Принципы транспортной логистики – Использование транспортной логистики в организации грузоперевозок

Содержание

Принципы транспортной логистики, транспортировка грузов

Транспортировка грузов – это целая наука, которая называется транспортной логистикой. Грамотно построенная логистика – это очень важное условие для успешной деятельности предприятия. Логистика обычно подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Соответственно, к задачам внешней логистики относится обеспечение необходимым снабжением для деятельности предприятия и доставка грузов покупателям, а к задачам внутренней – организовать распределение материалов между подразделениями.

В настоящее время любое производственное действие сопровождается неким информационным потоком. Учитывая то, что вся система логистики построена на электронных базах данных, на отслеживании передвижения груза, огромный объем грузопотока сопровождается информационными данными. Для контроля этих данных в этой системе необходим отдельный структурный элемент – такой как оператор интермодальных перевозок. Важнейшей его задачей является координация перевозок и их полное информационное обеспечение.

К решению любой проблемы необходим системный подход. Если говорить о транспортной логистике как системе, то в ней четко видны три компонента: техническая, технологическая и экономическая сопряженности. Техническая сопряженность обеспечивает сочетание и согласованность технических параметров транспорта в системе логистики, это необходимо для взаимозаменяемости компонентов. Сюда можно отнести стандартизацию размеров тары, креплений, средств измерения и т.д. Технологическая сопряженность направлена на обеспечение единой технологии перевозок, в частности, принципов построения маршрутов, рационализации их загрузки и загруженности транспортных средств, создание и развитие транспортных каналов и цепей. Экономическая сопряженность подразумевает единую методологию исследования рынка, изучение возможностей и сильных сторон конкурентов, поиск потенциальных клиентов и единый подход к ценообразованию на услуги и построению тарифной сетки, а также систем скидок и дисконтных предложений постоянным клиентам.

Из основополагающих принципов транспортной логистики можно выделить следующие:

— максимально возможная минимизация стоимости транспортировки, отсюда:

— наиболее полная загрузка транспортных средств, то предела грузоподъемности;

— использование стандартных видов тары, размеры которой кратны вместимости транспортных средств;

— развитие системы транспортировки наиболее экономически выгодных товаров и отказ от экономически невыгодных транспортировок;

— кратность количества переводок в одном транспортном средстве количеству заказов в этом направлении;

— расчет экономии стоимости доставки в зависимости от дальности маршрута и построения транспортных линий;

— доставка товаров в указанный и согласованный с клиентами и потребителями срок.

Все эти принципы вытекают логически из основных задач логистики, основными из которых являются:

— создание, развитие транспортных линий в логистике и контроль их максимальной загруженности;

— проработка и планирование развития новых транспортных линий в зависимости от выявленных потребностей клиентов и внутренних потребностей предприятия;

— составление наиболее оптимального маршрута перевозки;

— соответствие загруженности транспортных логистических линий загруженности складов на промежуточных и конечных пунктах по пути доставки груза;

— составление единого транспортного плана для обеспечения внешних и внутренних потребностей предприятия.

Соответствие всех целей, задач и принципов позволит создать эффективно работающую логистическую систему.

www.pereezd-rb.ru

Понятие, принципы и функции транспортной логистики — Студопедия.Нет

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем.

Транспортировка – одна из наиболее важных областей логистического менеджмента, так как существенно влияет на уровни обслуживания потребителей и на структуру затрат компании.

Транспортная логистика–это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками[17,с. 333].

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния. Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками. На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки каждого звена в цепи производитель – конечный покупатель. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику[6, с. 273].

Транспорт представляют, как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае – в системе путей сообщения), водный (морской и речной), автомобильный и воздушный, а также трубопроводный транспорт.

Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы, и существует как достаточно самостоятельная транспортная область логистики, требующая многоаспектной согласованности между участниками транспортного процесса.

Таким образом, к задачам, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса, относят:

– обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса;

– согласование экономических интересов участников транспортного процесса;

– использование единых систем планирования.

Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать его движение и добиваться заданных параметров на выходе.

При организации смешанной перевозки логистическая система предполагает:
    – использование двух и более видов транспорта;

– наличие единого оператора процесса перевозки;

– единый транспортный документ;

– единую тарифную ставку;

– последовательно-центральную схему взаимодействия участников;

– единую и высокую ответственность за груз.

Результат использования транспортной логистической системы – высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.

Обеспечение технической и технологической сопряженности в транспортной логистике требует согласования экономических интересов участников, а также использования единых систем планирования. Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, без перегрузочное, сообщение.
Экономическая сопряженность – это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов графиков.

К функциям, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:
     – создание транспортных систем, в том числе создание транспортных              коридоров и транспортных цепей;

– обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
    – совместное планирование транспортного процесса со складскими производственным;

– определение рационального маршрута доставки груза;

– выбор типа и вида транспортного средства и др.

К задачам распределения товаров относятся:

– складирование готовых к отправке продуктов;

– транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств.

Каждая транспортная система состоит из следующих компонентов:
    – транспортных грузов;

– средств транспорта;

– процесса транспортировки.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки.
Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспортировке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами. Оба вида транспортировки не следует рассматривать обособленно. При выполнении внутренних транспортировок следует как можно больше использовать внешний транспорт во избежание процессов складирования и перемещений, приводящих к дополнительным затратам.

Таким образом, предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения, совместным планированием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства.

 

studopedia.net

Принципы логистики / Что нужно знать экспедитору и логисту / cargolink.ru

Само понятие логистики предполагает управление разнообразными видами потоков – материальных, информационных, энергетических, кадровых, финансовых и других, которые возникают в экономических системах. Научная составляющая логистики – это разработка методов, математических моделей всех происходящих процессов транспортирования и складирования, позволяющих ими управлять, планировать и контролировать.

Рационализация материальных потоков должна оказывать положительное влияние на всю хозяйственную деятельность – в этом заключается логистическая концепция, и принципы логистики направлены на ее достижение.

Принцип системности
Этот принцип предусматривает восприятие всех материальных потоков, имеющих место в системе производства и сбыта товара в качестве единого целого: закупка материалов и комплектующих, хранение их, производство товара, сбыт его и транспортирование покупателям должно восприниматься как один обобщенный процесс, и соответственно управление им тоже должно быть единым. Если границы этого потока не замыкаются в пределах одного предприятия, а простираются от получения первичного сырья до поставки продукции конечному потребителю, рационализация потока способна привести к существенным результатам и экономическим выгодам. Любой логистический объект, в соответствии с данным принципом, рассматривается не только как единое целое, но и как составная часть более широкой системы, следовательно, учитываются взаимоотношения с элементами этой системы.
Принцип гибкости
Любая логистическая система функционирует в изменяющемся мире, где могут меняться все факторы – технологические и экономические, организационные и политические. Поэтому прогнозирование существования системы в изменяющихся условиях и своевременное отражения в действиях системы этих изменений и даже опережение их могут стать определяющим параметром существования самой системы и ее успешного развития: планирование адекватных действий по результатам анализа внешней экономической среды – залог успеха в борьбе с любой нестабильностью.
Принцип надежности
Все принципы логистики в конечном счете направлены на то, чтобы компания была обеспечена необходимыми материальными ресурсами. Принцип надежности предусматривает координацию поставки ресурсов в строгом соответствии с графиком с целью обеспечения бесперебойной работы. Для этого требуется добиться согласования и координации всех процессов движения товаров, поставок, перевозок, хранения резервов и поставки готовой продукции.
Принцип рациональности
Согласованность всех этапов движения материальных потоков и действий людей, в этом участвующих, должна быть оптимальной, опираться на управленческие решения, приводящие к максимальной эффективности работы предприятия. Задача поиска оптимального управленческого решения представляет собой не поиск решения, которое лучше, чем имеющее место на данном этапе, а решения, которое станет лучшим среди всех возможных. Этот принцип применим не только к управленческим процессам, но и к состоянию логистической системы в целом – подбор оптимальной траектории движения потока, оптимальное распределение имеющихся ресурсов и т.д.
Принцип обратной связи
Вышеуказанные основные принципы логистики для своего актуального воплощения требуют информации о результатах всех принимаемых мер. Какое бы ни было предпринято действие, оно изменяет функционирование логистической системы в целом, и для дальнейшего оптимального действия необходимо учитывать эти изменения. Таким образом, необходима эффективная обратная связь. Наиболее наглядный пример – анализ товарного рынка, отслеживание требований покупателей, сбор и обработка отзывов и статистических данных.
Принцип компьютеризации
Все логистические функции должны быть в максимальной степени автоматизированы. Используя информационно-управленческие компьютерные технологии, можно существенно упростить регулирование процессов и контроль потоков материалов и товаров на всех этапах производства, что не только экономит производственное время, но и улучшает качество обслуживания конечных потребителей.

Перечисленные принципы являются общими, на них должны основываться все частные логистические задачи, из них вытекают принципы транспортной логистики, основы логистики складского хозяйства и другие направления.

Автор: Артём Богданов

cargolink.ru

Транспортная логистика: сущность и задачи

Сущность транспортной логистики

Определение 1

Транспортная логистика – это раздел теории логистики и функциональная область логистической деятельности, включающая задачи управления материальным потоком на этапе транспортировки.

Транспортная логистика является сквозной для базовых функциональных областей логистической системы – снабжения, производства, распределения.

В сфере снабжения транспортная логистика решает задачи организации перемещения сырья и материалов от поставщиков на предприятия. В производственных системах на основе методов транспортной логистики оптимизируются потоки материалов и деталей в рамках технологического цикла изготовления продукции. В системе распределения транспортная логистика охватывает комплекс задач рациональной организации перемещения готовой продукции от мест производства к местам сбыта через ряд промежуточных звеньев .

Вопросы рациональной организации транспортировки стоят перед человечеством давно, первые попытки оптимизировать процесс перемещения грузов предпринимались еще на заре цивилизации. Вместе с тем транспортной логистикой эту деятельность начали называть только во второй половине $XX$ века.

Отличительными особенностями транспортной логистики в сравнении с традиционной деятельностью по реализации перевозки являются следующие аспекты:

  • транспортная логистика оптимизирует не отдельный процесс перевозки груза конкретным видом транспорта, а всю цепь доставки продукции от продавца покупателю разными видами транспорта;
  • транспортная логистика ставит целью повышение экономической эффективности не отдельных звеньев транспортной цепи (перевозчиков, экспедиторов, терминалов), а всей системы доставки в целом на основе согласования экономических интересов звеньев и совместного планирования;
  • транспортная логистика ставит целью оптимизировать не только материальный поток, но и сопутствующие потоки информации и финансов, возникающие в процессе транспортировки;
  • транспортная логистика осуществляет планирование перевозочного процесса доставки согласовано со складским и производственным.

Таким образом, спецификой транспортной логистики является системный подход к решению задач перемещения грузов, а ключевой целью – минимизация логистических издержек в себестоимости готового продукта.

Задачи транспортной логистики

Задачами транспортной логистики являются:

  • формирование транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • реализация совместного планирования транспортного процесса со складским и производственным;
  • реализация технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки груза;
  • разработка рациональных схем транспортировки с участием нескольких видов транспорта;
  • выбор оптимальных укрупненных грузовых единиц;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор подвижного состава для реализации перевозки;
  • организация рациональных информационных потоков в процессе транспортировки;
  • обеспечение технической и технологической сопряженности звеньев транспортной цепи;
  • согласование экономических интересов участников процесса транспортировки и совместное планирование их деятельности.

Замечание 1

Из перечисленных задач ключевыми являются обеспечение сопряженности, единства, взаимодействия и координации всех звеньев транспортно-логистической цепи. Данная задача отражает специфику транспортной логистики, как инструмента реализации системного подхода.

spravochnick.ru

33. Сущность, принципы и функции транспортной логистики, основные понятия транспортировки грузов

33. Сущность, принципы и функции транспортной логистики, основные понятия транспортировки грузов

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов включают:

1) деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;

2) оформление необходимых документов;

3) юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;

4) расчет за перевозку грузов;

5) проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;

6) расфасовку, упаковку, складирование;

7) увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;

8) информационное обеспечение;

9) услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.

Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.

Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

задачи, проблемы, сущность :: BusinessMan.ru

Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.

Актуальность темы

Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.

Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.

Распространенность

Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.

При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.

Основное понятие и сущность логистики

Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.

Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.

Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.

Различают:

  • закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
  • производственную логистику;
  • сбытовую или маркетинговую;
  • транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.

Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.

Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.

Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:

  • усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
  • сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
  • повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.

Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Хранение грузов

Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:

  • выборе того или иного вида транспортных средств;
  • совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
  • определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечении единства транспортно-складского процесса;
  • совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.

Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.

К таким специфическим задачам относятся:

  • создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
  • планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
  • соблюдение единства транспортного и складского процессов;
  • выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
  • определение максимально рациональных маршрутов.

Основной принцип логистики

При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.

Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Основные задачи в производственной сфере

Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:

  1. Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
  2. Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
  3. Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
  4. Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *