЕСТКАЯ, а даже МИНИМАЛЬНАЯ (на практике) ответственность ООЛПП за достоверность сведений, предоставляемых на МСЭ.
Законодательно эта ответственность закреплена пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
18. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но закрепление это — носит исключительно декларативный характер.
Нет отработанного механизма реализации этой ответственности.
На практике — максимум, что может сделать бюро МСЭ — в случаях вышеупомянутой ГИПЕРДИАГНОСТИКИ — это написать дефектурное письмо на имя Главного врача ООЛПП с просьбой не допускать в дальнейшем повторения подобного рода фактов.

Исходя из вышеизложенного — если обязать учреждения МСЭ выносить решения ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО заочно (по документам) — то уровень инвалидности — у нас поднимется многократно, ввиду того, что из процесса будет исключена контролирующая функция учреждений МСЭ (о которой я писал выше).
Пройдет пара-тройка лет и у нас в стране — каждый третий (как минимум) уже будет инвалидом (при таком раскладе).

Государство наше уже «наступало на эти грабли», когда — в бытность действия Приказа Минздрава РФ от 04.07.1991 N 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей — инвалидов в возрасте до 16 лет» (утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.05.2000 N 161) инвалидность детям устанавливалась поликлиниками вообще без участия бюро МСЭ.
После того, как этот порядок был отменен и установление инвалидности лицам до 18 лет было вновь передано в компетенцию учреждений МСЭ — у нас (экспертов МСЭ) была возможность лично убедиться в порочности подобной практики — когда на очередное освидетельствование стали приходить «инвалиды», имевшие справки об инвалидности, выписанные поликлиниками.

ГРОМАДНОЕ количество случаев — когда инвалидность эта (по справкам поликлиник) — устанавливалась ЯВНО без достаточных на то оснований — в том числе — и на сроки до достижения больными возраста 18 лет.
Инвалидность устанавливалась поликлиниками зачастую с самыми минимальными нарушениями (грубо говоря — чуть ли не с хроническим насморком) — причем — на сроки обычно до 18 лет.

Понятно, что в процессе лечения — между больным и лечащими врачами — зачастую устанавливаются довольно доверительные, неформальные отношения, что (мягко говоря) — не всегда СПОСОБСТВУЕТ объективности информации о состоянии его здоровья, которую эти врачи предоставляют на МСЭ.

Так это — в ситуации — когда еще СУЩЕСТВУЕТ контрольная функция бюро МСЭ, проводящего очные освидетельствования граждан.
А что же будет в ситуации, когда эти лечащие врачи будут точно знать, что больного эксперты МСЭ — вообще не увидят и экспертизу будут проводить ТОЛЬКО по документам (заочно)?
Ответ, на мой взгляд — очевиден.
Бюджет просто «треснет по всем швам» — из-за обилия инвалидов в стране.

Сложно подсчитать, какой материальный ущерб был нанесен государству этим непродуманным решением (отдать установление инвалидности у лиц до 18 лет — в компетенцию поликлиник).

Сейчас же — если реализовать на практике — положения этой статьи и ввести исключительно ЗАОЧНОЕ проведение МСЭ — ситуация будет практически аналогичная.
Роль экспертов МСЭ — будет сводиться всего лишь к тупому копированию диагнозов из заключений врачей ООЛПП.

О степени достоверности этих заключений (в очень многих случая) — я уже писал выше.
Как говорил нам (чистосердечно) один больной (пожилого возраста) — «я попросил ангиохирурга написать мне стадию ХАН побольше — он и написал».
Вот Вам и вся достоверность сведений, предоставляемых на МСЭ.

Исходя из вышеизложенного — перевод учреждений МСЭ исключительно на ЗАОЧНЫЕ формы проведения освидетельствования граждан на сегодняшний день — НЕ является целесообразным.
Негативные последствия такого перевода — приведены выше.

Так что фраза из введения в статью:
«Предложены нововведения способные качественно улучшить и ускорить процесс экспертизы» — действительности НИКАК не соответствует (в плане УЛУЧШЕНИЯ экспертизы).

Что касается юридических выкладок, содержащихся в данной статье, то лицензия на проведение медико-социальной экспертизы у учреждений МСЭ — имеется.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы регламентирован действующими НПА (нормативно-правовыми актами), зарегистрированными в Минюсте и имеющими силу закона.

В частности, пункт 55 Приказа Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 № 295н (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 г. N 21444):
55. Специалисты бюро, принимающие решение, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя государственной услуги принимают решение об установлении инвалидности либо об отказе в установлении инвалидности.

Пункт 25 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Т.е. — сам по себе — факт наличия у учреждения лицензии на проведение медико-социальной экспертизы — уже дает право экспертам проводить ОЧНОЕ освидетельствование больного (поскольку сама МСЭ — уже подразумевает и включает в себя эти функции — осмотра больного, опроса его жалоб и т.д.).
И при этом — нет необходимости получать какие-то дополнительные лицензии и проводить МСЭ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО — заочно.

www.invalidnost.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о