Процедура несостоятельности банкротства: Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве / КонсультантПлюс

Содержание

«Институт банкротства в России. Практика проведения процедур банкротства»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол», посвященный институту банкротства в России. Участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с оптимизацией института банкротства, направленные на сокращение сроков и повышение эффективности механизмов, применяемых в делах о банкротстве.

Провел «круглый стол» член Комитета СФ по экономической политике Алексей Дмитриенко Дмитриенко
Алексей Геннадиевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Пензенской области
.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 февраля 2018 года (Протокол № 144)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, руководители Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из правовых институтов, без которого невозможно существование и развитие рыночной экономики, при этом динамика количества банкротств зависит от возможных кризисных явлений и общего состояния экономики страны. Число российских организаций, сталкивающихся в качестве должников или кредиторов с проблемами несостоятельности, растет. По информации ЗАО «Интерфакс (оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве) в 2017 году судами принято 25 490 решений о введении процедур банкротства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств. Это на 8,22% превысило показатель 2016 года. Количество решений судов о признании российских компаний банкротами в 2017 году составило 13 577, что на 7,7% больше, чем в 2016 году.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве, носят публично-правовой характер. Принимая во внимание, что они обусловлены конфликтом различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодательством предусмотрены специальные механизмы учета воли сторон в целях выработки необходимых для проведения процедур банкротства решений. Законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.

Достижение этой цели должен обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом, и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени также носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т. д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

При этом существующий механизм назначения арбитражного управляющего по заявлению кредитора, первым обратившегося с заявлением о банкротстве, либо являющегося мажоритарным без учета аффилированности и в условиях затрудненности оспаривания независимыми кредиторами фиктивных требований, препятствует эффективности банкротства, способствует затягиванию введения банкротства, не мотивирует арбитражного управляющего вести экономически эффективную процедуру банкротства.

Участники «круглого стола» подчеркнули важность обеспечения социальной ответственности всех заинтересованных сторон в делах о банкротстве, в том числе арбитражных управляющих, и необходимость определения концепции взаимодействия сторон, позволяющей им стать союзниками в делах о банкротстве.

Такая социальная ответственность может заключаться в обеспечении осуществления надлежащих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и возможно полном удовлетворении требований работников, бывших работников должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Следует отметить, что, по данным Минтруда России, из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате на задолженность организаций, находящихся в процедурах банкротства, приходится свыше 25%.

В целом крайне актуален анализ действующего законодательства, а также находящихся в процессе подготовки и рассмотрения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов в сфере несостоятельности (банкротства) на их соответствие принципу баланса интересов и ответственности всех сторон в делах о банкротстве.

Участники «круглого стола» считают актуальным совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в том числе в части усиления реабилитационной составляющей института банкротства, сокращения сроков и повышения эффективности процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Актуальным направлением реформирования Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) является процедура реструктуризации.

Показатели низкого удельного веса вводимых судами реабилитационных процедур (менее 2 %) и завершения в 70% случаев процедур конкурсного производства без погашения задолженности перед кредиторами, среднего уровня удовлетворения требований кредиторов 3-й очереди в 2–3% от сумм долга, в совокупности свидетельствуют об использовании в большинстве случаев должниками и их бенефициарами банкротства, как способа уклонения от погашения долга. Действующее законодательство позволяет должникам и аффилированным лицам посредством включения в реестр кредиторов своих, а также фиктивных требований кредиторов получить возможность определяющим образом влиять на назначение арбитражного управляющего и принятие всех иных ключевых решений.

В такой ситуации должник и его собственники не мотивированы на финансовое оздоровление, поскольку имеют возможность в контролируемом банкротстве уклониться от уплаты долга. Это влечет существенные потери для бюджета и иных кредиторов, в том числе наименее защищенной их части, такой как работники, дольщики при банкротстве строительных организаций.

Также банкротство популярно, поскольку в ряде случаев позволяет вести деятельность в банкротстве без уплаты текущих, в том числе налоговых платежей, используя предоставляемый законодательством иммунитет от взыскания. Основными злоупотреблениями являются нарушение очередности платежей, ведение заведомо убыточной деятельности с выведением выгоды на компании-контрагенты, в том числе по схеме «давальческого сырья». Отмечается существенный вред такой деятельности, как для бюджетной системы Российской Федерации, так и для экономики в целом, поскольку такие недобросовестные лица получают неконкурентные преимущества в виде экономии на налоговых платежах от ведения производственной деятельности в банкротстве по сравнению с добросовестными налогоплательщиками.

Внесение в законодательство о банкротстве изменений, исключающих указанные злоупотребления, будет способствовать заинтересованности, как должника, так и кредиторов заключать соглашение о реструктуризации долгов вместо проведения процедур ликвидации бизнеса и распродажи имущества. Также отмечается неэффективность существующей в настоящее время процедуры наблюдения и, безусловно, судебной процедуры рассмотрения заявлений о включении в реестр требований кредиторов, затягивающих процесс урегулирования отношений между должником и кредиторами и влекущих рост дополнительной задолженности, в том числе перед работниками по заработной плате.

Учитывая значимость качественного функционирования института несостоятельности (банкротства) для повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях приоритетности социальной стабильности, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

продолжить работу над проектами федеральных законов, разработанных Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)» утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 г. № 1385-р, в том числе:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который направлен на обеспечение применения антикризисных механизмов к потенциально платежеспособным должникам, а также на защиту интересов кредиторов в части возможности более быстрой и экономичной ликвидации неэффективных должников;

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования процедуры реализации имущества при банкротстве и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», который предусматривает новый механизм проведения торгов и направлен на повышение эффективности проведения торгов по продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой дать разъяснения о порядке исполнения судебных актов арбитражного суда об исключении из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом, денежных средств, принятых по договорам депозитных счетов нотариусов (пункт 2 статьи 189.91 Закона о банкротстве, а также о возможности исключения из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом после 29.12.2015 года (дата вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), денежных средств внесенных в депозит нотариуса до названной даты.

Введение процедуры банкротства гражданина требует наличие у должника средств и имущества для финансирования процедуры банкротства | ФНС России

Дата публикации: 06.06.2016 16:37 (архив)

Более полугода действуют изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), касающиеся банкротства граждан. За это время Арбитражным судом Кировской области рассмотрены 85 заявлений о банкротстве физических лиц, введено 34 процедуры реструктуризации долгов, 10 процедур реализации имущества, отказано в признании гражданина банкротом по 41 заявлению.

Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области напоминает, что статьей 213.2 Закона о банкротстве предусмотрены следующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина:

  • Реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
  • Реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника.
  • Порядок реструктуризации долгов и реализации имущества гражданина определен статьями 213.1 — 213.32 Закона о банкротстве.
  • Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве в целях прекращения производства по данному делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. ст. 158 — 160 Закона о банкротстве).

Согласно складывающейся судебной практике в настоящее время немалая доля производств по делам о банкротстве физических лиц прекращается. Основной причиной прекращения производства по делу о банкротстве гражданина является отсутствие в достаточном объеме у должника-физического лица денежных средств и имущества, за счет которых могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена заложенность по денежным обязательствам перед его кредиторами.

При этом суды указывают, что из-за отсутствия у должника имущества, применение процедур банкротства  не позволяет достигнуть предусмотренных статьей 2 Закона о банкротстве целей (восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности перед кредиторами) и лишено правового смысла. Освобождение гражданина от обязательств не является задачей и смыслом института банкротства.

Между тем, количество заявлений в арбитражный суд о признании граждан банкротами возрастает. Так, в настоящее время на рассмотрении в суде находится 91 заявление, из них 25 заявлений  направлено коммерческими кредиторами,  66 заявлений — самими должниками.  

Более подробно о финансировании процедуры банкротства можно узнать здесь.

 

Что такое упрощенная процедура банкротства?

— Указанный порядок представляет собой сокращенную по срокам процедуру банкротства.

Поскольку главным его преимуществом является короткий срок, следовательно, упрощенная процедура несостоятельности экономичнее по отношению к полной процедуре несостоятельности.

По упрощенной процедуре несостоятельности проводится:

— банкротство ликвидируемого должника;

— банкротство отсутствующего должника;

— банкротство специализированного общества и ипотечного агента.

Более подробно остановимся на первых двух.

Банкротство ликвидируемого должника

Если собственником бизнеса принято решение о его ликвидации, то совершенно нет смысла заниматься восстановлением его платежеспособности.

Ликвидируемый должник – должник, в отношении которого принято участниками (акционерами, собственником) решение о ликвидации. Особенностью такой процедуры является то, что такие этапы процедуры несостоятельности как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не проводится.

В соответствие с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127 –ФЗ заявление о признании ликвидируемого должника банкротом подается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии. Этим же законом установлена обязанность для ликвидатора подать заявление в течение 10 дней со дня выявления признаков несостоятельности. Таким днем можно считать дату составления промежуточного ликвидационного баланса. Другой особенностью является то, что для заявления требований также установлен сокращенный срок –1 месяц с даты публикации сообщения о ликвидации.

Упрощенная процедура несостоятельности начинается с ликвидации юридического лица.

В регистрационный орган подаются документы на ликвидацию компании. Такими документами являются: решение о ликвидации, уведомление о ликвидации и назначении ликвидатора. Регистрационным органом выдаются соответствующие свидетельства о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Далее делается официальная публикация сообщения о ликвидации организации.

Суд, рассматривая указанное выше исковое заявление решает вопрос признании ликвидируемого должника несостоятельным. Определением суда вводится конкурсное производство. Срок конкурсного производства — 6 месяцев. Особенностью упрощенного порядка несостоятельности является то, что такие этапы банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не проводится.

Банкротство отсутствующего должника

Существует довольно много юридических лиц, которые долгое количество времени не осуществляют экономической деятельности, не участвуют в гражданском обороте в силу различных причин. Чаще всего у таких субъектов отсутствует какое-либо имущество.

Считается нецелесообразным проводить процедуру несостоятельности таких лиц по общим правилам. Поэтому в таких случаях применяется упрощённый порядок — банкротство отсутствующего должника.

Закон о банкротстве определил, что процедура несостоятельности отсутствующего должника проводится в случае:

— организация прекратила (фактически) свою деятельность;

— отсутствия места нахождения должника;

— если имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы, необходимые на проведение процедуры банкротства;

— не проведения банковских операций по счетам должника.

Заявление о признание отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором или уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

При применении процедуры несостоятельности отсутствующего должника, как и при применении все остальных упрощенных процедур, наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются. Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство в деле о несостоятельности отсутствующего должника, в принципе, проводится по общим правилам, предусмотренных Законом о банкротстве.

Андрей Ларин, директор Юридического бюро «Аргументъ»

Документы — Правительство России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О несостоятельности (банкротстве)

 

Принят Государственной Думой                               27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    16 октября 2002 года

 

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ, от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.05.2011 № 91-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 390-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 30.12.2012 № 294-ФЗ, от 07.06.2013 № 113-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.07.2013 № 189-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 28.12.2013 № 414-ФЗ, от 28.12.2013 № 419-ФЗ, от 12.03.2014 № 30-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.12.2014 № 405-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 29.12.2014 № 482-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 167-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 229-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 266-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 07.03.2018 № 53-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 12.11.2018 № 419-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 473-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 29.05.2019 № 105-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 04.11.2019 № 359-ФЗ, от 12.11.2019 № 377-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 507-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 24.04.2020 № 149-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 442-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 542-ФЗ, от 24.02.2021 № 23-ФЗ, от 20.04.2021 № 92-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ, от 30.12.2021 № 446-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ, от 30.12.2021 № 484-ФЗ)

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;  (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X1 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ)

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;  (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

(Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Часть введена — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

 

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

 

1. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

 

Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплат

ПРОИЗВОДСТВО ПО БАНКРОТСТВУ | определение в кембриджском словаре английского языка

производство по делу о банкротстве могут быть также привлечены к другим лицам при особых обстоятельствах. Из

Википедия