Процедура овос – 16.05.2000 N 372 » » |

ОВОС — это… Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и на сколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путем выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

31. Оценка воздействия на окружающую природную среду. (овос)

Нормативная база:

  • ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года, утвердивший «Положение об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности».

ОВОС всегда предшествует проведению государственной экологической экспертизы.

ОВОС – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством:

1) определения возможных неблагоприятных воздействий

2) оценки экологических последствий

3) учёта общественного мнения

4) разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий.

Цель ОВОС – это предотвращение или смягчение воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Субъекты ОВОС:

1) Заказчик

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.

Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.

Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)

Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».

2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.

Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.

Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).

3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.

Это могут быть:

  • органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные

  • исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

  • иные органы, которым делегированы специальные полномочия.

О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.

4) Общественность

Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)

Результаты ОВОС – это

1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий

2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности

3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).

Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:

  • места размещения намечаемой деятельности

  • выбора технологий

  • «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.

Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.

Этапы проведения ОВОС:

1) предварительная оценка и составление технического задания

На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:

описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации

Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.

сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)

2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС

Проводятся следующие мероприятия:

  • анализ состояния территории

  • анализ возможных воздействий и последствий деятельности.

3) подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

studfile.net

5.1.2. Сфера применения процедуры овос/гээ

Сфера применения процедуры ОВОС/ГЭЭ охватывает практи- чески все виды деятельности и программы, если они способны оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды, а именно:

предложения о реализации проектов, контракты и междуна- родные договоры;

проекты правовых актов и прочие юридические документы;

федеральные программы экономического и социального разви- тия;

международные и федеральные инвестиционные программы;

программы охраны окружающей среды;

материалы, обосновывающие заявки на получение лицензий и сертификатов на природопользование;

проекты технической документации, в том числе на новые тех- нологии.

В свою очередь, ОВОС представляет собой процедуру в системе подготовки хозяйственных решений, направленных на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других послед- ствий реализации этой деятельности, а также оценку инвестици- онных затрат на природоохранные мероприятия. Согласно п. 1.3

«Положения об оценке воздействия на окружающую среду» ОВОС прозводится для всех видов деятельности, документация которой подлежит направлению на ГЭЭ.

Всякая хозяйственная деятельность заведомо оказывает нега- тивное воздействие на окружающую среду. Поэтому всегда необхо- димо иметь ответ на вопрос: насколько плата за это воздействие соответствует экономическим выгодам от реализации данной дея- тельности? В Указе Президента РФ № 440 «О концепции перехода России к устойчивому развитию» сформулированы критерии та- кого соответствия:

никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономичес- ких и социальных факторов.

Таким образом, ОВОС — это процесс, способствующий при- нятию экологически ориентированного управленческого реше- ния о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельно- сти посредством определения возможных неблагоприятных воз- действий, оценки экологических последствий, учета обществен- ного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвраще- нию воздействий.

Экологическое обоснование и ОВОС проводятся для следую- щих видов документации:

нормативная и инструктивно-методическая, регулирующая воп- росы охраны окружающей среды и экологической опасности на- селения;

предьинвестиционная — концепции, программы, схемы отрас- левого и территориального развития, комплексного использова- ния и охраны природных ресурсов, схемы инженерной защиты, районных планировок и т.п.;

градостроительная — генеральные планы застройки городов и других населенных пунктов в части экологического обоснования градостроительных решений;

предпроектная — обоснование инвестиций в строительство (на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) пром- предприятий, объектов и комплексов;

проектная — проекты и рабочей документации для строитель- ства предприятий, зданий и сооружений;

обосновывающие материалы лицензий на природопользование в обращение с отходами;

проекты и рабочая документация для сертификации техники, технологии и материалов.

ОВОС необходимо рассматривать как один из механизмов эко- логического нормирования, так как задача определения характера и степени опасности потенциальных видов воздействия сопряже-

на с элементами экологического нормирования в процессе опре- деления допустимых экологических нагрузок и рекомендаций по оптимизации хозяйственной деятельности и максимальному сни- жению ущерба окружающей среде.

Отличие ОВОС от других методов экологического регулирова- ния вытекает из особенностей ЭО, отличающих ее от других мето- дов регулирования. Большинство систем лицензирования в значи- тельной мере полагаются на технические стандарты, которые, во- первых, не всегда способны регулировать непрямые и синергети- ческие воздействия и, во-вторых, не обязательно отражают мне- ние заинтересованных сторон. ОВОС позволяет устранить указан- ные недостатки.

Перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме, перечислен ниже.

  1. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая про- мышленность, за исключением заводов по производству смазоч- ных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сутки или более.

  2. Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравличе- ские и тепловые электростанции и крупные установки для сжига- ния топлива мощностью 300 мВт и более, а также атомные элект- ростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за ис- ключением исследовательских установок для производства и кон- версии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, макси- мальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной теп- ловой нагрузки).

  3. Объекты ядерно-топливного комплекса—установки, предназ- наченные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удале- ния и переработки радиоактивных отходов, ядерных боеприпасов и реакторов.

  4. Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной ме- таллургии, машиностроительные и металлообрабатывающие пред- приятия, за исключением производства без литейных цехов и пред- приятий, на которых отсутствуют цехи химической обработки руд.

  5. Химическая промышленность — химические комбинаты, пред- приятия по извлечению, производству и переработке асбеста и ас- бестсодержащих продуктов (асбестоцементной продукции — мощ- ностью свыше 20 тыс. т в год, фрикционных материалов — мощно- стью свыше 50 т в год готовой продукции, прочих изделий — в объемах свыше 200 т в год), стекла, минеральных удобрений, пе- стицидов и других ядохимикатов.

  6. Коксохимическое производство, заводы термической перера- ботки твердого топлива.

7. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и

отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия.

8. Строительная промышленность — предприятия с гидромеха-

низированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

9. Строительство автомагистралей1, скоростных дорог2, трасс

для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длинойосновной взлетно-посадочной полосы 2100 м или более.

10. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

11. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

12. Склады для хранения нефтяных (общим объемом более

5 тыс. м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (объемом 5 тыс. т и более), пестицидов (объемом 850 т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

13. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение

боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

14. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные

переправы, а также внутренние водные пути и порты для внут-

реннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

15. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты

очистки и промывки вагонов.

16.. Животноводческие комплексы — свиноводческие — 50 тыс.

голов и более; по откорму молодняка крупного рогатого скота —

6 тыс. голов и более, крупного рогатого скота — 1200 коров и бо-

лее, птицефабрики — 400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн бройле-

ров и более.

17. Установки по удалению отходов для сжигания, химической

переработки или захоронения токсичных и опасных отходов.

18. Санитарно-технические сооружения и установки коммуналь-

ного назначения — мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического

1Под автомагистралью понимают дорогу, специально построенную н пред- назначенную для движения автотранспортных средств, которая не обслуживает придорожные владения и которая: имеет, за исключением отдельных участков на временной основе, отдельные проезжие части для движения в обоих направлени- ях, отделенные друг от друга разделительной полосой, не предназначенной для движения, или, в исключительных случаях, другими средствами; не имеет пере- сечения на одном уровне с дорогами, железнодорожными или трамвайными пу- тями, пешеходными дорожками; специально обозначена в качестве автомагист-

рали.

2Термин «скоростная дорога» означает дорогу, которая предназначена для движения транспортных средств, въезд на которую возможен только через развяз- ки или регулируемые перекрестки и на которой, в частности, запрещены оста- новка и стоянка на проезжей части (проезжих путях).

происхождения (включая скотомогильники) и твердых бытовых отходов районного (областного) значения.

  1. Крупные плотины и водохранилища.

  2. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магист- ральные каналы.

  3. Системы водоснабжения крупных городов — водозаборы по- верхностных вод производительностью более 1 м3/с и подземных вод при заборе воды 10 млн м3/г. и более.

  4. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство дре- весной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объемом продукции, прошедшей воздушную сушку, 200 т или более.

23. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля.

  1. Добыча углеводородов на континентальном шельфе.

  2. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гид- ротехнических и других промышленных объектов).

  3. Космодромы.

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельно- сти, при подготовке обосновывающей документации на строи- тельство которых разработка ОВОС проводится в обязательном порядке на территории Российской Федерации, по сравнению с требованиями Конвенции об оценке воздействия на окружаю- щую среду в трансграничном контексте, значительно расши- рен.

  1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т в год и более. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн м3 в год и более.

  2. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3 в год и более.

  3. Крупные установки для доменного и мартеновского произ- водств и предприятия цветной металлургии:

  1. спекание, обжиг и прокаливание железной мощностью 1 млн т в год и более;

  2. все коксовые печи;

  3. установки для производства чушкового чугуна и нерафини- рованной стали мощностью 1 млн т в год и более;

  4. установки для производства стали из металлолома мощнос- тью 200 тыс. т в год и более;

  5. установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т в год и более;

  6. установки для производства, извлечения или обработки цвет- ных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т в год и более.

4. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

5. Крупные ускорительные комплексы для получения интен- сивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. 6. Медицинские центры, осуществляющие в широких масшта- бах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

7. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или поли-

гоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения

(затопления) химического оружия, ракетных топлив.

8. Объекты и/или полигоны термической, химической перера-

ботки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

9. Метрополитены.

10. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение ме-

таллических РУД и угля:

1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению желез-

ной руды на месте мощностью 1 млн т в год и более;

2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению неже-

лезной руды на месте мощностью 100 тыс. т в год и более;

3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на

месте мощностью 100 тыс. т в год и более;

4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых,

особенно в акваториях.

11. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточ-

ных вод с годовым стоком более 5 % объема стока бассейна реки.

12. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с пло-

щадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесньте в целях, не свяанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

13. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

1) свиноводческие — 30 тыс. голов и более;

2) по откорму молодняка крупного рогатого скота — 2 тыс. го-

лов и более;

3) молочные — 1200 коров и более.

14. Звероводческие комплексы.

15. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, которые

расположены на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновыва-

ющей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, является обязательным. Целесообразность ее проведения для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов МПР России. При их несогласии с предложением территориального органа МПР России орган исполнительной власти приимает решение с учетом заключения МПР России. В случае

разногласий между ними спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.

В Российской Федерации проведение ОВОС относится к компе- тенции государственных органов пяти уровней. На первом уров- не федеральные органы власти отвечают за разработку стратегии На втором уровне территориальные отделения федеральных органов власти, действующие на территории субъекта федерации, отвечают за установление нормативов и стандартов, лицензирова- ние и контроль хозяйственной и иной деятельности. На третьем уровне органы власти субъекта Российской Федерации, такие как Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обес- печению экологической безопасности и Управление по строитель- ству, играют важную роль в осуществлении экологического контро- ля за хозяйственной деятельностью, а также имеют важное значе- ние как структуры, обладающие специальными знаниями о харак- тере деятельности и экологической обстановке в районе реализа- ции проекта. Четвертый уровень представлен научно-иссле- довательскими центрами, высшими учебными заведениями, непра- вительственными организациями и т.д. На этом уровне накоплены обширные данные о характере деятельности, состоянии окружаю- щей среды в районе реализации проекта и возможных воздействиях на окружающую среду. На пятом уровне находятся междуна- родные организации, которые устанавливают условия, касающиеся экологических аспектов экономической деятельности в трансгра- ничном контексте (например, финансовые институты Европейско- го союза, рабочие органы международных конвенций и т.д.).

Например, за ЭО проекта морского порта на первом уровне ответствен- ны: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Мини- стерство транспорта Российской Федерации, Министерство здравоохране- ния Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометео- рологии и мониторингу окружающей среды, Государственный комитет Рос- сийской Федерации по рыболовству, Федеральная служба земельного ка- дастра России. На втором уровне — территориальные органы Федерального округа и региональные структуры федеральных органов (бассейновое вод- ное управление, Федеральное государственное управление «Водхоз», спе- циализированная морская инспекция и т.п.), на третьем — структурные подразделения Администрации субъекта федерации, занимающиеся воп- росами охраны окружающей среды (Комитет по природопользованию, ох- ране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Ко- митет по благоустройству и дорожному хозяйству и т.д.).

studfile.net

Оценка воздействия на окружающую среду

Раздел 1 Оценка воздействия на окружающую среду

1.1 Основные понятия

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процедура учета экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

Целью ОВОС является организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствии размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.

Как и любая деятельность ОВОС имеет свои принципы ОВОС, которые закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды». Основными среди них являются принципы:

1. обязательности – ОВОС является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.;

2. научной обоснованности – ОВОС представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами;

3. широкой гласности и участия общественности, который предполагает доступность информации о ходе проведения ОВОС и экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т. д.;

4. презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности – любой вид деятельности может повлечь экологические последствия для окружающей среды. В связи с этим заказчик намечаемой деятельности обязан привести доказательства экологической безопасности или спрогнозировать воздействие планируемой им деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и разработать необходимые меры охраны.

5. комплексности оценки – предполагает подготовку заказчиком раздела «ОВОС» проекта, в котором определяется воздействие, его масштабы и распространение, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, а также в социальной среде.;

6. достоверности и полноты информации определяет необходимость предоставления заказчиком полной информации о планируемом объекте, современном состоянии окружающей среды и воздействии на нее планируемого объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации;

7. гласности — устанавливает обязанность заказчика информировать заинтересованные стороны о проведении ОВОС и экологической экспертизы, привлекать общественность к обсуждению, учитывать общественное мнение;

8. ответственностизаинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ОВОС и экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований по организации и проведению работ они будут нести предусмотренную законодательством ответственность.

Основными субъектами ОВОС являются инвестор, заказчик, разработчик и общественность.

Инвесторы – физические или юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных или иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ими также могут быть юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчик – организатор деятельности, располагающий финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых хозяйственных решений.

Разработчик – научно-исследовательская, проектная, проектно-технологическая, технологическая или другая организация, осуществляющая по заданию заказчика разработку проекта хозяйственной деятельности или другой документации, реализация которой может оказать воздействие на ОС.

Общественность – одно или несколько физических или юридических лиц, объединенных общей идеей.

ОВОС проводится в три этапа . На первом этапе заказчик обязан уведомить органы власти и общественность об основных характеристиках предлагаемой им деятельности. Таким образом, заинтересованные стороны получают возможность участвовать в процессе экологической оценки, начиная с ее самых ранних стадий. На данном этапе заказчик также должен провести предварительную оценку воздействия с целью составления Технического задания и предварительные консультации с целью выявления заинтересованной общественности. На этом этапе заказчик собирает и документирует информацию о состоянии окружающей среды и ее наиболее уязвимых компонентах и о возможных значимых воздействиях на окружающую среду.

Основной задачей второго этапа является проведение исследований по оценке воздействия и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия. Предварительный вариант материалов должен включать резюме нетехнического характера и быть доступен заинтересованным сторонам. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы заказчик мог собрать все комментарии заинтересованных сторон и своевременно учесть их. На более позднем этапе сделать это будет уже организационно сложнее и экономически менее эффективно.

Наконец, на третьем этапе готовится окончательный вариант материалов по оценке воздействия, в котором учитываются предложения и замечания, поступившие при обсуждении предварительного варианта и протоколы общественных слушаний (в случае их проведения). Окончательный вариант материалов по оценке воздействия представляется на государственную и общественную (в случае, если таковая проводится) экологическую экспертизу.

1.2 Основные разделы ОВОС

Материалы раздела «Оценка воздействия на окружающую среду», разрабатываемого в составе Обоснования инвестиций, должны, среди прочей информации, содержать:

1. информацию о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды в зоне возможного воздействия объекта, современном и перспективном использовании территории, ее природных и исторических особенностях;

2. характеристику намечаемой деятельности, информацию об источниках воздействия;

3. предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, которая, в частности, должна включать:

— оценку изученности территории и достаточности исходной

— информации о состоянии компонентов природной среды;

— прогнозную оценку изменений в природной среде, а также оследствий этих изменений для человека.

Раздел должен содержать предложения по составу природоохранных мероприятий, а также по организации производственного экологического мониторинга. Кроме того, раздел должен включать рекомендации по разработке экологического обоснования на следующем этапе подготовки проекта (в проектной документации), а также, в случае необходимости, предложения по дальнейшему изучению природных особенностей территории.

1.3 Необходимость проведения ОВОС для мелиоративных систем

1.4 Методы ОВОС, их применение для выявления значимых воздействий от мелиоративных систем

В основе процедуры подготовки лежат сбор и обобщение данных о сос

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о