Общее понятие управления и его виды — Студопедия
Билет №1
Управление – взаимодействие между участниками (субъектами и объектами)
Субъект – этот тот, кто может воздействовать.
Объект – тот, кто должен претерпевать такое воздействие.
Социальное управление – управление обществом/в обществе.
Подвиды социального управления:
Общественное (семья, религиозные, политические объединения и т.д.)
Муниципальное (муниципии – самоуправляемая территория)
Государственное (вид государственной деятельности, обособленный от других видов, предполагающий наличие взаимосвязей между субъектами и объектами взаимоотношений)
Управление – упорядочивающее воздействие субъекта на объект.
Гос. управление
С точки зрения теории права государственное управление (управленческая деятельность) представляет собой основанную на нормах законов реализацию уполномоченными субъектами исполнительно-распорядительных функций в различных сферах и областях.
Управленческая сфера – круг общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, т.е. воздействию норм.
Государственное управление осуществляется различными органами государства.
Государственное управление отличается от законотворчества и правосудия, поскольку осуществляется в особых формах: правовой (издание актов), организационной, материально-технической.
Черты государственного управления:
Имеет самостоятельные цели
В процессе государственного управления реализуются функции государства в различных сферах: хозяйственной, социально-культурной, административно-политической и т.д.
Носит властный характер
Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются уполномоченные органы и должностные лица
В процессе государственного управления реализуется исполнительная власть.
Исполнительная власть – это совокупность организационно-функциональных механизмов государственно-властного характера для реализации целей и задач государственной политики, закреплённых и изложенных в НПА.
Исполнительная власть – политико-правовая категория, а государственное управление – организационно-правовая. Что больше?
Сравнительные признаки:
По содержанию. По Монтескье власть – это воля (некая формулировка, норма, правило поведения, выработанное государством) и возможность её навязать (навязывание – реализация)
По кругу субъектов. Государственное управление присуще всем ветвям власти и поэтому оно шире исполнительной власти.
Осуществляется в процессе правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление
33.Общее понятие управления и его виды.
Управление- упорядывающее воздействие субъекта на объект.
Виды управления:
1.Техническое
2.Биологическое
3.Социальное(общественное- семья, общественные организации, политические сообщества; муниципальное; государственное)
Гос управление- деятельность, в результате которой осуществляется подзаконное нормотворчество и реализуется исполнительная власть.
Цель гос управления- реализация норм законов.
Черты гос управления:
-основано на нормах;
-осуществляется в особых актах(формах).
Гос управление носит властный характер. Его осуществляют уполномоченные субъекты.
Государственное управление — разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли — административного права.
Сферы:
1. Экономическая
2. Социально-культурная
3. Административно-политическая
Формы:
1. Правовые
2. Неправовые-организационная
— материально-техническая
Признаки:
1. Самостоятельные цели
2. Реализуется в различных сферах
3. Реализует функции государства
4. Единый взаимосвязанный процесс имеющий властный характер
5. Субъекты-уполномоченные органы
6. Реализуется исп власть
7. Законодательством предусмотрена возможность осущетсвления нормативного нормотворчества, сочетающего правоустановление и правоприменение
Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем.
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения. Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
34.Органы(должностные лица), назначающие административные наказания.
Согласно ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении
рассматривается по месту его совершения.
Назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном
правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более
строгого административного наказания.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от
характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное
обстоятельство отягчающим.
В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.
Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).
Понятие, функции и виды управления :: BusinessMan.ru
В последние несколько десятков лет обстановка в стране совсем не предрасполагала к удачному построению производственного и совсем не пощадила виды государственного управления. Кроме того, значительную роль играет средний заработок населения. После изменения государственного строя экономика переживала не самые лучшие времена. Это отразилось на значительном падении производственной и деловой активности.
Важность управления
Вне зависимости от того, какой период переживает страна, кризисный или спокойный, деятельность любых организаций требует квалифицированного управления, которое гарантирует не только развитие и эффективное функционирование, но и выживание предприятия. Кроме того, стоит отметить, что виды структур управления влияют также на взаимоотношения между организациями и принятие решений в будущем.
Особенности
Основная особенность управления в наши дни ссылается на эффективность управленческих действий с учетом недостатка ресурсов, уменьшения административного влияния и регулировки производства, а также с учетом интенсификации производства. Оно должно играть свою роль в развитии рынка, стабильности ценовой политики и отношений касательно оптовой торговли.
Понятие
Управление одновременно является и элементом, и включает в себя виды функций управления, которые должны обеспечивать системе сохранение ее структуры, поддержку режима, а также реализовывать задачи и цели, необходимые для ее развития. Под управлением принято понимать совокупность процессов, которые способны обеспечить поддержку системе в конкретном состоянии или усовершенствование ее механизмов с целью улучшения ее работы, используя разработки и воздействуя на нее методом постановки задач и целей. Воздействия происходят на основании сбора, передачи и обработки информационных потоков, включая в себя управленческие решения. На этом принципе основываются понятие и виды управления. Иными словами, руководство воздействует на сотрудников так, чтобы они стремились к достижению целей, выгодных организации.
Задачи
Люди, которые представляют собой аппарат управления, должны эффективно использовать и координировать все возможные ресурсы компании, чтобы достичь целей, полезных для нее. Основная задача менеджмента – это использование опыта, навыков, интеллекта и знаний в постановке задач, позволяющих достигнуть цели организации. Она включает в себя также основные виды управления. Стоит учитывать, что все ресурсы должны быть при этом распределены рационально и максимально выгодно для общей цели компании.
Менеджмент
В качестве объекта управления можно принимать отрасли, территориальное собрание людей, воспроизводство, экономическую деятельность, ресурсы и производство. В качестве субъекта – людей, находящиеся на руководящих постах, у которых есть полномочия принимать решения. Виды структур управления разделяют по таким признакам:
— Нормативное управление – предусматривает разработку и воплощение в реальность философии компании, иными словами, проводится предпринимательская политика, которая позволяет определить позицию организации на рынке и сформировать ее общие стратегии.
— Стратегическое управление – создание стратегий, распределение их во временных рамках. При этом формируется потенциал успеха компании, проводится контроль за реализацией стратегий.
— Оперативное управление – разработка оперативных и тактических мер, способствующих практических решений, направленных на усовершенствование эффективности работы предприятия.
Принципы менеджмента
Основываясь на функциональном делении работы управления, менеджмент разделяют на такие виды: производственный, административный, кадровый, экологический, творческий и многое другое. Методами управления считаются способы работы с использованием конкретных инструментов, средств и способов управления. Они бывают социально-психологическими, экономическими и административными.
Подробное рассмотрение принципов управления
Ограниченность (целостность) отталкивается от мнения, что любая система зависит от своих элементов, но при этом ее свойства не являются свойствами этих частей. Она не сводится к ним или их сумме. У системы они свои, при этом они не отражаются ни на одном из ее элементов. Свойствами системы можно считать качество и эффективность управления.
Генетическая определенность заключается в решении проблемы методом поиска причин ее возникновения. Проходит анализ факторов, которые ее спровоцировали, и их последствий. Руководитель должен сначала определить почему это произошло, а уже дальше принимать решения, что с этим делать.
Пространственно-временные виды систем управления предполагают существование системы, которая не зависит от внешних факторов. Этот процесс важен, что видно при анализе управления транснациональных корпораций, динамики их коммуникаций во время роста и развития фирмы. Тут имеется в виду, что любая связь, неважно, внутренняя она или внешняя, любой элемент относится к определенному временному и пространственному промежутку. Важно, какое именно в это время было влияние, и как это отразилось на функционировании организации. Не менее важна история или этап, иными словами, цикличность существования системы и ее развитие. Тут требуется четкий учет всех тенденций, повлиявших на развитие.
Это помогает предвидеть подъемы и спады в развитии организации. Данный принцип используется также, когда рассматриваются виды государственного управления. Кроме того, дает возможность подготовиться к ситуациям на гране кризиса и поможет определить, когда стоит принимать рискованные решения. Главное — выделить связь между прошлым и нынешним этапом и качественно ее проанализировать.
Условность системных границ со средой извне с сохранением целостности системы — этот принцип является основным, который включают в себя виды систем управления. Граница не исчезает полностью, она является связующим звеном с более масштабной системой. Этот принцип важен тем, что он позволяет управлять не только внутренними элементами, но и брать под контроль элементы внешней среды. Практическое управление требует не только контролировать эти процессы, но и четко выделять связь между ними.
Относительность заключается в соотношении элементов и частей системы. Несмотря на переменчивость этого состояния, в определенных критериях оно статично. Этот принцип управления строится на разумном и выгодном контроле всех соотношений в системе.
Виды управления
Под понятием управления подразумеваются специальные области, относящиеся к управленческой активности, которые напрямую связывают с решением конкретных задач. Бывает общий менеджмент, под ним подразумевается виды управления организацией в целом, а также контроль над ее самостоятельными звеньями. Под функциональным менеджментом понимают управление отдельными сферами организации или ее элементами. Именно эти два вида менеджмента составляют управленческий механизм в любой организации.
Подробное описание каждого вида
Административное управление предполагает разработку и принятие решений, а также распределение задач между работниками и полное контролирование выполнения поставленных задач.
Инновационные виды управления предполагают организацию и контроль за исследованиями, принятием и распределением всех нововведений, основываясь на перспективах и целях организации, ее потенциальных возможностях и результатах опросов.
Производственное управление предполагает организацию и поставки ресурсов материального характера, подготовку производства и непосредственно его осуществление, основная цель – сохранить свойства установленных технологий и провести контроль над выполнением требований качества изготовляемой продукции.
Морально-этическое виды управления персоналом заключаются в организации подбора, предоставления необходимых знаний, распределении, оценке и стимуляции работников, кроме того, сюда входит контроль за качеством отношений в коллективе сотрудников.
Экологическое управление предполагает организацию предупреждений, недопущений и устранений последствий, посредством которых производство может нанести вред окружающей среде.
Инвестиционное управление предполагает выявление приоритетных финансовых вложений, покупок, получения доходов, выгод посредством определения эффективности проектов методом расчетов.
Креативные виды управления предполагают развитие стремлений к реализации опыта, идей, знаний посредством маркетинговых инструментов.
Стратегическое управление подразумевыает создание перспективных задач для развития организации, позволяющих увеличить ее конкурентоспособность, закрепить цели на основе долгосрочных планов, разработать программы, позволяющие достигнуть желаемого.
Антикризисное управление предполагает выявление ситуаций, способных привести к кризису, которые возникают во время работы предприятия, а также определение рисков и поиск решений, позволяющих минимизировать убытки от этих ситуаций. Оно подразумевает разработку стратегии, которая поможет организации выйти на прежний уровень и повысить свою эффективность. В качестве инструментов используются внедрение нововведений, полный анализ деятельности организации, а также обновление капитала.
1.Общее понятие управления.
Администрация (бюрократия) в соц. науках – любая крупномасштабная организация профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения. Основное назначение – исполнять,для чего нужноорганизоватьдеятельность людей.
Наука административного права – наука о правовых нормах, регулирующих государственное управление людьми.
В теории управления предлагается более 20 определений понятия «управление». Наиболее универсальное определение предлагает кибернетика. Кибернетика – наука, обобщающая закономерности всякого управления. Для нее имеет значение сам процесс управления, а не особенности участвующих в нем сторон. Основоположник Норберт Винер.
Управление–это упорядочение системы,приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде. Управлениеэто процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные».
Центральное понятие при определении У– это понятие системы. Система – это организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции для достижения единой цели.
Виды систем: механические, биологические, социальные, смешанные.
2. Социальное управление. Закономерности социального управления.
Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.
Механизмы управления соц.системами: сознательного управлениия, стихийного регулирования.В др. системах признак целенаправленности замещается признаком целесообразности.
Люди объединялись в ПО (из стад)->систама, т.к. разные f,регулирование.
1-я f – управление производством. Затем распределения, соц. обеспечения, принуждения, прогнозирования..
Признаки социального управления:
1. Волевой характер, сознательный (через волю и сознание людей).
2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.
3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.
4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).
5.Способы управления: командное (принудительное), стимуляционное,(добровольное), программное (заложена программа).
6. Цикличность означает четыре стадии управленческой деятельности: 1. Сбор и обработка информации, 2.Принятие управленческого решения, 3. Реализация решения, 4.Контроль за исполнением решения, корректировка.
3. Гос. Управление как вид соц. Управления.
Государственное управление– это видсоциальногоуправления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах. Этоорганизующаядеятельностьорганов государства по упорядочению социальных процессов.
в широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.
в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.
Администрирование– управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).
ГУ бывает внутренним (организация самой системы), внешним (управление в целях реализации полномочий, адресованных С’м П, не входящим в структуру гос. администрации) и внутриорганизационным (осуществление исполнительно-распорядительных f неисполнит. органами гос. власти).
Урегулировано публичным (А) П, но некоторые ? подлежат Г-П регламентации => суверенное и частноправовое управление.
Функции:
Информационное обеспечение деятельности гос. органов.
Прогнозирование и моделирование развития системы ГУ и гос. органов
Планирование (определение и разработка ->,темпов,показателей развития)
Организация (формирование системы ГУ, определение её f).
Распорядительство (регулирование управленческих отношений ГО’ми
Руководство (установление правил действий ГО и управляемых)
Контроль (установление не/соответствия стандартам СГУ,оценка рез).
Координация – согласование делятельности различных ГО.
Регулирование– установление требований и процедур для объектов.
Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.
№1.Понятие и сущность управления. Виды управления.
2. Предмет и задачи теории управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований
№3.Управление как профессия. Профессионализация управления и «менеджмент».Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.
№4.Управленческая деятельность, её содержание и специфика. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение
5. Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.
№6.Эволюция управленческой мысли в 20 веке. «Школа научного управления» и её значение в становлении науки управления (Ф.У.Тейлор).
№7.Основные принципы административной школы. Административная теория А.Файоля.
8. Социологическая концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Бюрократия и бюрократизм. Административная концепция В. Вильсона.
№9.Школа «человеческих отношений» в теории управления как социально-психологический вариант менеджмента.
№10.Понятие «социальная система».Основные свойства социальных систем. Социальное управление и его специфика.
№11.»Школа социальных систем» в науке и практике управления.
№12.Системный подход как методология современного научного исследования сложных объектов и процессов. Принципы системного подхода.
№13.Ситуационный подход и ситуационная теория. Ситуационное управление и модель организации как открытой системы.
№14.Процессы хаоса, необратимости, неустойчивости в организации с позиции синергетического подхода. Точки бифуркации в процессе развития системы. Синергетика как наука о самоорганизации.
№15.Информационный подход в управлении: методология и практика. Информации, система, обратная связь как ключевые понятия управления.
№16.Киберенетический подход в управлении. Кибернетика как наука об общих законах управления.
№17.Понятие закона управления. Основные законы управления. Закон синергии
№18.Понятие принципа управления. Основные принципы управления. Принцип иерархии управления и иерархии связей.
19. Принципы внутреннего и внешнего описания системы. Принцип «Черного ящика». Технология применения принципа «черного ящика» для описания сложной системы
№20. Понятие кибернетической системы. Основные компоненты кибернетической системы. Понятие выхода и входа системы.
21. Закон самосохранения и условия выживаемости системы (организации). Принцип экономии энтропии. Принцип наименьшего действия.
22. Устойчивость динамических систем. Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего регулятора и его значение для противодействия внешним возмущениям.
№23. Сложная система и её особенности. Управляемость сложных систем. Закон усиления регулирования и управления. Управление как антиэнтропийный процесс.
№25. Адаптация системы к изменениям внешней среды. Адаптивное управление.
26. Закон необходимого разнообразия и его значение в управлении. «Разно-образие» системы управления как необходимое условие эффективного и оптимального управлении.
№27. Система управления как субъективно-объективное отношение. Компоненты системы управления и их характеристика .Режимы функционирования систем управления.
№28.Регулирование как функция сохранения устойчивости и равновесия с внешней средой. Понятие регулятора. Основные типы регуляторов.
№29.Системы программного управления. Режим программного управления. Управление процессом реализации проектов и программ.
30. Виды целенаправленных систем управления. Режимы управления. «Реак-тивное» управление. Режим развития объекта управления.
№31.Принцип обратной связи в управлении. Виды и типы обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь и их значение в деятельности организации.
32. Концепция обратной связи в кибернетике. Значение и роль обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации. Реализация принципа обратной связи в социальной сфере
№33. Концепция организационной культуры. Содержание и особенности формирования организационной культуры. Организационная культура как важнейший, уникальный управленческий ресурс.
коллективные представления взаимно усиливают друг друга.
№34. Качество и эффективность управления. Понятие технической эффективности. Экономическая эффективность. Эффективность и производительность.
№35.Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.
№36. Эффективность как условие успешности организации.
№37. Понятие и сущность цели управления. Классификация целей управления. Цели и средства.
№38.Целевой подход в управлении и его основные понятия: ценности, цели, политика, решения. Определение глобальной цели и её декомпозиция на основе метода дерева целей.
№39.Основные подходы к определению целей управления и способы целепологания. Формулировка и изменение организационных целей. Неопределённость выбора целей.
40. Управление и руководство в организации. Архетипы руководителя (классификация И. Ансоффа). Организационные роли руководителя (классифи-кация Г. Минцберга). Права, обязанности и ответственность руководителя.
41. Управление и власть в социальных организациях. Понятие влияния, власти и лидерства. Основные формы власти
№42.Понятие и сущность организационной структуры управления. Линейные и функциональные структуры управления.
№43.Понятие структуры управления. Элементы, звенья и связи в организационной структуре управления. Современные структуры управления.
№44.Структура,организация и порядок в системах. Иерархические структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки.
№45.Органические (гибкие) структуры управления, их разновидности, преимущества и проблемы использования.
№46.Понятие аппарата(штаба) управления. Типы административного аппарата. Линейные и аппаратные полномочия
47. Организация как объект управления. Социальная подсистема организа-ции. Типы и виды организаций как объектов управления (классические модели организации, полная модель организации).
48. Механистическая модель объекта управления (организации): особенно-сти управления, стили управления, «жесткие» элементы управления. Централизованное управление. Иерархическая структура управления.
49. Органическая модель организации. Стили управления и «мягкие» эле-менты управления в органической модели. Концепция совершенствова-ния человеческих ресурсов организации. Тенденция к децентрализации управления. Гибкие, адаптивные структуры.
50. Основные положения концепции организации как «открытой системы». Взаимодействие открытой системы с неопределенной внешней средой. Способность открытой организации к саморегулированию и самоорга-низации.
51. Организация как процесс принятия решений, как система, предназначен-ная для решения проблем. Эффективность управления и эффективность принимаемых решений. Системная методология в процессе решения проблем
№52.Организация как сложная динамическая нелинейная система. Неустойчивость стационарного состояния сложной системы. Значение (роль) малых воздействий на систему. Необходимость сочетания иерархического управления и самоуправления.
53. Процессный подход в управлении организацией. Управленческий процесс как логически взаимосвязанная и взаимодействующая система управленче-ских действий. Основные виды и типы управленческих процессов
№54.Понятие и содержание процесса управления. Общесистемные процессы управления. Управление как организационный процесс.
41. Организация социальная — в широком смысле — любая организация в обществе; в узком — соц. подсистема организации.
55. Управленческая деятельность и режимы функционирования «системы управления». Процесс управления как процесс принятия решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его содержание и основные этапы.
56. Информация, коммуникации и связи в системе управления. Основные способы получения информации. Качество информации, и ее эффек-тивность.
57. Коммуникации и коммуникационный процесс в управлении. Вербальная и невербальная коммуникации. Основные информационные каналы меж-личностных коммуникаций. Препятствия (барьеры) обмену информацией в процессе межличностных коммуникаций.
58. Управленческая деятельность как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем. Понятие и сущность функции управления. Виды и типы функций управления.
59. Организация как одна из его основных функций управления. Элементы организации как процесса.
60. Мотивация как функция управления
61. Контроль как функция управления. Контроль состояния и деятельности объекта управления. Мониторинг и периодическая оценка ключевых по-казателей деятельности организации
63. Планирование как функция управления. Виды и типы планирования. Интерактивное планирование: принципы и основные этапы методологии интерактивного планирования.
64. Программно-целевой подход в управлении. Методология программно-целевого планирования. Системный характер программно-целевого планирования. Понятие целевой программы.
65. Стратегическое планирование: принципы и основные этапы. Целеполагание и прогнозирование в процессе планирования
66. Понятие метода управления. Классификация методов управления. Науч-ные и эмпирические методы управления. Специфические научные мето-ды управления.
68. Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления.
69. Организационно-распорядительные методы управления персоналом и их правовой аспект.
70. Экономические методы управления. Экономический механизм как осно-ва экономических методов управления. Методы управления, основанные на использовании прямых материальных стимулов.
71. Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов. Поощрение и наказание. Убеждение как метод управления. Методы воздействия через культуру организации.
72. Методы выполнения функции организация: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.
73. Методы принятия управленческих решений: количественные, качествен-ные, смешанные (нормативные), групповые и методы принятия решений в условиях неопределенности.
74. Технологии и их значение в развитии общества. Социальная технология как проект, как деятельность и как элемент человеческой культуры. По-нятие и содержание технологии управления. Виды и типы управленче-ских технологий.
. Инициативно-программные технологии: технологи и методологии решения инновационных проблем.
76. Программно-целевые технологии: технологии решения проблем в соот-ветствии методологией системного анализа.
77. Регламентные технологии: «жесткие» технологии, основанные на опера-циях и процедурах формализованного типа. Понятия и элементы техно-логии: «процедура» и «операция».
78. Технология принятия решений и организация их выполнения. Техноло-гия проектирования и разработки вариантов решений. Технология ин-формационного обеспечения процесса подготовки и принятия решений.
№1.Понятие и сущность управления. Виды управления.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Теория управления это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. Предметом науки управления является также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления. Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации — коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной — присутствуют все без исключения функции управления.
2. Предмет и задачи теории управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований
1. Теория управления — это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. 2. Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследования — она изучает закономерность осуществления управленческой деятельности и возникающие во время этой деятельности отношения между людьми 3. Теория и практика менеджмента в течение XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного менеджмента до теории гуманистического менеджмента и практики современного менеджмента, основанной на новой модели управления. 4. Основные направления развития менеджмента в 90-е годы включают в себя становление корпоративной культуры как фактора успешного управления, широкое распространение стратегического управления, перенос подходов и приемов ме-неджмента из коммерческой в некоммерческую сферу, бурное развитие специальных видов менеджмента.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. Имеются и специальные теории управления, изучающие отдельные аспекты, или специфические объекты, в частности, теория государственного регулирования экономики, региональный и муниципальный менеджмент. В дальнейшем под словом «управление» понимается, как правило, управление социально-экономическими процессами. Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общ-ности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляю-щие управленческое воздействие на о6ъект управления. Главный элемент любой социально-экономической системы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного. В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них — от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной. Управление можно определить путем перечисления его осно-вых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, приня-тие решений. Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации — коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной — присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль. Методы управления — это способы выполнения перечисленных выше функций. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения — в сударственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д. Обычно методы упраавления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), эко-номические и социально-психологические. Данное деление ус-ловно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы управления, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.
Концепций организации
Рабочие отношения — вертикальные и горизонтальные связи между отдельными людьми и группами, — которые существуют внутри организации, влияют на то, как ее деятельность выполняется и координируется. Эффективная организация зависит от владения несколькими важными концепциями: специализация работы, порядок подчинения, полномочия, делегирование, объем контроля и централизация в сравнении с децентрализацией. Многие из этих концепций основаны на принципах, разработанных Анри Файолем.Специализация работы
Одна из популярных организационных концепций основана на фундаментальном принципе, согласно которому сотрудники могут работать более эффективно, если им позволено специализироваться. Специализация труда, , иногда называемая разделением труда, — это степень, в которой организационные задачи разделены на отдельные должности. Сотрудники каждого отдела выполняют только задачи, относящиеся к их специализированной функции.
При обширной специализации сотрудники специализируются на одной задаче, например, на запуске конкретной машины на заводской сборочной линии.Работа, как правило, небольшая, но работники могут ее выполнять эффективно. Напротив, если бы один заводской служащий построил целый автомобиль или выполнил большое количество несвязанных работ на заводе по розливу, результаты были бы неэффективными.
Несмотря на очевидные преимущества специализации, многие организации отходят от этого принципа. Из-за слишком большой специализации сотрудники изолированы и выполняют только мелкие, узкие и скучные задачи. Кроме того, если этот человек покинет компанию, его специализированные знания также могут исчезнуть.Многие компании увеличивают количество рабочих мест, чтобы создавать более сложные задачи, и создают команды, чтобы сотрудники могли сменять несколько рабочих мест.
Цепочка подчинения
Цепочка подчинения — это непрерывная линия полномочий, которая связывает всех лиц в организации и определяет, кто кому подчиняется. В этой цепочке есть два основных принципа: единоначалие и скалярный принцип.
- Единство команды: Этот принцип гласит, что у сотрудника должен быть один и только один руководитель, перед которым он или она несет прямую ответственность.Ни один сотрудник не должен подчиняться двум или более людям. В противном случае сотрудник может получить противоречивые требования или приоритеты сразу от нескольких руководителей, что поставит этого сотрудника в безвыходную ситуацию.
Иногда, однако, организация намеренно разрывает цепочку подчинения, например, когда создается проектная группа для работы над специальным проектом. В таких случаях члены команды подчиняются своему непосредственному руководителю, а также руководителю проекта группы. Другой пример — когда торговый представитель подчиняется как непосредственному начальнику округа, так и специалисту по маркетингу, который координирует внедрение нового продукта в домашнем офисе.
Тем не менее, эти примеры являются исключениями из правил. Они происходят при особых обстоятельствах и обычно только в рамках особого типа группы сотрудников. Однако по большей части, распределяя задачи между отдельными лицами или группируя задания, руководство должно обеспечить, чтобы у каждого был один босс и только один босс, которому он или она напрямую подчиняются.
- Скалярный принцип: Скалярный принцип относится к четко определенной линии полномочий, которая включает всех сотрудников в организации.Классическая школа менеджмента предполагает, что должна быть четкая и непрерывная цепочка команд, связывающая каждого человека в организации с последовательно более высокими уровнями власти, вплоть до высшего менеджера. Когда организации растут в размерах, они, как правило, становятся выше по мере добавления все новых и новых уровней управления. Это увеличивает накладные расходы, добавляет больше коммуникационных уровней и влияет на понимание и доступ между верхним и нижним уровнями. Это может значительно замедлить процесс принятия решения и привести к потере контакта с клиентом или покупателем.
Полномочия — это формальное и законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения организационно желаемых результатов. Полномочия менеджера определены в его должностной инструкции.
Организационная власть основана на трех важных принципах:
- Полномочия основаны на положении в организации, и все лица, занимающие такую же должность, обладают такими же полномочиями.
- Власть принимается подчиненными.Подчиненные подчиняются, потому что считают, что менеджеры имеют законное право отдавать приказы.
- Полномочия переходят вниз по вертикальной иерархии. Должности наверху иерархии наделены более формальными полномочиями, чем должности внизу.
Кроме того, полномочия бывают трех типов:
- Линейные полномочия дают руководителю право руководить работой своих сотрудников и принимать многие решения без консультации с другими.Линейные менеджеры всегда отвечают за такие важные виды деятельности, как продажи, и они уполномочены отдавать приказы своим подчиненным по цепочке подчинения.
- Полномочия персонала поддерживают линейные полномочия, консультируя, обслуживая и помогая, но этот тип полномочий обычно ограничен. Например, помощник начальника отдела имеет полномочия в отношении персонала, потому что он или она действует как продолжение этих полномочий. Эти помощники могут давать советы и предложения, но им не нужно подчиняться.Глава отдела может также предоставить помощнику полномочия действовать, например, право подписывать отчеты о расходах или служебные записки. В таких случаях директивы передаются под непосредственным руководством начальника.
- Функциональные полномочия — это полномочия, делегированные отдельному лицу или отделу в отношении определенных действий, выполняемых персоналом других отделов. Руководители персонала могут обладать функциональными полномочиями, что означает, что они могут отдавать приказы ниже по цепочке подчинения в очень узких пределах своих полномочий.Например, руководители на заводе-изготовителе могут обнаружить, что их непосредственные начальники имеют над ними линейные полномочия, но что кто-то в штаб-квартире корпорации может также иметь линейные полномочия в отношении некоторых их действий или решений.
Зачем организации создавать руководящие должности? В конце концов, эта власть нарушает принцип единоначалия, заставляя людей подчиняться двум начальникам. Ответ заключается в том, что функциональные полномочия позволяют специализацию навыков и улучшенную координацию.Первоначально эта концепция была предложена Фредериком Тейлором. Он отделил «планирование» от «делания», создав специальный отдел, чтобы освободить рабочего и мастера от работы по планированию. Роль мастера стала следить за тем, чтобы запланированные операции были выполнены. Основная проблема функционального авторитета — это перекрывающиеся отношения, которые можно решить, четко обозначив людям, над какими действиями их непосредственные начальники имеют власть, а какие — под чьим-то руководством.
Делегация
Понятие, связанное с полномочиями, — это делегирование. Делегирование — это нисходящая передача полномочий от менеджера подчиненному. Большинство организаций сегодня поощряют менеджеров делегировать полномочия, чтобы обеспечить максимальную гибкость в удовлетворении потребностей клиентов. Кроме того, делегирование ведет к расширению прав и возможностей, поскольку люди имеют свободу вносить идеи и выполнять свою работу наилучшим образом. Такое участие может повысить удовлетворенность сотрудников работой и часто приводит к повышению производительности труда.Без делегирования менеджеры выполняют всю работу сами и недоиспользуют своих сотрудников. Умение делегировать имеет решающее значение для успеха в управлении. Менеджерам необходимо сделать четыре шага, если они хотят успешно делегировать обязанности своим командам.
1. Определите задачи для отдельных членов команды.
Менеджер должен убедиться, что сотрудники знают, что они несут полную ответственность за выполнение определенных заданий.
2. Предоставьте членам команды необходимые полномочия для выполнения заданий.
Обычно сотруднику назначаются полномочия, соизмеримые с задачей. Классический принцип организации предостерегает руководителей от делегирования полномочий без предоставления подчиненным полномочий для выполнения делегированных задач. Когда у сотрудника есть ответственность за результат задачи, но мало полномочий, выполнение работы возможно, но сложно. Подчиненный, не имеющий полномочий, должен полагаться на убеждение и удачу, чтобы оправдать свои ожидания.Когда у сотрудника есть полномочия, превышающие ответственность, он или она может стать тираном, используя власть для легкомысленных результатов.
3. Убедитесь, что члены команды принимают на себя ответственность.
Ответственность — это оборотная сторона авторитета. Ответственность — это обязанность выполнять порученную сотруднику задачу или действие. Важное различие между полномочиями и ответственностью заключается в том, что руководитель делегирует полномочия, но ответственность разделяется.Делегирование полномочий дает подчиненному право брать на себя обязательства, использовать ресурсы и предпринимать действия в отношении возложенных на него обязанностей. Однако при выполнении этого делегирования созданное обязательство не перекладывается с руководителя на подчиненного — оно разделяется. Супервизор всегда сохраняет некоторую ответственность за работу, выполняемую подразделениями или отдельными лицами более низкого уровня.
4. Создайте подотчетность.
- Члены команды должны знать, что они несут ответственность за свои проекты. Ответственность означает ответственность за свои действия и принятие последствий. Членам команды может потребоваться отчитываться и обосновывать результаты задачи своему начальству. Менеджеры могут встраивать подотчетность в свои организационные структуры, отслеживая результаты работы и награждая за успешные результаты. Хотя менеджеров поощряют делегировать полномочия, они часто считают выполнение этого шага трудным по следующим причинам:
- Делегирование требует планирования, а планирование требует времени.Менеджер может сказать: «К тому времени, как я объясню кому-то эту задачу, я смогу сделать это сам». Этот менеджер упускает из виду тот факт, что первоначальное время, потраченное на предварительное обучение кого-то выполнению задачи, может сэкономить гораздо больше времени в долгосрочной перспективе. Как только сотрудник научится выполнять задачу, менеджеру не придется тратить время на то, чтобы снова показать этому сотруднику, как это делать. Это улучшает ход процесса с этого момента.
- Руководители могут просто не доверять способностям своих подчиненных.Такая ситуация способствует формированию отношения: «Если хочешь, чтобы все было хорошо, делай сам». Если руководители чувствуют, что их подчиненным не хватает способностей, им необходимо провести соответствующее обучение, чтобы всем было комфортно выполнять свои обязанности.
- Менеджеры несут двойную ответственность. Руководители несут ответственность за свои действия и действия своих подчиненных. Если подчиненный не выполняет определенную задачу или выполняет ее плохо, в конечном итоге ответственность за неудачу подчиненного ложится на руководителя.Но по той же причине, если подчиненный преуспевает, менеджер также разделяет этот успех, и отдел может быть еще более продуктивным.
- Наконец, менеджеры могут воздерживаться от делегирования полномочий, потому что они не уверены в своей ценности для организации. Однако менеджеры должны понимать, что они становятся более ценными по мере того, как их команды становятся более продуктивными и талантливыми.
Несмотря на очевидные недостатки делегирования, в действительности менеджер может улучшить производительность своих рабочих групп, наделив подчиненных полномочиями посредством эффективного делегирования.Немногие менеджеры добиваются успеха в долгосрочной перспективе, не научившись эффективно делегировать полномочия.
Итак, как менеджеры учатся эффективно делегировать полномочия? Следующие дополнительные принципы могут быть полезны менеджерам, которые пытались делегировать полномочия в прошлом и потерпели неудачу:
- Принцип 1. Подберите сотрудника к задаче. Руководители должны внимательно относиться к сотрудникам, которым они делегируют задачи. Выбранный человек должен обладать навыками и возможностями, необходимыми для выполнения задачи.Возможно, еще важнее передать полномочия человеку, который не только способен выполнить задачу, но и готов выполнить ее. Поэтому менеджеры должны делегировать свои полномочия сотрудникам, которые будут рассматривать свои достижения как личные выгоды.
- Принцип 2: Будьте организованы и четко общайтесь. Менеджер должен четко понимать, что нужно делать, какие сроки существуют и какие специальные навыки требуются. Кроме того, менеджеры должны уметь эффективно передавать свои инструкции, если их подчиненные должны выполнять их ожидания.
- Принцип 3: Передайте полномочия и ответственность за выполнение задачи. Процесс делегирования обречен на провал, если лицо, которому делегируется задача, не имеет полномочий на успешное выполнение задачи и не несет ответственности за результаты. Руководители должны ожидать, что сотрудники несут мяч, а затем позволяют им это делать. Это означает предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и сил для достижения успеха, своевременную обратную связь об их успехах и полную ответственность за результаты своих усилий.Менеджеры также должны быть готовы ответить на вопросы по мере необходимости.
- Принцип 4: Тщательно выбирайте уровень делегирования. Делегирование не означает, что менеджер может уйти от задачи или от человека, которому эта задача делегирована. Менеджер должен поддерживать некоторый контроль как над процессом, так и над результатами делегированных действий. В зависимости от уверенности руководителя в подчиненных и важности задачи он может делегировать полномочия на нескольких уровнях.
Диапазон контроля
Диапазон контроля (иногда называемый диапазоном управления) означает количество работников, которые подчиняются одному менеджеру. Сотни лет теоретики искали идеальный диапазон контроля. Когда не стало очевидным идеального количества подчиненных, которыми руководил бы менеджер, они обратили свое внимание на более общий вопрос: должен ли диапазон быть широким или узким.
Когда у менеджера много подчиненных, существует широкий диапазон управления.Как правило, диапазон контроля может быть широким, когда
- Менеджер и подчиненные очень грамотные.
- У организации есть хорошо отлаженный набор стандартных операционных процедур.
- Ожидается несколько новых проблем.
Узкий диапазон управления существует, когда у менеджера всего несколько подчиненных. Пролет должен быть узким при
- Рабочие физически находятся далеко друг от друга.
- У менеджера много работы, помимо надзора за рабочими.
- Между руководителем и работниками требуется интенсивное взаимодействие.
- Новые проблемы возникают часто.
Имейте в виду, что объем управления может меняться от одного отдела к другому в рамках одной и той же организации.
Общий характер полномочий в организации определяет степень централизации или децентрализации этой организации.
Централизованная организация систематически работает для концентрации власти на верхних уровнях. В децентрализованной организации руководство сознательно пытается передать полномочия на более низкие уровни организации.
На степень централизации или децентрализации фирмы могут влиять различные факторы. Ниже приводится список возможных детерминантов:
- Внешняя среда, в которой работает фирма. Чем сложнее и непредсказуемее эта среда, тем больше вероятность того, что высшее руководство позволит руководителям нижнего уровня принимать важные решения. В конце концов, менеджеры нижнего звена ближе к проблемам, потому что они с большей вероятностью будут иметь прямой контакт с клиентами и работниками. Таким образом, они могут лучше определять проблемы и опасения.
- Суть самого решения. Чем рискованнее или важнее решение, тем выше тенденция к централизации принятия решений.
- Способности менеджеров нижнего уровня. Если у этих менеджеров нет сильных навыков принятия решений, топ-менеджеры не захотят децентрализоваться. Сильные навыки принятия решений на низком уровне способствуют децентрализации.
- Традиции управления организацией. Организация, которая традиционно практиковала централизацию или децентрализацию, вероятно, сохранит эту позицию и в будущем.
В принципе, ни одна философия не верна или неверна.То, что работает для одной организации, может работать или не работать для другой. Kmart Corporation и McDonald’s добились больших успехов — обе практикуют централизацию. К тому же децентрализация очень хорошо сработала для General Electric и Sears. Каждая организация должна оценить свою ситуацию, а затем выбрать наиболее эффективный уровень централизации или децентрализации.
.Типы управленческого контроля — База знаний MBA
Типы управленческого контроля
Существует трех основных типов управленческого контроля за поведением в организациях. У каждого элемента управления есть свои стандарты, своя собственная система мониторинга и своя собственная система корректирующих действий, когда поведение не соответствует стандартам. Эти hree типов управленческого контроля приведены ниже:
- Организационный контроль. Под организационным контролем понимаются формальные правила и стандартные операционные процедуры, которые распространяются по всей организации.Такие средства контроля касаются всей организации и поэтому могут называться административным контролем . Направление для организационного контроля исходит из планов и целей организации. В коммерческих организациях это направление часто выражается в терминах доли рынка, снижения затрат, возврата инвестиций и т. Д. Они могут быть преобразованы в конкретные показатели эффективности, такие как стандартные затраты и бюджеты коммерческого предложения. Награды за соблюдение стандартов варьируются от похвалы до повышения зарплаты и продвижения по службе.
- Социальный контроль. Социальные или групповые неформальные меры контроля основаны на принципе взаимности, который подразумевает балансировку действий друг друга в результате взаимной приверженности членов группы друг другу. Такой контроль не имеет ни четких письменных стандартов, ни официальных полномочий. Но это очень реальная и мощная форма контроля над поведением в организациях. Направление этого контроля исходит из взаимных обязательств членов друг перед другом и общих идеалов группы.Эти идеалы представляют собой групповые нормы о совместном использовании, помощи, выполнении работы и т. Д. Члены группы естественно и широко принимают их. Следовательно, соблюдение этих правил проще. Награды за соблюдение требований включают одобрение, членство и даже неформальное лидерство.
- Самоконтроль. Самоконтроль или контроль на индивидуальном уровне подразумевает контроль, осуществляемый человеком над собой с целью достижения личных целей и стремлений. Люди становятся приверженными определенным целям и часто без устали работают над их достижением.Направление такого контроля исходит из индивидуальных целей и устремлений. Стандарты становятся ожиданиями от работы. Награды за соблюдение этого самоуправляемого контроля включают удовлетворение, восторг и чувство самообладания. Санкции за несоблюдение могут варьироваться от разочарования до глубокого чувства неудачи и несоответствия. Популярный термин, используемый для обозначения самоконтроля, — мотивация. Если кто-то направляет свою энергию на определенные достижения, мы говорим, что у него высокая мотивация.
Три приведенных выше типа управленческого контроля взаимозависимы и взаимно усиливают друг друга. Если один тип контроля противоречит другому, результаты будут неэффективными. Например, если организация вводит поощрительную премию для содействия высокой производительности, но групповые нормы выпуска установлены на умеренном уровне, каждый тип контроля будет менее эффективным. С другой стороны, если все три типа управления работают в одном направлении, система управления будет оптимально эффективной.Фактически, контроль обычно наиболее высок, когда он наименее очевиден.
Эти элементы управления не только усиливают друг друга, но и взаимно определяют друг друга. Когда внешний контроль требует от человека, который регулировал свое поведение для достижения определенной цели, работать для достижения этой цели другим способом, он испытывает новую личную заботу о достижении общей цели. Его энергия направлена на то, чтобы справиться с организационным контролем, чтобы восстановить контроль над своей собственной деятельностью.
.Функции управления — планирование, организация, укомплектование персоналом, руководство и контроль
Менеджмент был описан как социальный процесс, включающий ответственность за экономичное и эффективное планирование и регулирование деятельности предприятия для достижения поставленных целей. Это динамичный процесс, состоящий из различных элементов и действий. Эти действия отличаются от оперативных функций, таких как маркетинг, финансы, закупки и т. Д. Скорее, эти действия являются общими для каждого менеджера, независимо от его уровня или статуса.
Различные специалисты классифицировали функции управления. Согласно George & Jerry : «Есть четыре основных функции управления, то есть планирование, организация, приведение в действие и контроль».
По словам Генри Файоля, «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, командовать и контролировать». В то время как Лютер Гуллик дал ключевое слово ‘ POSDCORB ‘, где P означает планирование, O — организацию, S — укомплектование персоналом, D — руководство, Co — координацию, R — отчетность, а B — бюджетирование.Но наиболее широко распространены функции управления, предоставленные KOONTZ и O’DONNEL, то есть Планирование , Организация , Персонал , Руководство и Контроллинг .
В теоретических целях может быть удобно разделить функции управления, но на практике эти функции частично совпадают по своей природе, т.е. они в значительной степени неразделимы. Каждая функция сливается с другой, и каждая влияет на работу других.
Планирование
Это основная функция управления.Он имеет дело с составлением плана будущих действий и заранее определенным планом действий, наиболее подходящим для достижения заранее определенных целей. По словам KOONTZ, «планирование — это заранее решение — что делать, когда и как делать. Это ликвидирует разрыв между тем, где мы находимся и где мы хотим быть ». План — это план действий на будущее. Это упражнение в решении проблем и принятии решений. Планирование — это определение курса действий для достижения желаемых целей. Таким образом, планирование — это систематическое размышление о путях и средствах достижения заранее определенных целей.Планирование необходимо для обеспечения надлежащего использования человеческих и других ресурсов. Все это повсеместно, это интеллектуальная деятельность, которая также помогает избежать путаницы, неопределенностей, рисков, потерь и т. Д.
Организация
Это процесс объединения физических, финансовых и человеческих ресурсов и развития продуктивных отношений между ними для достижения целей организации. По словам Генри Файоля, «организовать бизнес — значит снабдить его всем полезным или функционирующим. I.е. сырье, инструменты, капитал и персонал ». Организация бизнеса включает определение и предоставление человеческих и иных ресурсов организационной структуре. Организация как процесс включает:
- Идентификация деятельности.
- Классификация по группировке видов деятельности.
- Распределение обязанностей.
- Делегирование полномочий и создание ответственности.
- Координационные полномочия и отношения ответственности.
Персонал
Это функция комплектования организационной структуры и поддержания ее укомплектованности. В последние годы укомплектование персоналом приобрело большее значение в связи с развитием технологий, увеличением размера бизнеса, сложностью человеческого поведения и т. Д. Основная цель укомплектования персоналом — поставить правильного человека на правильную работу, т.е. круглые отверстия. Согласно Kootz & O’Donell, «Управленческая функция укомплектования персоналом включает укомплектование структурой организации путем правильного и эффективного отбора, оценки и развития персонала для выполнения функций, разработанных в структуре».Штатное расписание:
Направление
Это та часть управленческой функции, которая приводит в действие организационные методы для эффективной работы для достижения организационных целей. Это считается жизненной искрой предприятия, которая приводит в движение действия людей, потому что планирование, организация и подбор персонала — это просто подготовка к выполнению работы. Направление — это тот инертно-кадровый аспект управления, который имеет дело непосредственно с влиянием, направлением, надзором, мотивацией подчиненного для достижения целей организации.Направление имеет следующие элементы:
Надзор — подразумевает надзор за работой подчиненных со стороны их начальства. Это акт наблюдения и руководства работой и рабочими.
Мотивация — означает воодушевление, стимулирование или поощрение подчиненных с рвением к работе. С этой целью могут использоваться положительные, отрицательные, денежные и неденежные стимулы.
Лидерство — можно определить как процесс, посредством которого менеджер направляет и влияет на работу подчиненных в желаемом направлении.
Связь — — это процесс передачи информации, опыта, мнения и т. Д. От одного человека к другому. Это мост понимания.
Контроллинг
Он подразумевает оценку достижений относительно стандартов и исправление отклонений, если таковые имеются, для обеспечения достижения целей организации. Цель контроля — убедиться, что все происходит в соответствии со стандартами. Эффективная система контроля помогает прогнозировать отклонения до того, как они действительно произойдут.Согласно Тео Хайманн , «Контроль — это процесс проверки того, был ли достигнут надлежащий прогресс в достижении целей и задач, и, при необходимости, действия для исправления любых отклонений». По словам Кунц и О’Донелл, «Контроллинг — это измерение и корректировка служебной деятельности подчиненных, чтобы убедиться, что цели и планы предприятия достигаются как выполняемые». Следовательно, контроллинг состоит из следующих шагов:
- Установление стандартного исполнения.
- Измерение фактической производительности.
- Сравнение фактических показателей со стандартами и выявление отклонений, если таковые имеются.
- Корректирующее действие.
Быстро изучайте концепции и навыки управления с помощью простых для понимания, богато иллюстрированных модулей для самостоятельного обучения и загружаемых презентаций в PowerPoint.
Загрузите ДЕМО-презентацию прямо сейчас !.
Как член премиум-класса вы получаете доступ к просмотру полного содержания курса в Интернете и загрузке презентаций PowerPoint для более чем 200 курсов в области управления и навыков.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области.Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Типы менеджеров по принципам управления Учебник 25 августа 2020 — Учебник по типам менеджеров по принципам управления (9218)
Менеджеры находятся на разных уровнях организации. Они могут возглавить целую организацию, как Роза Мари Браво в Burberry; или они могут возглавлять функции, отделы или подразделения.
Типы менеджеров по принципам управления
Есть три основных типа менеджеров: генеральные менеджеры, функциональные менеджеры и непосредственные менеджеры. Генеральные менеджеры отвечают за общую производительность организации или одного из ее основных автономных подразделений или подразделений.
Функциональные менеджеры руководят определенной функцией или подразделением внутри функции. Они несут ответственность за задачу, деятельность или операции, такие как бухгалтерский учет, маркетинг, продажи, НИОКР, производство, информационные технологии или логистика. Frontline менеджеры управляют сотрудниками, которые сами не являются менеджерами. Они находятся на самом нижнем уровне иерархии управления.
Для иллюстрации рассмотрим крупное многопрофильное предприятие, такое как General Electric. General Electric ведет активную деятельность в различных сферах деятельности: среди прочего, она производит реактивные двигатели, электростанции, медицинское оборудование, железнодорожные локомотивы и осветительную продукцию. GE также продает страхование, владеет NBC и предлагает широкий спектр финансовых услуг, особенно для промышленных клиентов. GE состоит из разных бизнес-подразделений, и каждое из них имеет свои собственные функции, такие как исследования и разработки, производство, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов.
Таким образом,GE известна как многоотраслевое предприятие . Многопрофильные предприятия, такие как GE, имеют четыре основных уровня управления: корпоративный уровень, бизнес-уровень, функциональный уровень и непосредственные менеджеры. Генеральные менеджеры находятся на корпоративном и коммерческом уровнях. Функциональные менеджеры находятся в подразделениях, где они управляют функциями или подразделениями в рамках этих функций. Линейные менеджеры находятся глубоко в функциях, управляющих командами внештатных сотрудников.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ КОРПОРАТИВНОГО УРОВНЯ
Главный генеральный менеджер на корпоративном уровне является главным исполнительным директором (CEO), объединяет все предприятие. На предприятии, состоящем из нескольких подразделений, генеральный директор формулирует стратегии, охватывающие разные предприятия, — например, решая, следует ли входить в новый бизнес посредством приобретений или выходить из области бизнеса. Генеральный директор решает, как предприятие должно быть разделено на различные подразделения, и подписывает основные стратегические инициативы, предложенные руководителями подразделений.Генеральный директор осуществляет контроль над подразделениями, отслеживая их работу и решая, какие стимулы давать руководителям подразделений. Наконец, генеральный директор помогает развивать человеческий капитал предприятия.
В General Electric Джеффри Иммельт является генеральным директором с 2001 года. Иммельт сформулировал грандиозное видение, которое включает продвижение GE к экологически чистым технологиям. Иммельт делает это, потому что считает, что это имеет смысл для бизнеса. Он считает, что ужесточение экологических стандартов неизбежно, что экологически чистые технологии также являются экономически эффективными и что клиенты будут все больше требовать их.
Таким образом, GE инвестирует в более экономичные локомотивы и реактивные двигатели; угольные электростанции, использующие технологии для удаления почти всех загрязняющих веществ; технологии улавливания выбросов углекислого газа; системы очистки воды; и ветряные мельницы. При Иммельте GE также уходит из некоторых предприятий, которые не соответствуют его стратегическому видению, включая страховой бизнес GE, который он продал Swiss Reinsurance Co. в 2006 году за 6,8 миллиарда долларов.
Генеральный директор корпорации также управляет отношениями с людьми, владеющими компанией — ее акционерами.Генеральный директор подотчетен совету директоров, основная функция которого — следить за тем, чтобы стратегия компании соответствовала интересам акционеров. Генеральный директор также обычно входит в совет директоров и уделяет много времени описанию стратегии компании акционерам.
Члены высшего руководства помогают во всем этом генеральному директору. В команду обычно входит главный финансовый директор (CFO), который отвечает за общее финансирование корпорации. В его состав также может входить главный операционный директор (COO), который следит за тем, чтобы операции выполнялись эффективно внутри компании; а на некоторых высокотехнологичных предприятиях главный технический директор (CTO) отвечает за разработку новых технологий и продуктов внутри корпорации.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ БИЗНЕС-УРОВНЯ
В многопрофильном предприятии, таком как General Electric, генеральные менеджеры бизнес-уровня возглавляют различные подразделения. В GE есть генеральные менеджеры, занимающиеся производством электроэнергии, производством медицинского оборудования, осветительным оборудованием и так далее. Эти генеральные менеджеры подчиняются непосредственно Джеффри Иммельту. В организации, которая ведет деятельность только в одном направлении бизнеса, например Burberry или Starbucks, бизнес и корпоративный уровень совпадают.
Генеральные менеджеры бизнес-уровня руководят своими подразделениями, мотивируя, влияя и направляя своих подчиненных, и несут ответственность за работу подразделения. Генеральные менеджеры бизнес-уровня преобразуют общее стратегическое видение корпорации в конкретные стратегии и планы для своих подразделений. Таким образом, глава локомотивного бизнеса GE вместе с этой командой сформулировал стратегии по повышению экологичности локомотивов.
Сюда входит разработка тепловозов с более низким уровнем выбросов и гибридных дизель-электрических двигателей.Менеджеры бизнес-уровня часто имеют значительную свободу действий для разработки и реализации стратегий, которые, по их мнению, улучшат производительность их подразделений, при условии, что эти стратегии согласуются с общими целями и видением для всей корпорации.
Генеральные менеджеры бизнес-уровня организуют операции внутри своего подразделения, решая, как лучше всего разделить задачи на функции и отделы и как координировать эти подразделения, чтобы можно было успешно реализовать стратегию.Генеральные менеджеры бизнес-уровня также контролируют деятельность в своих подразделениях, отслеживая результативность по сравнению с целями, вмешиваясь для принятия корректирующих мер, когда это необходимо, и развивают человеческий капитал.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ
Ниже генеральных менеджеров мы находим функциональных менеджеров, которые отвечают за определенные бизнес-функции, составляющие компанию или одно из ее подразделений. Таким образом, сфера ответственности функционального менеджера обычно ограничивается одной организационной деятельностью (закупки, маркетинг, производство и т. Д.), В то время как генеральные менеджеры контролируют работу всей компании или отдельного подразделения.
Глава каждой функции возглавляет эту функцию. Функциональные менеджеры мотивируют, влияют и направляют других в своих областях. Хотя они не несут ответственности за общую производительность организации, функциональные менеджеры, тем не менее, играют важную стратегическую роль: разрабатывать функциональные стратегии и составлять планы в своих областях, которые помогают выполнять стратегические цели, поставленные генеральными менеджерами на уровне бизнеса и корпорации.
Например, в аэрокосмическом бизнесе GE менеджеры по производству разрабатывают производственные стратегии, соответствующие корпоративной цели — производить экологически чистую продукцию и обеспечивать высокую производительность.
Они могут, например, принять решение о внедрении программ улучшения процессов для повышения качества и производительности сотрудников. Более того, функциональные менеджеры предоставляют большую часть информации, которая позволяет генеральным менеджерам на уровне бизнеса и корпорации формулировать реалистичные и достижимые стратегии. Действительно, поскольку они ближе к клиентам, чем типичные генеральные менеджеры, функциональные менеджеры сами могут генерировать важные идеи, которые впоследствии могут стать основными стратегиями для компании.
Таким образом, генеральным менеджерам важно внимательно прислушиваться к идеям своих функциональных менеджеров. Не менее большая ответственность для менеджеров на функциональном уровне — реализация стратегии: выполнение стратегии корпоративного и бизнес-уровня.
Руководители подразделений несут ответственность за развитие человеческого капитала в своих организациях. Они также организуют свои функции в подразделения, такие как отделы или группы; осуществлять контроль над этими подразделениями; Назначать цели; следить за производительностью; обеспечить обратную связь; и при необходимости внесите изменения.Таким образом, производственная функция может быть далее подразделена на отделы, отвечающие за конкретные аспекты производственного процесса.
Может быть отдел закупок, отдел планирования производства, отдел управления запасами и отдел обеспечения качества. В каждом отделе будут свои менеджеры, которые подчиняются своему начальству, функциональным руководителям; эти менеджеры будут нести ответственность за руководство своими подразделениями, их организацию и контроль по мере необходимости, разработку стратегии выполнения задач, находящихся под их контролем, и развитие сотрудников в своих подразделениях.
ФРОНТЛАЙН-МЕНЕДЖЕРЫ
На нижнем уровне иерархии управления находятся непосредственные менеджеры, которые управляют сотрудниками, которые сами не являются менеджерами. Передовой менеджер по продажам может управлять 10 продавцами; непосредственный менеджер в производстве может управлять рабочей группой сотрудников, которые физически собирают продукт; и непосредственный технический менеджер в компании-разработчике программного обеспечения может управлять группой разработчиков, пишущих компьютерный код.
В самых сложных организациях есть много непосредственных менеджеров.Например, у нефтяной и энергетической компании BP около 10 000 менеджеров, которые контролируют 80 процентов из 100 000 сотрудников организации.
Они работают во всех подразделениях компании — от солнечных электростанций в Испании до буровых установок в Северном море и маркетинговых групп в Чикаго. Их решения в совокупности оказывают огромное влияние на результаты деятельности BP. 13 Большинство успешных менеджеров начинают свою управленческую карьеру в качестве менеджеров непосредственного отдела. На этой работе они сталкиваются с реалиями управления, которые, как мы увидим в следующем разделе, часто отличаются от их ожиданий.
Линейные менеджеры критически важны для поддержания производительности организации. Они возглавляют свои команды и подразделения. Они вырабатывают стратегию о том, как лучше всего работать в своих подразделениях, и о лучших стратегиях для своих функций и компании. Они планируют, как лучше всего выполнять задачи своих подразделений. Они организуют задачи внутри своих команд, следят за работой своих подчиненных и стараются развивать навыки своих подчиненных.
Как мы видели в случае с Тимом Джонсом из Starbucks, который был непосредственным менеджером, ответственным за работу отдельного магазина, непосредственные менеджеры могут иметь влияние, значительно выходящее за рамки их работы.В некоторых случаях они могут повлиять на судьбу всей организации.
.