Трасологическая экспертиза — как провести экспертизу при ДТП
Что такое трасологическая экспертиза автомобиля и какие задачи она разрешает? Кем производится назначение трасологической экспертизы при ДТП? Какие вопросы задавать эксперту перед экспертизой?
Доброго времени суток всем читателям бизнес-журнала «ХитёрБобёр»! С вами Анна Медведева.
Сегодня мы изучим новую тему — «Трасологическая экспертиза».
Информация пригодится прежде всего автолюбителям, однако и пешеходы узнают много интересного о том, как и зачем на местах ДТП проводят экспертизу следов и отпечатков.
1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?
У этого непонятного термина очень простое определение.
Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.
Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.
Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.
Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.
Когда проводят трасологическую экспертизу:
- в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
- для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
- когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
- чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
- если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.
Пример
Степан Иванов, остановившись на перекрестке, через несколько секунд почувствовал удар. В подъехавший сзади Ford въехал маршрутный автобус, и Ford в свою очередь въехал в машину Степана.
Кто стал виновником происшествия — водитель автобуса, не рассчитавший скорость, или водитель Ford, не соблюдавший дистанцию? С кого Степану требовать возмещения ущерба, ведь он-то в этом случае точно невиновен? Ответы на эти вопросы даст своевременно проведённая трасологическая экспертиза.
В дополнение к теме предлагаем почитать статью «Независимая экспертиза».
2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.
Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
Это изучение различных по происхождению следов человека.
Например:
- отпечатков пальцев;
- зубов;
- следов ног;
- следов обуви;
- различных частей тела;
- следов перчаток и других элементов одежды.
Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.
Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.
Вид 2. Механоскопическая экспертиза
Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.
Категории и объекты механоскопической экспертизы:
Вид 3. Экспертиза замков
При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.
Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:
- можно ли считать замок исправным;
- пригоден ли он для отпирания и запирания;
- имеются ли на нем признаки взлома;
- если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.
Вид 4. Изучение пломб
Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
- Пытались ли сорвать пломбу?
- Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
- Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
- Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
- Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?
Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
- На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
- Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
- Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
- Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.
Вид 6. Транспортная экспертиза
Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.
Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.
Вид 7. Исследование отпечатков животных
Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
В ходе этого исследования решаются задачи:
- какое животное оставило следы;
- было ли это одно существо или несколько;
- в каком направлении двигалось животное.
Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.
3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач
Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.
Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.
Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации
Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.
Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.
Задача 2. Период появления следов
Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.
Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.
Задача 3. Механизм образования отпечатков
Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.
Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.
Задача 4. Последовательность появления следов
Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.
Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.
Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета
Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.
От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.
В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.
Задача 6. Причинно-следственная связь
На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.
Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.
4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков
Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.
Шаг 1. Выбираем экспертную компанию
Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?
Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.
Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.
В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.
Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.
Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов
Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.
Для трасологической экспертизы предоставляются:
- схема ситуации;
- протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
- фотоматериалы с места аварии;
- транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
- фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
- протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
- документы, подтверждающие право на владение ТС;
- справка из полиции, подтверждающая ДТП;
- пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.
Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП
Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.
Эксперт-трасолог должен иметь при себе:
- фотоаппарат;
- масштабную линейку;
- рулетку;
- лупу;
- пинцет;
- небольшие емкости для микрочастиц;
- слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).
Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства
Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.
При этом устанавливается:
- есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
- каким объектом был поврежден автомобиль;
- модель ТС, оставившего отпечатки;
- какой частью было нанесено повреждение;
- направление перемещения и угол столкновения;
- режим движения;
- состояние протектора;
- механизм повреждения.
Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.
Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства
Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.
В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.
Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии
Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.
К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.
Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе
Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.
Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.
При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.
Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.
5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний
В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.
1) Компания «Атлант Оценка»
Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.
Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:
- задавайте вопросы автоэксперту;
- получайте профессиональную помощь юриста;
- наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.
2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»
Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.
Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.
3) Экспертно-правовое бюро «Honest»
Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.
Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.
В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.
6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета
Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.
Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта
Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.
Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.
Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.
Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе
В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.
Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:
- описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
- показания свидетелей;
- сведения об участниках аварии;
- изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
- сведения из протокола осмотра места ДТП.
Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.
Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда
Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.
Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.
Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов
Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.
Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.
Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.
О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.
По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.
7. Заключение
Подведем итоги. Трасологическая экспертиза изучает разного рода следы и отпечатки, оставленные на месте ДТП. Теперь вы знаете, как проводится эта экспертиза, каковы её объекты, задачи и условия проведения.
Дорогие друзья! Делитесь опытом и оставляйте комментарии. А лучше — не испытывайте на практике методики транспортно-трасологической и других экспертиз. Будьте успешны в бизнесе и удачливы в жизни!
hiterbober.ru
Государственная судебная трасологическая экспертиза
Виды трасологических экспертиз:
- дактилоскопическая экспертиза,
- экспертиза перчаток и их следов,
- экспертиза следов обуви,
- экспертиза следов зубов,
- экспертиза следов губ и иных участков головы человека,
- экспертиза механических повреждений на одежде,
- экспертиза орудий, инструментов и оставленных ими следов,
- экспертиза запирающих и предохранительных устройств,
- экспертиза по установлению целого по частям,
- экспертиза следов шин транспортных средств,
- экспертиза узлов и петель,
- экспертиза пломб.
Примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертов:
При назначении дактилоскопической экспертизы:
- Имеются ли на представленных объектах следы папиллярных узоров пригодные для идентификации?
- Оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным лицом?
При этом необходимо учитывать следующее:
- Объекты со следами папиллярных узоров необходимо упаковывать отдельно, избегая контакта поверхности с материалом упаковки.
- Экспериментальные отпечатки на дактилоскопической карте подозреваемого должны быть не смазанными, полными.
При назначении экспертизы перчаток и их следов:
- Перчаткой ли оставлены следы на представленном объекте?
- Не оставлены ли следы представленной перчаткой?
- Каков механизм образования следов перчаток (захват, касание и т.п.)?
При назначении экспертизы следов обуви:
- Пригодны ли для идентификации следы, обнаруженные в ходе ОМП?
- Не оставлены ли следы обувью, изъятой у подозреваемого?
В случае отсутствия обуви подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:
- Мужской или женской обувью оставлены следы?
- Обувью какого размера они образованы?
При этом необходимо учитывать следующее:
Перед тем, как изъять след обуви на месте происшествия, необходимо его сфотографировать по правилам масштабной съемки.
При назначении экспертизы следов зубов:
- Оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека?
- Не оставлены ли следы зубами конкретного человека?
При этом необходимо учитывать следующее:
В зависимости от объекта, на котором оставлены следы зубов, следует принять необходимые меры для сохранности его внешнего вида. При отсутствии такой возможности необходимо сфотографировать следы зубов по правилам масштабной съемки.
При назначении экспертизы следов губ и иных участков головы (кожного покрова) человека:
- Пригодны ли следы губ для идентификации?
- Не оставлены ли следы губ конкретным человеком?
В случае отсутствия подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:
Имеются ли какие-либо особенности в строении губ, а также нет ли каких-нибудь приобретенных признаков (шрамов и т.п.)?
При этом необходимо учитывать следующее:
Обнаружение, фиксация и изъятие таких следов осуществляется по тем же принципам и правилам, что и потожировых следов.
При назначении экспертизы механических повреждений на одежде:
- Имеются ли на представленных предметах одежды колото-резаные (резаные, рубленые и т.д.) повреждения?
- Каков механизм образования повреждений на одежде? (под механизмом образования повреждений подразумевается расположение и направление воздействия орудия, что по единичным (однослойным) предметам одежды невозможно определить).
- Образованы ли повреждения на одежде представленным ножом (топором, шилом и т.д.)?
- Каким орудием образованы повреждения, имеющиеся на одежде? (поисковый вопрос – когда нет конкретного орудия).
При этом необходимо учитывать следующее:
- Предметы одежды должны быть просушены. При упаковке непросушенных объектов может произойти видоизменение повреждений (образования плесени, слипание и высыхание ткани), в результате чего повреждения могут стать непригодными для решения поставленных вопросов.
- Наряду с объектами исследования, необходимо предоставлять: заключение судебно-медицинской экспертизы по трупу (в полном объеме), выписки из истории болезни (по живым лицам) с характеристикой повреждений, заключение медико-криминалистической экспертизы повреждений кожных лоскутов.
- В случае предоставлении ножа в постановлении необходимо указывать разрешение на видоизменение объекта.
При назначении экспертизы следов орудий и инструментов:
- Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием (инструментом), изъятым у подозреваемого?
- Орудием какого вида оставлены следы?
- Каков механизм образования следов?
- Оставлены ли следы представленным орудием (инструментом)?
При этом необходимо учитывать следующее:
- Если нельзя изъять объект со следами орудий и инструментов целиком, можно предоставить часть предмета с обнаруженными следами, предварительно сделав фотоснимки с масштабной линейкой.
- Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
При назначении экспертизы замков:
- Исправен ли представленный на исследование замок?
- Если не исправен, то какова причина его неисправности?
- Не открывали ли замок поддельным ключом, отмычкой либо другим предметом?
- В каком состоянии – запертом или отпертом- поврежден замок?
При этом необходимо учитывать следующее:
- Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
- Не вводить ключи в замочную скважину, не разбирать короб замка.
При назначении экспертизы с целью установления целого по частям:
- Составлял ли ранее объект, изъятый в ходе ОМП, и объект, изъятый (указать место обнаружения), единое целое?
При этом необходимо учитывать следующее:
- Объекты исследования помещать в разные упаковки.
- Если исследуемые фрагменты (веревки, проволоки и.т.д.) частично сняты с трупа, необходимо отметить концы, которые разделялись в момент осмотра места происшествия, а какие были свободными.
При назначении экспертизы следов шин транспортных средств:
- Пригоден ли след, обнаруженный на месте происшествия, для идентификации транспортного средства?
- Оставлен ли след, обнаруженный на месте происшествия (на одежде потерпевшего), представленным на исследование колесом?
При этом необходимо учитывать следующее:
- По возможности предоставлять на исследование сам след (следы).
- Сфотографировать след по правилам масштабной съемки до его изъятия.
- Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
При назначении экспертизы узлов и петель:
- К какому виду узлов относится исследуемы узел?
- Обладал ли человек, завязавший узел (петлю), профессиональными навыками?
- Не завязан ли узел подозреваемым?
- Мог ли потерпевший сам завязать узел?
- Одним ли способом завязаны узлы на разных представленных на исследование объектах (например, узел на веревке, изъятой на месте преступления, и узлы на предметах в доме подозреваемого)
При этом необходимо учитывать следующее:
- обнаруженные на месте происшествия объекты с узлами необходимо зафиксировать: сначала сфотографировать узел на объекте, а затем – после снятия с него.
- при изъятии завязанных веревок с трупов, объектов обстановки, необходимо маркировать и фиксировать разделенные (разрезанные) при снятии концы в том положении, в котором они были до разделения. Отсутствие такой фиксации может привести к невозможности решения вопроса о действительном способе завязывания и характере узлов (утрата элемента).
- разрезать веревку необходимо на стороне, противоположной местонахождению узла.
При назначении экспертизы пломб:
- Нарушалась ли пломба после первоначального опломбирования?
- Каким способом нарушена пломба?
- Одним ли пломбиром образованы оттиски на нескольких представленных пломбах?
- Образованы ли оттиски на пломбе данным пломбиром?
- Каким предметом повреждена пломба?
При этом необходимо учитывать следующее:
- Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
- В случае предоставления нескольких пломб, упаковывать их отдельно.
- При снятии пломб с объектов исследования необходимо отмечать концы, которые были разделены в ходе осмотра места происшествия
При расследовании конкретных уголовных дел может возникнуть целый ряд других вопросов, постановку которых желательно согласовать с экспертами отдела. Телефон отдела – +7 (343) 350-60-61
ural-sud-expert.ru
что это такое и какие задачи решает? + Инструкция проведения экспертизы трасологической
Данный вид экспертной оценки представляет собой изучение следов, которые были оставлены транспортным средством на месте совершенного происшествия. Нужно сказать о том, что целью данной экспертизы считается идентификация различных объектов на основании изучения следов и определения их принадлежности, а также осуществление процесса анализа полученных данных с целью восстановления объективной действительности совершенных событий. Непременно скажем о том, что оцениваются не только параметры следов, также могут быть применены варианты оценки осколков стекла, например, фар автомобиля, диагностирование механизмов, в также оценка условий следообразования. На основании всех перечисленных факторов формируется детализированная картина происшествия, что позволяет полностью восстановить картину.
Нередкими являются случаи, когда транспортные происшествия становятся объектом серьезных исследований. Например, автомобиль сильно пострадал, как и лица, которые в нем находились. Есть необходимость определить квалификацию действий виновного водителя, также формируется необходимость детальной оценки обстоятельств дела с позиции страховой компании, которая в дальнейшем будет осуществлять процесс выплаты средств за совершенные действия застрахованного водителя. Рассказы двух сторон происшествия очень часто не совпадают вовсе. Именно по этой причине, самым рациональным способом восстановления объективной действительности считается проведение экспертизы.
Естественно следует отметить, что осуществлять экспертные действия могут исключительно опытные и знающие специалисты, можно привлекать независимых экспертов, но исключительно в том случае, если они имеют официальный допуск к выполнению таких действий. Процесс экспертной оценки может быть осуществлен непосредственно по месту происшествия сразу же, что позволяет максимально изучить все нюансы и обстоятельства, что провоцирует быстрое восстановление всех нюансов дела. Нередки ситуации, когда экспертизу приходится производить на основании документов дела и фотографий, а также видеосъемки. Таким образом формируется удаленное обслуживание, провоцирующее возможность восстановления событий на основе предоставленных материалов.
В процессе торможения на асфальте формируются следы. Трасологическая экспертиза позволяет осуществить процесс оценки их формирования, а также осуществить процесс сопоставления следов и автомобиля. То есть, посредством таких действий осуществляется процесс установления автомобиля, который оставил следы, а также провоцируется восстановление механики – каким образом такие следы были оставлены. Именно на основании указанных данных можно поистине объективно и детализировано изучить все обстоятельства дела и правильно выяснить, кто именно осуществил нарушение правил движения, и что стало причиной возникновения происшествия. Соответственно, данный вид экспертной оценки имеет очень важное значение для восстановления действительности. Кроме всего прочего, полученные результаты являются доказательством юридического формата в судебных процессах.
Чтобы отчет экспертной оценки был принят в качестве доказательства, он должен быть составлен правильно и грамотно. Документ должен содержать все реквизиты компании, которая осуществляла процесс исследований, также должны присутствовать все данные эксперта, ставится подпись и печать. В состав вносятся общие данные – вступительная часть, детальное описание методов исследования – часть описательная, также заключение, в котором формируется полноценный отчет с выводами.
Что такое трасологическая экспертиза и когда она необходима
Экспертиза трасологическая представляет собой специфический вид исследований, который направлен на оценку и изучение различных отпечатков и следов, для того, чтобы иметь четкую возможность определения, откуда они возникли, кому они могут принадлежать. Другими словами, в процессе возникновения транспортного происшествия оба средства осуществляют торможение. На основании чего были сформированы определенные следы на асфальте или же грунтовой дороге. Посредством детализированной оценки состояния таких следов провоцируется возможность определения пути торможения и других важных понятий и нюансов. Нужно также обратить ваше внимание на то, что процесс исследований предполагает достаточно сложную науку, посредством которой осуществляется полноценный анализ всех собранных данных, установление взаимодействия транспортного средства с дорогой и пр.
По сути, именно на основании трасологической экспертизы можно получить точные данные в виде восстановления картины происшествия. Нужно также сказать о том, что грамотная оценка всех параметров позволяет исключить возможность неправильной оценки обстоятельств.
Объектами исследований принято считать различного рода следы и отпечатки повреждений, которые были оставлены автомобилями. Исследования предполагают использование различных методик, которые позволяют получить однозначный ответ на различные вопросы.
Когда возникает необходимость проведения экспертизы:
- В тех ситуациях, когда оба водителя раскрывают различные версии возникновения происшествия. По сути, очень важно восстановить объективную картину, на основании которой в дальнейшем можно будет грамотно оценить саму ситуацию, определить виновное лицо, осуществить процесс взыскания или же применить определенные меры наказания. Именно экспертные данные в такой ситуации могут стать неоспоримой уликой и доказательством;
- В случаях, когда нужно определить, какому средству принадлежат следы, и выполнены ли они определенным средством. Другими словами, нередко битые автомобили тоже попадают в аварии, страховые компании, чтобы минимизировать мошеннические факторы в данном вопросе, стараются использовать вариант детализированной оценки ситуации посредством проведения экспертизы. На основании изучения следов формируется объективная картина, которая позволяет четко определить, какие именно повреждения могли возникнуть в процессе совершения происшествия;
- Также на основании экспертной оценки можно получить точные данные о том, присутствовал ли автомобиль в момент совершения происшествия на месте. Нередки случаи, когда формируются мошеннические действия, в рамках которых устанавливается происшествие с целью получения выплат страхового формата. Нередко автомобиль покидает место происшествия, и чтобы в дальнейшем применить к водителю санкции наказания, непременно нужно обратить внимание на возможность получения экспертной оценки, которая сразу же определит, был ли автомобиль на месте происшествия в то или же иное время;
- Экспертная оценка может стать основой формирования базы определения вины водителя, или же пешехода, в процессе формирования ситуации аварийного характера. А соответственно, можно четко определить, кто или же что стало основой формирования аварии, что провоцирует нормированное, законное и основательное судопроизводство в случае необходимости;
- Нередкими являются ситуации, когда страховые компании стремятся сделать все возможное и невозможное, чтобы исключить вероятность выплаты средств на ремонт, или же осуществляют выделение минимальной суммы, которая не покрывает возникших повреждений. Трасологическая экспертиза в таком случае является основой стабильных данных о формировании повреждений в ходе происшествия. Правда, в такой ситуации придется выполнять дополнительную экспертную оценку, на основании которой определяется стоимость ремонта возникших повреждений.
Становится вполне очевидным тот факт, что грамотная структура проведения экспертной оценки позволяет четко нормировать все нюансы дальнейшего судопроизводства. По сути, на основании такой экспертизы формируются неоспоримые доказательства, применение которых провоцирует возможность объективной оценки обстоятельств.
Пошаговая инструкция проведения экспертизы при ДТП
- Шаг 1: Выбор компании
Если речь идет о том, что вы сомневаетесь в объективности судебного следствия или же есть необходимость предоставить документы с объективными данными страховой компании, нужно воспользоваться услугами независимой экспертизы, для получения необходимых и точных результатов. В процессе выбора остановите свое внимание на компаниях с серьезной репутацией, чтобы в действительности получить качественное обслуживание. У такой компании непременно должен быть собственный ресурс представительского характера, на страницах которого можно ознакомиться с перечнем услуг, а также получить информацию дополнительного характера, которая касается квалификации специалистов, услугами которых вы будете пользоваться. Отметим также то, что солидные компании предоставляют возможность получения бесплатной первоначальной консультации.
- Шаг 2: Сбор документации
Нужно помнить о том, что процесс оценки осуществляется на основании предоставленных документов. Обязательно предоставляется схема ситуации, правильно составленный протокол, всевозможные фотоматериалы с места возникновения ситуации. Также в определенных случаях нужно предоставить доступ к транспортным средствам, которые участвовали в определенных ситуациях. Если есть видеорегистратор, то нужно предоставить данные с него. Устанавливается необходимость предоставления всех документов на автомобиль, справку из полиции, которая подтверждает наличие происшествия, а также протокол, который раскрывает данные проверки состояния технического характера транспортного средства. Все пояснения свидетелей, полный список документов, которые нужно будет предоставить для ознакомления экспертам, можно получить непосредственно после предварительной – бесплатной консультации в компании.
- Шаг 3: Осмотр места происшествия
На месте происшествия формируется максимальное количество разнообразных данных, которые могут раскрыть все нюансы осуществленных действий. Грамотная оценка состояния места аварии позволяет получить полноценные данные, которые формируют полную картину. Эксперт, который выезжает на место аварии должен иметь при себе линейку масштабную, рулетку, лупу, пинцет, специализированные емкости, куда можно осуществить сбор определенных элементов и микрочастиц, фотоаппарат, специальные пластичные массы. То есть, существует список обязательных элементов, которые должны быть в наличии у эксперта, существует также список методик, которые применяются в процессе осуществления исследования.
- Шаг 4: Согласование места и времени осмотра транспортного средства
После того, как будет подписан договор сотрудничества с транспортной компанией, обязательно осуществляется процесс договора по вопросу осмотра автомобиля. Посредством такого осмотра осуществляется разрешение многочисленных вопросов. Определяется, каким объектом был поврежден автомобиль, есть ли на нем следы другого авто, какой частью автомобиля были нанесены повреждения и пр. То есть, посредством такой оценки формируется четкая и точная информация, способная помочь раскрыть всю картину происшествия.
- Шаг 5: Моделирование ситуации
Следует отметить, что в настоящий момент используются специализированные программы, на основании которых осуществляется процесс полноценного моделирования ситуации. Посредством грамотного моделирования формируется возможность увидеть все нюансы происшествия и четко установить позиции транспортных средств, возможные повреждения и пр.
- Шаг 6: Формирование отчетности
Основой работы экспертной организации считается составление специализированного заключения, в котором четко определяются все важные моменты и нюансы. Такой отчет можно использовать в качестве элемента доказательства в судебном процессе. Также он выступает неоспоримым аргументом во взаимоотношении со страховой компанией. Данный документ в своем составе содержит выводы по техническим аспектам. То есть, по сути, не указывается, кто именно является виновником происшествия, такие выводы делает суд, он же определяет виновников.
Можно ли оспорить результаты экспертизы
Следует отметить, что экспертная оценка может быть оспорена. Такие действия осуществляют таким образом:
- Осуществляется анализ предоставленного отчета, производится анализ использованных методик и полученных результатов;
- Составляется ходатайство с указанием на данные, которые являются недействительными, обязательно нужно предоставить обоснование ходатайству;
- Суд принимает решение о возможности пересмотра экспертизы;
- После чего формируется необходимость подать документы на повторную экспертизу, при этом можно использовать результаты другой компании экспертного формата;
- Полученные результаты предоставляются в суд.
Если вы стремитесь к тому, чтобы максимально защитить свои интересы от оспаривания, то вам непременно следует внимательно отнестись к вопросу выбора экспертной организации, которая сможет выполнить все действия на высшем уровне. Сразу же скажем о том, что государственная экспертиза в любом случае будет иметь своеобразные негативные моменты, так как через экспертов каждый день проходит невероятно значительное количество различных дел, улик и доказательств, что притупляет внимательность, и определенные мелкие детали, которые могут иметь весьма важное значение могут остаться незамеченными, что повлияет на конечный результат экспертизы. Чтобы такого не произошло, лучше обратить внимание на опытных и квалифицированных экспертов.
Когда вы на руки получите экспертное заключение, обязательно проследите логическое обоснование, а также проверьте на наличие однозначных формулировок. Помните о том, что с легкостью можно оспорить тот документ, который составлен юридически неправильно. Если на нем нет обязательных реквизитов, а также нет данных эксперта, не описана его квалификация и пр.
Внимательное изучение отчета поможет вам сразу же обратить внимание на определенные несостыковки, что в дальнейшем станет основой моментального реагирования. По сути, вы можете сразу же обратить внимание экспертов на то, что отчет составлен неправильно, и они его переделают. В документе должно быть детальное описание всех нюансов и обстоятельств, при которых свершилось происшествие. Должно быть перечисление сведений обо всех участниках аварии, присутствует информация, которая содержится в документах дорожной инспекции. Обязательно должны быть данные из протокола осмотра. Отметим, что отсутствие таких пунктов может стать основанием, законным поводом, чтобы оспорить полученные результаты экспертной оценки.
Можно использовать вариант приглашения эксперта в зал заседания суда. Сразу же скажем о том, что именно так можно доказать, что экспертиза была осуществлена правильно, без нарушений и предвзятостей. Прямо в суде эксперту могут быть заданы определенные вопросы, которые могут определить отсутствие или же наличие нарушений, при проведении экспертной оценки. Если объяснения эксперта не будут убедительными, это прекрасный повод оспорить полученные результаты.
Если вы уверены в том, что результаты экспертизы объективны, но стороны процесса будут настаивать на проведении дополнительных исследований, лучше всего сразу же обзавестись квалифицированной помощью юриста, таким образом, вы сможете предотвратить определенные негативные моменты, которые могут возникнуть в зале заседания суда. Учитывайте также то, что в настоящий момент вы можете сами инициировать проведение экспертизы в том случае, если считаете, что предоставленных в суде данных недостаточно для всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела. Таким образом, вы непременно сможете обеспечить максимальную защиту своих интересов.
Самым рациональным вариантом предотвращения ситуации с оспариванием экспертной оценки является сотрудничество с опытными и квалифицированными специалистами, которые имеют стабильную репутацию и смогут представить своего эксперта в суде, в случае необходимости.
Какие задачи решает трасологическая экспертиза
- Пригодность отпечатков для проведения идентификации
Первое, на что обращают внимание специалисты – это данный фактор. То есть, очень важно не только обнаружить следы, но еще их зафиксировать, а также идентифицировать, подвергнуть дальнейшему исследованию.
- Установить период появления следов
При расследовании определенных происшествий очень важно внимательно осуществить процесс оценки отпечатков и следов с позиции вопроса давности. Помните о том, что такие следы являются очень уязвимыми к погодным условиям, именно по этой причине, эксперты стараются осуществлять все процедуры проверки сразу же, иначе есть вероятность, что следы станут непригодными для дальнейшего исследования.
- Образование отпечатков – определение механизма
Как вы уже поняли, основным объектом исследования трасологического выступают именно следы, которые возникли в результате воздействия механического характера. Когда осуществляется процесс работы с отпечатками, определяется механизм их образования. При этом, специалисты используют различные варианты исследований, чтобы получить точные и достоверные данные.
- Последовательность образования следов
Естественно, очень важно определить, в какой именно очередности данные следы появились. В случае расследования происшествия на основании полученных данных можно четко определить, какое транспортное средство стало виновником таких последствий. Именно по этой причине, очень важно четко оценить состояние следов и определить, какие появились ранее, какие – позже. На основании чего будет проработана и смоделирована ситуация, благодаря которой будет возможен процесс восстановления объективной действительности.
- Состояние автомобиля
Такое исследование позволяет четко определить все данные о скорости, а также о возможных причинах столкновения, можно составить полный список повреждений и пр. То есть, можно получить максимально полноценную информацию, благодаря которой судопроизводство сможет правильно осуществить процесс вынесения решения на основании предоставленных доказательств.
- Причинно-следственная связь
Полученные выводы способствуют правильному расследованию происшествия, так как дают ответы на самые распространенные вопросы, которые имеют в процессе судебного разбирательства важное значение. Каждый аварийный случай представляет собой результат неправильных действий или же стечения обстоятельств. Благодаря трасологической экспертизе можно четко определить данный факт.
Основные виды трасологической экспертизы
Существует достаточно значительное количество различных видов экспертизы трасологичсеского характера. Например, гомеоскопический вариант, предполагает изучение следов человека. В данном случае производится анализ отпечатков пальцев, зубов, следов ног, обуви, различных частей тела и пр. На основании данных следов можно получить максимально полноценную информацию о происшествии.
Есть также маханоскопическая экспертиза, которая предполагает исследование следов, а также отпечатков от предметов, повреждений, на найденных различных вещах. Например, могут быть исследованы механические повреждения одежды, узлы и петли, различные инструменты и орудия.
Экспертиза замков и изучение пломб. На основании детальной оценки состояния замка можно сразу же сказать о том, открывался ли он родным ключом или же нет, использовались ли отмычки и дать определенные характеристики отмычек.
Анализ отпечатков, которые осуществляются различными механизмами на предметах. Например, посредством данной экспертизы можно предоставить ответы на такие вопросы: на каком оборудовании был изготовлен тот или же иной предмет исследования, какие станки применялись в процессе производства, определить, на каком именно станке был изготовлен тот или же иной предмет.
Транспортная экспертиза самая распространенная, она применяется в процессе изучения различных транспортных происшествий. При этом производится детализированное изучение следов транспортного средства, а также исследование всевозможных отпечатков. На основании полученных данных формируется общая картина происшествия.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в:www.finanbi.ru
Трасологическая экспертиза: назначение, вопросы :: BusinessMan.ru
Трасологическая экспертиза следов представляет собой одну из криминалистических процедур. В следственной практике она применяется для решения идентификационных и розыскных задач. Трасологическая экспертиза осуществляется в ходе досудебных и судебных мероприятий.
Классификация
В зависимости от используемых методик и предметной специфики выделяют 7 видов исследования:
- Гомеоскопическое (отпечатки людей).
- Механоскопическое.
- Экспертиза замков.
- Изучение пломб.
- Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах.
- Транспортная экспертиза.
- Исследование отпечатков животных.
Предмет исследования
Судебно-трасологическая экспертиза проводится для исследования отпечатков ног, зубов, рук, одежды, обуви, шин, а также состояния механизмов, орудий, запирающих устройств, транспортных средств, пломб, различных частей предметов и так далее. Данный анализ выполняется для частных лиц и правоохранительных органов. В качестве предмета исследования выступает установление фактических сведений в процессе изучения отпечатков для определения механизма их появления и объекта, оставившего их.
В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.
Вопросы трасологической экспертизы
Перед специалистами, исследующими отпечатки, стоят идентификационные и диагностические задачи. Назначение трасологической экспертизы состоит в установлении тождества орудий, животных, механизмов и людей или группирование их принадлежности. Кроме этого, в ходе исследования определяется:
- Пригодность отпечатков для идентификации.
- Период появления следов.
- Механизм образования.
- Последовательность появления.
- Техническое состояние ТС или предмета.
- Причинно-следственная связь.
Перечисленные задачи следует считать типовыми. Постановление о трасологической экспертизе должно индивидуализировать объект исследования достаточно четко.
Особенности работы
Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.
Трасологическая экспертиза по ДТП
Аварии на дорогах – явление достаточно частое. При ДТП автолюбитель имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Для этого у него должен быть соответствующий договор и полис. Однако не во всех случаях компании сразу осуществляют выплату. Страховщики зачастую требуют доказательства невиновности водителя в аварии. В случае если истекло время для сбора бумаг в ГИБДД и, соответственно, заключения нет, выходом будет трасологическая экспертиза.
Что выявит исследование?
Транспортная трасологическая экспертиза позволит установить направление и время движения участников ДТП. Специалисты, проанализировав отпечатки на проезжей части, не только идентифицируют транспортное средство, но и определят непосредственно механизм аварии. Детальное изучение отпечатков на транспортных средствах, их деталях, отделившихся фрагментах позволяет полностью составить картину происшествия.
Что исследуется при ДТП?
Эксперты изучают:
- Транспортные средства и их детали, прочие предметы обстановки аварии.
- Отпечатки шин и автомобилей.
- Царапины, вмятины и прочие следы, возникшие при контактном взаимодействии машин друг с другом, а также с прочими объектами.
- Материалы дела.
- Фотографии с места ДТП.
- Одежду пострадавших.
По завершении исследования составляется заключение. Оно выступает в качестве основания для определения виновности какого-либо участника происшествия, а также необходимого аргумента для страховой компании.
Исковое производство
В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:
- Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
- Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
- Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
- Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
- Определение направления перемещения и угла столкновения.
- Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
- Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
- Идентификация следов, возникших при аварии.
- Составление механизма и картины происшествия в общем.
Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.
businessman.ru
54 концы папиллярных линий: Детали папиллярных узоров, представляющие собой прекращение линии или ее возникновение в общем потоке. | ending ridges |
Примечание — Являются началами или окончаниями папиллярных линий. | |
55 крючок: Деталь папиллярного узора в виде раздвоенной линии, у которой одна из ветвей короче другой и не сливается с иными линиями. | spur |
56 латеральные зоны папиллярного узора: Участки, расположенные слева и справа от центральной зоны папиллярного узора. | lateral zone of a papillary pattern |
Примечание — Соответственно различают левую и правую зоны папиллярного узора. | |
57 мостик: Деталь папиллярного узора, короткая линия, соединяющая две рядом лежащие папиллярные линии. | bridge |
58 направление петель в папиллярных узорах: Левостороннее или правостороннее расположение ножек петли в следе или экспериментальном отпечатке пальца руки. | line loops in the papillary patterns |
Примечание — В зависимости от направления ножек петель, различают также ульнарные (направлены в сторону мизинца) и радиальные (направлены в сторону большого пальца). | |
59 обрывок: Деталь папиллярного узора, представляющая собой короткую папиллярную линию, начало и окончание которой не сливаются с другими линиями. | short ridge |
60 папиллярная линия: Основной элемент папиллярного узора, представляет собой линию, образуемую гребнеобразным возвышением наружного слоя кожи, отграниченную от других линий неглубокими бороздками. | ridge |
61 папиллярные узоры: Поддающиеся классификации рисунки, образуемые потоками папиллярных линий. | papillary patterns |
62 петлевой папиллярный узор: Тип папиллярного узора, состоящий из наружных и внутреннего потоков папиллярных линий и имеющий одну дельту. | loop papillary patterns |
Примечание — Образуются внутренним потоком, папиллярные линии которого, начинаясь у одного края пальца, изгибаются вверх и к центру и, образуя полную петлю, возвращаются к тому же краю. | |
63 пороскопия: Исследование пор в следах и отпечатках на папиллярных линиях в целях идентификации. | poroscopie |
64 типы папиллярных узоров: Классификация по комплексу признаков, характеризующих форму и направление потоков линий, образующих центральную зону ногтевых фаланг пальцев. | pattern types of fingerprints |
Примечание — По данной классификации узоры подразделяются на три типа: дуговые, петлевые и завитковые. | |
65 точка: Деталь папиллярного узора в виде короткого обрывка (фрагмента) папиллярной линии, длина которого примерно соответствует ширине папиллярной линии. | dot |
66 центральная зона папиллярного узора: Участок папиллярного узора, отграниченный базисной, дистальной и латеральными зонами папиллярного узора. | central zone |
Примечание — В зависимости от направления и формы потоков линий классифицируется на дуговые, петлевые и завитковые. | |
67 эджескопия: Исследование неровностей на краях папиллярных линий в следах и отпечатках в целях идентификации. | episcopia |
68 экспериментальные образцы следов рук: Материалы, используемые для сравнительного исследования, содержащие отпечатки ладоней и пальцев рук. | experimental samples of palm prints |
Общие понятия иных следов человека и животных | |
69 диагностические исследования следов человека: Исследования в целях установления пола, возраста, профессии, заболеваний человека, а также для решения других задач, не связанных с целями идентификации. | diagnostic study of the human prints |
70 идентификационные исследования следов человека: Исследования для установления конкретного человека, оставившего следы, его обуви или перчаток. | identification studies of human prints |
Примечание — К следам конкретного человека относятся следы его рук, ног, зубов, губ и иных частей тела. | |
71 идентификационные признаки следов человека: Признаки, отображающие свойства, индивидуализирующие следы человека, либо определяющие их групповую принадлежность. | identification signs of human prints |
72 идентификационные признаки губ: Детали и элементы строения наружного слоя кожи красной каймы верхней и нижней губ человека. | identification characteristics of lips |
Примечание — Из-за высокой подвижности кожи губ, идентификационные признаки данных следов могут совпадать не во всех особенностях. | |
73 идентификационные признаки зубов: Отображение в следах свойств зубов, позволяющих отличить их от зубов другого человека или животного. | identification characteristics of teeth |
74 идентификационные признаки подошвы обуви: Признаки, возникшие на подошве обуви в процессе ее производства и эксплуатации. | identification characteristics of the shoe prints |
Примечание — Со временем могут изменяться и исчезать. Подразделяются на общие и частные. | |
75 идентификационные признаки ног, одетых в носки: Признаки непосредственно стоп человека и чулочно-носочных изделий. | identification characteristics of feet, clad in socks |
76 идентификационные признаки стопы: Особенности строения стопы человека, отображающиеся в следах. | identification characteristics of foot |
77 корона: Деталь рельефа красной каймы губ, образующаяся при делении борозды на три линии. | crown |
Примечание — Различается корона, расположенная вверх, и корона, расположенная вниз. | |
78 общие признаки подошвы обуви: Форма и размер подошвы и ее частей, вид рельефного рисунка. | common signs of shoe sole |
79 общие признаки стопы: Форма и размеры стопы и ее частей. | common signs of the foot |
80 общие признаки чулочно-носочных изделий: Способ переплетения нитей, рисунки, образуемые переплетениями нитей, толщина нитей, форма и размеры фабричных швов. | common signs of socks |
81 объемный след ноги: Трехмерный след, образованный на мягкой поверхности. | volume footprint |
82 поверхностный след ноги: Двухмерный след. | surface footprint |
Примечание — Могут быть следами наслоения и отслоения. | |
83 подошвенная часть стопы человека: Опорная поверхность ноги, в которой выделяют пальцевую часть, плюсневую часть, свод и пятку. | plantar part of the foot man |
84 след босой ноги: Отображение признаков внешнего строения подошвенной части стоп в виде контуров в целом и ее отдельных деталей. | bare feet |
85 след ноги, одетой в носок: След, отображающий помимо контуров, подошвенной области стопы и ее частей признаки внешнего строения чулочно-носочного изделия. | footprint, clad in a socks |
86 следы губ: Отображения морфологических особенностей строения красной каймы верхней и нижней губ и их кожного рельефа. | traces of lips |
Примечание — Внешние границы красной каймы губ совпадают с ее контуром. | |
87 следы зубов: Отображение формы, размеров и взаимного расположения поверхностей и функциональных особенностей зубов челюстей, проявляющихся в процессе откуса или надкуса. | teeth marks |
88 следы кожного покрова головы человека: Материально фиксированные отображения наружного рельефа кожи лба, носа, губ, подбородка, щек и ушных раковин. | traces of the skin of a human head |
89 следы наслоения подошвы обуви и ног: Следы ног, образующиеся в результате наложения постороннего вещества на следовоспринимающую поверхность при контакте с ней ног человека. | traces of layering the soles of shoes and feet |
90 следы ношения на внутренней поверхности обуви: Следы, образующиеся на стельке, подкладке, внутренней поверхности верха обуви от стоп ног при длительном ношении обуви. | traces of wear on the inner surface of the shoe |
91 следы обуви: Следы подошвы обуви, в которых отображаются контур и признаки внешнего строения подошвы в целом и отдельных ее частей. | shoeprints |
92 следы отслоения подошв обуви и ног: Следы, образующиеся на следовоспринимающей поверхности в результате отслоения части ее поверхностного слоя при контакте с ногами или обувью. | traces of delamination of the soles of shoes and feet |
93 стопа человека: Нижняя часть ноги человека, является органом опоры при стоянии и движении тела. | foot |
Примечание — При производстве судебных медико-трасологических экспертиз могут применяться медицинские термины. Например, нижняя часть ноги — самый нижний отдел нижней конечности. | |
94 трасологическая экспертиза следов человека: Вид трасологической экспертизы, в процессе производства которой устанавливается тождество человека и иные фактические данные на основании признаков, отобразившихся в следах, не имеющих папиллярных узоров. | traceological examination of the traces of man |
95 частные идентификационные признаки стопы: Признаки, характеризующие в совокупности стопу конкретного человека. | individual identification сharacteristics of the foot |
Примечание — Частными признаками являются высота свода стопы, наличие травматических повреждений, рубцов, мозолей, бородавок, наростов, их форма и размеры, ампутации, частные признаки папиллярных узоров. | |
96 частные признаки подошвы обуви: Признаки, образующиеся в процессе изготовления, эксплуатации обуви, ее ремонте и характеризующие в совокупности конкретную подошву обуви. | individual characteristics shoe sole |
97 частные признаки чулочно-носочных изделий: Признаки, образующиеся в процессе изготовления, эксплуатации чулочно-носочных изделий, их ремонта и характеризующие в совокупности конкретное изделие. | individual characteristics of socks |
98 экспертиза следов животных: Вид трасологической экспертизы, объектами исследования которой являются следы ног, лап, зубов и когтей животных. | examination of animal tracks |
Общие понятия трасологической экспертизы орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств | |
99 вдавленный след: След, образующийся в контактной зоне и вблизи нее за счет остаточной деформации следовоспринимающего объекта или его поверхности. | sunken trace |
100 взлом замка: Способ открывания замка, при котором происходит полное или частичное разрушение конструкции замка. | hacking lock |
101 встречный угол: Угол между линией контактирования и линией направления движения образующего объекта. | counter angle |
102 дополнительное повреждение: Элемент механического повреждения ткани одежды, отходящий от острого конца(ов) основного повреждения. | additional damage |
Примечание — Возникает при извлечении следообразующего объекта из следовоспринимающего. | |
103 единый комплект: Полный набор предметов, отвечающих определенному назначению. | single kit |
104 замок: Изделие, служащее для запирания защитных конструкций, обладающее заданными охранными свойствами и являющееся неотъемлемым элементом защитной конструкции. | lock |
105 запорно-пломбировочное устройство: Устройство, выполняющее функции индикации вмешательства и обеспечивающее в установленных пределах сдерживание от несанкционированного проникновения путем взлома. | shut-off filling |
106 индикаторное устройство: Специальное пломбировочное устройство, обеспечивающее индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, обладающее слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий. | display device |
107 исправный замок: Замок, который отпирается и запирается штатным ключом и не имеет дефектов, отрицательно влияющих на надежность его работы, предусмотренную конструкцией. | good lock |
108 классификация замков: Распределение замков по типу, виду, конструкции, назначению, способу крепления и системе механизма. | classification of locks |
109 колотое повреждение одежды: Повреждение, причиненное колющим орудием. | stab damage of clothing |
Примечание — Возникает в результате последовательного внедрения частей орудия в ткань одежды. | |
110 колото-резаное повреждение одежды: Повреждение, причиненное орудием комбинированного колюще-режущего действия. | stab-cut damage of clothing |
Примечание — Возникает в результате последовательного действия частей клинка орудия: острого конца, лезвия, обуха, основания. | |
111 механоскопия: Раздел трасологии, в котором изучаются методы и средства идентификации орудий и механизмов и их диагностических исследований. | forensic tool, shoe and tire marks examination |
112 микрослед: Отображение фрагмента рельефа следообразующего объекта, для определения формы и размеров которого требуется использование увеличительных оптических приборов. | micro mark |
113 микротрасология: Раздел трасологии, в котором изучаются методы и средства исследования микроследов и микрочастиц. | forensic micro marks examination |
114 микрочастицы: Небольшие материальные объекты, отделившиеся от других объектов в процессе какого-либо взаимодействия, для определения формы и размеров которых требуется использование увеличительных оптических приборов. | microparticles |
115 «минус» материала: Признак, характеризующий механическое повреждение объекта и заключающийся в отсутствии части материала объекта в повреждении. | minus of material |
116 отмычка: Предмет или набор предметов, предназначенный для отпирания не конкретного замка, а определенной группы замков. | jimmy, passkey, picklock |
117 отпирание замка: Действие, с помощью которого замок преодолевается как препятствие, при этом замок не взламывается. | unlocking of the lock |
Примечание — Имеется в виду криминальный (несанкционированный) способ отпирания замка. | |
118 пломба стержневая: Двухкомпонентная пломба, конструкция которой предполагает соединение стержня с блокирующим корпусом, предназначенная служить защитой для всех видов воздействия, включая заранее подготовленные. | seal the rod |
119 пломба тросовая: Пломба, конструкция которой должна иметь стальной трос, один из концов которого неподвижно закреплен в корпусе пломбы. | seal cable |
Примечание — Различные типы фиксации другого конца троса применяют в установленном состоянии, например, с помощью использования кулачковых или винтообразных фиксаторов. | |
120 плоскостное отображение: Двухмерное отображение, при котором в следе фиксируются только наружные выступающие плоскости объекта или деталей его рельефа. | planar mapping |
121 поверхностный след: След, формирование которого происходит в процессе взаимодействия внешних поверхностей, не приводящего к необратимым изменениям формы и внутренней структуры воспринимающего объекта. | trace of surface |
122 подобранный ключ: Ключ, предназначенный для отпирания конкретного замка, но использованный для отпирания другого замка. | selected key |
Примечание — Подобранным ключом является нештатный ключ, аналогичный по форме штатному ключу, код которого не совпадает с кодом замка на одну или более кодовую комбинацию. | |
123 приспособления для запирания: Замочно-скобяные и фурнитурные изделия, использующиеся самостоятельно для удержания объекта закрытым или служащие дополнением к замкам. | devices for locking |
124 пробой: Сквозное повреждение шины размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета. | breakthrough, breakout |
125 прокол: Сквозное повреждение шины размером менее 10 мм от внедрения в нее тонкого предмета. | pinhole |
126 разделение: Разрушение объекта на части. | separation, fission |
127 разрез: Один из видов механического повреждения одежды, возникающего при воздействии на одежду режущим орудием или предметом. | cut |
128 разрыв: Один из видов механического повреждения, возникающего при воздействии на объект тупыми орудиями и предметами, или в результате приложения силы. | gap, breaking |
129 след шины: Отображение внешнего строения рисунка беговой дорожки протектора и/или боковины покрышки на следовоспринимающей поверхности. | trace of tires |
130 следы разруба: Линейные, в том числе объемные следы, образующиеся в результате воздействия на следовоспринимающий объект рубящего орудия. | traces of a hew, traces of a hack |
131 следы распила: Линейные объемные следы, образующиеся в результате многократного поступательного перемещения следообразующего объекта с постепенным углублением его в толщу перпендикулярно либо под углом к плоскости следовоспринимающего объекта. | saw tracks |
Примечание — Под следами распила понимаются следы, образующиеся инструментами типа пила, ножовка и подобные им. |
allgosts.ru
Судебная трасологическая экспертиза
Герасимов А.М. и др. Криминалистическое исследование современных типов пломб и закруток железнодорожных вагонов. М., 1988.
Голдованский Ю.П. Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома. М., 1966.
Грановский Г.Л. Криминалистическое исследование следов ног. Киев, 1970.
Грановский Г.Л. Основы трасологии. Общая часть. М., 1965; Особенная часть. М., 1974.
Дактилоскопическая экспертиза: Современное состояние и перспективы развития. Красноярск, 1990.
Железняков А.И., Ручкин В.А. Современное состояние и возможности дактилоскопических исследований. Волгоград, 1986.
Зуев Е.И. Определение орудия по следам взлома. М., 1977.
Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.
Зуев Е.И., Капитонов В.Е. Трасологические исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. М., 1983.
Идентификационные и диагностические исследования ногтей и их следов: Обзорная информация. М., 1994. Вып. 3.
Кантор И.В. и др. Криминалистическое исследование укупорки и атрибутов оформления бутылок со спиртными напитками: Учебное пособие. Волгоград, 1998.
Майлис Н.П. Судебная трасология: Учебник для вузов. М., 2003.
Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза: Учебно-методическое пособие для экспертов. М., 2000.
Майлис Н.П. Судебно-экспертное исследование изделий массового производства//Закон. 2003. N 3.
Мусиенко А.Д., Денисов А.В. Криминалистическое исследование следов одежды. Волгоград, 1983.
Нестеров Н.И., Железняков А.И. Криминалистическое исследование замков. Волгоград, 1990.
Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы/Под ред. В.А. Снеткова. М., 1993.
Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности (дактилоскопия и дерматоглифика)/Под ред. Л.Г. Эджубова и Н.Н. Богданова. М., 2002.
Поташник С.И. Криминалистическая экспертиза замков. М., 1969.
Пророков И.И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград, 1980.
Российская Е.Р. и др. Криминалистическое следоведение: Курс лекций. М., 1994. Вып. 3.
Самищенко С.С. Атлас необычных папиллярных узоров. М., 2001.
Скоморохова А.Г. Механоскопическая экспертиза производственно-технологических следов. М., 1996.
Смотров С.А. Дактилоскопические и трасологические экспертизы: производство и текстовая часть//Теория и практика судебной экспертизы. СПб., 2003.
Сова Ф.П. Следы шин автотранспортных средств и их использование в следственной практике. М., 1978.
Статистическая дактилоскопия/Под ред. Л.Г. Эджубова. М., 1999.
Судебная трасологическая экспертиза: Дактилоскопическая экспертиза: Учебно-методическое пособие. М., 1971. Вып. 2.
Судебная трасологическая экспертиза: Методическое пособие. М., 1977.
Тахо-Годи X.М. Криминалистическое исследование одежды. М., 1971.
Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях: Методическое пособие для экспертов, следователей, судей. М., 1988. Вып. 1, 2.
Трасология: Справочник криминалиста/Авт.-сост.: Г.Н. Степанов, А.И. Бронников. Волгоград, 1997. Т. 1: Гомеоскопия.
Трасология: Справочник криминалиста/Авт.-сост.: Степанов Г.Н., Бронников А.И. Волгоград, 1997. Т. 2: Механоскопия
Чугунов А.М., Морозов Б.Н. Запорно-пломбировочные устройства и их криминалистическое исследование: Учебно-справочное пособие. Саратов, 2001.
studfiles.net
Трасологическая экспертиза
Предметом трасологической экспертизы считается исследование разных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.
По предмету и применяемым особым методикам отличаются последующие виды трасологических экспертиз:
— геометрические — экспертизы следов человека (следов рук, ног, зубов, следов обуви одежды, следов крови).
— механоскопические — экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных приборов.
— транспортные — экспертизы следов автомототранспорта, водного и жд транспорта.
— экспертизы следов животных (экспертизы следов ног (лап, подков), следов зубов, экспертизы тавра (клейма)).
Задачи судебно-трасологической экспертизы разделяются на 2 категории — идентификационные и диагностические.
Идентификационные задачи — установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, устройств и животных, оставивших следы, задачи установления тождества цельного по долям.
Диагностические задачи — обнаружение и фиксация следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма образования следов, очередности происхождения следов, свойств и состояния исследуемых объектов.
Дактилоскопическая экспертиза.
Объектами дактилоскопической экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки с раскрытыми или предполагаемыми следами папиллярных узоров.
Задачами дактилоскопической экспертизы считаются установление лица оставившего следы папиллярных узоров пальцев рук на месте происшествия а еще установление времени и критерий следообразования.
Примерный список вопросов решаемых при дактилоскопической экспертизе:
— есть ли на представленных объектах отпечатка папиллярных узоров и ежели да то пригодны ли они для идентификации человека оставившего их?
— не оставлены ли отпечатки папиллярных узоров определенным человеком?
— какими пальцами и какой рукой оставлены отпечатки папиллярных узоров?
— принадлежат ли отпечатки папиллярных узоров 1-му либо нескольким лицам?
— какова условная давность отпечатков папиллярных узоров?
Экспертиза следов ног и обуви.
Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.
Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:
— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).
— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:
При идентификационных задачах:
— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?
— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?
— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?
— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?
— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:
— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?
— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?
— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?
— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?
Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:
— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?
— как давно оставлены отпечатки?
— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?
— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?
Экспертиза следов зубов
Объектами экспертизы отпечатков зубов считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками зубов (пищевые продукты, окурки табачных продуктов, пломбы, бутылочные колпачки) Отпечатки зубов на теле человека или на трупе считаются объектами медико-криминалистической экспертизы.
Задачами экспертизы отпечатков зубов считается установление лица, оставившего отпечатки, а еще установление критерий и механизма образования отпечатков.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов зубов:
— не оставлены ли отпечатки зубов, выявленные на месте происшествия, зубами человека?
— не оставлены ли отпечатки зубов определенным человеком?
— зубами какой челюсти и какой стороны (правой, левой) оставлены отпечатки?
— не оставлены ли отпечатки зубными протезами?
— каковы особенности постройки зубного ряда человека, оставившего данные отпечатки?
— каков возможный пол, возраст, профессия человека, оставившего эти отпечатки?
— каков механизм образования отпечатков зубов?
Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)
Объектами экспертизы следов орудий и инструментов считаются разные предметы вещной обстановки со следами деяния таких орудий (разные препятствия со следами взлома, предметы одежды с повреждениями, орудия и инструменты, изъятые у обвиняемых и т.д.)
Задачами экспертизы следов орудий и инструментов считается установление фактических событий, связанных с отождествлением орудий и инструментов (идентификационные задачи) и определением приспособления и критерий следового взаимодействия (диагностические задачи)
Примерный список вопросов, решаемых при экспертизе следов орудий и инструментов:
При решении идентификационных задач:
— орудием какого семейства, вида оставлены отпечатки взлома на месте происшествия?
— оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия одним либо различными орудиями?
— не оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия определенным орудием?
При решении диагностических задач:
— каким методом была взломана преграда?
— с какой стороны была взломана преграда?
— какова очередность деяний злоумышленника?
— владел ли злоумышленник проф умениями по применению орудий взлома?
— какова очередность образования отпечатков, найденных на месте происшествия?
aseo-expert.ru