Доп образование это: Дополнительное образование в Университете — Академия менеджмента и агробизнеса

Содержание

О дополнительном образовании — Информационный портал системы дополнительного образования детей

Неформально: Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания,  позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

Формально: Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

ФЗ «Об образовании в РФ»

Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты.

Образовательное пространство дополнительного образования не представляет собой единого поля. Под этим названием объединены образовательные программы разные по источникам финансирования, срокам и обязательности освоения, ведомственной принадлежности структур, их реализующих, взаимодействию с основными программами и целому ряду иных существенных характеристик.

Программы дополнительного образования

реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (например, клуб, секция, кружок, лаборатория, студия, оркестр, творческий коллектив, ансамбль, театр)

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено рядом направлений (направленностей):

  • художественное;
  • техническое;
  • естественнонаучное;
  • туристско-краеведческое;
  • социально-педагогическое;
  • физкультурно-спортивное.

 


Сухая статистика:

В системе дополнительного образования детей в России работают 10 410 (2015 г., в 2010 г. — более 17 000) профильных образовательных организаций в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются также во всем спектре образовательный организацияй — от дошкольного учреждения до ВУЗа.

Дополнительное образование детей в ведомственном подчинении Минобрнауки РФ  это (2012 г.):

  • 8539 учреждений дополнительного образования;
  • 307 419 преподавателей;
  • 7 997 226 обучающихся.

Дополнительное образование детей в Москве это (2012 г.):

  • 149 учреждений в системе Департамента образования;
  • 140 учреждений в системе Департамента культуры;
  • 85 учреждений в системе Департамента физической культуры и спорта;
  • 141 учреждение в системе Департамента семейной и молодежной политики;
  • 382 муниципальных досуговых клуба по месту жительства.

По программам дополнительного образования в Москве обучаются более 600 тысяч детей:

  • 350 тыс. в учреждениях дополнительного образования;
  • 200 тыс. на базе общеобразовательных школ;
  • 35 тыс. на базе колледжей и высших учебных заведений;
  • 15 тыс. на базе негосударственных учреждений.

Дополнительное образование — это.

.. Что такое Дополнительное образование?
Дополнительное образование

   — термин имеет три значения:

   1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;

   2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование;

   3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.

   — образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

   (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 37)

   Ч421.38

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Донцов, Александр Иванович
  • Дополнительное образование взрослых

Смотреть что такое «Дополнительное образование» в других словарях:

  • Дополнительное образование — образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. .. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И …   Официальная терминология

  • Дополнительное образование — образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам;… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Дополнительное образование — образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Дополнительное образование детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанн …   Википедия

  • Дополнительное образование детей — (внешкольная работа)     составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дополнительное образование взрослых —    см. Образование взрослых …   Педагогический терминологический словарь

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия


Система дополнительного образования в России: основы и функции

Культурная жизнь — важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

  • в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Дополнительное образование взрослых

Ключик от будущего

Д.Р. БОРОДИНА, старший научный сотрудник института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

Дополнительное образование с каждым годом становится всё более востребованным. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и указах президента указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.

Дополнительное образование в первую очередь нацелено на быструю коррекцию и повышение профессионального потенциала общества и конкурентоспособности экономики страны, но немаловажное значение играют и общеобразовательные программы, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.

В 2013 году в рамках мониторинга экономики образования было проведено социологическое обследование слушателей программ дополнительного образования взрослых, основные результаты которого представлены в предлагаемой статье1.

Выбор делает работа

Как показало проведенное обследование, 60 процентов обучающихся составляют женщины, причем 65 процентов слушателей имеют высшее образование. Средний возраст обучающихся – 34 года.

В ходе опроса респондентам было предложено охарактеризовать процесс обучения: содержание программы, квалификацию преподавателей, обеспеченность учебными материалами и их качество, организационные вопросы и ряд других моментов. Нужно было оценить важность этих составляющих при выборе программы, а также степень своей удовлетворенности. Все параметры программ обучения, получив оценку не ниже «4» по пятибалльной шкале, оказались важными и соответствовали потребностям респондентов. Ответы «полностью соответствует» и «скорее, соответствует» составляли 90 процентов и выше.

Что касается вопросов выбора программы, то, как свидетельствует практика, наибольшее влияние оказывает работа, а решающее слово зачастую остается за работодателем. Так, например, 30 процентов обучающихся не видели никакой альтернативы и отправились в поход за знаниями по решению руководства. Еще 40 процентов, самостоятельно узнав об определенной программе, не стали искать какие-либо иные варианты и приняли решение учиться по этому направлению. О сложном, многоступенчатом выборе из двух-пяти программ свидетельствуют не более четверти слушателей.

Информационным источником о месте будущей учебы для половины респондентов стали работодатели, каждый четвертый получил сведения от коллег и знакомых.

О том, что текущее обучение связано с сегодняшней или завтрашней работой, заявили 77 процентов опрошенных. Кроме того, основной целью обучения 62 процента респондентов назвали оттачивание мастерства в своей сфере практики, 23 процента – совершенствование в смежных областях или же необходимость смены деятельности. Для общего развития получают знания, умения и навыки лишь 15 процентов слушателей.

Систематическое обучение персонала зачастую прописано в концепции развития организации и в значительной мере влияет на развитие карьеры. Так, по требованию работодателей проходят обучение 30 процентов респондентов, еще 15 процентов слушателей обязаны повышать квалификацию в соответствии с законодательными актами: например, медицинские работники, аудиторы, педагогические работники и другие. По личной инициативе, без давления со стороны закона или руководителя, за парту сели бы чуть более половины опрошенных – 56 процентов.

Введение обязательного обучения в своей профессиональной области считают целесообразным 54 процента слушателей, такой необходимости не видят 30 процентов респондентов, а 16 процентов ответили, что оно и так уже организовано.

Мотивы к получению дополнительного образования (в процентах от общего количества респондентов)

Временные рамки

Наибольшей популярностью у слушателей пользуются краткосрочные программы – 47 процентов респондентов чаще всего проходят обучение по программам продолжительностью менее 72 часов, еще 48 процентов указали среднесрочные программы от 72 до 500 часов. О популярности краткосрочных программ утверждают и руководители образовательных организаций. Более того, они отмечают, что, несмотря на определенное снижение темпов, в целом наблюдается положительная динамика развития рынка дополнительного образования, а сегмент краткосрочных программ на этом фоне выделяется уверенным ростом. По мнению респондентов, именно такие программы дают наи­больший профессиональный эффект, позволяя получить наиболее актуальную и широкую информацию по интересующей тематике, а затем, при необходимости, слушатель может углублять свои знания и совершенствовать навыки на среднесрочных программах.

Слушателей, получающих знания ежегодно и порой по несколько раз в год, оказалось 37 процентов, третья часть садится за парты раз в два-три года, 30 процентов обучаются один раз в три года и реже.

Если говорить о времени, затрачиваемом на дополнительное обучение, то за 2013 год у 53 процентов слушателей этот показатель возрос, а у 36 процентов остался без изменений. В ближайшей перспективе большинство респондентов планирует оставить всё без изменений, чуть больше четверти респондентов намерены тратить больше времени на профессиональное обучение. Среди опрошенных 60 процентов считают более эффективным увеличить продолжительность программ, на которых обучаются, 40 процентов – их частоту.

Основной фактор, влияющий на изменение временных затрат на обучение, созвучен с главным мотивом обучения – «появление/исчезновение обстоятельств, требующих дополнительного профессионального обучения в сфере трудовой деятельности» (45,5 процента респондентов). А вот ценовой фактор не столь значим, его отметили лишь 6 процентов опрошенных.

Изменение временных затрат на дополнительное обучение (в процентах от общего количества респондентов)

Идеальный формат

В представлении респондентов основные параметры оптимального формата обучения выглядят следующим образом: лучше всего учиться один раз в год и даже чаще по программам продолжительностью от 72 до 500 часов. Замечательно, если обучение будет очным при непосред¬ственном общении с преподавателем в группе численностью до 10 человек. Что касается совмещения трудовой деятельности и учебы, то здесь ответы респондентов распределились равномерно, поскольку многое зависит от конкретной ситуации.

Если сравнить сложившуюся структуру наиболее посещаемых программ с идеальной, можно заметить, что слушатели считают необходимым обучаться чаще и по более длительным программам.

Кошелёк и учёба

Структура финансирования дополнительного образования взрослых в 2013 году заметно изменилась по сравнению с 2008 годом, когда проводился опрос домохозяйств: работодатели стали нести большую финансовую нагрузку. Так, доля обучающихся за счет работодателя выросла на 17 процентных пунктов и достигла 44 процентов слушателей. Доля оплачивающих дополнительное образование самостоятельно снизилась на 11 процентных пунктов и достигла 37 процентов. За счет средств бюджетов различного уровня и других источников обучаются 19 процентов опрошенных, что на 6 процентных пунктов ниже показателя 2008 года. Готовы взять образовательный кредит на дорогостоящие программы 17 процентов обучающихся по программам дополнительного образования: например, для получения диплома мастера делового администрирования или зарубежной стажировки.

Источники финансирования программ дополнительного образования взрослых: 2008 vs. 2013

Респонденты удовлетворены соотношением качества обучения и его стоимости, однако 30 процентов опрошенных готовы заплатить больше за более современное или индивидуализированное содержание программ.

Спрос на услуги дополнительного профессионального образования будет расти и впредь, это прекрасно видно по тому, что и работодатели, и взрослое население готовы охотно тратить как время, так и деньги на повышение качества работы и своей профессиональной ценности.

1 В обследовании приняли участие 3054 слушателя из 600 организаций всех федеральных округов России.

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Буйлова Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детейГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»,г. Москва[email protected]

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Аннотация. Статья посвящена уточнению представлений о дополнительном образовании детей в современной системе российского образования. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию этого педагогического феномена, анализируются его трактовки теоретиками и практиками.Ключевые слова:дополнительное образование детей, неформальное образование, индивидуальное развитие ребенка, мотивация к познанию и творчеству, свобода выбора.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином «дополнительное образование детей»характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок [1, с. 31‬35], создает «мостики»для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествоватьстандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в досуговую сферу, сближая и дополняя их: оно может расширять предметные знания,добавлять новые компоненты; оно может увеличивать «вооруженность»личности новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.По своему «местоположению» в системе образования дополнительное образование ‬это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах [2, с.7‬9]. Оно имеет свою специфику, которая связана с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим взаимодействию общего и дополнительного образования, которое приводит к позитивным результатам. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении многих лет, сегодня можно констатировать различное отношение, как к самому термину, так и его содержательному наполнению. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена названий ‬«внешкольное воспитание» стало «дополнительным образованием»,которое, исходя из его названия, должно дополнять и расширять образование общее [3].Анализ научнотеоретических исследований и современных нормативных документов позволяет выявить различные подходы к толкованию «дополнительного образования детей». Не ставя перед собой цель полного обзора предлагаемых формулировок, кратко рассмотрим некоторые из них.Первое определение дополнительного образования было предложено в ЗаконеРФ«Об образовании». Содержание статей Закона позволяет, по мнению М. О.Чекова, определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования [4]: по классификации образовательных программ, по типам образовательных учреждений и по месту реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства»; это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности [5, с.2]. Однако приведенное в законе понятие более ориентировано на взрослых. В обсуждаемом в настоящее время законопроекте (http://zakonoproekt2012.ru) рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование взрослых и детей. Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:‒процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации [6, с.9]; ‒специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психологопедагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения [7]; ‒процесс добровольно избранного ребенком освоениявида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию,самореализациии самоопределениючеловека [8];‒неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих иобразовательных потребностей [9, с. 22]; ‒особоеобразовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоциональноценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков [10, с.7];‒деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебновоспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности) [11].Такое многообразие взглядов объясняется сложностью и многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование»до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии», в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются, но все сведения обрываются на 2й половине 80х гг. , хотя энциклопедия датирована 2003 годом [12]. Зато «Педагогический энциклопедический словарь» гласит: «Дополнительноеобразованиедетей ‬составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» [13]. Почемуто данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого феномена, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей ‬развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересахличности, общества, государства [14]. Это вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в объѐме и темпе, адекватном творческой индивидуальности; проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами знаний; участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности, в освоении и создании культурных ценностей; организацию досуга в соответствии со своими интересами. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научнотехнического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [15].Своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целенаправленном использовании свободного времени для полноценного развития потенциальных возможностей обучающихся, в вариативности образовательных областей, видов деятельности и образовательных программ. С.Б.Серякова отмечает, что «специфика … дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной сферы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования» [16, с. 192].Становление и развитие дополнительного образования связывается с именем психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь, ‬когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования ‬монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь ‬через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования» [17].«Дополнительное образование, ‬считает А.Г.Асмолов, ‬поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [18, с. 6‬8]. «В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто ‬выбор предметов…Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не изпод палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть…Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь ‬ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование ‬зона ближайшего развития для образования России» [19].Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова [20], теряется его основное предназначение ‬удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям: «мы самоценны, ибо наше образование не то что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практикоориентированно» [21]. «Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей»[22].«Дополнительное образование, ‬считает Б.А. Дейч, ‬это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью ‬удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [23]. В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а так же осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества [24].Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее [25]:‒удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определѐнной ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;‒создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях прибавления новых достижений к уже имеющимся;‒исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т. д. за счѐт наполнения их жизни новыми возможностями;‒разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;‒оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;‒параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, при этом совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы» [26].Сравнительный анализ приведенных определений дополнительного образования дает возможность выявить общее и различное в подходах к данной дефиниции, которая объективно идентифицирует определенный исторический этап социальноэкономического развития государственных и общественных объединений, организаций и общеобразовательных учреждений [27, с. 29‬34]. Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоциональноценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. Как отмечает Е.В.Серединцева, «возникнув, явление начало жить самостоятельной жизнью и оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании» [28].Обобщая рассмотрение различных подходов, подчеркнем наиболее значимые характеристики. Дополнительное образование ‬это:‒образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;‒образование, удовлетворяющее постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей;‒мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;‒образование, осуществляемое по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты;‒оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности и государства. Эти определения соответствует Закону РФ «Об образовании», характеризующему образование как процесс, завершающийся констатацией достижения определѐнных результатов, и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации. Международная стандартная классификация образования (МСКО) не включает в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение и неорганизованные формы обучения[29,с.6]. Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению и общей социализации.Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования» [30, с. 3‬7]. Однако важно понимать, что:‒основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;‒дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;‒дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей.Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты [31].Необходимо констатировать, что каждое из приведенных определений исследуемого понятия имеет позитивные аспекты, но не может охватить все его содержательные элементы и фиксирует характеристики, значимые для конкретных исследователей. Поэтому можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». Приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи, а некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты этого вида педагогической деятельности. Дополнительное образование детей, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности, имеет в основании идею признания права ребѐнка на одновременное получение обязательного формального традиционного базового образования и образования, им не предусмотренного. Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), нипроизвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении последипломногообразования(ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне). По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам, что позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям, поэтому в настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки.Дополнительное образование детей ‬неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как [32]:‒сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностнокоммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни;‒зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;‒уникальное образовательное сообщество, где все участники ‬равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;‒социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоениясоциокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении. Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.

Ссылки на источники1.Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича//Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.‬М.: МИРОС, 1997.‬С. 31‬35.2.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.‬М.: АРКТИ, 2005.‬15 с.3.Дейч Б.А.Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса.‬URL: http://impisr.edunsk.ru/index.php.4.Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции: учебнометодическое пособие. ‬Самара: Издво Сам. ГПУ, 2000. ‬33 с.5.Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании»//Внешкольник. ‬1998. ‬№ 5. ‬С.2.6.Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. ‬М.: ВЛАДОС, 1996. ‬133 с.7.Скачков А.В. Дополнительное образование как социальнопедагогическая проблема: автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬Ростов н/Д., 1996.‬24 с.8.Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬М., 1998. ‬18с.9.Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей:автореф. дис. … доктора пед. наук.‬Казань, 1999. ‬39 с.10.Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование.‬2000.‬№1.‬С. 7.Газман О.С. Игра как системная потребность детства//Философия и педагогика каникул. ‬М., 1998.‬С. 23.12.Российская педагогическая энциклопедия. ‬URL:http://www. otrok.ru/teach/enc/info.php?n=5.13.Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. БимБад.‬М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.‬528 с.14.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (07.03.1995 г. № 233).15.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до2010 г.(от 6 октября 2004г. № ПК2). ‬URL:infopravo.by.ru›fed2004/ch03/akt14745.shtm. 16.Серякова С.Б.Психологопедагогическая компетентность педагога дополнительного образования: монография.‬М.: Издво МПГУ, 2005. ‬324 с.17.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. ‬1997.‬№9.‬С.7.18.Там же.19.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Стенограмма межрегионального совещаниясеминара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей.‬Петрозаводск, 13‬15 марта 1996. 20.Бруднов А.К. Управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: опыт, проблемы, перспективы// Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. ‬М.: МИРОС, 1997.‬С.74.21.Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации. Поиск, опыт, находки//Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научнопрактической конференции.‬СПб., 20‬24.03.1995.‬С.6.22.Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования//Воспитание школьников.‬1994.‬№ 5.‬С. 83.23.Дейч Б.А.Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса.‬URL:http://impisr.edunsk.ru/index.php.24.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. ‬М.: ВЛАДОС, 2004.‬239с.25.КуприяновБ.В. Функции учреждений дополнительного образования детей.‬URL:http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm.26. Там же.27.Горский В.А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. ‬2003. ‬№3.‬С. 29‬34.28.Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования //Внешкольник.‬1997.‬№4. ‬С. 29‬31.29.Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО.‬М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.‬С.6.30.Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования//Новые ценности образования.Выпуск 4(28).‬2006.‬С.3‬7.31.Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образованиедетей: вопросы и ответы.‬М.: Центр «Школьная книга», 2008.32.Программа развития системы дополнительного образования детей города Самары.‬URL:http://psycology.narod.ru/296.html.

Buylova Lubov,PhD in Pedagogical Science, Professor, Chairman of Department for ExtraCurricular Education of Children at the Moscow Institute of Open Education, Moscow [email protected] education of children: a concept explicationAbstract. Article is devoted specification of representations about additional education of children in modern system of Russian education. The author considers various approaches to understanding of this pedagogical phenomenon, its treatments by theorists and experts are analyzed.Keywords:Additional education of children, informal formation, individual development of the child, motivation to knowledge and creativity, a freedom in choosing.

возможности и перспективы — Татцентр.ру

Согласно данным, предоставленным в годовом отчете ООН, по уровню развития населения Россия занимает 63 место среди 175 стран мира. Индекс рассчитывался независимыми экспертами на основе данных о продолжительности жизни, уровне образования, использования новейших технологий, реального дохода на душу населения и др.

Россия уже давно утратила место лидера: даже уровень и качество образования — предмет гордости не одного поколения российской интеллигенции — вызывает скорее уже не гордость, а опасения. Несмотря на то что система высшего образования еще «пытается» держать «марку», так сказать — по старой памяти, система образования вообще и дополнительное образование в частности нуждаются в срочном вмешательстве государства. К слову сказать, все развитые страны уже давно осознали необходимость специальной, государственных масштабов политики в сфере дополнительного образования. В России же до сих пор не принят даже закон о дополнительном образовании.

Любовь Овсиенко, заместитель министра образования РТ:

— Сегодня девальвация знаний происходит за три года, в лучшем случае, за пять лет. Поэтому те специалисты, которые получили образование даже десять лет назад, нуждаются в переподготовке. Самый простой пример — строители. Обладая знаниями такой давности, очень сложно эффективно работать с новыми строительными материалами, новыми технологиями. Возьмем также специалистов технического направления. Продукты компьютерного рынка морально устаревают в среднем за три месяца! Специалисту просто жизненно необходимо повышать уровень квалификации, чтобы не остаться «за бортом». К сожалению, система дополнительного профессионального образования развивается намного медленнее. Тем не менее, можно отметить уже устойчивую тенденцию, которая наблюдается в РТ, по расширению предложения и улучшению качества системы ДПО. Стоит также отметить, что Татарстан намного опережает другие субъекты РФ в этом отношении.

Виктор Ветошкин, ректор Казанского института Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):

 — Вопрос учиться или нет сегодня вообще не ставится. Потому что ответ однозначен — учиться. Иначе просто нельзя. Темп нашей сегодняшней жизни намного увеличился по сравнению, скажем, со временами Ломоносова. Если тогда, чтобы достать какую-либо информацию, требовались годы, то теперь достаточно секунд. Умение учиться сегодня — это жизненно важная необходимость соответствовать миру, его запросам. Редко какой молодой человек сегодня этого не понимает. Обладание знаниями — шанс обладать миром, помните — «кто владеет информацией — тот владеет миром». Кроме того, очень важна включенность в процесс получения новых и новых знаний. Ведь сегодня жизнь информации — мгновение.

Это очень хорошо понимают во всем мире. Поэтому там образовательная политика осуществляется на должном уровне. Например, очень распространена система дополнительной профессиональной подготовки — учителя или врача не нужно заставлять выписывать профессиональные журналы или ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Просто там все это — обязательные условия, чтобы не потерять работу. А нам… Нам уже давно пора оставить иллюзии о том, что Россия — самая образованная, самая читающая страна. «Впереди планеты всей» теперь стоят другие. И чем раньше мы это поймем, тем результативнее будут действия на выправление ситуации. Необходимо отойти от старой системы образования, когда в человека внедрялось репродуктивное мышление. Потому что пока живо здоровое честолюбие в человеке, пока он хочет сделать «не так, а лучше» можно быть уверенными в прогрессе человечества.

Для того чтобы сегодня быть включенным в непрерывный процесс образования, достаточно просто правильно использовать имеющиеся возможности. Система дополнительного образования представлена в России общим и профессиональным дополнительным образованием.

Общее дополнительное образование развивает личность, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Это дополнительное образование для детей.

Основные направленности дополнительных образовательных программ следующие:

  • научно-техническая
  • спортивно-техническая
  • физкультурно-спортивная
  • художественно-эстетическая
  • туристско-краеведческая
  • эколого-биологическая
  • военно-патриотическая
  • социально-педагогическая
  • культурологическая
  • естественнонаучная и др.

Учреждения дополнительного образования детей — это дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные программы различных направлений; спортивные школы и клубы общей физической подготовки; кружки, студии, конструкторские бюро, интернет-кафе и информационные центры, станции, музеи. На начало 2002 года это более 18 тыс. учреждений, находящихся в ведении органов образования, органов по делам молодежи, культуры, спорта, общественных организаций.

Дополнительное образование также вносит существенный вклад в профессиональное образование средней и высшей ступеней. Так, научно-техническое творчество молодежи, обучающейся в колледжах, техникумах и вузах весьма успешно реализуется в виде внеучебных форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в самодеятельных объединениях увлекающейся молодежи.

Таким образом, данный уровень образования становится важной неотъемлемой частью единой государственной модели непрерывного многоступенчатого образования «школа — вуз — послевузовское образование — дополнительное образование».

Профессиональное дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.

Профессиональное дополнительное образование включает в себя:

  • повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
  • профессиональную переподготовку — приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
  • стажировку — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
  • дополнительную профессиональную подготовку — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.

Также одной из форм дополнительного образования считается дистанционное образование — универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Кроме того, одним из вариантов дополнительного образования можно назвать образование за рубежом. Это не только великолепная практика языка, но и одна из самых эффективных возможностей повысить квалификацию.

На заметку

Эта информация будет интересна тем, кому не безразличны жизненное благополучие и блестящая карьера; тем, кто беспокоится о получении качественного образования для своих детей и для себя. Диплом, полученный в Великобритании, открывает дороги в мировой бизнес, политику, науку. Изучение иностранного языка за рубежом — это возможность научиться уверенно и свободно использовать язык в любых ситуациях повседневного и делового общения.

«Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом является официальным представителем «Интеллект-тура» (г. Москва).

Предлагаем руководителям и топ-менеджерам пройти краткосрочные курсы в лучших учебных заведениях Великобритании для того, чтобы свободнее общаться с зарубежными партнерами или ориентироваться в профессиональной терминологии.

Образование за рубежом — это престижно!

Англия, Шотландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Мальта.

  • частные школы, колледжи, университеты
  • перевод из российских вузов
  • магистратура (Pre-MBA, Pre-Masters)
  • подготовка к сдаче международных экзаменов
  • профессиональная стажировка, диплом и сертификаты
  • языковые курсы для взрослых круглогодично
  • каникулярные программы для детей

«Казанская Консультационная Группа» сейчас набирает группу школьников на зимние и весенние каникулы 2004 года в Гастингс, Виндзор и Ирландию. Помимо обучающих программ будут проводиться обширные культурно-спортивные мероприятия, экскурсии. Ваш ребенок даже не успеет по вам соскучиться!

BellerbysCollege (Великобритания) объявил английский конкурс среди старшеклассников российских школ. Победителю вручают 10 000 английских фунтов стерлингов на обучение в этом колледже. Конкурс проходит в 3 этапа.

Первый этап: пишется сочинение на английском языке на тему «Почему я хочу учиться в Великобритании». Сочинения принимаются до февраля по адресу: г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1).

Этот учебный год одна из казанских школьниц уже начала в Bellerbys College.

С уважением,

«Казанская Консультационная Группа»

Образовательные программы за рубежом

г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1)

Телефон: 608−298, факс: 92−37−22

e-mail:[email protected]

www.intellect-tour.ru

С 2001 года система дополнительного профессионального образования находится в компетенции Министерства образования РТ и составляет одно из основных направлений его деятельности. В связи с этим были разработаны Концепция развития дополнительного профессионального образования в РТ и Программа развития системы дополнительного профессионального образования в РТ на 2002−2005 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ 19 июля 2002 года). Паспортизация, проведенная в рамках Программы, позволила провести качественный анализ состояния учреждений ДПО, который показал следующее:

Всего в РТ 433 учреждений ДПО, из них 85 (19,6\%) — негосударственных, 246 (56,8\%) — государственных учреждений, 102 (23,5\%) учебных центра — системы внутрифирменного обучения. В 2001 году в системе ДПО РТ обучились 109 тысяч человек, в том числе:

  • специалисты нефтяного и нефтехимического комплекса — 8300 (7,6\%)
  • специалисты автомобилестроения — 5100 (4,6\%)
  • специалисты машиностроения — 12 300 (11,2\%)
  • специалисты сельского хозяйства — 23 300 (21,3\%)
  • педагогические работники — 18 500 (16,9\%)
  • медицинские работники — 11 500 (10,5\%)
  • работники других отраслей — 27 000 (24,7\%)
  • временно безработные — 3000 (2,7\%)

В обеспечении учебного процесса в системе ДПО занято 5196 преподавателей, из них 3020 (58\%) докторов наук, 1176 (22\%) кандидатов наук.

Сегодня важнейшим аккредитованным общественно-государственным органом управления ДПО в РТ является Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ (МРЦПК).

Основными направлениями деятельности этого органа можно назвать:

  • координацию деятельности высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование
  • реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации
  • методическое обеспечение и консультационные услуги в области ДПО
  • предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей предприятий
  • разработка и экспертиза образовательных программ

Геннадий Черноусов, директор Академии труда и социальных отношений (АТ и СО):

— Мир меняется. Образование старого образца уже не совсем отвечает требованиям настоящего времени. Появились новые специальности — необходимы новые знания. И даже если эти знания предлагаются за деньги, то люди, которые тратят свои деньги на получение этих знаний, заслуживают уважения.

Наш вуз предлагает две наиболее востребованные в наше время специальности. Это — бухгалтерское дело и юриспруденция. Я совсем не согласен, когда говорят, что рынок юридических специалистов перенасыщен. Это просто невозможно. Потому что каждый человек должен обладать знаниями юриста. Это необходимо в повседневной жизни. И бухгалтерское дело — тоже очень жизненная дисциплина.

Кроме того, меня всегда очень возмущает утверждение некоторых людей, что качество платного образования ниже образования государственного. Это не так. У нас работают преподаватели из КГУ, учебные планы — наши и государственных вузов — утверждаются в одних и тех же УМО, библиотека у нас не хуже, а иногда располагает и более современной литературой, чем в некоторых других вузах.

Наталья Марченкова, выпускница АТ и СО:

— Я работаю на хлебозаводе главным бухгалтером. Работу совмещала с учебой на финансовом факультете. Знания, которые я здесь получала, помогали мне в решении многих вопросов, которые возникали в реальной жизни, на реальной работе. А теперь я вижу, что мне необходимы также знания и навыки юриста. Так что думаю, что я продолжу обучение здесь, но на другом факультете.

Но это не единственный вариант. Чтобы делать несколько дел одновременно, необходим особый склад характера и определенный график жизни. Например руководители нуждаются в особых условиях обучения. Программы, предназначенные специально для руководящего звена и признанные на мировом рынке образования, — лучший способ повысить уровень квалификации.

Азат Ганеев, директор программы «Мастер делового администрирования» (МВА, Казань), профессор КГФЭИ:

— В настоящее время только непрерывность процесса образования обеспечивает постоянную востребованность обществом полученной человеком профессии. Так что учиться необходимо постоянно. Благо, возможностей для этого сегодня предостаточно, хотя, конечно, и есть некоторые недоработки в системе образования. Думаю, что в недалеком будущем мы уже сможем видеть эти изменения в лучшую сторону. Образование превратится из временной дисциплины в постоянную.

На заметку

С тех пор как в стране рухнула командно-административная система, правильно управлять предприятиями, не имея специальных знаний, невозможно. Сейчас нужно уметь работать в команде, хорошо знать международный бизнес, внешнеэкономическую деятельность, маркетинг, менеджмент, нужно уметь управлять собой и своим временем — то есть заниматься самоменеджментом.

Программа «Мастер делового администрирования» (МВА) — это программа профессиональной переподготовки высшего уровня. Она предназначается для лиц с высшим образованием (по любой специальности), имеющих опыт практической работы не менее 2-х лет, избравших карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности. По этой программе КГФЭИ уже четвертый год готовит менеджеров высшей квалификации.

МВА дает возможность смены сферы профессиональной деятельности и право занятия управленческих должностей высшего и среднего звена в области управления бизнесом.

На основе защиты аттестационной работы выдается государственный диплом «Мастер делового администрирования», который является дипломом о дополнительном высшем образовании, и совместный сертификат МВА Высшей международной коммерческой школы (г. Мец, Франция), Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Казанского государственного финансово-экономического института.

Девиз программы «Учиться и работать в одно и то же время» позволяет в процессе обучения наряду с традиционными методами широко использовать современные методики, конкретные ситуации, компьютерные технологии, направленные на освоение программ подготовки, в том числе через усиление самостоятельной работы слушателей.

Продолжительность обучения составляет 2 года, после чего можно продолжить обучение, чтобы получить специализацию. Форма занятий очно-заочная.

Адрес: КГФЭИ, г. Казань, ул. Бутлерова, 4

Телефоны: 36−71−80, 64−28−81

Опыт показывает, что повышение внимания руководителей к обучению персонала влечет за собой формирование в кадровой политике предприятия следующих составляющих системы ДПО:

  • стимулирование карьерного роста работников через получение ими дополнительного образования;
  • сочетание прав работника в выборе профессии с правом работодателя по требованиям к уровню его квалификации;
  • обеспечение научно-технических программ развития предприятия подсистемой кадрового сопровождения, предусматривающих профессиональное обучение кадров для достижения поставленных задач.

А поскольку сегодня в республике предложения образовательного «продукта» существуют для любого начального уровня подготовки, то и пределов для совершенствования нет.

Чем отличается дополнительное профессиональное образование от дополнительного образования