|
Полезно знать / Вот и настало время делать друг другу подарки!
Вот и настало время делать друг другу подарки!
"Вот и настало время делать друг другу подарки..."
"Вот и настало время делать друг другу подарки. Любовно выбранный дар без труда узнаешь среди прочих по стремлению дарителя угодить тем, кому он предназначен, по неповторимости выбора и по тому, как вручается подарок. Но больше, чем получать, я люблю их дарить. Какое удовольствие видеть, как радость озаряет лицо дорогого нам человека".
Андре Моруа
Подарки как форма проявления внимания издавна приняты и в частной, и в деловой жизни. Поводов для дарения множество. Одни связаны со значимыми этапами и событиями в личной жизни и деятельности человека. Другие - с системой поддержания и развития отношений. Третьи - с праздничными календарными датами. И то же в жизни организации: этапы и события; поддержание и формирование отношений с деловыми партнерами, общественно значимых связей; праздничные даты.
Цель подарка в деловой жизни - знак внимания, демонстрация уважения, проявление добрых намерений, заинтересованности в контактах, содействие созданию атмосферы благожелательности, благодарность за плодотворное сотрудничество.
Как и в частной жизни, ценность подарка измеряется не столько его меновой стоимостью, сколько проявленным тактом, пониманием, искренностью и бескорыстием. Нужно всегда помнить, что этика деловых отношений негативно оценивает любую попытку использовать давление на партнера, прямую и замаскированную форму взятки.
При дарении большое внимание уделяется тому, кто дарит. Тому, кому должен быть вручен подарок. Тому, каковы отношения между ними, степени близости. Как соотносится их служебное и общественное положение, влияние в деловом мире.
Серьезные фирмы, разрабатывая идеологию и политику своей организации в бизнесе, вырабатывают свою политику, связанную с подарками. Это касается отношений внутри коллектива и отношений внешних - с партнерами, поставщиками, клиентами, в том числе иностранными.
Сначала рассмотрим некоторые рекомендации и опыт, связанные с подарками на работе, внутри коллектива. Служебный этикет имеет иерархический характер, строго учитывает систему взаимодействия сотрудников с руководителями - служебную вертикаль. По служебному этикету не принято, чтобы сотрудники преподносили своему руководителю индивидуальные подарки. Они могут вручить коллективный подарок к Новому году либо по какому-то особому случаю. Однако если в коллективе существует традиция делать подарки всем мужчинам к 23 февраля или 9 Мая, а женщинам к 8 Марта, то руководители - женщина или мужчина - не могут быть обойдены вниманием. Секретарь руководителя может принять участие в общем подарке или, если они давно работают вместе, преподнести скромный сувенир от себя лично.
В США отмечается "неделя секретарей". В эту неделю начальники дарят секретарям цветы. Подарки руководителю - официальному лицу, от которого во многом зависят сотрудники, не должны быть слишком дорогими, так как это может поставить его в неудобное положение либо заставит задуматься о подлинных мотивах этого подношения.
Руководитель отдела, организации может сделать подарок сотруднику, лишь опираясь на законное и очевидное основание, чтобы не провоцировать пересуды и сплетни в коллективе. Поводом к вручению подарка могут быть крупное достижение в работе, успешное завершение проекта, сверхурочная работа и т.п. Такие личные события, как рождение ребенка, вступление в брак, окончание учебного заведения, защита диплома, диссертации. И, наконец, юбилей. И очень особый случай - выход сотрудника на пенсию. Руководство обычно определяет, какого рода подарок вручается от имени предприятия или фирмы. Традиционно это могут быть дорогие часы, хрусталь, аудио- и видеоаппаратура. При этом учитываются заслуги и вклад в процветание организации. На подарке могут быть выгравированы имя сотрудника, даты начала и окончания его службы в компании - на память. Обычно в процедуре чествования активно участвуют сотрудники. Они вручают свои подарки, цветы, рассказывают с юмором и признательностью об отдельных эпизодах биографии этого человека.
Когда сослуживцы в связи с важным событием в жизни коллеги хотят вместо маленького подарка преподнести что-нибудь более ценное и памятное, они собирают деньги на коллективный подарок. Каждый, включая непосредственного начальника, вносит сколько может. Принцип - абсолютная добровольность. В некоторых организациях создается специальный подарочный фонд, чтобы избежать практики постоянных поборов. Коллективно определяется сумма взноса или процент от зарплаты, а также принципы расходования средств из общей кассы. Главное, чтобы покупки подарков не формализировались, люди не стали рассматривать их как форму "возвращения собственных денег".
Индивидуальные подарки, которые сотрудники, не связанные субординационным соподчинением, делают друг другу, относятся к сфере межличностных отношений. Здесь нет регламентации. Служебный этикет требует от них только проявления такта, скромности и рекомендует вручать свой подарок без демонстрации, в неслужебной обстановке.
Правила делового общения с представителями других организаций базируются на принципах и нормах деловой и корпоративной этики. Сотрудник, независимо от должности и ранга, является представителем своей организации и должен способствовать сохранению и преумножению авторитета компании в бизнесе, в общественном мнении.
Подарки, которые деловые партнеры делают по разным поводам, в том числе с новогодними праздниками, Рождеством, могут варьироваться от сувенирных карманных календариков, вымпелов с эмблемой фирмы, бутылки хорошего вина до весьма ценных презентов. В сомнительной ситуации руководители и рядовые сотрудники не должны забывать о политике своей компании в этом вопросе. В некоторых случаях нужно вежливо поблагодарить за внимание и решительно отказаться от подарка. Это очень ответственный поступок, неприятный для дарителя. Отказ может быть мотивирован лишь принципиальной позицией компании или, в особых случаях, связан с нарушением такта дарителем, поведение которого воспринимается как давление. Служебный долг не оставляет выбора.
В том случае, когда Вы сами собираетесь подарить что-либо своему партнеру, Вы должны заранее навести справки о политике партнерской фирмы в данной сфере. В организации могут существовать ограничения и просто запреты. Но и тогда, когда нет официальных препятствий, купите что-нибудь хорошего вкуса, но не очень дорогое, может быть, чисто символическое.
Как выбрать подарок? Главное, нужно думать о человеке, соотнести свой дар с поводом. Если Вы недостаточно хорошо знаете вкусы и интересы человека, расспросите заранее о них его друзей, сослуживцев, членов семьи. Не ориентируйтесь только на себя, на свой вкус, свои интересы. Очень тонкое замечание об этом есть у Андре Моруа: "Мужчины по большей части склонны считать, что женщине доставит удовольствие то, что им нравится самим. Что может быть ошибочнее такого представления! Я восхищаюсь таким-то философом и готов подарить полное собрание сочинений той, которой больше пришелся бы по душе самый дешевый мех, самое скромное украшение, пусть даже цветы. Подарки нужно выбирать для того, кому они предназначаются, а не для того, кто их преподносит" .
Подарки официальным лицам, деловым партнерам, коллегам, друзьям, родственникам или знакомым имеют свою специфику.
Многие солидные организации создают у себя специальный подарочный фонд, который пополняют постоянно. Считается хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной эмблемой. Они могут быть разной стоимости - сувениры и подарки.
Представители фирмы-производителя иногда дарят своим партнерам образцы своих изделий или их макеты. На эти подарки распространяются общие положения этики. Нельзя забывать, что подарки, сувениры с броским логотипом фирмы относятся к разряду рекламной продукции и дарить их уместно только в том случае, когда рекламные цели совпадают с идеей подарка.
Автор: А. Логинова, заслуженный работник культуры Российской Федерации
|
|