Проведение обследования – . —

Проведение лесопатологического обследования: порядок, формы, приказ

Согласно Приказу № 480 «О лесопатологических обследованиях», изданному Министерством природных ресурсов и экологии, цель проведения указанных проверок – выявление и постановка на учет болезней, вредителей и других патологических лесных повреждений, а также оценку санитарного и лесопатологического состояния зеленых насаждений.

Сущность лесопатологического обследования

Сущность этого процесса – установление причин и мест возникновения болезней и вредителей леса и групп насаждений, у которых нарушена устойчивость, выявление причин усыхания и ослабления насаждений наряду с оценкой их санитарного и лесопатологического состояния, а также надзор за возникновением и распространением болезней и вредителей лесов.

На основании проводимых проверок выявляется информация для прогнозирования развития мест возникновения угроз, определения конкретных видов болезней растений и осуществления защитных процедур.

В перечень мероприятий лесопатологического обследования входит работа профилактического (организационно-технического, лесохозяйственного, лесокультурного, санитарно-оздоровительного и биотехнического) типов, а также истребительные и защитные процедуры.

Лесопатологические обследования лесных насаждений планируются и реализуются в качестве самостоятельного вида мероприятий, которые включаются в производственный ежегодный план, разрабатываемый лесничествами, региональными центрами (станциями) и межрайонными инженерами.

Методы проверки: дистанционные, наземные и комбинированные. Дистанционные исследования применяются в малонаселенных районах, в которых получить информацию можно при помощи космической или аэрофотосъемки.

Наземные лесопатологические обследования осуществляются в местах, где лесное хозяйство ведется особенно интенсивно, в местах расположения особо ценных пород и на территориях, где может пройти наземный транспорт. Проверку таким методов осуществляют путем выборочного обследования частей территории.

Виды анализа

Согласно приказу «О лесопатологических обследованиях», выделяются следующие виды проверок, в зависимости от поставленных задач форм их проведения:

  • оперативные текущие;
  • контрольные;
  • инвентаризационные;
  • лесопатологические;
  • экспедиционные;
  • рекогносцировочные;
  • детальное лесопатологические.

Каждый из указанных видов отличается особенностями планирования и проведения обследований на отдельных участках лесных массивов.

Оперативные текущие обследования

Порядок проведения обследований лесопатологического типа в виде оперативных текущих проверок включает анализ различных групп насаждений. Целями такого исследования являются следующие типы проверок:

  1. Исследование местности на предмет болезней, вредителей, иных лесных повреждений, а также проверка воздушной и наземной сигнализации, оповещающей о возникновении опасностей.
  2. Обследование мест возникновения и скопления болезней и вредителей, которые были выявлены или находятся под контролем в детальном или рекогносцировочном надзоре.
  3. Проверка насаждений, площадей и питомников, которые подлежат облесению, на наличие болезней или вредителей, установление мест их распространения и степени угрозы возникновения повреждений будущих растений.
  4. Лесопатологическое обследование лесных насаждений, которые были повреждены ветровалами, пожарами, насекомыми или другими факторами антропогенного или природного происхождения.
  5. Проверка насаждений для проведения дальнейшего рекогносцировочного контроля и надзора.
  6. Проведение обследования насаждений, у которых по каким-либо причинами нарушена устойчивость, если поступила заявка на проверку от лесхозов или управления хозяйством территориального типа, чтобы в дальнейшем провести санитарно-оздоровительные, истребительные или защитные меры.

Акты лесопатологических обследований в Тверской области и иных регионах составляются специалистами лесхозов, лесозащиты и лесничеств, которые уполномочены на это внутренними актами субъекта или муниципального образования.

Контрольные проверки

Проведение лесопатологических обследований в форме контрольных проверок имеет определенную цель. Данный анализ осуществляется для выставления оценки состоянию очагов лесного поражения, а также для осуществления контроля за численностью и состоянием популяции насекомых, вредящих растениям.

Проверка осуществляется перед уходом насекомых на зимовку и после выхода из нее, а также до начала проведения мероприятий по истреблению вредителей и после них. Выполнением данной работы занимаются специалисты отдела лесозащиты.

Обследования инвентаризационные

Лесопатологические обследования насаждений инвентаризационного характера проводятся для оценки учета и состояния мест возникновения и скопления болезней, вредителей и других повреждений лесных массивов, которые действуют или затухают из-за воздействия определенных причин.

При проведении проверки проводится разделение очагов на те, которым требуется проведение мероприятий лесозащитного характера, и те, которым оно не требуется. Обследование проводится специалистами лесхозов, лесозащиты или лесничеств в рамках данных им полномочий.

Лесопатологические экспертизы

Акт лесопатологического обследования, проводимого посредством экспертизы, составляется для установления причин появления болезней и вредителей, а также для оценки их состояния. Кроме того, экспертиза позволяет определить виды вредных или опасных организмов, которые обусловили повреждение лесного массива, если это необходимо, а также решить вопрос о необходимости осуществления мероприятий лесозащитного характера.

В связи с тем что проведение экспертизы является сложной процедурой, к ее выполнению привлекаются специалисты высокого уровня в сфере лесозащиты, работники научной сферы и преподаватели средних или высших учебных заведений.

Обследования экспедиционные

Акт лесопатологического обследования, составляемый при проведении проверок экспедиционного типа, фиксирует оценку состояния повреждений лесных массивов крупных масштабов. Цель таких действий – решение сложноразрешимых задач лесозащитного направления, планирование и систематизация крупномасштабных по объему мер по охране зеленых насаждений, которые связаны с ведением хозяйства и использованием лесных массивов.

Такие обследования проводятся также для проведения других видов работ, которые влияют на состояние и устойчивость проверяемых территорий. Для осуществления операций подобного типа привлекаются сотрудники территориальных управленческих органов лесного хозяйства.

Объемы запланированных оперативных текущих и инвентаризационных проверок должны проводиться в соответствии с общей ситуацией в лесопатологической сфере в каждом отдельном лесничестве и регионе в целом.

Проведение обследований, их важность и неотложность должны обосновываться соответствующим образом. Сроки контрольных проверок назначаются специалистами лесозащитного хозяйства, которые выполняют детальный контроль и надзор. Планы обследования составляются ежегодно. В него входят проверки состояния мест возникновения и скопления болезней и вредителей.

При проведении обследований используются дистанционные и наземные методы. Если используется первый метод отдельно от второго, его необходимо повторно проверять.

Обследования рекогносцировочные

Акты лесопатологических обследований в Тверской области и других районах составляются на основе проверки состояния лесных насаждений методом визуального наблюдения. Его можно использовать для предварительного изучения объекта исследования перед детальной проверкой. Также этот метод используется для подбора предметов для учета всех деталей, выявления частей территории с очагами болезней, вредителей и нарушенной устойчивостью.

Рекогносцировочные обследования проводятся в форме надзора за состоянием зеленых насаждений, степенью пораженности растений вредителями стволового типа. Также контроль осуществляется за болезнями и вредителями молодняка и насаждений в питомниках.

Рекогносцировочные обследования наземного типа проводятся с использованием визир, просек, лесных дорог и троп. Между проходными линиями расстояние должно составлять от двухсот до тысячи, на таежных территориях – от двух до четырех километров, в лесах неустроенного типа прокладка осуществляется по компасу.

Проверки проводятся по выделам таксационного типа, которые располагаются вдоль проложенного маршрута. Все насаждения хвойного, дубового, букового типов или с преобладанием ясеня обследуются, независимо от размера. Насаждения лиственного типа проверяются, если площадь выдела — от пяти гектаров.

Степень повреждения древесных крон насекомыми, грызущими хвою и листья, устанавливается путем глазомерной проверки в процентах (повреждения слабого типа – до двадцати пяти процентов, среднего типа – до пятидесяти процентов, сильного типа – до семидесяти пяти процентов, полного типа – больше семидесяти пяти процентов). Также при обследованиях указывается вид и возраст личинок.

Оценка проводится в процентном соотношении пораженных деревьев от общего их количества, а также для категорий сухостойных и усыхающих растений. Пораженность лесных насаждений вредителями определяется по особенным признакам их вредоносной деятельности (мука бурового типа, опилки, капли смолы, жуки, потеки летные и входные отверстия на древесной коре, личинки и ходы под корой).

В некоторых случаях для проверки заселенности растений и определения состава видов вредителей деревья срубают и подвергают анализу. Наличие различных болезней устанавливается по конкретным признакам внешнего характера (плодовые грибные тела, характерные виды гнилей, некрозов, опухолей, раковые раны, части усыхания и прочее).

В отчетах о проведенных проверках указываются установленные типы вредных болезней и насекомых, первопричина повреждения и ослабления насаждений (ветер, пожар, дефолиация насекомыми).

Территории насаждений с высокой степенью поврежденности деревьев, если эта степень превышает размеры отпада естественного характера, а также если диаметр деревьев патологического листопада превышает средний объем древостоя, становятся очагами определенного вида болезней или вредителей.

Детальное обследование

Акты лесопатологических обследований, формы которых являются свободными, составляются на основании проводимого детального лесопатологического типа. Эти проверки осуществляются с помощью закладывания пробных территорий и проведения оценки детального характера в отношении насаждений, их проб или модельных образцов.

Цель детальной проверки – определение степени заселенности растений вредоносными насекомыми, зараженности различными болезнями и иными факторами патологического типа, а также дальнейшее определение перспектив развития, распространения возникающих поражений леса для оценки степени угрозы для будущего роста и развития растений, разработки защитных мероприятий.

Проведение такого типа проверок чаще всего осуществляется в осенний или ранний весенний период. В это время учитываются запасы зимующих видов вредителей, устанавливается масштаб угрозы зеленым насаждениям в будущем году. На основе проведенных проверок могут измениться сроки будущего обследования, вследствие чего вносятся изменения в календарный план.

При расчете растений используется шестибалльная шкала категорий состояний. Количество деревьев в каждой группе вычисляется в процентном соотношении к их общему числу. Полученные результаты заносятся в специально разработанную форму.

Если есть необходимость, специалистами проводится детальный поэтапный анализ выбранных деревьев на степень заселенности вредителями и пораженности болезнями. Категории для проверок следующие:

  1. Здоровые, без визуальных признаков нарушений.
  2. Ослабленные.
  3. Крайне ослабленные.
  4. Усыхающие.
  5. Усохшие.

Если обследование проводится в питомнике, ему предшествует выявление очагов поражения на этапе рекогносцировочной проверки. Степень отпада от различных инфекционных полеганий учитывается с помощью подсчета и выборки пораженных сеянцев, а также раскопки посевных борозд.

На одном гектаре земли осуществляют от двадцати и более раскопок, собирают для будущего анализа двести пятьдесят и более семян и погибших всходов. Раскопки проводятся диагонально на исследуемой площади. При этом вдоль раскопок закладывают специальные пробы из расчета один погонный метр на одну борозду посева.

Критерии оценки растений в питомниках

При лесопатологическом обследовании распространенность болезней в питомниках определяется в виде соотношения количества пораженных сеянцев ко всей группе учтенных растений. Полученное число умножается на сто.

Степень заражения сеянцев болезнью листвы и хвои оценивается по пятибалльной шкале, где 0 – здоровые деревья, 1 – поражения до двадцати пяти процентов, 3 – поражения до семидесяти процентов, 4 – поражения до ста процентов.

Проведение обследования лесопатологического типа – необходимая процедура для своевременного выявления болезней, их лечения, а также разработки профилактических и защитных мер.

fb.ru

Psychometric Expert — Проведение психодиагностического обследования

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами.

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами. Психолог не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры, позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции об использовании психологических методик специалистами-смежниками (учителями, врачами, социологами и пр.) и студентами-психологами. В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, указание провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок или передача ключей и алгоритмов обработки результатов неспециалистам). Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования. Недостаток времени, некомпетентность заказчика не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур.

Стандартизация процедуры обследования подразумевает унификацию инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, можно отнести такие:

  1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
  2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
  3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
  4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
  5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами. Поэтому есть смысл проводить предварительный инструктаж психологов с целью согласования всех вопросов, касающихся процедуры проведения обследования.

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

  1. Первичное обследование (разведывательное). Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, дополнительное изучение различных источников (литература, личные дела, письма…), определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются «проблемные зоны», качества, которые требуют более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.

  2. Специализированное обследование Углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).

В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены все помехи, обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть уставшим, голодным или под влиянием аффекта. Если он находится в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо — Рубинштейна…).

Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником.

Необходимо уделять особое внимание формированию мотивации на психологическое обследование, для чего следует:

  1. по возможности маскировать позицию исследователя, чтобы снизить эффект присутствия наблюдателя; с этой целью моделируется ситуация простой беседы, обращения за какой-либо помощью или советом к обследуемому и т.д.;
  2. в определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности;
  3. нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»;
  4. исключать из поля зрения обследуемого результаты обследований, карты психодиагностического обследования, психологические портреты и прочую документацию;
  5. определять цель обследования, прежде всего, как самопознание, помощь обследуемому;
  6. объяснять, что обследование полезно для самого человека, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой его оценки со стороны;
  7. преуменьшать различие задач, стоящих перед испытуемым и психологом, если задачи обследования находятся в определённом резонансе с задачами клиента, мотивационное напряжение может несколько снижаться;
  8. использовать результаты обследований в индивидуально-психологической работе с человеком;
  9. гарантировать обследуемому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности;
  10. если заказчиком является сам обследуемый, необходимо гарантировать неразглашение результатов обследования;
  11. следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания.

Необходимо помнить, что если обследуемые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психодиагноста является постоянное внимание к тому, как обследуемый воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования. В этой связи большое значение имеет объяснение назначения проводимых мероприятий. Чаще всего сообщать обследуемому об их истинном назначении перед началом работы не рекомендуется. Поскольку явный уход от ответа также может спровоцировать негативные ожидания, лучше всего использовать нейтральную причину, а более детальные объяснения, — если такие необходимы, — перенести на потом. Содержание легенды зависит от ситуации, от индивидуальных особенностей обследуемого. Важно, чтобы она была правдоподобной. Если это возможно, цель обследования может описываться как изучение работоспособности, утомляемости, воображения (для проективных методов). При этом нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста.

При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение. В момент проведения обследования нельзя давать клиенту обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить обследуемому, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого. Качественные аспекты тестового поведения обследуемого часто сами служат для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени выполнения методики может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления процедуре тестирования. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает, что испытуемый либо очень импульсивен, либо не читал и не обдумывал каждый вопрос или задание. При ответе на вопросы опросника проблемы типа «не могу сказать» могут означать нерешительность, двойственность или попытку избегать принятия негативных сторон в самом себе без умышленной лжи.

Необходимо помнить, что применение даже самых надёжных тестовых методик не может дать полной гарантии всесторонней оценки личности. Вывод по тесту является надёжным только при подтверждении его другими тестами, результатами наблюдения, беседы, а также другими источниками анамнеза.

Важно иметь ввиду, что ширина и глубина, а также правильность психологического заключения являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но в большой степени также результатом успешного личного взаимодействия психолога с обследуемым, что требует от диагноста терпения, находчивость, умения контролировать своё поведение, способность вызывать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. В числе профессионально важных качеств психолога отмечаются [4]:

  1. общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
  2. высокая общая культура, выражающаяся не только в общей профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
  3. тактичность и деликатность, в частности, в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни и отношениями обследуемого, соблюдением профессиональной тайны;
  4. терпимость к чужим мнениям и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
  5. свободное владение речью;
  6. критичность и гибкость мышления.

При проведении тестирования психологу необходимо учитывать влияние на обследование неблагоприятных факторов: напряжённость и враждебность, негативизм и циничное равнодушие, страх и неуверенность, а также другие эмоциональные проявления обследуемых. Поэтому необходимо использовать коммуникативные приёмы и навыки для установления доверительного контакта с тестируемым. Проводящий обследование, с одной стороны, не должен выглядеть развязно, фамильярно, как «свой парень», а с другой стороны, держать себя надменно, ставить себя «над обследуемым» или проявлять излишнюю настойчивость.

Диагносту необходимо проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Не следует проявлять излишнее любопытство, вести себя подобно детективу. Важна лишь та информация о человеке, которая необходима для понимания его личности. Если психолог вынуждает человека чрезмерно раскрываться, это вызывает у него дискомфорт. Специалист должен чётко чувствовать то психологическое расстояние, на которое обследуемый готов подпустить, иначе его поведение, пусть даже дружелюбное, будет воспринято как агрессивно-наступательное.

Психолог должен уметь сочетать собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик, постоянно искать связь между научно-диагносцируемыми признаками и наблюдаемыми реакциями в поведении, мимике, жестикуляции, в голосе, взгляде, в вегетативных проявлениях. Таким образом, важной составляющей профессионального мастерства практического психолога является владение методами аудиовизуальной диагностики. Возможность овладения ими зависит не столько от каких-то научных знаний, сколько от личности самого психолога, его способности видеть в другом человеке не проекции своих собственных состояний и проблем, а проявление его скрытых чувств, мотивов, состояний и т.д. Важной является способность эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

Психодиагностическое обследование должно сопровождаться сбором анамнеза (изучение личного дела, беседы). Для получения дополнительной информации могут использоваться письма, дневники, рисунки и др.). Изучение конкретного лица по возможности должно сопровождаться изучением ближайшего окружения, групп, в которые он входит. При взаимодействии с учителем можно организовывать написание сочинений по заданной теме.

С целью стандартизации беседы могут разрабатываться специализированные анкеты, в которых обследуемому предлагается ответить на определённые вопросы. На основе анализа ответов в дальнейшем может строиться беседа с психологом.

Необходимо учитывать возможность отказа обследуемого от работы либо сразу после предъявления инструкции, либо через некоторое время после начала работы, а также некоторых форм ухода от соблюдения инструкции. Причинами отказов могут быть: затруднения в мобилизации ресурсов воображения, депрессия, сверхоподозрительность. В каждом случае поведение психолога будет разным. Отказ по причине подозрительности, закрытости обследуемого труднее всего преодолеть. Главный способ борьбы с отказами такого рода – их профилактика. Необходимо с самого начала наладить хороший контакт с обследуемым, создать у него ощущение уверенности и безопасности, полезности для него проводимого обследования.

Важным моментом при выполнении заданий является фактор социальной желательности. Ситуация тестирования для человека часто настолько значима, что вопрос надёжности полученных результатов фактически является ключевым. Помимо снижения значимости проводимых мероприятий, часто помогает и обратная стратегия – объяснение, что методики очень чувствительны к любой неискренности и что обнаруженная неискренность – самый плохой результат. Цель – направить мотивационную напряжённость в нужное русло – не на желание выглядеть лучше, а на желание быть более правдивым.

Как уже отмечалось выше, метод наблюдения является основным в работе психолога. В момент тестирования само поведение психолога может выступать в качестве тестовой ситуации, когда те или иные его действия провоцируют на актуализацию характерных для испытуемого чувств, действий. Для того, чтобы психолог мог легко манипулировать своим собственным поведением с целью получения диагностической информации, он сам должен иметь достаточно широкий поведенческий репертуар и отсутствие излишне выраженной ориентации на его социально одобряемые формы.

Наблюдение за поведением испытуемого даёт информацию, которую невозможно получить другими способами, например, из-за того, что:

  • обследуемые иногда отказываются давать информацию или сообщают – умышленно или неосознанно – ложные сведения;
  • при опросе внимание обследуемого с самого начала обращается на определённую установку, которую он в своих ответах уже не может не учитывать;
  • часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает затруднительно.

Необходимо отличать ненаправленное зрительное восприятие ситуации, называемое также «наивным наблюдением» от «систематического» наблюдения, которое сопровождается постановкой определённых задач и целей, ведением записей. В ходе анализа актуального поведения обследуемого (в момент изучения) необходимо удерживать вопрос: «а каков данный человек вне этой ситуации?». В этом смысле не вся информация является диагностической.

В дальнейшем, в рассмотрение берётся не только информация, полученная от обследуемого в ходе актуального изучения, но и все ранее получаемые сведения. При этом приоритет, естественно, отдаётся информации об актуальном состоянии изучаемого лица. Благодаря формируемому и постоянно пополняемому «личному делу», включающему «карту психодиагностических обследований» и «карту индивидуальной работы», психолог может уже до начала обследования получать первичную информацию о конкретном человеке. Иногда этих сведений достаточно для того, чтобы ответить на конкретный запрос заказчика. Тем не менее, рекомендуется, как минимум, проводить беседу и экспресс-диагностику для учёта актуального психологического состояния обследуемого и подтверждения или опровержения сформировавшихся в ходе изучения материалов гипотез.

При проведении групповых обследований необходимо добиться максимальной самостоятельности выполнения заданий, исключив обсуждение обследуемыми стратегии ответов. Не рекомендуется зачитывать вопросы для всех испытуемых, так как это вызывает искажающие эффекты, связанные с групповым влиянием (смех, шутки, сарказм). Лучше решить вопрос размножения стимульного материала. После предварительного выделения группы риска необходимо дополнительное их обследование, особенно если батарея тестов была небольшой.

www.psychometrica.ru

Подготовка к проведению обследования и первичный прием — МегаЛекции


Совершенно естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существу­ет, по крайней мере, две ситуации, когда она становится не­обходима. Первая — когда сам психолог в результате наблю­дения в естественной ситуации (на перемене, в группе про­дленного дня, на школьном празднике, общешкольном мероприятии и т.п.), анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения на уроке), в какой-либо другой ситуации обнаружит выделяющиеся пове­денческие особенности ребенка, особенности его взаимоотно­шения со сверстниками или взрослыми. Вторая — когда воз­никает запрос от педагогов или родителей. Естественно, что подобный запрос точно также будет определяться какими-либо особенностями ребенка, которые не устраивают родите­лей или педагогов, не соответствуют их требованиям к обуче­нию или поведению ребенка в классе, дома и пр.

Прежде чем начинать проводить углубленную диагностику, необходимо детально познакомиться со всеми материалами, которые есть относительно данного ребенка. В первую очередь к ним относятся контрольные работы, дневниковые записи классного руководителя или воспитателя, личное дело ребен­ка и т.п.

Независимо от того, были ли вызваны родители педаго­гом или это была их личная инициатива, характер первого контакта с психологом имеет особое значение в связи со слож­ностью чувств, которые родители испытывают во время пер­вого посещения или первого телефонного контакта со спе­циалистом. Если психолог во время первого контакта с ро­дителями не ведет себя нужным образом, доверие к нему Может не сформироваться. Особенно это важно, если ребе­нок обучается в системе специального образования — ка­ком-либо виде специального (коррекционного) образователь­ного учреждения.

Первую встречу или первый телефонный разговор с ро­дителями или другими членами семьи, лицами, заменяю­щими родителей, можно рассматривать как первичный пРием.


° начале разговора психолог должен убедить родителей в ом, что он хорошо знает ребенка, его успехи и неудачи, и пока-

 
 

зать, что вся эта информация, часто не очень приятная дЛя семьи, никогда ни при каких условиях не станет известной широкому кругу людей. Более того, то, что расскажут родите­ли, никогда не будет передано (по крайней мере, в том лее виде) педагогам и администрации школы. Таким образом, с самого начала выстраиваются доверительные отношения пси­холога с семьей на условиях конфиденциальности. Совершен­но естественно, что полной анонимности в ситуации обучения ребенка в школе быть не может, педагоги и администрация, другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать о нем то, что поможет им более эффективно строить свою рабо­ту. И об этом родители также должны быть уведомлены пси­хологом. Специалист должен дать понять родителям, что боль­шая часть того, что станет известно психологу, не дойдет до педагогов, будет «закрытой» информацией и в то же время часть информации может быть доведена до сведения других специалистов.

Тогда же семью уведомляют о том, какие документы не­обходимы для обследования, что из работ ребенка, его ри­сунков, каких-либо изделий (если они есть) хотелось бы ви­деть психологу. Возможно, именно в этот и только в этот момент родители могут заполнить какой-либо опросник или структурированное интервью о своей семье, ее истории, ис­тории развития ребенка. Желательно, чтобы эти опросники родители заполнили здесь же, не унося с собой домой. Прак­тика показывает, что потом их будет трудно получить об­ратно.

После этого родителям можно предложить задать интере­сующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследования, консультации. Это также формирует у семьи доверительное отношение, вносит определенную ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать пись­менная инструкция с детальным описанием времени и места обследования, некоторые справочные сведения о специалисте (его фамилия, регалии и т.п.).

Психолог должен осознать и учесть предварительную ин­формированность родителей о состоянии или заболеваниях ребенка, понимание ими хотя бы декларируемого уровня его актуального развития. Желательно разобраться в социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов, особенно родителей и других ближай-

иХ родственников. Это вызывает уважение родителей, по-цпает эффективность дальнейшего консультирования. На первичном приеме очень важно соблюсти меру как в бъеме информации, получаемой родителями от психолога, ки в длительности встречи — важно не создать у родите­лей увства завершенности и полноты полученной информа­ции после этого предварительного контакта.

Все это помогает психологу эффективно подготовиться к об­следованию, сформировать еще до встречи с ребенком первич­ную диагностическую гипотезу, включить в нее те анамнести­ческие данные, которые были получены им в ходе первичной беседы. Эти первичные данные позволят ему эффективно и гра­мотно, с минимизацией временных затрат построить оценку истории развития ребенка — сбора психологического анамнеза. В то же время, если родители по каким-либо причинам не могут присутствовать на обследовании вместе с ребенком или психолог видит, что они никак не замотивированы на свое присутствие на обследовании и, скорее всего, пришлют вмес­то себя бабушку или еще кого-нибудь, то психологу необхо­димо именно во время этой первой встречи буквально заста­вить их (в первую очередь мать ребенка) рассказать историю развития ребенка, его психологический анамнез. Практика показывает, что эта, крайне важная для оценки всего разви­тия ребенка, в том числе оценки уровня его актуального раз­вития и тем более постановки психологического диагноза и прогноза дальнейшего развития, информация может не дой­ти до психолога, что в значительной степени усложнит его работу, снизит ее эффективность.

3.3. Психологический анамнез. Его основные разделы

В соответствии с общими принципами психологической ди­агностики история развития ребенка, или анамнез, является источником построения психологической диагностической ги­потезы.

Под анамнезом понимаются не только психологические дан-нЫе, но и данные, которые психолог может почерпнуть из иных Источников: медицинских, социальных, педагогических и проч. » этом, в определенной степени, заключается смысл комп-Лексности (междисциплинарности) как одного из основных принципов деятельности специального психолога.

Сбор психологического анамнеза, безусловно, может опи­раться на уже известные факты из истории развития ребенка (например, факты, описанные врачом, то есть медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет своц цели и задачи и представляет собой достаточно специфичес­кий набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития. В любом случае умение оценить и проанализиро­вать информацию, считавшуюся до сих пор исключительно медицинской, является показателем профессионализма спе­циалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психоло­гах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери как во время беременности, так и в первые годы жизни ребенка. Это позволяет выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений в этот период, о гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде «мать — дитя». Общий анализ развития ребенка, отдельные его факты по­зволяют уже до получения объективных данных сделать пред­положения о характере развития ребенка, о тех точках, зо­нах, где происходили сбои или девиации этого развития. Это позволяет более эффективно и технологично строить само обследование уже на уровне диагностической гипотезы.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и специфику их эмоционального состояния, общую мотивацию консультирования. Именно этим будет определяться и про­цесс опроса родителей, и тактика консультирования в це­лом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфи­денциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо про­ективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В случае, когда ребенок очень хочет присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все его реакции на ту информацию, которую сообщают о нем родители. В такой ситуации об отдельных 88

приятных моментах можно расспрашивать родителей инос-зательно, в максимально завуалированной форме.

]3полне очевидно, что в психологическом анамнезе должна й ггь представлена семейная и социальная ситуация, на фоне оторой протекало развитие ребенка в различные возраст­ные периоды.

Как правило, беседа с родителями начинается с предъяв­ления жалоб. В начале обследования психолог должен отме­тить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка. В то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что все сведения, особен­но если они подаются с точки зрения только одного из роди­телей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями состояния семьи, семейным мифотворчеством.

При невозможности сбора анамнеза (в ситуации отсутствия родителей во время обследования при наличии их согласия на обследование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксиро­вано, с чьих слов производится запись.

Следует отметить, что для каждого варианта отклоняюще­гося развития, особенно для вариантов дефицитарного разви­тия (нарушения анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, сложного комплексного дефекта) существуют свои специфические особенности психологического анамнеза. Со­ответственно, специальный психолог, работающий в коррек-ционном учреждении определенного вида, должен знать та­кие особенности и уметь отразить их в диагностической ги­потезе и собрать соответствующие анамнестические данные.

Имеет смысл проводить опрос родителей (лиц, их заменя­ющих) в соответствии с предлагаемой схемой (последователь­ностью тем).

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь выясняются особенности протекания бере­менности в физиологическом плане: угроза выкидыша, повы­шенное артериальное давление, нефропатия, вирусные или ин­фекционные заболевания и т.п. Эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особен­ностям, а, следовательно, по темпу и особенностям раннего пси­хомоторного развития, выяснение которого является непосред-

 
 

ственной сферой интересов психолога. Интересны и психологи, ческие аспекты этого периода жизни ребенка и его семьи: нали­чие тревоги в период беременности, конфликтные отношения g семье, нежелательность беременности, социально неблагопри­ятные факторы, на фоне которых она протекала. Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетичес­ких предрасположенностей или наследственных заболеваний с обеих сторон, а также множественные пороки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение, какие-либо зависимости: табакокурение, алкоголизм, наркоти­ческая или токсикоманическая зависимость и т.п.

Отмечаются характер и особенности родов: сроки наступле­ния родов (недоношенность или переношенность), наличие ос­ложнений в процессе родов, своевременность первого крика ре­бенка. Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих косвенных показа­телей состояния новорожденного. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома — как объек­тивная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

Данный раздел психологического анамнеза имеет решаю­щее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности. К важным особен­ностям периода новорожденности и младенчества следует от­нести последовательность и особенности моторного развития (как основную предпосылку формирования произвольного компонента деятельности и пространственных представлений) и раннее психоэмоциональное развитие (как основу становле­ния базальных уровней аффективной регуляции).

Необходимо проанализировать поведение ребенка на пер­вом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, были ли проблемы питания, сна в этот период, ка­кие-либо другие проблемы. Отмечается наличие страхов ран­него возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей, трудности привыкания к твердой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбио-тической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В 90

 

части анамнеза очень важно отметить характер реакции

ребенка на другого человека.

Не менее важным является ретроспективная оценка эмо­ционального состояния матери в этот период.

Одним из важных косвенных показателей состояния ре­бенка являются сроки проведения вакцинации (прививок).

Также должны быть отмечены знаки, имеющие отноше­ние к неврологическому состоянию на первом году жизни, такие, как наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, подбородка, слишком ранние сро­ки вставания на ножки (до 7 месяцев), беспричинные прон­зительные крики, судороги на фоне высокой температуры (феб-рильные судороги).

Выявляются сроки моторного развития (сроки возникно­вения новых моторных навыков) и их последовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсут­ствию периода ползания и срокам его возникновения.

Сходным образом (сроки возникновения и последователь­ность) анализируется и психоэмоциональное развитие: эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, появление страха чужого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мими­кой). Важным показателем собственно эмоционального раз­вития ребенка в этом возрастном периоде является измене­ние характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечается общий эмоцио­нальный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.

Оценивается понимание интонационной стороны речи взрос­лых, собственно обращенной речи и ее интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, пер­вые слова, указывание частей тела). При оценке речевого раз­вития также отмечаются речевые реакции ребенка и измене­ния их интенсивности и качества в присутствии взрослых.

Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни, какие-либо хирургические вмешательства, осо­бенно с применением общего наркоза.

Оценка развития ребенка от 1 года до 3 лет

Выявляется в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родствен-

 

никами, например с бабушкой, с няней или чужими людьмц в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.)- В случае, если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детско­го сада, должны быть отмечены характер и протекание период^ адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.

Также отмечаются значимые изменения в семейном и со­циальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка (раз­вод, смерть одного из родителей, рождение младшего ребен­ка, переезд на новое место жительства и т.п.).

Анализируются темпы, сроки и особенности речевого раз­вития, в том числе возраст, в котором ребенок начинает ис­пользовать местоимение «я», сроки появления простой фра­зы, развернутой фразы, качество звукопроизношения, эле­менты словотворчества, знание элементарных детских стихов, потешек и т.п. В случаях ненормативного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения внимания взрослых ребенком, адекват­ное использование при этом мимики и жестов.

Далее можно выяснить особенности эмоционального раз­вития и развития коммуникативных навыков: характер при­вязанности и отношений с близкими (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности. Например, ребенок охотно играл в кубики и складывал ана­логичные конструкции только в присутствии взрослого; пред­почитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересы­пание круп и т.п.).

В этом же разделе необходимо оценить такой важный по­казатель психоэмоционального состояния, как сон: его осо­бенности в этот период (скрип зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подоб­ных проявлений), а также характер засыпания ребенка.

Анализируются сроки и характер развития различных сложных видов моторики (в первую очередь — общей): сфор-мированность бега, возможности произведения реципрокных движений: марширования, лазания вверх и вниз по лестни­це, катания на велосипеде, а также других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития диф­ференцированной моторики (самостоятельная еда, застеги­вание молний, попытки самостоятельного одевания-разде­вания и т.п.). Отмечаются сроки формирования навыков опрятности.

Выясняются (со слов близких или из медицинской кар-л особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которо-протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, аличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде, использование общего наркоза при операциях. Здесь же от­мечаются признаки неврологического неблагополучия: невро-генные или просто частые рвоты, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подоб­ные проявления, несомненно, не могут быть адекватно оцене­ны психологом, но отмечаются им как факторы, осложняю­щие психическое развитие ребенка.

История развития ребенка от 3 до 5-5,5-летнего возраста

Основные разделы и показатели психологического анам­неза этого периода тождественны предыдущим. Также отме­чаются семейные и социальные условия, основные характе­ристики познавательного (в том числе речевого), эмоциональ­ного и моторного развития ребенка, состояние его здоровья на этом этапе в целом.

Необходимо отметить ведущие показатели развития ребенка в этот период, которые должны быть описаны и, в случае выраженных особенностей, детализированы. В любой после­довательности должно быть освещено следующее:

• длительность, тяжесть и особенности протекания периода око­
ло 3 лет;

• адаптированность в детском учреждении: умение ладить со
сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе,
адаптация к требованиям социального окружения, наличие спе­
цифических реакций на посещение детского учреждения;

• особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста;

• общий уровень активности ребенка (вялый, заторможенный или,
наоборот, излишне шустрый и неугомонный).

Для этого периода являются характерными прогрессирую­щая латерализация функций и начало становления ведущих органов чувств и конечностей. Имеет смысл расспросить, от­мечалось ли ранее и имело ли место в этот возрастной период стойкое предпочтение ребенком той или иной руки. Должно быть выяснено также наличие неправосторонних латеральных Предпочтений в действиях ребенка (или отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги), а также наличие левшества или амбидекстрии у родственников.

«

История развития ребенка от 5,5 до 7-летнего возраста

Психолога в первую очередь должны интересовать пробле­мы, возникшие в этот период, или усугубление ранее намечен, ных трудностей с точки зрения поведения и познавательного развития. Также важно отметить уровень готовности к школь­ному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.).

Безусловно, необходимо оценить особенности наиболее важ­ной деятельности ребенка в это время — игровой (насколько в этом возрастном периоде присутствует сюжетно-ролевая игра, игры по правилам и пр.).

Также психологу необходимо выяснить такие неспецифи­ческие особенности, как повышенная истощаемость и сни­женная работоспособность, темповые особенности ребенка («то-ропыжка» или медлительный, пунктуальный или несобран­ный), повышенная возбудимость и трудности регуляции поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, лег­кость перехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте наличие частых респира­торных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, травм, хирургических операций, наркоза, возможно в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет)

Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности по­ведения, непереносимость нагрузок) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предме­там базовой школьной программы. Необходимо отметить сроки и условия возникновения отмечаемых трудностей. Например» невозможность работать в условиях обучения в классе, в си­туации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу 2-й четверти, концу 1-го класса. Отмеча­ется возникновение сопутствующих проблем (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и 94

 

Вляемости) как наряду с вышеописанными, так и изо-

pun»»——

gee эти проблемы могут возникнуть, безусловно, не только в

чале обучения в школе, но и появиться на любом этапе обуче-ия. Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с ,х точки зрения, социальные или семейные события предше­ствовали или сопровождали возникновение такого рода проблем.

Психологу также следует приблизительно оценить влияние частоты пропусков занятий по болезни и общего состояния здоровья ребенка на нарастание проблем обучения и поведе­ния, а также обратить внимание на наличие травм, госпитали­заций и т.п. как возможных причин школьной дизадаптации.

С нашей точки зрения, история развития ребенка при воз­никновении проблем в подростковом возрасте, с одной сторо­ны, может иметь определенную специфику, исходить из про­блем развития в предшествующих возрастах и, таким обра­зом, может быть отражена в предлагаемом психологическом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем подрост­кового возраста неотвратимо определяется спецификой соци­альной и семейной ситуации пред- и непосредственно подрост­кового периода, что выходит за рамки нашей компетенции и, соответственно, в данном пособии не рассматривается.

3.4. Тактика углубленного психологического обследования

Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка, прежде чем приступить непосредственно к его обследованию, психо­лог должен ознакомиться с имеющимися заключениями спе­циалистов на ребенка (педагогическим, логопедическим, ме­дицинским). Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка при необходимости соблюдения режима, характеристики его работоспособности, отношения со сверст­никами, педагогами, воспитателями и родителями. По воз­можности необходимо выяснить у педагога (воспитателя ГПД) Или родителей какую-либо дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений.

Необходимо также отметить, что углубленное психологи­ческое обследование (первичное обследование) желательно Провести со всеми детьми, направляемыми в дошкольное уч­реждение компенсирующего типа или школу соответствую­щего вида. В тех случаях, когда психолог по тем или иным

причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться ца следующие показания:

• запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей
ГПД;

• запрос родителей относительно особенностей не только обуче­
ния, но и поведения ребенка;

• анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наи-
более проблемных по различным критериям детей.

С опорой на все имеющиеся данные (в том числе выявлен­ные и другими специалистами) строится исходная диагнос­тическая гипотеза психологического обследования.

В соответствии с этой гипотезой психолог предварительно определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур, гипотеза может изме­няться, точно так же будет изменяться и дальнейший выбор методик и тестов (правило Байеса). Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь воз­можность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.

Точно так же вовсе не обязательно жестко следовать кон­кретному порядку предъявления тех или иных диагности­ческих методов. Важно сохранение общей структуры обсле­дования. Например, исследование особенностей запоминания (как важный ключевой момент диагностики ребенка с про­блемами обучения) в обязательном порядке должно предше­ствовать исследованию мыслительной деятельности, а важ­ные для выявления уровня интеллектуального развития ре­бенка методики (Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттела, Корректурные пробы, методика В.М. Когана, другие трудоемкие методы исследо­вания), как правило, используются до наступления выражен­ного утомления ребенка.

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

• присутствие (или письменное согласие) родителей на проведе­
ние обследования;

• помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

• ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследо­
вание;

 

, установление достаточного контакта ребенка с психологом пе­ред проведением обследования;

. адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка;

• относительность оценочных характеристик в процессе самой ра­боты.

Перед обследованием желательно выяснить, как ребенок хочет, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теп­лоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.

В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив, гипердинамичен, отказывается от обследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что-либо, объяснив матери, что он негативно настроен, испуган и т.п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его одного на 10-15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входя­щими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо другие подвижные игры). В особенно сложных случаях имеет смысл приостановить обследование на этапе ознакомле­ния, предложив родителям прийти в следующий раз.

При проведении обследования лучше, если ребенок нахо­дится не через стол от психолога (принцип избегания пози­ции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку1. В этом случае кон­такт устанавливается быстрее, а общение становится более продуктивным.

В процессе работы с ребенком не допускаются какие-либо ком­ментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследова­нии. Более того, психолог должен корректно пресекать все оце­ночные высказывания родителей, обращенные к ребенку.

В процессе обследования необходимо поддерживать поло­жительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается». Также допускаются подоб­ные поощрения со стороны родителей. В случае расторможен­ного, гипердинамичного поведения ребенка нельзя резко и прямо одергивать его, лучше убрать со стола посторонние вещи, Методики, которые в данный момент не используются, чтобы

Однако нейропсихологическое обследование, по мнению ведущих специ-истов этого профиля, должно проходить в строгом соответствии позиции япротив друг друга». Это определяется особенностями предъявляемых ней-Р°психологических проб.

4 Семаго 97

они не отвлекали ребенка, сказав при этом (в качестве допол. нительной мотивации): «А этим мы займемся позже».

Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрос, лому. Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоот­ношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и отме­чаются в протоколе обследования. Позже они должны быть проанализированы и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения. Также диагностичным, непосредствен­но влияющим на результаты обследования и их анализ, явля­ется поведение родителей. Психологу необходимо критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа: «Это он все знает, дома все получалось, это только здесь не получается». Желательно зафиксировать все вышеуказанные особенности, учесть их при постановке психологического диагноза и для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка и помощи ему.

Особенности проведения обследования детей разного возраста

Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей (а таких детей, как уже отмечалось, нема­ло в коррекционных учреждениях, даже в среднем звене шко­лы) нужен постоянный внешний контроль и программирова­ние деятельности со стороны специалиста.

В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образова­ния, часто нуждаются в использовании при обследовании до­полнительных организационных приемов.

Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предло­жить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности зада­ний (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до кон­ца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

 

Такая демонстрация доверия со стороны специалиста по-воляет быстрее и надежнее сформировать те необходимые до­верительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аф­фективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого такой доверитель­ный стиль отношений, лишенный неискренности, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм «препубертата».

3.5. Технология проведения углубленного психологического обследования

Даже при соблюдении всех условий проведения психоло­гического обследования начинать совместную работу с ребен­ком лучше всего с эмоционально нейтральной, малозначащей беседы, во время которой можно не только установить кон­такт с ребенком, но и выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. Можно просто попросить ребенка нарисовать рисунок. Ри­сунки позволяют выявить не только особенности эмоциональ­ности, специфику внутрисемейных и эмоциональных взаи­моотношений, но и уровень сформированности самой графичес­кой деятельности, соответствие его возрастным параметрам, характер зрительных образов, а также наличие специфических особенностей графики, в том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография и т.п. (еж. следующий раздел).

Если есть возможность, рекомендуется непосредственно наблюдать за рисованием, для того чтобы видеть порядок рисования изображений, направление рисования, «застре­вание» на тех или иных деталях. Если нет возможности на­блюдать за этим процессом, то целесообразно использовать этот отрезок времени для сбора психологического анамнеза, выявления и уточнения жалоб родителей (удобно также па-Раллельно просматривать домашние рисунки или школьные тетради).

После того как рисунки выполнены, психолог по очереди берет каждый из них, задавая конкретные вопросы. Беседа Должна носить непринужденный характер. Психолог как бы любопытствует по поводу того, что нарисовал ребенок. Та-

кая беседа является логическим продолжением установле­ния нормального рабочего контакта с ребенком. Кроме того она очень информативна для анализа характеристик рече­вой деятельности.

На следующем этапе обследования наиболее целесообразно оценить объем слухоречевой памяти, темп и другие характе­ристики слухоречевого запоминания, мнестическую деятель­ность в целом. Как уже говорилось, этот этап обследования особенно важен, поскольку все инструкции к заданиям пода­ются ребенку в основном в речевой форме и очень часто быва­ет трудно определить, в чем причины трудностей ребенка при выполнении других заданий: он не понял инструкцию или не сумел запомнить1. Подобные этапы, единицы обследования названы нами ключевыми моментами.

В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний делаются соответствующие по­правки в использовании вербального стимульного материала и подачи инструкций. Последние, в этом случае, подаются в дробном виде, упрощаются, выносятся на наглядный пред­метный уровень. Такая тактика позволяет оценить вклад мнестических особенностей (нарушений) в наблюдаемые фе­номены развития познавательной сферы.

Возможно также использование сенсибилизированных проб для исследования специфики слухоречевого запоминания (вли­яние гомогенной или гетерогенной интерференции на про­цесс запоминания, возможность и объем удержания корот­ких текстов). При задаче более подробного исследования мне-стической деятельности нужно использовать методики, направленные на определение объема и особенностей зритель­ного и других видов запоминания.

Выявив особенности запоминания, на следующем этапе работы целесообразно оценить уровень развития понятийно­го мышления. Такое исследование проводится с использова­нием различных методик, ориентированных как на младший, так и на средний школьный возраст. К таким методикам от­носятся в первую очередь методики Предметная классифи-



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Методы проведения обследования



Поиск Лекций




 

Перед началом работ по проведению обследования необходимо выбрать метод проведения обследования. Все методы можно объединить в группу по следующим признакам:

· По цели обследования выделяют метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта отдельной задачи или для комплекса задач, и метод системного обследования объекта, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом.

· По числу исполнителей, проводящих обследование, применяются индивидуальное обследование, осуществляемое одним проектировщиком, и бригадное с выделением ряда бригад – исполнителей, изучающие все подразделения предприятия, и одной координирующей бригады

· По степени охвата предметной области применяются метод сплошного обследования, охватывающего все подразделения экономической системы, и выборочное, применяемое при наличии типовых по структуре подразделений (например цехов складов)

· По степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов предпроектной стадии выделяются метод последовательного проведения работ, при котором проектировщики собирают данные о предметной области, а затем их изучают, и метод параллельного выполнения работ, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования, значительно сокращает время на проведение предпроектной стадии.

Выполнение работ по обследованию предметной области в каком-либо подразделении и сбору материалов можно проводить на основе предварительного выбора методов:

· Методы сбора, выполняемого силами проектировщиков-исполнителей, включающие методы проведения бесед и опросов, анализа материалов обследования, личных наблюдений, фотографий рабочего дня и хронометража рабочего времени специалиста при выполнении им той или иной работы;

· Методы сбора, выполняемого силами специалистов предметной области, которым предлагается либо заполнять тетрадь – дневник на осуществляемые работы, либо проводить документацию инвентаризацию рабочего места, либо использовать метод само фотографии рабочего дня, позволяющий выявить состав операций и получаемые при этом документы;

· Метод бесед и консультаций с руководителем, который чаще всего проводится в форме обычной беседы с руководителями предприятий и подразделений или форме деловой консультации со специалистами по вопросам, имеющим глобальный характер и относящимся к определению проблем и стратегий развития и управлением предприятием;



· Метод опроса исполнителей на рабочих местах, который используется в процессе сбора сбора сведений непосредственно у специалистов. Заранее составляют список сотрудников, с которыми намереваются беседовать, разрабатывают перечень вопросов о роли и назначении работ в деятельности объекта, порядке их выполнения;

· Метод анализа операций, который заключается в расчленении рассматриваемого делового процесса, работы на ее составные части, задача, расчеты, операции и даже элементы. После этого анализируется каждая часть в отдельности, выявляется повторяемость отдельных операций, многократные обращение к одной и той же операции, их степень зависимости друг от друга;

· Расчетный метод, который применяется для определения трудоёмкости и стоимости работ, подлежащий переводу на выполнение с помощью ЭВМ, а также для установления объемов работ по определенным операциям

При выборе метода следует учитывать следующие критерии:

· Степень личного участия проектировщика в сборе материалов

· Временные, трудовые и стоимостные затраты на получение сведений в подразделениях.

Проектировщику необходимо знать и в каждом конкретном случае применять наиболее экономичный, обеспечивающий нужную полноту сведений метод сбора материалов обследования.

Обследование по заранее разработанной программе, составленной во время выполнения операций по форме, содержащий перечень вопросов, ответы на которые дадут полное представление о деятельности изучаемого объекта и будут учтены при создании проекта ИС. Вопросы можно систематизировать по трем основным направлениям:

1. Получение представлений об объекте изучения в целом, включая выяснение целей функционирования, значений основных параметров деятельности




2. Изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта. При этом исследуются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйственные процессы и процедуры, выявляются комплексные задачи, обусловленные функциями, процессами и процедурами, определяется состав входной и выходной информации по каждой задаче.

3. Изучение и описание структуры информационных и/или материальных потоков: состав и структура компонентов потоков, частоты их возникновения, объемов за определенный период, направления движения, процедур обработки, в которых участвуют эти компоненты. Источником сведений являются интервью со специалистами предметной области, экономическая документация и расчеты. Описание информационной структуры выполняется на уровне экономических документов и показателей.

Эффективным инструментом труда проектировщика является разработка «плана-графика» выполнения работ на предпроектной стадии, во время сбора материалов обследования и его последующего анализа.

Последней операцией, выполняемой проектировщиками на этом этапе, является «проведения сбора и формализации материалов обследования», в процессе которой члены бригады должны:

· Проинтервьюировать [СИ1] специалистов подразделений изучаемой предметной области. Собрать сведения обо всех объектах обследования, в том числе о предприятии в целом, функциях управления, методах и алгоритмах реализации функций, составе обрабатываемых и рассчитываемых показателей.;

· Выявить формы документов, отражающие хозяйственные процессы и используемые классификаторы, макеты файлов, сведения об используемых технических средствах и технологиях обработки данных; проконтролировать вместе с пользователем их правильность;

· Сформировать «Отчет об обследовании» и выполнить другие работы.

 





Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту







poisk-ru.ru

3.Подготовка к проведению обследования.

Вполне
естественно, что углубленная диагностика
как задача возникает перед психологом
ПМПК не внезапно. Существуют две ситуации,
когда она становится необходима. Запрос
на подобную оценку исходит от педагогов
или непосредственно от родителей
ребенка. Понятно, что подобный запрос,
будет точно так же определятся какими-либо
особенностями ребенка, нарушающими его
адаптацию в группе, дома по различным
параметрам.

Прежде
чем непосредственно приступать к
углубленной диагностике, необходимо
познакомиться со всеми данными,
существующими относительно этого
ребенка. В первую очередь к ним относятся:
личное дело ребенка, записи врачей и
других специалистов.

Характер
первого контакта с психологом ПМПК
имеет особое значение в связи со
сложностью чувств, которые испытывают
родители. Если психолог во время первого
контакта с родителями не ведет себя
вполне определенным образом, то может
препятствовать формированию крайне
необходимого в этой ситуации доверия
к специалисту [12].

С
самого начала необходимо выстроить
доверительные отношения психолога
семьей на условиях определенной
конфиденциальности. Совершенно
естественно, что полной анонимности в
ситуации нахождения ребенка в учреждении
быть не может: педагоги другие специалисты,
работающие с ребенком, должны знать о
нем то, что поможет им более эффективно
строить свою работу. И об этом родители
должны быть уведомлены психологом.
Психолог должен пройти между двух огней,
давая понять родителям, что значительная
часть того, что станет известно психологу, 
не дойдет до педагогов, будет закрытой
информацией, и, в то же время, часть
информации может быть доведена до
сведения других специалистов.

После
этого родителям можно предложить задать
интересующие их вопросы, получить
разъяснения психолога, его комментарии
в отношении предполагаемого обследовании,
консультации. Это так же формирует у
семьи доверительное отношение, вносит
определенную ясность в их ожидания.

Психолог
должен осознать и учесть предварительную
информированность родителей, касающуюся
проблематики, состояния или даже
заболевания ребенка. Это поможет
психологу более эффективно и грамотно
с минимизацией временных затрат уже до
встречи с ребенком, непосредственно к
самому обследованию, сформировать
первичную (предварительную) диагностическую
гипотезу и, соответственно, конкретизировать
специфичные вопросы при оценке истории
развития ребенка (психологического
анамнеза).

 

4. Психологический анамнез.

В
соответствии с принципами интегративной
оценки сбор психологического анамнеза
является, с одной стороны, необходимой
частью построения психологической
диагностической гипотезы, а с другой –
представляет собой систему объективных
данных, позволяющие предположить причину
и вероятные механизмы возникновения
того или иного варианта отклоняющегося
развития. Следует отметить, что практически
все специалисты уделяют пристальное
внимание сбору анамнестических данных,
реализуя тем самым принцип динамического
подхода [1, 4, 9, 10]. Сбор психологического
анамнеза, может опираться на уже известные
факты из истории развития ребенка
(медицинский анамнез). Однако сбор
психологического анамнеза имеет свои
цели и задачи и представляет собой
достаточно специфический набор тем, по
поводу которых ведется беседа. В случае
детально прописанного врачебного
анамнеза не имеет смысла повторять
вопросы, раннее заданные врачом, а
следует лишь детализировать интересующие
психолога этапы и специфику развития
превращая, таким образом, медицинский
анамнез в историю развития. Часто
психологи образовательных учреждений,
в том числе и психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, оказываются
первыми специалистами, к которым
обращаются родители с проблемным
ребенком. В таких случаях психолог
буквально вынужден оценивать историю
развития ребенка (в том числе и период
развития до момента рождения)
самостоятельно. В любом случае, умение
оценить и проанализировать информацию,
считающуюся до сих пор исключительно
прерогативой медицинских работников,
является показателем профессионализма
специалиста, особенно тогда, когда речь
идет о психологах, работающих с детьми
с отклоняющимся развитием [12].

Нейробиологическая
составляющая развития ребенка лежит в
каузальной (причинной) области, являясь
основой и первопричиной развития
ребенка. Естественно, что особенности
этой составляющей оказывать непосредственное
влияние на развитие всех областей
жизнедеятельности, в том числе и
психических сфер. Таким образом, даже
при условно-нормативном развитии можно
и должно оценивать закономерности
нейробиологического развития, куда в
качестве важного компонента следует
включить и оценку соматического
состояния, его динамику в процессе
взросления ребенка как один из факторов
каузального уровня его
индивидуально-типологических особенностей.

Важным
для анализа развития ребенка является
состояние матери, не только во время
беременности, но и в первые годы жизни
ребенка (во многих случаях должно быть
оценено и состояние отца, других детей
в семье). Те или иные факты болезненного
состояния родителей (в особенности
матери) в первые годы жизни ребенка
являются принципиально важной информацией
для психолога, поскольку позволяют
выдвинуть гипотезу и родительско-детских
отношений в этот период, и гипо-  или
гипераффективных взаимодействиях в
диаде мать-ребенок, о возможных в этих
случаях трудностях формирования чувства
привязанности или базового доверия.
Таким образом, современные специалисты
[11,12] считают, показатели развития и
другие данные, до настоящего времени
рассматриваемые исключительно  в
парадигме медицинского подхода,
относящимися и к психологическому
анамнезу и, тем самым, обязательными
для оценки психологом.

До
начала собственного обследования, в
том числе и сбора психологического
анамнеза, психологу необходимо ознакомится
с результатами всех предыдущих имеющихся
объективизированных обследований и
проанализировать эти данные под углом
психологического развития ребенка
[13].

Одним
из важнейших элементов сбора
психологического анамнеза является
прослеживание (и вычленение) в истории
развития ребенка информации о формировании
базовых составляющих психического
развития и условиях этого формирования.
Отдельные факты развития ребенка и
общий анализ позволяют уже до получения
объективных данных сделать предположения
о характере и формировании, о тех точках,
областях и сферах психического развития,
где происходили сбои или девиации, что
помогает более эффективно строить
психологическую гипотезу и уточнять в
дальнейшем психологический диагноз,
особенности создания коррекционно-развивающих
программ.

Наиболее
пристальное внимание в психологическом
анамнезе следует уделить узловым
моментам развития. Именно анализируя
эти моменты, можно оценить имеющиеся
факты согласованности качественных
изменений всех трех базовых составляющих
при условно-нормативном развитии или,
наоборот, рассогласования в их качественных
изменениях. Знание об узловых моментах
развития дает возможность оценить сбои,
недостаточности развития отдельных
уровней, а следовательно, и всей
иерархической системы произвольной
регуляции, когниций и аффективной
регуляции.

Так
наиболее пристальное внимание в анамнезе
следует уделять не просто динамике
развития тех или иных сфер психики
ребенка, но особенностям развития в
периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года;
18-24 месяцев; 2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет.

Данные
моменты являются одними из наиболее
важных и для определения самой
диагностической гипотезы, и для постановки
в рамках его предварительного
психологического диагноза.

Безусловно,
оценить все условия и факты развития
ребенка, его семьи в целом за краткий
период опроса родителей не предоставляется
возможным. В зависимости от уже имеющихся
данных о развитии, собственно
диагностической гипотезы специалиста
в каждом конкретном случае те или иные
разделы схемы сбора психологического
анамнеза могут либо сокращаться, либо
еще больше детализироваться. В то же
время узловые моменты должны быть
проанализированы при любых обстоятельствах.

 

studfiles.net

Проведение обследований

Реализация проектов сложных технических систем неизменно опирается на отраслевые стандарты, зарекомендовавшие себя лучшие практики и современные подходы выстраивания технологических и бизнес-процессов.

 

Рисунок 1. Процессы, участвующие в обеспечении соответствия

бизнес-процессов организации отраслевым стандартам и практикам.

 

 

Потребность в эффективном управлении, повышении прозрачности деятельности организации, соответствии стандартам и практикам является актуальной практически в любой организации. Эта потребность связана, прежде всего, с получением необходимых ценностей, будь то снижение издержек, получение прибыли, дифференциация производства, или открытие новых горизонтов и направлений деятельности.

Обследование и анализ эффективности бизнес-процессов выявляет недостатки в сфере управления деятельностью организации. Акцент делается не на правильности ведения учета и поиске отступлений от регламентов и стандартов, а на оценке результативности использования ресурсов для достижения поставленных целей, поиске причин неэффективных процессов и возможностей их оптимизации.

Оценка позволяет определить уровень развития организации (уровня зрелости ее процессов) с последующим принятием взвешенного и правильного решения о путях ее дальнейшего развития (например, о необходимости покупки и внедрения ПО или ИС, оптимизации бизнес-процессов организации и т.п. (см. Рисунок 1)).

 

Обследование и оценка

 

Для того, чтобы оценить бизнес-процессы с точки зрения эффективности, управляемости, функциональности, степени удовлетворенности клиентов, гарантировать отсутствие нарушений в ходе деятельности бизнес-процессов, получить полное представление о текущем состоянии бизнес-процессов, а также оптимизировать (улучшить) процессы и применять грамотно инновации, необходимо провести обследование и оценку бизнес-процессов (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Обследование и оценка проектов сложных технических систем.

 

Обследование проводится в несколько этапов:

  1. Сбор данных (документов, требований) по бизнес-процессу.
  2. Анализ полученных данных. На этом этапе осуществляется сопоставление требований к бизнес-процессу и информации по описанию и регламентации бизнес-процесса, полученной в результате аудита; согласование с владельцем бизнес-процесса.
  3. Формирование Отчета. Результатом проведения аудита бизнес-процессов является отчет, включающий данные, характеризующие текущее состояние бизнес-процесса, и предложения по его улучшению.

 

Проведение аудита является первым шагом на пути к оптимизации бизнес-процессов, так как принимать решение о необходимости оптимизации бизнес-процессов и периодичности данной процедуры можно только по результатам проведенного аудита.

 

Принятие решения

 

Принятие решения по результатам обследования может быть осуществлено в следующем ключе (Рисунок 3):

  1. Внедрение инструмента. Организация понимает, какой инструмент ей необходим для решения поставленных задач (достижения цели) и принимает решение о покупке и внедрении программного обеспечения (информационной системы).
  2. Постановка процессов. Организация понимает, что для достижения поставленных целей необходимо выполнить постановку или оптимизацию бизнес-процессов и принимает решение по их постановке или оптимизации. Например, постановка процессов системной инженерии, выстраивание процессов, регламентируемых отраслевыми стандартами, практиками, регламентами.

 

Рисунок 3. Принятие решения по результатам обследования и анализа процессов.

 

foresight-pro.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о