Процесс обучения персонала в организации – Построение процесса обучения персонала в рамках общей системы развития персонала

Обучение персонала — вид и методы, оценка эффективности.

Обучение персонала — это перечень мероприятий, направленных на повышения профессиональных и управленческих навыков сотрудников организации. Постоянная борьба за обладание конкурентным преимуществом на рынке привела менеджмент к пониманию важности роли знаний, навыков и компетенций сотрудников для успешной реализации проектов. Все чаще топ-менеджеры компаний говорят, что квалифицированный персонал, умеющий быстро осваивать новые технологии и оперативно решать проблемы любой сложности – залог эффективности реализации бизнес-стратегии организации. В настоящее время все больше компаний рассматривают затраты на обучение персонала как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, а не как статью нежелательных расходов на персонал.

Обучение персонала — это перечень мероприятий, направленных на повышения профессиональных и управленческих навыков сотрудников организации. Постоянная борьба за обладание конкурентным преимуществом на рынке привела менеджмент к пониманию важности роли знаний, навыков и компетенций сотрудников для успешной реализации проектов. Все чаще топ-менеджеры компаний говорят, что квалифицированный персонал, умеющий быстро осваивать новые технологии и оперативно решать проблемы любой сложности – залог эффективности реализации бизнес-стратегии организации. В настоящее время все больше компаний рассматривают затраты на обучение персонала как долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, а не как статью нежелательных расходов на персонал.

Роль обучения персонала в управлении персоналом

Обучение и развитие персонала — это совокупность методов и подходов, направленных на постоянное повышение квалификации, развитие профессиональных навыков, знаний и компетенций, а также на совершенствование психологических характеристик сотрудников, их умения общаться и эффективно коммуницировать. В классических системах управления персонала обучения является играет роль одного их краеугольных камней HR:

Формирование эффективной системы обучения персонала, как правило, является совместной задачей руководства компании и департамента по управлению персоналом. Правильно выстроенная система обучения и развития персонала выгодна как самому работнику, так и организации:

  • компания, развивая работников, получает мотивированный и квалифицированный, идущий в ногу со временем, персонал, что обеспечивает эффективное развитие и конкурентоспособность организации.
  • сотрудники, получая новые знания и навыки, приобретает возможность повышения по карьерной лестнице или увеличивает свою стоимость на рынке труда как более знающего специалиста.

С точки зрения экономической эффективности, в большинстве отраслей компании более выгодно развивать и обучать работающих сотрудников, создавая кадровый резерв, нежели покупать нужные навыки и экспертизу на рынке труда.

Виды обучения персонала

В системе обучения персонала выделяется три основных вида обучения персонала:

  • Подготовка персонала нацелена на то, чтобы сотрудник получил знания, умения и навыки, которые нужны для выполнения конкретных задач в рамках определенной должности.
  • Повышение квалификации персонала — это инвестиции компании в получения сотрудником дополнительных знаний и компетенций из-за изменения требований к профессии или карьерного продвижения.
  • Переподготовка персонала — это приобретение работником новых знаний и компетенций из-за смены профессии или радикального изменения к требованиям в рамках должностной инструкции.

Иногда в отдельный вид обучения выделяют мероприятия по адаптации и вводу персонала. Типичной ее формой является производственный инструктаж. Наиболее из распространённых методов при приеме нового сотрудника или изменении должности: работнику дается вся необходимая информация для адаптации на новом рабочем месте: об организации, подразделении, оборудовании, технике безопасности, корпоративной культуре и т.п.

Методы обучения персонала

В зависимости от целей и задач обучающий процесс может быть организован как с отрывом от производства или частичным отрывом от производства, так и без отрыва — на рабочем месте. Методы обучения персонала разнообразны, и их выбор зависит от предмета обучения, сроков и бюджета, например:

  • Самообучение, менторство, коучинг и наставничество;
  • Систематические лекции и курсы повышения квалификации;
  • Получение дополнительного высшего образования;
  • Конференции и семинары;
  • Практические тренинги и деловые игры.

Онлайн обучение персонала (eLearning)

Онлайн обучение — это популярный метод обучения, при котором создаются обучающие порталы с использований возможностей Интернета. Организация создает собственный учебный портал, куда загружается библиотека учебных материалов, книги, лекции, презентации, видео уроки, электронные курсы и т.п. Каждый сотрудник обладает индивидуальным логином и паролем, проходить обучение в любое удобное время и самостоятельно выстраивать график занятий.

Дистанционное обучение персонала

С развитием коммуникационных технологий все большую силу набирают формы дистанционного обучения — типа вебенары и занятия через Skype. Такой метод обучения используется как для проведения стандартных программ повышения квалификации и тренингов, так и для полных курсов высшего образования. Преподаватели и ученики могут общаться в онлайне режиме. При этом ученики получают мгновенный доступ к широкой библиотеке, включая базы данных со спецификой по отраслям.

Стажировка — Secondment

Направление сотрудника на работу в другое подразделение компании, находящееся в другом городе или даже стране на определенный срок для замещения сотрудника, для заполнения определенных сложных позиций внутри организации, также может рассматриваться и как форма обучения и развития персонала, и как форма ротации кадров. Такая ротация кадров в большинстве случае носит временный характер — на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. При ротационном горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации работник получает возможность приобретения нового профессионального опыта и дополнительных компетенций.

Делегирование и усложнение заданий

Руководитель передает часть функций и полномочий в рамках определенного проекта своим подчиненным. Иногда менеджер осуществляет поэтапное усложнение задач для сотрудника с учетом объема ответственности и сложности. Такой подход к обучению позволяет сотрудникам приобретать новые практические управленческие навыки, принимать решения в рамках определенных задач.

Наставничество (mentoring)

Система наставничества предполагает обучение между участниками коллектива, когда более опытный сотрудник (Mentor) закрепляется за менее опытным сотрудником и помогает ему усвоить определенные компетенции, приобрести новые знания и опыт как в профессиональной сфере, так и в вопросах личностного развития.

Коучинг (coaching)

Очень часто идет в связке с наставничеством, основное отличие состоит в том, что коуч помогает сотруднику развивать и использовать уже имеющийся потенциал, что позволяет работнику достичь максимальной производительности. Коуч может быть «внутренний», т.е. из самой организации (на пример: линейный менеджер, специально обученный специалист внутри организации), или профессиональный «внешний» коуч.

Shadowing

Менее опытный или новый сотрудник копирует действия более опытного специалиста. Очень часто эта форма обучения используется при найме молодых сотрудников, выпускников вузов для успешной адаптации в организации.

Buddying

Работа в паре двух успешных сотрудников при абсолютно равноправных взаимоотношениях, при которых пользу извлекают обе стороны за счет изучения опыта друг друга.

Рабочие и проектные группы

В рамках одного проекта или задачи внутри организации создается рабочая группа из сотрудников разных отделов. В процессе они обмениваются опытом и приобретают новые знания и умения.

Организация процесса обучения персонала

Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:

Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;

Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;

Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом.

Схематично непрерывность процесса обучения можно представить следующим образом:

Оценка эффективности обучения персонала

Существуют несколько достаточно известных методов оценки эффективности обучения персонала:

  • методика оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика;
  • модель оценки эффективности обучения Блума;
  • методика Джека Филипса;
  • методика бипараметрической оценки;
  • оценка эффективности обучения в рамках общей системы оценки эффективности компании — управления по целям, BSC, KPI.

Поскольку инвестиции в обучение сотрудников являются фактически инвестициями в развитие организации, то, как и любые капиталовложения, их эффективность должна быть оценена. Безусловно, намного легче оценить затраты на обучение в том случае, если мы говорим о физическом труде (меньше брака, меньше жалоб клиентов, меньше сверхурочной работы и т.п.), и намного сложнее оценить эффект обучения в случае умственного труда, внутренних коммуникаций, межличностного общения и т.д.

Так что же делать? Для начала, нужно четко определить и категоризировать цели обучения, например: повышение производительности труда, освоение новых специализированных навыков и знаний, повышение или смена должности, обучение согласно требований госорганов, оптимизация численности сотрудников подразделения и т.п. В таком случае вы получаете возможность осуществлять входной контроль, т.е. что было. И уже после проведения обучения определить произошел ли прирост знаний, насколько хорошо был усвоен материал, используются ли новые навыки на рабочем месте, улучшился ли трудовой процесс и коммуникации в организации, увеличилась ли прибыль. Заключительный контроль может проводиться непосредственным руководителем, также можно проводить опрос удовлетворенности клиентов.

Современные тренды в обучении персонала

На сегодняшний день основные современные тренды и подходы в обучении персонала концентрируются вокруг нескольких аспектов:

Елена | Июл 16, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments

Дарья Архарова Новое поколение специалистов подталкивает к профессиональной перезагрузке не только себя, но и руководство. В кадровой борьбе на уровне «топ» побеждают те, кто оставил шаблоны управления на полке университетского архива и смог «обнулиться». Тот, кто…

Елена | Июл 15, 2019 | HR Статьи, Обучение персонала, Статьи Новое | 0 Comments

Дмитрий Волошин Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы Нельзя просто так стать востребованным на рынке…

Елена | Июн 17, 2019 | HR Статьи, Обучение персонала, Статьи Новое | 0 Comments

Вера Витальева, Елизавета Муравьева Седьмое по счету глобальное исследование компании «Делойт» Global Human Capital Trends 2019, в котором приняли участие около десяти тысяч человек во всем мире, в очередной раз определило приоритетные направления работы с персоналом….

Елена | Июн 12, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments

От редакции. Одним из самых интересных событий Петербургского международного экономического форума стала дискуссия трех миллиардеров Аркадия Воложа, Алексея Мордашова и Олега Тинькова о технологиях, будущем и российском бизнесе. Мы публикуем самые яркие фрагменты этой…

Елена | Июн 4, 2019 | HR Статьи, Обучение персонала, Статьи Новое | 0 Comments

Максим Белухин Раньше было распространено мнение, что развитие сотрудника прямого отношения к компании не имеет. Руководители этим не занимались, полагая, что у них нет на такие мелочи времени, ведь им платят за достижение больших целей. Но выяснилось, что развитие…

HR практик | Май 13, 2019 | Блог, Блог Новое, Обучение персонала, Роман Scratchwood | 0 Comments

Итак, Вы решаете оформить свое медийное пространство видеороликами о своем бизнесе. Каких основных ошибок следует избежать? Не бросайтесь сразу снимать. Создайте бриф. Продумайте message видео, составьте сетку роликов по темам. Продумайте, о чем они будут вещать…

Елена | Май 3, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments

Мерит Уэделл-Уэдельсборг Теплым вечером после выездной встречи по определению стратегического развития компании команда руководителей отправляется в хороший местный ресторан. Они предвкушают совместный ужин, однако генеральный директор недоволен предложенным столиком…

Елена | Апр 28, 2019 | HR Статьи, Обучение персонала, Статьи Новое | 0 Comments

«Человек обречен на пожизненное образование». Что нужно знать и уметь каждому, чтобы сохранить достойную работу в будущем и зачем окружать себя непохожими на вас людьми?» Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ: — Какие навыки нужно иметь, чтобы…

hrhelpline.ru

1.2 Методы и формы обучения персонала

Методы
обучения персонала — способы, при которых
достигается овладение знаниями, умениями,
навыками обучающихся. Профессиональное
обучение — процесс формирования у
сотрудников организации специфических
профессиональных навыков посредством
специальных методов обучения[4].

Методы
обучения персонала могут классифицироваться
по разным признакам (табл.1).

1)
Пассивные и активные — различаются по
степени активности, которую проявляют
обучающиеся. Например, лекция, во время
которой слушатель может дремать,
заниматься своими делами, или деловая
игра, требующая участия всех. Разделить
методы обучения однозначно на активные
и неактивные непросто. Некоторые из них
являются переходными к практическим
занятиям и самостоятельной работе.
Бесспорно, к активным методам обучения
можно отнести разбор конкретных ситуаций,
занятия-дискуссии по проблемам
предприятия, а также учебно-практические
конференции по обмену опытом[3].
Разновидностями активных методов
обучения со специальными возможностями
формирования и развития
социально-психологических качеств
являются ролевой разбор конкретной
ситуации (инсценировка) и методы
социально-психологического тренинга.

2)
Индивидуальные и групповые — при
индивидуальном методе обучения.
Проявляется возможность полностью
сосредоточиться на конкретных знаниях
и умениях одного человека; профессиональное
обучение и переобучение незанятых
граждан и безработных; групповое обучение
требует соответственно меньше и
финансовых затрат[10].

3)
С отрывом и без отрыва от производства
— методы обучения без отрыва от производства
интегрированы с самим производственным
процессом немедленно применяются на
практике[13].

По
видам обучение делится на: подготовку
новых работников, переподготовку,
повышение квалификации, развитие
компетенции.

По
длительности можно выделить долгосрочное
и краткосрочное обучение.

По
формам обучение бывает: групповое и
индивидуальное обучение.

Также
методы обучения персонала можно разделить
на две группы:


обучение на рабочем месте: метод
усложняющихся заданий, смена рабочего
места, направленное приобретение опыта,
производственный инструктаж, метод
делегирования ответственности и другие
методы;


обучение вне рабочего места: чтение
лекций, проведение деловых игр, разбор
конкретных производственных ситуаций,
проведение конференций и семинаров,
формирование групп по обмену опытом,
создание кружков качества и другие
методы.

Названные
методы обучения не исключают друг друга,
так как обучение в стенах организации
может вестись с отрывом или без отрыва
от работы. Кроме того, они могут дополнять
друг друга, так как обучение в процессе
работы часто совмещается с обучением
в других организациях или учебных
заведениях[11].

Таблица
1 — Классификация форм обучения[3]

Количество
участников

Режим
обучения

Место
организации обучения

Внутри
компании

Вне
компании

Групповое
обучение

С
отрывом от производства

Закрытые
семинары, курсы

Закрытые
семинары, курсы

Без
отрыва от производства

Техническая
учеба

Курсы

Индивидуальное
обучение

С
отрывом от производства

Без
отрыва от производства

Техническая
учеба, ротация, стажировка, наставничество,
самообучение, в т.ч. с помощью компьютера,
дистанционное обучение

Самообучение,
в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное
обучение, консультирование

Каждый
метод имеет свои преимущества и
недостатки. И главным критерием при
выборе того или иного метода является
его эффективность для достижения целей
обучения каждого конкретного работника.

1.
Обучение на рабочем месте характеризуется
непосредственным взаимодействием с
обычной работой в обычной рабочей
ситуации. Такое обучение может
осуществляться в различных формах.
Определяющим признаком здесь является
то, что обучение организовано и проводится
специально для данной организации и
только для ее сотрудников. Обучение в
стенах организации может предусматривать
приглашение внешнего преподавателя
для удовлетворения конкретных потребностей
в обучении сотрудников организации и
в стенах организации[8].

Существует
несколько видов обучения на рабочем
месте. Наиболее известный — метод
инструктажа или дублирования. В этом
случае работника обучает более опытный
сотрудник или непосредственный
руководитель. Этот метод относительно
недорог; стажеры обучаются в процессе
работы, отпадает необходимость в
организации дорогостоящих классов или
использовании программных средств
обучения. Метод так же упрощает обучение,
поскольку стажеры учатся, выполняя
фактическую работу и получая быструю
обратную связь.

Важнейшие
методы обучения на рабочем месте: 


метод усложняющихся заданий,


смена рабочего места (ротация),


направленное приобретение опыта,


производственный инструктаж,


использование работников в качестве
ассистентов,


метод делегирования (передачи) части
функций и ответственности и др. (табл.
2)

Таблица
2 — Основные формы подготовки рабочих
на производстве[3]

Методы
подготовки на производстве

Характерные
особенности

Наставничество

Обучаемый
закрепляется к более опытному сотруднику
и наблюдает, как на практике выполняются
различные процедуры и работы. После
этапа наблюдения следует этап
самостоятельной деятельности обучаемого
под контролем наставника. Затем
сотрудник допускается к работе в
организации

Стажировки

Обучающийся
в различных подразделениях компании
или за ее пределами, получает новую
информацию о профессиональной
деятельности. Стажировка является
полезным средством активизации
творческого потенциала работников и
пересмотра старых подходов к работе

Производственный
инструктаж

Подготовка,
введение, адаптация, ознакомление
обучающегося с его новой рабочей
обстановкой

Смена
рабочего места (ротация)

Получение
знаний и приобретение опыта в результате
систематической смены рабочего места.
В результате этого за определенный
промежуток времени создается
представление о многогранности
деятельности и производственных задач
(специальные программы молодого
поколения специалистов). Таким образом,
преодолевается профессиональная
узость знаний, стимулируется усвоение
новых навыков

Использование
работников в качестве ассистентов

Подготовка
и ознакомление работника с проблемами
высшего и качественно иного порядка
задач при одновременном принятии па
себя некоторой доли ответственности

Подготовка
в проектных группах

Сотрудничество,
осуществляемое в учебных целях в
проектных группах, создаваемых на
предприятии для разработки крупных,
ограниченных сроком задач

Обучение
на рабочем месте, как правило, подразумевает
наблюдение за опытным начальником или
коллегой, когда они выполняют определенную
работу или решают какую-либо задачу.
После этого работник пытается выполнить
работу самостоятельно. Такие отношения
«тренер — обучаемый» продолжаются на
основе «наблюдай и делай» до тех пор,
пока работник не будет способен хорошо
работать самостоятельно[14]. 

Преимущества
обучения на рабочем месте:


оно дешево, хотя учтите «стоимость»
отвлечения инструктора от других задач;


легко удовлетворить потребности
обучаемого — инструктор может подстраиваться
под ученика;


работник получает опыт «из рук в руки».

Однако
этот метод обучения имеет недостатки[7]:


вы или ваши коллеги могут не обладать
достаточным опытом в обучении, особенно
если оно предназначено для того, чтобы
держать работников в курсе новых
разработок или технологии;


ваше обучающее оборудование и возможности
могут не соответствовать задаче обучения;


вы или ваши коллеги могут иметь
недостаточно свободного времени, чтобы
обучать персонал лично;


работники, которых попросили обучать,
могут не иметь для этого достаточного
авторитета и ответственности;


работники могут возмутиться, что их
будут учить их коллеги. Необязательно
проводить обучение под вашим наблюдением
или в вашем собственном офисе. Существует
много различных курсов, организуемых
вузами или организациями, занимающимися
бизнесом в области подготовки персонала.

2.
Обучение вне работы включает все виды
обучения за пределами самой работы.
Методы обучения вне рабочего места дают
учащемуся возможность абстрагироваться
от сегодняшней ситуации на рабочем
месте и выйти за рамки традиционного
поведения[8].

Обучение
вне рабочего места более эффективно,
но связано с дополнительными финансовыми
затратами и отвлечением работника от
его служебных обязанностей. При этом
сознательно меняется среда, и работник
отрывается от повседневной работы.
Такое обучение способствует формированию
принципиально новых поведенческих и
профессиональных компетенций. Проводится
внешними учебными структурами и, как
правило, вне стен организации. Методы
профессиональной подготовки вне рабочего
места предназначены, прежде всего, для
получения теоретических знаний и для
обучения решению проблем, принятию
решений, согласованному поведению.
Используемые методы обучения приведены
в табл. 3.

Таблица
3 — Методы обучения, используемые вне
рабочего места[6]

Методы
подготовки, используемые вне рабочего
места

Характерные
особенности

Чтение
лекций

Пассивный
метод обучения. Проблемы: усталость
слушателей, отсутствие обратной связи

Конференции
и семинары

Активный
метод обучения, участие в дискуссиях
развивает логическое мышление и
вырабатывает поведение в различных
ситуациях (конференция по решению
проблем)

Тренинги

метод
краткосрочного обучения, в котором
теоретические блоки материала
минимизированы и основное внимание
уделяется практической отработке
навыков и умений. Привлекателен именно
тем, что передает спрессованный,
практически ориентированный опыт в
интенсивном режиме. Опытный тренер,
как правило, обладает определенными
приемами, повышающими эффективность
обучения

Деловые
игры

Предполагают
отработку учебной тематики на основе
ситуаций и материала, моделирующих
те или иные аспекты профессиональной
деятельности слушателей

Программированное
и компьютерное обучение

Информация
предъявляется небольшими блоками в
печатном виде либо на мониторе
компьютера. После изучения блока
материала обучающийся отвечает на
вопросы, оценивает глубину понимания
и степень усвоения изучаемого материала.
После каждого ответа обучающиеся
имеют возможность получения обратной
связи, показывающей его правильность.
Основное преимущество состоит в том,
что оно позволяет обучающемуся
двигаться в собственном, удобном для
него темпе,

Ролевое
обучение

Обучение
манере вести себя в конфликтных
ситуациях, при ведении переговоров,
причем обладатели ролей должны
представлять определенные точки
зрения

Методы
решения производственно-экономических
проблем с помощью моделей

Моделирование
процессов, происходящих па конкурирующих
рынках. Слушатели распределяют между
собой роли членов правления конкурирующих
между собой фиктивных организаций. С
помощью заданных данных слушатели
должны принять соответствующие решения
для нескольких этапов производства
важных отраслей (производство, сбыт,
финансирование, кадровые вопросы и
т.д.). Проблематичным остается часто
сильно упрощенное изображение
реальности

Обучение
вне рабочего места имеет следующие
преимущества:


занятия проводятся опытными экспертами;


используются современное оборудование
и информация;


работники получают заряд свежих идей
и информации.

Однако
этот тип обучения имеет ограничения:


курсы обычно дороги, особенно когда вы
добавляете стоимость расходов на проезд,
суммы, выплачиваемые за обед, стоимость
потерянной продукции;


чаще изучается теория, нежели практика,
и ее может быть сложно применить в
обычной работе;


имеющиеся курсы могут не соответствовать
вашим требованиям; ваш бизнес может
пострадать, если ключевые работники
будут отсутствовать на работе.

Все
названные методы обучения не исключают
друг друга, так как обучение в стенах
организации может вестись с отрывом
или без отрыва от работы. Кроме того,
они могут дополнять друг друга, так как
обучение в процессе работы часто
совмещается с обучением в других
организациях или учебных заведениях[1].

Процесс
обучения начинается с определения
потребностей, которые формируются на
основе потребностей, связанных с
выполнением должностных обязанностей
и определяются на основе заявок
руководителей служб, путём анализа
результатов работы, тестирования
сотрудников (рис. 1).

studfiles.net

Система обучения персонала. Формы и методы обучения персонала

Грамотно построенная система обучения персонала в организации выгодна и работникам, и руководству. Первые получают возможность повысить свою квалификацию, а значит увеличить заработок, вторые — получают подготовленный для эффективного исполнения поставленных задач коллектив, лояльный компании. Но для достижения этих целей потребуется подобрать подходящие методы и технологии.

Классификация методов

Формы и методы обучения персонала принято классифицировать по различным основаниям. Это необходимо для понимания потребностей компании и ее сотрудников и выбора наиболее подходящей системы организации занятий. Можно выделить три уровня:

  • Подготовка — получение необходимых для успешного выполнения работы базовых знаний;
  • Переподготовка — формирование новых знаний в связи со изменением требований к работе или сменой профессии;
  • Повышение квалификации — углубление и актуализация уже имеющихся знаний по своей специальности.

Система обучения персонала обычно включает в себя как профессиональную подготовку на рабочем месте, так и прохождение подготовки с отрывом от работы. Проведение занятий может быть организовано как внутри самой фирмы, так и в специализированном учебном центре. Общение с коллегами из других организаций позволяет перенять их успешный опыт и расширить профессиональные связи, что будет полезно и работодателю. Организация получения необходимых умений внутри компании дает возможность максимально ориентировать его на собственные потребности и особенности производственных процессов.

Основные методы обучения персонала можно разделить в зависимости от применяемых технологий на традиционные и современные. Однако в последние годы довольно сложно провести четкую границу между ними, так как преподаватели комбинируют их в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим подробнее наиболее популярные методы эффективного обучения персонала, выделим их достоинства и недостатки.

Традиционные технологии

Многолетний опыт использования этих способов подтвердил их эффективность. Главной их особенностью является личный контакт преподавателей и слушателей, возможность оперативного получения обратной связи и внесения корректировок в случае необходимости. Большую роль здесь играет личность преподавателя, его навыки вербального общения и умение «держать» аудиторию.

Лекции

Один из самых распространенных методов работы с большими группами. Такая форма обучения позволяет за относительно коротки срок довести до слушателей максимальный объем информации, а также дополнить ее различными наглядными материалами. Все чаще для проведения лекций используется мультимедийное оборудование, дополняющее учебный материал графиками, схемами и т. д.

Наряду с традиционными лекциями, предполагающими пассивное участие обучающихся, сегодня исполняются и методики, дающие возможность получить обратную связь и вовлечь слушателей в обсуждение: проблемные лекции, лекции-дискуссии и т. д.

Достоинством лекций можно назвать их доступность, экономичность и возможность адаптировать материал под запросы конкретной аудитории. Среди недостатков главным видится пассивная позиция аудитории и постепенное снижения внимания и усвоения материала.

Семинары

Такой способ ставит целью закрепление прослушанного на лекциях материала, его обсуждение, выявление проблем и выработку общих путей их решения, обмен опытом. Могут носить и узкоспециальный характер, с привлечением специалистов по данной проблематике. Наиболее эффективно проведение семинаров в малых группах, не более 15 человек. Это может создать определенную проблему, особенно в больших коллективах.

Достоинством такой формы занятий является возможность преподавателя получить обратную связь, скорректировать изучение материала, ответить на возникшие вопросы, оценить степень усвоения информации. Недостатки состоят в ограниченности способов взаимодействия между участниками и в сложности организации работы в малых группах.

Видеокейсы

Использование обучающих видеоматериалов в образовании, в том числе производственном имеет давнюю историю. В специально отобранных фрагментах наглядно показывается какой-либо аспект изучаемой проблематики, а затем дается блок соответствующего теоретического материала. Видеоматериалы могут использоваться и в качестве дополнения к лекциям.

Достоинства видео курса заключаются в наиболее доступном для понимания и усвоения способе подачи информации — наглядном. Недостатки общие с прочими традиционными технологиями: пассивность слушателей и быстрое утомление. Впрочем, талантливый преподаватель умеет заинтересовать любую аудиторию.

Интерактивные технологии

Современные методы обучения персонала основаны на его активном участии в процессе. Больший упор в них делается не на передаче необходимого объема информации, а на умении применить ее, в том числе и в нестандартных ситуациях. Учебный процесс строится таким образом, что теоретическая часть занимает меньшую часть времени. А большая — отдана под формирование практических навыков и умений или нахождение решения проблемных ситуаций.

Тренинги

Самый популярный вид групповых занятий. Состоит из небольшого теоретического блока и дальнейшего оттачивания навыков успешного выполнения конкретной задачи. Например, проведения деловых переговоров по телефону. Навыки отрабатываются в небольших группах (парах, четверках и т. д.) с переменным составом. Непременной частью любого тренинга является создание положительного настроя, повышения уверенности в себе.

Главное достоинство тренинга — его нацеленность на формирование определенных моделей поведения. В этом же заключен и его недостаток. Узкая специализация не дает представления о том, как действовать в ситуации, не включенной в сценарий. Но для быстрого научения выполнению шаблонных действий данный метод подходит как нельзя лучше.

Деловые игры

Справка. Впервые деловая игра была проведена в Ленинграде в 1932 г. Разработка новой методики повышения квалификации руководящих кадров производилась М.М. Бирштейн в ЛИЭИ (ныне — ИНЖЭКОН). Игра носила название «Пуск цеха» и ставила целью выявить сложности организационного и технологического характера при расширении производства. Но, несмотря на очевидную эффективность такого способа подготовки кадров, в 1938 г. деловые игры в СССР были запрещены. Вторая волна их популярности связана с появлением уже в США во второй половине 20 в.

Деловая игра — это моделирование реальных производственных или бизнес-процессов, связанных с принятием решений. Сценарий диктуется особенностями процессов в самой компании. Слушателям предоставляется возможность попробовать себя в различных ролях, прежде всего, руководящих. От них требуется найти оптимальное решение поставленной проблемы.

Плюсом деловых игр можно назвать их привлекательность для участников, отсутствие жестко заданных путей достижения результата, максимальная приближенность к реальным ситуациям. Недостаток заключается в больших временных затратах. Проведению собственно игры предшествует длительная подготовка. Но именно такой способ удобно использовать для оценки эффективности обучающего курса и степени активности каждого из сотрудников.

Метод кейсов

Кейс — это конкретная рабочая ситуация, смоделированная в учебных целях. Она содержит описание проблемы и вопрос, на который предстоит ответить обучающимся. Правильных ответов при этом может быть более одного. Кейсы могут быть проблемными и ситуационными. Первые направлены на анализ имеющейся проблемы и предложение нескольких путей ее решения, а вторые — требуют нахождения единственного оптимального ответа.

Работа с кейсами может строиться как индивидуально, так и в группе. При решении формируются актуальные знания и навыки, необходимые в данный момент. Но разработка кейсов — достаточно длительный и трудоемкий процесс. Впрочем, существует немало фирм, занимающихся этим профессионально и предлагающих готовые пакеты кейсов для различных профессиональных отраслей.

Дистанционное обучение (СДО)

СДО успешно совмещает различные методы и позволяет организовать одновременное освоение материала сколь угодно большим коллективом без существенных затрат на организацию помещений, оплату специалистов и т. д. Учебный материал представлен в виде модулей, с которыми каждый из обучающихся знакомится в своем темпе. Главный инструмент — компьютер, позволяющий не только подать информацию, но и проверить ее освоение через систему тестовых заданий.

Основное отличие СДО — это отсутствие прямого взаимодействия с преподавателем. Занятия проходят в удобное время, с возможностью повтора сложных мест, выбором подходящего темпа и т. д. Такая технология предполагает и большой объем самостоятельной работы.

В конце каждого блока и всего обучающего курса предусмотрен контроль результатов. СДО предоставляет для этого различные инструменты, предусматривающие создание и обработку тестов или других заданий, в соответствии со спецификой поставленных задач. В скорости обработки информации и состоит несомненное преимущество дистанционного обучения перед любой традиционной технологией.

Созданием обучающих курсов не обязательно заниматься специалистам работодателя. Существует множество уже готовых продуктов, требующих лишь адаптации под решение конкретных задач. Стоимость такого курса невелика, меньше чем затраты на организацию цикла лекций, семинаров или тренингов.

Обучение на рабочем месте

Подготовка или переподготовка может проводиться и непосредственно на месте, в рабочее время. В таком режиме формируются навыки необходимые непосредственно для выполнения порученной работы и не затрагивается свободное время. Вся полученная теория тут же применяются на практике, ошибки разбираются, действия корректируются. Основными способами являются:

  • инструктаж — получение общей информации, необходимой для выполнения работы;
  • наставничество — к новому работнику прикрепляется опытный наставник, контролирующий качество выполнения работы;
  • стажировка — отработка практических навыков после получения теоретических знаний внутри компании или за ее пределами;
  • «делай как я» — работник копирует и запоминает действия опытного специалиста;
  • делегирование — передача права принимать самостоятельные решения в рамках поставленной задачи.

Оценка системы обучения и развития персонала

Важным этапом является оценка результатов. По ее итогам возможно дальнейшее совершенствование системы обучения персонала. Для оценивания необходим некий эталон, с которым будет производиться сравнение. В современном образовании для этого используют подход, который будет полезен и при подготовке сотрудников — модели компетенций.

Компетенция — это набор качеств, знаний, умений и навыков, совокупность которых определяет поведение на определенной позиции. Например, для управленческого персонала главными компетенциями будут планирование задач и контроль их исполнения, а для продажников — клиентоориентированность и умение вести переговоры. Компетенцию следует отличать от схожего по звучанию термина «компетентность», подразумевающего лишь владение необходимыми знаниями и умение их применить.

Целью образования при таком подходе ставится формирование не отельных знаний и умений, а именно их совокупности — компетенции. Соответственно, оценка эффективности подразумевает проверку того, насколько сформирована та или иная компетенция. Плюс использования компетентностного подхода еще и в том, что у самих работников появляется понимание того, что от них требуется, а значит и мотивации к получению новых умений.

Успешное обучение персонала невозможно без выстраивания четкой системы, включающей в себя модели компетенций, способы их формирования и критерии оценки. Этот сложный и достаточно затратный процесс со временем начнет приносить вполне ощутимый результат. Эффект выражается в том, что из инструмента адаптации одного конкретного работника, система подготовки кадров превращается в инструмент развития всей организации в целом. Что дает ей серьезное конкурентное преимущество, особенно в сложных экономических условиях.

promdevelop.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о