Кто подлежит аттестации – Положение об аттестации персонала — Нормативные акты о делопроизводстве и законы об архивном деле

Содержание

Категории работников, не подлежащих аттестации

Ни один законодательный и нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня работников, не подлежащих аттестации. В статье рассматриваются категории работников, которые — как правило — освобождаются от аттестации, а также указываются нормативные документы, на основании которых это возможно. Конечно, необходимо законодательно закрепить указанный перечень, это позволило бы значительно снизить количество трудовых споров по данному поводу.

Положение о том, что работники, проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев, не подлежат аттестации, законодательными актами прямо не предусмотрено. Исходит оно из норм статьи 70 ТК РФ, которая устанавливает по общему правилу испытательный срок продолжительностью три и шесть месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций. Логично предположить, что если с работником заключен трудовой договор, как с успешно прошедшим испытательный срок, то нет оснований говорить о несоответствии занимаемой должности, а следовательно, и об аттестации работника.

Лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от аттестации согласно п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267, в ред. от 14.11.1986). В настоящее время данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, и является единственным документом, в котором приведен перечень работников, не подлежащих аттестации.

Одинокие матери и одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также родители детей-инвалидов и инвалидов детства в соответствии с трудовым законодательством, пользуются всеми льготами. Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя, не допускается. Исключение составляют увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Среди указанных оснований отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий увольнение работника по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Переводить указанных лиц без их согласия на другую, ниже оплачиваемую работу трудовым законодательством также запрещено, поэтому проводить их аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности нет никакого смысла.

Что касается работников, прошедших повышение квалификации по своей должности, а также работников, обучающихся без отрыва от производства на последних курсах высших учебных заведений по тому же профилю деятельности, по которому проводится аттестация, то здесь вопрос также не урегулирован законодательством, но на практике, как правило, такие работники не подлежат аттестации. Данные нормы предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Подготовлено при содействии Издательского центра IPR Media

Ю. В. Белянинова,
юрист

www.profiz.ru

Кто не подлежит аттестации по ТК РФ, постановлению no 470 267

Категории работников, не подлежащих аттестации

Ни один законодательный и нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня работников, не подлежащих аттестации. В статье рассматриваются категории работников, которые — как правило — освобождаются от аттестации, а также указываются нормативные документы, на основании которых это возможно. Конечно, необходимо законодательно закрепить указанный перечень, это позволило бы значительно снизить количество трудовых споров по данному поводу.

Положение о том, что работники, проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев, не подлежат аттестации, законодательными актами прямо не предусмотрено. Исходит оно из норм статьи 70 ТК РФ, которая устанавливает по общему правилу испытательный срок продолжительностью три и шесть месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций. Логично предположить, что если с работником заключен трудовой договор, как с успешно прошедшим испытательный срок, то нет оснований говорить о несоответствии занимаемой должности, а следовательно, и об аттестации работника.

Лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от аттестации согласно п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267, в ред. от 14.11.1986). В настоящее время данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, и является единственным документом, в котором приведен перечень работников, не подлежащих аттестации.

Одинокие матери и одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также родители детей-инвалидов и инвалидов детства в соответствии с трудовым законодательством, пользуются всеми льготами. Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя, не допускается. Исключение составляют увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Среди указанных оснований отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий увольнение работника по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Переводить указанных лиц без их согласия на другую, ниже оплачиваемую работу трудовым законодательством также запрещено, поэтому проводить их аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности нет никакого смысла.

Что касается работников, прошедших повышение квалификации по своей должности, а также работников, обучающихся без отрыва от производства на последних курсах высших учебных заведений по тому же профилю деятельности, по которому проводится аттестация, то здесь вопрос также не урегулирован законодательством, но на практике, как правило, такие работники не подлежат аттестации. Данные нормы предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Подготовлено при содействии Издательского центра IPR Media

Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ СССР

от 5 октября 1973 года N 470

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ТРУДУ СССР

от 5 октября 1973 года N 267

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Положение
о порядке проведения аттестации руководящих,
инженерно-технических работников и других специалистов
предприятий и организаций промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и связи

(в редакции постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР
от 22 октября 1979 г. N 528/445)
(с изменениями на 14 ноября 1986 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

совместным постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 14 ноября 1986 года NN 486; 489.

I. Общие положения

1. Аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также структурных единиц научно-производственных объединений, занятых производственной деятельностью, проводится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года N 531.
В соответствии с указанным постановлением проводится также аттестация в других отраслях народного хозяйства, на которые в установленном порядке распространено действие этого постановления.
Аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации и идейно-политического уровня.

При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

2. Аттестация проводится во всех подразделениях предприятий и организаций.
Перечень должностей, по которым проводится аттестация руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, определяется министрами и руководителями ведомств СССР по предприятиям и организациям, входящим в систему данного министерства или ведомства СССР, и Советами Министров союзных республик по предприятиям и организациям, входящим в систему республиканских министерств и ведомств, и местного подчинения по согласованию с соответствующим центральным комитетом или советом профсоюза, применительно к особенностям отраслей народного хозяйства, исходя из Типового перечня должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 года N 531, утвержденного ГКНТ и Госкомтрудом СССР.

3. Руководящие работники предприятий и организаций, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами, аттестации не подлежат.

II. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий

4. Аттестация проводится периодически, один раз в три — пять лет. При этом периодичность проведения аттестации определяется министерствами и ведомствами и должна быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хозяйства.
Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

В очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года.

5. Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.
В необходимых случаях допускается назначение нескольких аттестационных комиссий.

III. Порядок проведения аттестации

6. Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа.

На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый является членом ВЛКСМ) организациями составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация, соблюдение им государственной и производственной дисциплины, достигнутые показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни.
Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации.
Аттестуемый работник должен быть заранее, но не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом (характеристикой).

7. Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.
При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы предприятия, организации, особенно заданий по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации труда и производства; соблюдения трудовой дисциплины; квалификации и исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих; выполнения обязательств по социалистическому соревнованию и участия в общественной жизни.
На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:
а) соответствует занимаемой должности;
б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
в) не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.
Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.

8. В голосовании участвуют члены аттестационной комиссии, присутствующие на данном заседании. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии.
При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности.

9. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах (форма прилагается)*.

* Форма аттестационного листа не приводится
Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

10. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.
Аттестационный лист и отзыв (характеристика) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

IV. Решения, принимаемые по результатам аттестации

11. После завершения работы аттестационной комиссии администрацией предприятия и организации разрабатываются с участием общественных организаций мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации кадров, широкое использование научных методов управления и организации труда, и организуется контроль за их осуществлением.

12. Руководитель предприятия, организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель предприятия, организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

13. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

14. Министерства и ведомства обеспечивают руководство работой по аттестации работников на подведомственных им предприятиях и в организациях, осуществляют систематический контроль за правильностью ее проведения и принимают меры по совершенствованию работы по аттестации и широкому распространению положительного опыта на основе глубокого изучения, анализа, обобщения работы по аттестации.
Общее методическое руководство аттестацией в соответствии с настоящим Положением и контроль за организацией работы по ее проведению министерствами и ведомствами осуществляется Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.

V. Отдельные положения проведения аттестации в производственных отраслях народного хозяйства

(раздел дополнительно включен
совместным постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР
от 14 ноября 1986 года NN 486; 489)

15. Аттестация руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) проводится периодически, не реже одного раза в три года (мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности — не реже одного раза в два года).

16. В производственных отраслях народного хозяйства аттестационные комиссии кроме рекомендаций, указанных в пункте 7 настоящего Положения, дают рекомендации о присвоении квалификационной категории или классного звания, повышении должностных окладов, установлении надбавок к ним за высокие достижения в труде, а при необходимости — о снижении должностных окладов, изменении или отмене надбавок к ним, понижении квалификационной категории или классного звания отдельным работникам.

17. Руководители объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства с учетом рекомендаций аттестационных комиссий принимают решения, кроме предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, также о присвоении или изменении квалификационной категории или классного звания работникам, повышении или понижении должностного оклада работникам в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, установлении, изменении или отмене надбавок к ним. При этом снижение должностного оклада, понижение квалификационной категории или классного звания производится только с учетом мнения аттестационной комиссии.

Типовой перечень**
должностей руководящих, инженерно-технических работников и
других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства,
транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих
аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР
от 26 июля 1973 года N 531

(утв. постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР
от 22 октября 1979 г. N 528/445)

_________________
** В Перечень включены базовые наименования должностей руководящих работников и специалистов. Аттестации подлежат все работники, должности которых перечислены в данном Перечне, а также работники, занимающие должности, образованные от указанных базовых наименований: заместители и помощники руководителей, ведущие, старшие, сменные, дежурные, групповые, районные специалисты, а также специалисты различных квалификационных категорий (конструкторы, модельеры и др. I, II и III категорий). Перечень должностей работников, подлежащих аттестации, может быть расширен министерствами и ведомствами с учетом специфики отраслей народного хозяйства.

Руководители (за исключением руководителей, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами)

Главные и старшие (на правах главных) специалисты всех наименований.
Начальники (заведующие): баз, бюро, групп, инспекций, кабинетов, камер, касс, контор, лабораторий, мастерских, отделений, отделов, парков, питомников, площадок, производств, пунктов, резервов, секторов, складов, служб, станций, участков, филиалов, хозяйств, хранилищ, экспедиций.
Начальники: агентств, аэродромов, аэропортов, башен, буро-взрывных работ, вагонов, вахт, вентиляций, внутрипортовой механизации, водоводов, водопроводов, вокзалов, вычислительных центров, гаражей, гидравлик, гидроузлов, депо, дистанций, доков, драг, каналов, карьеров, колонн, комплексов, котельных, лесных бирж, маршрутов, машин, маяков, мельниц, механизированных горок, нефтегазоразведки, отрядов, очистных сооружений, партий, перевозок, переделов, переправ, погрузочно-разгрузочных работ, подстанций, поездов, портовых надзоров, портовых пунктов, портовых флотов, постов, пристаней, причалов, проходок, пусковых работ, путей, радиостанций, разрезов, разъездов, районов, рейдов, рудников, скважин, смен, составов почтовых вагонов, тоней, транспорта, узлов, управлений, установок, фабрик, цехов (корпусов), шахт, шлюзов, элеваторов, электростанций, эстакад.
Заведующие: архивами, грузовыми дворами, канцеляриями, кладовыми, комнатами, обстановками, пакгаузами, платформами, секциями.
Управляющие: отделениями, сельскохозяйственными фермами (участками).
Руководители: групп, полетов.
Десятники, мастера, производители работ, техноруки, бригадиры животноводческих и растениеводческих бригад.
Капитаны, капитаны-наставники.
Командиры, командиры-наставники.

Специалисты (за исключением специалистов, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами)

Агенты морские
Агрономы всех специальностей и наименований
Администраторы дежурные
Арбитры
Архитекторы
Багермейстеры
Бактериологи
Биологи
Биохимики
Бухгалтеры всех наименований
Бухгалтеры-ревизоры
Ветеринарные врачи
Водолазные специалисты
Геодезисты
Геологи
Геофизики
Гидроакустики
Гидрогеологи
Гидрографы
Гидрологи
Гидрометеорологи
Гидротехники
Дежурные (на железнодорожном транспорте)
Дессинаторы
Диспетчеры
Докмейстеры
Зоотехники всех специальностей и наименований
Инженеры всех специальностей и наименований
Инспекторы (по основной деятельности)
Ихтиологи
Ихтиопатологи
Калибровщики
Картографы
Колористы
Конструкторы всех наименований
Конфекционеры
Кранмейстеры, кранмейстеры-капитаны
Лоцманы
Маркшейдеры
Математики
Методисты
Механики, механики-наставники
Микробиологи
Модельеры
Нормировщики
Операторы (диспетчерских служб)
Охотоведы
Переводчики
Программисты
Психологи
Радионавигаторы
Редакторы
Рыбоводы
Сметчики
Составители лоций
Социологи
Спектроскописты
Стивидоры
Строители кораблей
Теплотехники
Технологи всех наименований
Товароведы
Топографы
Фармакологи
Физиологи
Химики
Художники
Художники-модельеры
Штурманы
Экономисты всех специальностей и наименований
Электромеханики
Энергетики
Энохимики
Энтомологи
Юрисконсульты

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

Правовое регулирование

При рассмотрении понятия аттестации стоит опираться на определение квалификации сотрудников, которое содержится в ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ.

Согласно данному положению, квалификация работников — это уровень их знаний, навыков и профессионального опыта, помогающего им выполнять свои трудовые обязанности.

Характеристика понятия квалификации, согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, определяется профессиональными стандартами.

Сегодня существует немалое количество подобных стандартов, действующих совместно со справочниками квалификации (ЕТКС и ЕКС).

Обязательное использование данных справочников пока нигде не указано.

Исходя из ст. 81 ТК РФ, порядок проведения аттестации регулируется нормативно-правовыми документами и внутренними положениями предприятия.

Последние принимаются в соответствии с установленными на предприятии правилами.

При этом должно учитываться мнение органа, представляющего интересы работников данной организации.

На государственных предприятиях аттестация проводится согласно порядку, описанному в нормативно-правовых актах. Коммерческие предприятия вольны самостоятельно устанавливать методику оценки знаний сотрудников.

Однако тут есть два небольших ограничения. В соответствии с пп. 2-3 ст. 82 ТК РФ, при проведении аттестации возможны несколько сценариев:

  1. В случае если по итогам проведения оценки стало возможным увольнение сотрудника, в состав апелляционной комиссии должен быть включен представитель профсоюза.
  2. Если увольнение коснулось члена профсоюза, тогда должно быть учтено обоснованное мнение профсоюза, препятствующее увольнению.

Главным принципом при проведении аттестации является ее добровольность.

В некоторых сферах работник имеет право добровольно пройти аттестацию на основании поданного им заявления.

Чаще всего подобное встречается среди педагогов. В этом случае оценка проводится для повышения квалификации и назначения первой или высшей категории.

Необходимость проведения и основная роль

Проведение аттестации заключается в оценке уровня навыков и подготовки сотрудников и определении их соответствия занимаемым должностям.

Ее главное назначение заключается не в контроле, а в обнаружении резервов, которые можно использовать для повышения отдачи от сотрудников.

Главное требование, предъявляемое к аттестации, — это объективность при оценке. Она обычно противопоставляется такому понятию, как субъективность, от которой необходимо избавляться любыми способами.

Вне зависимости от того, существуют ли нормативный акт о порядке проведения аттестации, в каждой организации должен быть предусмотрен собственный документ, регламентирующий данную процедуру.

В Положение об аттестации рекомендуется внести следующие пункты:

  • понятие аттестации, ее основные цели и задачи;
  • категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации;
  • сроки проведения аттестации;
  • полномочия комиссии и ее состав;
  • графики проведения испытания;
  • список сотрудников, отвечающих за подготовку материалов для проведения оценки;
  • критерии оценки;
  • порядок проведения;
  • возможные последствия для работника.

Подобный документ требуется для объективности проведения оценки.

Категории неаттестуемых работников

Согласно ч. 7 ст. 336 ТК РФ, аттестация не проводится в отношении сотрудников, трудоустроенных на основании срочного трудового договора.

Помимо этого, оценка профессиональных навыков не может проводиться для следующих категорий работников:

  • лиц, занимающих свою должность меньше двух лет;
  • беременных женщин;
  • женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудников научной сферы, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В последнем случае аттестация возможна не раньше, чем через два года после выхода из отпуска.

Данный перечень сотрудников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в соответствии с локальным Положением об аттестации.

На этом основании в него могут быть включены сотрудники:

  • трудящиеся на основании внутреннего совместительства;
  • оформленные по трудовому соглашению на срок до одного или двух лет;
  • только что прошедшие профессиональную переподготовку;
  • назначенные на должность на конкурсной основе.

В последних двух случаях аттестация не проводится в течение года после повышения квалификации или после назначения на должность.

Похожие статьи:

nec-it.ru

работники, пенсионеры, закон и положение, педагоги, бухгалтера, вопросы, ЗП и сертификация

Аттестация персонала

Во многих организациях аттестация работников носит формальный характер.

Это связано с тем, что в Трудовом кодексе РФ не содержится обязательных сроков и указаний для ее проведения.

Однако аттестация персонала способна в разы повысить эффективность организации за счет увольнения работников, не справляющихся со своими обязанностями, и найма служащих, больше соответствующих должности.

Содержание статьи

Понятие об аттестации

На сегодняшний день в ТК РФ не предусмотрено четкого определения понятия аттестации.

Для понимания сути вопроса следует обратиться к словарю, в котором сказано, что под аттестацией следует иметь ввиду оценку профессиональных навыков и компетенции сотрудника для определения его соответствия занимаемой должности.

Проведение аттестации помогает организации:

  • оптимизировать численность персонала;
  • создать дополнительные мотивационные условия для профессионального роста сотрудников;
  • сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных работников;
  • уволить или перевести на другую должность сотрудников, работающих не на своем месте.

Правовое регулирование

При рассмотрении понятия аттестации стоит опираться на определение квалификации сотрудников, которое содержится в ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ.

Согласно данному положению, квалификация работников — это уровень их знаний, навыков и профессионального опыта, помогающего им выполнять свои трудовые обязанности.

Характеристика понятия квалификации, согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, определяется профессиональными стандартами.

Проведение аттестации

Сегодня существует немалое количество подобных стандартов, действующих совместно со справочниками квалификации (ЕТКС и ЕКС).

Обязательное использование данных справочников пока нигде не указано.

Исходя из ст. 81 ТК РФ, порядок проведения аттестации регулируется нормативно-правовыми документами и внутренними положениями предприятия.

Последние принимаются в соответствии с установленными на предприятии правилами.

При этом должно учитываться мнение органа, представляющего интересы работников данной организации.

На государственных предприятиях аттестация проводится согласно порядку, описанному в нормативно-правовых актах. Коммерческие предприятия вольны самостоятельно устанавливать методику оценки знаний сотрудников.

Однако тут есть два небольших ограничения. В соответствии с пп. 2-3 ст. 82 ТК РФ, при проведении аттестации возможны несколько сценариев:

  1. В случае если по итогам проведения оценки стало возможным увольнение сотрудника, в состав апелляционной комиссии должен быть включен представитель профсоюза.
  2. Если увольнение коснулось члена профсоюза, тогда должно быть учтено обоснованное мнение профсоюза, препятствующее увольнению.

Главным принципом при проведении аттестации является ее добровольность.

В некоторых сферах работник имеет право добровольно пройти аттестацию на основании поданного им заявления.

Чаще всего подобное встречается среди педагогов. В этом случае оценка проводится для повышения квалификации и назначения первой или высшей категории.

Необходимость проведения и основная роль

Проведение аттестации заключается в оценке уровня навыков и подготовки сотрудников и определении их соответствия занимаемым должностям.

Ее главное назначение заключается не в контроле, а в обнаружении резервов, которые можно использовать для повышения отдачи от сотрудников.

Главное требование, предъявляемое к аттестации, — это объективность при оценке. Она обычно противопоставляется такому понятию, как субъективность, от которой необходимо избавляться любыми способами.

Вне зависимости от того, существуют ли нормативный акт о порядке проведения аттестации, в каждой организации должен быть предусмотрен собственный документ, регламентирующий данную процедуру.

В Положение об аттестации рекомендуется внести следующие пункты:

  • понятие аттестации, ее основные цели и задачи;
  • категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации;
  • сроки проведения аттестации;
  • полномочия комиссии и ее состав;
  • графики проведения испытания;
  • список сотрудников, отвечающих за подготовку материалов для проведения оценки;
  • критерии оценки;
  • порядок проведения;
  • возможные последствия для работника.

Подобный документ требуется для объективности проведения оценки.

Категории неаттестуемых работников

Согласно ч. 7 ст. 336 ТК РФ, аттестация не проводится в отношении сотрудников, трудоустроенных на основании срочного трудового договора.

Помимо этого, оценка профессиональных навыков не может проводиться для следующих категорий работников:

  • лиц, занимающих свою должность меньше двух лет;
  • беременных женщин;
  • женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудников научной сферы, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В последнем случае аттестация возможна не раньше, чем через два года после выхода из отпуска.

Данный перечень сотрудников, не подлежащих аттестации, может быть расширен в соответствии с локальным Положением об аттестации.

На этом основании в него могут быть включены сотрудники:

  • трудящиеся на основании внутреннего совместительства;
  • оформленные по трудовому соглашению на срок до одного или двух лет;
  • только что прошедшие профессиональную переподготовку;
  • назначенные на должность на конкурсной основе.

В последних двух случаях аттестация не проводится в течение года после повышения квалификации или после назначения на должность.

Спорные вопросы

Больше всего сложностей проведение аттестации вызывает в организациях, где нет профсоюза и категорий работников, для которых строго описан процесс проведения оценки.

Процедура должна происходить на основании локальных актов, однако не все работодатели разбираются в том, что должно быть отражено в них.

По этой причине оценка в таких организациях можно носить слишком субъективный характер.

znaybiz.ru

Порядок аттестации педагогических работников в 2019 году

Задать вопрос эксперту ClubTK