Виды обучения персонала в организации: Современные виды и методы обучения персонала: достоинства и недостатки

Содержание

Обучение персонала. Виды и методы обучения персонала.

Обучение персонала – важная составляющая успешности большинства фирм. Появление новых технологий, внедрение в производство новой техники и оборудования требуют соответствующей квалификации работников. Своевременное овладение работников знаниями, умениями и навыками обеспечит эффективное развитие и поддержание конкурентоспособности организации.

Обучение персонала выгодно как работодателю, так и самому работнику. Работодатель в результате получит квалифицированные кадры для качественного выполнения работы, работник повысит свою квалификацию, что может привести к повышению его заработной платы, повышению должности, сохранению рабочего места и др.

Главный критерий обучения работников – эффективность. Для эффективной подготовки работников необходимо подобрать подходящие виды и методы обучения персонала.

Виды обучения персонала

Существует три основных вида обучения персонала:

  • Подготовка персонала – получение работниками специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы.
  • Переподготовка персонала – получение работниками новых знаний, умений и навыков по причине смены профессии или при изменений требований к профессии.
  • Повышение квалификации – получение работниками дополнительных знаний, умений и навыков в связи с повышением или ростом требований к профессии.

Методы обучения персонала

Обучение персонала может происходить как на рабочем месте, так и вне него, когда работника отправляют проходить обучение с отрывом от производства.

На рабочем месте используются следующие методы обучения персонала:

  • Копирование – новый работник копирует действия опытного специалиста.
  • Производственный инструктаж – новому работнику передается общая информация о работе, необходимая для адаптации на рабочем месте.
  • Наставничество – к работнику прикрепляется наставник, который регулярно проверяет уровень исполнения работы.
  • Ротация – смена рабочего места работника от нескольких дней до нескольких месяцев для получения нового опыта или профессиональной квалификации.
  • Делегирование – передача работникам полномочий принятия решений в пределах заданной задачей.
  • Метод усложняющихся заданий – постепенное усложнение заданий работнику (объем, степень важности, сложность).
  • Другие методы

Вне рабочего места используются следующие методы обучения персонала:

  • Лекции – пассивный метод профессионального обучения, при котором работники получают теоретические знания в изложении лектора.
  • Семинары и конференции – метод заключается в проведении дискуссий, которые развивают логическое мышление и помогают научиться способам поведения в разных ситуациях.
  • Деловые игры – происходит рассмотрение реальной ситуации в виде коллективной игры, каждому из участников дается конкретная роль.
  • Тренинги – метод активного обучения работников основам деятельности.
  • Моделирование – происходит воссоздание реальных условий работы.
  • Кружки качества, рабочие группы – объединение работников в рабочие группы для более эффективного решения поставленных задач. Такие группы могут разрабатывать различные предложения, которые в дальнейшем поступают руководству для рассмотрения.
  • Самостоятельное обучение – работники изучают новый материал самостоятельно, без инструкторов и специальных помещений.
  • Другие методы

Друзьям это тоже может быть полезно:

Основные формы и виды обучения персонала в организации

Постоянное развитие персонала – обязательное правило для всех управленцев. Лучший способ развить бизнес – держать в штате мотивированных коллег, которые постоянно получают новые навыки. И в этом деле не обойтись без обучающих программ.



Для чего нужно обучение сотрудников?

Продажи падают, новые клиенты в компании не появляются, статус организации среди конкурентов постепенно снижается или долгие месяцы остается на том же уровне? Часто причиной такого положения дел становятся не внешние факторы, а неэффективная работа персонала.


Проблема заключается в отсутствии мотивации или в устаревших знаниях сотрудников. Если раньше полученной в университете квалификации хватало на годы, то сейчас каждая сфера на рынке развивается семимильными шагами. Появляются новые технологии, методы, поэтому каждый специалист должен периодически обучаться.

Формы обучения персонала

Развитие работников позволяет им приобрести навыки, необходимые для выполнения обязанностей. Это вносит вклад не только в карьеру конкретного сотрудника, но и в работу всей организации. В зависимости от потребностей и целей работодателя, учеба может проходить в различных формах.

Внутреннее

Оптимальный способ для предприятий из сегмента среднего или крупного бизнеса. Тренинги внутри компании имеют несколько минусов:

  • финансовые вложения в создание собственной концепции корпоративного университета и разработку индивидуальной программы;
  • тесное взаимодействие коллег только между собой, при котором работники не получают опыт в общении со специалистами своего профиля из других корпораций.
      
Однако такой подход зачастую приводит к эффективному результату. Обучающие программы составляют, исходя из потребностей конкретной организации. Таким образом, учитываются мельчайшие факторы, присущие корпоративной структуре.
Внешнее
Тренинги и курсы от сторонних центров – выгодный вклад в собственную организацию:
  • учебные программы имеют практическую ценность и помогут получить актуальные в данный момент навыки;
  • активный нетворкинг с коллегами из других компаний – удачный обмен опытом и знаниями. 

С сотрудниками работают квалифицированные тренера и преподаватели, из чего исходит главный минус – цена. Но при правильном выборе обучающей организации инвестированные средства быстро окупаются. Работники с мотивацией и квалификацией активнее развивают бизнес и приносят больше прибыли.

Виды и методы обучения персонала

Способы разделяют на две основные группы:
  • традиционные;
  • инновационные.
Обе разновидности имеют достоинства, показывающие высокую эффективность на практике. Выбор метода – задача менеджера, который знает все особенности сферы.

Традиционные

Устоявшиеся формы обучения привычны многим еще со студенческих времен. В профессиональной деятельности стандартные методики также показывают хороший результат. Распространены следующие способы: 

  1. Инструктажи. Один из наиболее старых методов, который до сих пор имеет место при работе с новичками. Когда новый человек устраивается в штат, его отправляют к куратору. Достоинство инструктажа – быстрое вовлечение в жизнь компании. Для дальнейшего же профессионального развития этого недостаточно.
  2. Лекции и семинары. Лекционные занятия постепенно теряют популярность из-за низкой вовлеченности обучающихся. Однако их все еще применяют и российские, и зарубежные организации. Особенно лекции удачно внедрять в обучение большого количества человек, когда нужно донести информацию десяткам или сотням работников.
    Если же есть возможность разделить персонал на группы, то более эффективными станут семинарские занятия с максимальным взаимодействием студентов. 
  3. Тренинги. По мнению специалистов по обучению персонала, это самый эффективный метод. 90% тренинга – это практические занятия. Для работы привлекают профессионального коуча. Тренер предлагает задания и инструменты для их решения, ученики же пытаются применить их на практике. 
Традиционные разновидности требуют больших затрат ресурсов. Чтобы оптимизировать процесс, руководители прибегают к новым способам, которые помогут сэкономить финансы и время.

Инновационные

Современные методы обучения персонала организации – это, в первую очередь, онлайн-образование. Большинство из указанных выше разновидностей можно успешно внедрить на платформах в интернете.

Явное преимущество такого подхода – мобильность. Не нужно выезжать на длительный курс и отрываться от производства. Лекционные занятия, семинары и даже тренинги проводят для людей из разных городов и стран. Такой формат – не полноценная замена живого общения, но может стать отличным способом получить новые знания, обменяться опытом и завести полезные контакты.

Недостаток онлайн-обучения в том, что его нельзя применить в прикладных профессиях. Так, бариста физически не сможет заниматься каппингом в сети, поэтому иногда не обойтись без старых добрых стажировок и групповых тренингов, когда требуется максимальная вовлеченность в процесс.


37. Методы и виды обучения персонала. Управление персоналом

37. Методы и виды обучения персонала

Постараемся классифицировать наиболее распространенные методы обучения персонала по различным признакам

1. По видам обучения можно выделить следующие методы: подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров

2. По месту обучения следует указать: обучение внутри самой организации, обучение вне организации, самообучение (самоподготовка).

3. По степени динамичности восприятия информации методы обучения персонала подразделяются на: активные и пассивные

3.  1. Активные методы обучения включают:

1) копирование – прикрепление работника к квалифицированному специалисту для детального изучения всех особенностей данной работы, повторения за ним действий мастера;

2) наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы;

3) делегирование – передача сотрудникам очерченной области задач полномочий для принятия решений по определенному кругу вопросов;

4) метод усложняющихся занятий;

5) деловые игры;

6) тренинги; понятие «тренинг» (от англ. training – «воспитание», «обучение», «подготовка») обычно подразумевает не любые упражнения (тренировку), а лишь комплекс упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе под руководством квалифицированного специалиста;

7) ротация;

8) метод мозговой атаки.

3. 2. Пассивные методы обучения включают: 1) фронтальное занятие – традиционный, наиболее распространенный в России метод обучения; типичные формы фронтального занятия – лекции и доклады;

2) практические занятия – рассмотрение теоретического материала на примере реальных жизненных ситуаций, проведение экспериментов;

3) индивидуальные беседы (консультации) – разъяснение обучающимся различных вопросов в рамках определенной учебной дисциплины, уточнение особенностей образовательного процесса в целом;

4) метод «опрос экспертов» – приглашение на учебное мероприятие квалифицированных специалистов для ответов на вопросы. Это позволяет решать прежде всего специфические для слушателей и близкие к реальной жизни задачи;

5) дистанционное обучение – обучение посредством Internet, телекоммуникационной и прочих дистанционных образовательных технологий, завершающееся получением официального документа о присвоении определенной квалификации. Основные преимущества дистанционной системы обучения – это гибкость, возможность заниматься в удобное время и в удобном месте и темпе, модульность, т. е. компания или специалист имеют возможность выстраивать систему обучения из набора независимых учебных программ – модулей, экономичность (мировая практика показывает, что дистанционное обучение обходится для предприятий дешевле традиционного на 40 – 60% за счет отсутствия командировочных и транспортных расходов, расходов на аренду классов, зарплату преподавателей и пр.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Виды обучения персонала

Виды обучения персонала

Следует различать три вида обучения.

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами обучения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышения в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Обучение кадров является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда.

Чем быстрее развивается отрасль, тем скорее устаревают знания научного и прикладного характера и появляется потребность в получении новых.

Смена целей общественного развития и способов их достижения, работа в рыночных условиях требует постоянного переобучения кадров с учетом освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда.

В целях определения потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.

Уровень образования и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.

Развитие персонала — комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, планирование карьеры персонала организации.

Цель развития персонала — обеспечение организации хорошо подготовленными работниками для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.

Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые соответствуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.

Обучение на рабочем месте включает инструктаж, ротацию, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и проводится или сотрудником, давно выполняющим эту работу, или специальным инструктором. Инструктаж является недорогим и эффективным методом развития простых навыков, поэтому широко используется в организациях.

Ротация – метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых умений, навыков. Ротация широко используется в организациях, где приветствуется идея взаимозаменяемости сотрудников. Помимо обучения в результате ротации растет мотивация сотрудников. Многие организации используют ротацию для стабилизации персонала, особенно в тех случаях, когда ограничены возможности должностного роста по вертикали.

Ученичество и наставничество (коачинг) применяется в тех случаях, когда практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалиста. Этот вид обучения так эффективен, что в некоторых случаях становится постоянной формой работы менеджера с подчиненными. Так, в компаниях, занимающихся выездной торговлей (например, в фирме «Бальзен») менеджер, возглавляющий группу торговых представителей постоянно выделяет время на их обучение и профессиональное совершенствование, проводя с ними беседы, обсуждая результаты текущей деятельности, анализируя их работу с магазинами.

Обратите внимание на наши тренинговые программы:

Статьи по теме: