Журнал производственного экологического контроля: Страница не найдена

Содержание

Производственный экологический контроль и мониторинг

✚ Производственный экологический контроль и мониторинг для любых объектов в Москве, Московской области, России от компании «ЭкоЭксперт», работаем с 2001 г.

Организация производственного экологического контроля регламентирована Федеральным Законом № 7-ФЗот 10.01.2002 «Об охране окружающей среды». Природопользователи должны бережно относиться к окружающей среде и постоянно искать возможности для минимизации вредного воздействия. В соответствии с этим программа производственного экологического контроля ПЭК преследует следующие цели:

  • обеспечение комплекса мероприятий по охране окружающей среды в ходе производственной, хозяйственной и иной деятельности;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • соблюдение организациями законодательства, действующего в сфере охраны окружающей среды.

Порядок осуществления производственного экологического контроля.

Производственный экологический контроль осуществляется в рамках определённого предприятия, организации или иного хозяйственного объекта.

Контролирующие функции возложены непосредственно на руководство. Это могут быть руководитель компании, руководители каких-либо служб и отделов, а также представители специально созданной для этого службы экологического контроля (для её создания руководитель обычно подписывает соответствующий приказ о производственном экологическом контроле).

Программа производственного экологического контроля и экологического мониторинга на предприятии обычно включает следующие мероприятия:

  • контроль выполнения планов, касающихся охраны окружающей среды;
  • повышение качества выпускаемой продукции и совершенствование технологических процессов;
  • контроль соблюдения установленных экологических правил, нормативов и стандартов производственной деятельности;
  • возведение природоохранных объектов;
  • работы по рекультивации земель с нарушенным состоянием;
  • устранение различных неблагоприятных последствий производственной деятельности.

Общественный и производственный экологический контроль

То, что было упущено в ходе производственного экологического контроля, обязательно привлечёт внимание представителей соответствующих служб во время контрольных проверок государственного и муниципального уровня. Это может быть чревато штрафами, запретами на природопользование, приостановкой деятельности.

Но не стоит забывать и ещё об одном уровне контроля — общественном. Он регламентирован в международных документах и может осуществляться в РФ в следующих формах:

  • общественные и парламентские слушания;
  • общественная экоэкспертиза;
  • референдумы;
  • иски, жалобы и заявления в правоохранительные структуры, суды;
  • обращения через СМИ.

Ввиду всего этого, руководству предприятия стоит позаботиться не только о том, чтобы всё было красиво и правильно расписано на бумагах. Система должна работать. Порядок проведения производственного экологического контроля должен соблюдаться на практике.

Объекты производственного экологического контроля

К объектам производственного экологического контроля относятся:

  • все материалы и химические вещества, которые используются на предприятии в процессе производства;
  • любые источники вредных выбросов в атмосферу (передвижные и стационарные), сбросов в водные объекты, отходов. На предприятии обязательно должна работать система производственного экологического контроля в области обращения с отходами;
  • объекты, на которых происходит размещение, переработка и утилизация отходов;
  • склады, где хранятся материалы и реагенты;
  • территории, на которых осуществляется природопользование, санитарно-защитные зоны.

Какие виды работ входят в производственный экологический контроль?

План и график проведения производственного экологического контроля включают следующие мероприятия:

  • контроль соблюдения законодательства РФ и различных нормативных актов;
  • контроль соблюдения требований, которые оговорены нормативами, лицензиями, регламентированы решением государственной экологической экспертизы;
  • контроль мероприятий, направленных на защиту окружающей среды, восстановление и рациональное использование природных ресурсов;
  • оценка соответствия системы, действующей на предприятии, законодательным и нормативным актам.

Результаты производственного экологического контроля помогают оценить состояние окружающей среды, помогают принимать более правильные управленческие решения в сфере экологии.

Как осуществляется контроль?

На каждом предприятии должно быть собственное положение о производственном экологическом контроле. В нём указываются все параметры, подлежащие контролю, план-график мероприятий. Необходим также журнал производственного экологического контроля, в который заносятся все проведённые проверки, выявленные в ходе их проведения нарушения и рекомендации по устранению.

Инструкция по производственному экологическому контролю составляется и утверждается руководителем объекта.

После проведения всех мероприятий во время очередной проверки составляется акт производственного экологического контроля по специальной форме. На его основе составляются производственные акты, которые направляются руководителям соответствующих подразделений.

Отчёт по производственному экологическому контролю включает выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по производственному экологическому контролю.

Компания «ЭкоЭксперт» оказывает полный комплекс услуг в сфере производственного экологического контроля.

 

Производственный экологический контроль

Уровни и виды производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль (ПЭК) является составной частью экологического менеджмента. Общее руководство системой экологи-ческого менеджмента осуществляется первым заместителем генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз».

В Компании действует эффективная вертикально интегрированная двухуровневая система ПЭК.

I уровень: контроль за соблюдением норм и требований законодатель-ства, локальных нормативно-технических документов в организационных еди-ницах структурных подразделений акционерного общества и привлекаемых организациях.

Ответственным за организацию и проведение I уровня кон-троля, в том числе в области обращения с отходами, в структурном подраз-делении является лицо, назначенное приказом руководителя структурного подразделения.

II уровень: контроль за соблюдением природоохранного законодатель-ства, лицензионных требований и условий при обращении с отходами струк-турными подразделениями Компании и привлекаемыми организациями. От-ветственность за организацию и проведение II уровня контроля в ПАО «Сургутнефтегаз», в том числе в области обращения с отходами, возло-жена на начальника управления экологической безопасности и природополь-зования.

Производственный контроль в области обращения с отходами осу-ществляется на основании порядка, положений об организационных единицах природоохранных служб аппарата управления и структурных подразделений Компании, должностных инструкций ответственных лиц.

Виды корпоративного производственного экологического контроля:

  • Камеральный (документарный) — проверка документов, необходимость наличия которых установлена природоохранным законодательством и Феде-ральным законом «Об экологической экспертизе»
  • Инспекционный — натурное обследование объектов;
  • Экоаналитический — отбор и анализ проб промышленных выбросов, стоков и отходов, проведение их количественного химического анализа, био-тестирование.
Объекты контроля

Производственному экологическому контролю подлежат объекты, по-следствия от деятельности которых приводят к негативным изменениям каче-ства окружающей среды. В том числе:

  • источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • системы очистки отходящих газов; системы очистки сточных вод;
  • места накопления и размещения отходов;
  • оборудование, установки, предназначенные для использования и обез-вреживания отходов;
  • системы для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий;
  • объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышлен-ных площадок;
  • территории (акватории), на которых осуществляется природопользова-ние, а также санитарно-защитные зоны.

Оборудование и объекты Компании по обезвреживанию и размещению отходов подлежат лицензионному контролю в области обращения с отходами. В том числе: здания, сооружения, технические средства, оборудование и иные объекты, принадлежащие акционерному обществу на праве собственно-сти или ином законном основании. Необходимая профессиональная подготов-ка работников предприятия, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, подтверждается свидетельствами (сертификатами) на право рабо-ты с отходами I–IV классов опасности.

Дополнительно выполняется оценка результатов мониторинга состоя-ния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Организация и порядок проведение контроля

ПЭК может осуществляться как в плановом, так и во внеплановом по-рядке. Организация мероприятий по контролю включает их планирование и подготовку.

Мероприятия по производственному контролю в области обращения с отходами проводятся целенаправленно и в составе комплексных программ по осуществлению ПЭК, включающих проверку соблюдения требований законо-дательства в области охраны окружающей среды в целом.

Инспекционный и экоаналитический контроль производится в порядке, установленном нормативно-техническими документами ПАО «Сургутнефтегаз».

По результатам проведения ПЭК составляется акт проверки, в котором указываются:

1. Соответствие проверяемых объектов требованиям природоохранного зако-нодательства, нормам экологической безопасности и стандартам организа-ции.

2. Соблюдение требований законодательства в области обращения с отхода-ми, экологических, санитарно-эпидемиологических норм и правил обращения с отходами, установленных инструкциями по обращению с отходами, проек-том нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

3. Предложения по проведению необходимых мероприятий и работ со срока-ми их исполнения.

4. При оформлении результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем — акты отбора проб и протоко-лы результатов выполненных исследований (либо их копии с указанием служ-бы, хранящей оригиналы).

Проверка исполнения предложений и предписаний производится лицом, их выдавшим, без предварительного сообщения проверяемому. Контроль за выполнением предписаний осуществляется каждый месяц, о результатах до-кладывается на ежемесячном итоговом совещании.

Итоги ПЭК подлежат учету, анализу и обобщению с целью дальнейшего использования при ведении производственного контроля в области обраще-ния с отходами.

Результаты анализа выявленных нарушений озвучиваются на совете руководителей структурных подразделений под председательством гене-рального директора, а также на совещаниях по вопросам соблюдения приро-доохранного законодательства.

Предлагается обновить требования к содержанию программы производственного экологического контроля

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

 

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

Проектом установлена периодичность проведения контроля для источников выбросов, оснащенных устройствами очистки газа и не оснащенными такими устройствами, а также определено, что план-график наблюдений, помимо прочего, должен содержать перечень загрязняющих веществ, определяемых в контрольных точках, установленных для квотируемых объектов, с указанием периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

Закреплено, что до 1 января 2023 года производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с указанной программой, в случае если программа производственного экологического контроля утверждена до 1 марта 2022 года.

Кроме того, проектом скорректированы порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Установлено, что отчет необходимо представить до 1 марта года включительно, следующего за отчетным (по действующему порядку — до 25 марта).

Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать по 1 марта 2028 года.

 

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 01.10.2021

Поделиться ссылкой:

Разработка программы производственного экологического контроля

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Разработка программы производственного экологического контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разработка программы производственного экологического контроля Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовое обеспечение производственного экологического контроля от инвестиционного проекта до эксплуатации
(Исакова А.В.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2020, N 7)На этапе строительства и ввода в эксплуатацию инвестиционного проекта ведутся основные работы по реализации проекта, в процессе которых осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, оказывается физическое воздействие и др. В соответствии с ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при строительных работах более 6 месяцев такой объект подлежит постановке на государственный учет с присвоением категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Строительная площадка, осуществляющая сбросы сточных вод (в том числе в централизованные системы водоотведения) и (или) выбросы загрязняющих веществ в объеме свыше 10 т в год, относится к III категории объектов НВОС. Для объектов III категории НВОС должна разрабатываться программа производственного экологического контроля на период деятельности строительной площадки с последующим предоставлением отчетности в Росприроднадзор . Если в проектной документации предусмотрено проведение производственного экологического контроля в период строительных работ и в период ввода в эксплуатацию, то, независимо от категории объекта НВОС, предусматривается разработка программы производственного экологического контроля, его организация и проведение с последующей подготовкой отчета и сдачей его в составе исполнительно-разрешительной документации объекта строительства. За основу программы производственного экологического контроля берется программа, разработанная в составе проектной документации, в случае необходимости программа дорабатывается, вносятся уточняющие и (или) дополнительные требования, но ни в коем случае не ущемляющие.

Нормативные акты: Разработка программы производственного экологического контроля Федеральный закон от 10. 01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
«Об охране окружающей среды»2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Образец программы производственного экологического контроля 2020

Что это такое и кого касается

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» производственный экологический контроль нужен для выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также ради соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Подробный перечень выполненных мероприятий и проведенных проверок на предприятии фиксируется в специальном журнале производственного контроля на опасном производственном объекте.

Как пример производственного экологического контроля — 2020 можно рассматривать установленную законом обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий (оказывающих, соответственно, значительное, умеренное и незначительное негативное воздействие на окружающую среду), разработать и утвердить специальную программу производственного экологического контроля.

Что включает в себя программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Как ее разработать

При разработке программы ПЭК необходимо учесть следующие существующие в организации объекты:

  • системы, предназначенные для очистки использованных вод и отходящих газов;
  • передвижные и стационарные источники выброса вредных веществ;
  • цеха, участки и другие источники образования промышленных отходов;
  • склады и другие места для хранения материалов, сырья и готовой продукции.

Требования к содержанию программы ПЭК и сроки представления отчетности определяются уполномоченным органом государственной власти. Для этого 16.03.2017 г. Минприроды РФ был издан приказ №92 «Об утверждении требований к содержанию экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Однако на данный момент этот приказ возвращен Минюстом РФ без государственной регистрации. Поэтому мы, к сожалению, пока не можем предложить вам свежий образец программы производственного экологического контроля – 2020. Однако вы можете скачать пример производственного экологического контроля, подготовленный по старым правилам, и в дальнейшем доработать его, исходя из новых требований.

скачать

При наличии в штате достаточно компетентных специалистов вы можете разработать программу ПЭК самостоятельно. Однако многие организации предпочитают поручать подготовку этого документа специализированным фирмам, которые существуют сейчас практически во всех регионах.

производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды на предприятии

ПЭК — производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды :

Программа ПЭК — это документ, устанавливающий порядок производственного экологического контроля, который осуществляется природопользователями в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Кому нужна программа ПЭК:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК).

Как мы работаем. Этапы разработки и согласования программы ПЭК

  1. вы оставляете заявку или обращаетесь к нам по телефону, получаете подробную консультацию
  2. производим расчет стоимости услуги и заключаем договор
  3. разрабатываем программу ПЭК и отправляем вам на согласование;
  4. Вы получаете готовую программу ПЭК;

Программа ПЭК действует бессрочно до изменений производственного процесса, а также до внесения изменений в природоохранное законодательство Российской Федерации


Программа ПЭК содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Необходимость разработки программы ПЭК закреплена в Законодательстве:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 67

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха» ст. 25

Штрафы за отсутствие программы ПЭК:

Штрафы Должностные лица Юридические лица
КоАП РФ ст. 8.1* 2000 — 5 000 20 000 — 100 000
КоАП РФ ст. 8.2* 10 000 — 30 000 100 000 — 250 000
КоАП РФ ст. 8.5* 3 000 — 6 000 20 000 — 80 000

*КоАП РФ ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

*КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа.

*КоАП, ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации влечет наложение административного штрафа.

Разрабатываем Инструкцию по осуществлению производственного экологического контроля в области охраны труда и окружающей среды (Продолжение)

Разрабатываем Инструкцию по осуществлению производственного экологического контроля в области охраны труда и окружающей среды

 

(Продолжение. Разделы 1–6 Инструкции см. в журнале «Я – специалист по охране труда», 2014, № 8, с. 32; разд. 7–9 – в журнале «Я – специалист по охране труда», 2014, № 9, с. __.)

 

10. Планирование и проведение производственного экологического контроля

10.1. Порядок организации проведения ПЭК.

10. 1.1. ПЭК осуществляется в плановом и внеплановом порядке.

10.1.2. Плановый ПЭК проводится в структурных подразделениях согласно плану-графику (по форме приложения А). План-график разрабатывается на текущий год специалистом по ООС, согласовывается с главным инженером и утверждается директором организации.

10.1.3. В случае выявления нарушений, которые не могут быть устранены в ходе ПЭК в данном подразделении, выдаются предписания. Руководитель подразделения при невозможности устранения своими силами нарушений оформляет докладную записку на имя главного инженера с указанием мероприятий по устранению.

10.1.4. Сообщение об устранении (по форме приложения Б) в письменном виде передается специалисту по ООС, который при необходимости проверяет устранение на месте и проставляет отметку об устранении. Учет выданных предписаний осуществляет специалист по ООС.

10.1.5. Внеплановый ПЭК проводится путем выборочного посещения структурных подразделений, проверки документации по ООС в подразделениях, осмотра территории организации.

10.1.6. Основанием для проведения внепланового ПЭК являются:

– выявленные нарушения установленных требований в ООС в процессе производственной деятельности;

– нарушение сроков выполнения предъявленных в установленном порядке предписаний специально уполномоченных государственных органов, предписаний специалиста по ООС;

– жалобы работников организации, населения города;

– аварийная ситуация, оказывающая влияние на состояние окружающей среды.

10.1.7. По результатам проведения внепланового ПЭК руководителю подразделения выдается предписание, в котором излагается перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для устранения нарушений, и устанавливаются сроки выполнения этих мероприятий.

10.1.8. Выполнение предписания является обязательным для получившего его должностного лица. Отмена предписания или перенос сроков является прерогативой директора организации.

10.1.9. Предписание составляется в 2 экземплярах: один направляется в подразделение, в котором проводился ПЭК, второй – специалисту по ООС.

10.1.10. В случае выявления нарушений законодательства об ООС, которые не оказывают значительного отрицательного влияния на окружающую среду, носят одноразовый случайный характер и их устранение не требует больших временных затрат, замечание выдается в устной форме. В случаях повторного выявления нарушения природоохранного законодательства выписывается предписание.

10.1.11. Информирование директора по результатам производственного экологического контроля осуществляет специалист по ООС (либо главный инженер) еженедельно на производственных совещаниях.

10.1.12. В случае грубого нарушения требований законодательства об ООС либо невыполнения выданного предписания специалист по ООС в письменном виде информирует главного инженера организации о принятии соответствующих мер.

10.2. Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды.

10.2.1. Объектами аналитического контроля являются:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

– выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов до и после газоочистных установок;

– атмосферный воздух на границе зоны воздействия;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации;

– отходы, направляемые природопользователями на хранение, захоронение, использование и (или) обезвреживание.

– земли (включая почвы) в районе расположения источников их загрязнения;

– документация:

по аналитическому контролю, осуществляемому в области ООС, рационального использования природных ресурсов;

отбору проб и проведению измерений в области ООС, включая акты отбора проб и протоколы проведения измерений;

оценке соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации, ТНПА, паспортов заводов-изготовителей и инструкции по эксплуатации на данный вид оборудования;

оценке на основании измерений в области ООС соблюдения нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду; эффективности природоохранных мероприятий; требований при обращении с отходами.

10.2.2. Производственный аналитический контроль в области ООС осуществляется по договору с организациями, имеющими в своем составе аккредитованные лаборатории.

10.2.3. При осуществлении аналитического контроля отбор проб и проведение измерений проводятся в отношении объектов аналитического контроля, указанных в п. 10.2.1.

10.2.4. Результаты отбора проб и проведения измерений оформляются соответствующими актами и протоколами отбора проб и проведения измерений в области ООС.

10.2.5. Акт отбора проб и проведения измерений в области ООС, подтверждающий факт их производства, оформляется в 2 экземплярах и подписывается присутствующими при отборе проб и проведении измерений с указанием должностей подписавших.

10.2.6. При осуществлении аналитического контроля:

– производится осмотр объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, находящихся на территории или в помещениях, для определения фактических параметров их работы;

– у руководителей структурных подразделений запрашивается и получается информация о производительности, режиме работы, расходе топлива, сырья и материалов, иных технических особенностях работы объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, влияющих на отбор проб и проведение измерений в области ООС.

10.2.7. Ведение форм учетной документации в области ООС осуществляется в соответствии с требованиями НПА с целью последовательного учета и контроля используемых природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, представления статистических данных и налоговых деклараций (расчетов) по экологическому налогу.

10.3. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя).

10.3.1. Объектами ПЭК являются:

– стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– ГОУ;

– содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны;

– выбросы загрязняющих веществ от мобильных источников выбросов;

– документация (журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик по форме ПОД-1; журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3; журнал учета мобильных источников выбросов по форме ПОД-11; журналы по эксплуатации аспирации; журналы по выполнению планово-предупредительных ремонтов).

10.3.2. Контроль выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов до и после ГОУ осуществляется в ходе испытаний показателей работы ГОУ на соответствие проектным показателям с периодичностью 1 раз в год.

10.3.3. Аналитический контроль содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения лабораторного контроля, утвержденным директором организации и согласованным с ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» района г. Минска.

10.3.4. Журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик по форме ПОД-1 заполняет инженер по вентиляции в 5-дневный срок после получения протоколов испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

10.3.5. Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 ведет ответственное лицо структурного подразделения с представлением ежемесячно информации специалисту по ООС.

10.3.6. Журнал учета расхода топлива, сырья, материалов и их качественных характеристик по форме ПОД-4 ежемесячно ведет специалист по ООС на основании данных бухгалтерского учета и справок структурных подразделений о расходе топлива, сырья, материалов для учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

10.3.7. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов подлежат проверке с использованием инструментальных методов на соответствие фактического содержания загрязняющих веществ нормативам содержания загрязняющих веществ в отработанных газах мобильных источников выбросов:

при допуске механических транспортных средств к участию в дорожном движении при прохождении государственного технического осмотра с законодательно установленной периодичностью;

после технического обслуживания и ремонта узлов и агрегатов мобильных источников выбросов, влияющих на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Организация, выполнившая технический осмотр или ремонтные работы, документально подтверждает проведение проверки содержания загрязняющих веществ в отработанных газах.

10.3.8. Журналы по эксплуатации аспирации ведутся в структурных подразделениях, в которых эксплуатируются ГОУ. В журналах отражается вся информация по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем аспирации, включая ГОУ.

10.3.9. Журнал учета мобильных источников выбросов по форме ПОД-11 заполняет начальник ТС по итогам работы за год в срок до 25 января года, следующего за отчетным.

10.3.10. Вентиляционные системы по договору с аккредитованной организацией подвергаются проверке на эффективность 1 раз в 3 года, пронумерованы и идентифицированы с источниками выбросов.

10.3.11. Мероприятия по осуществлению производственного экологического контроля разрабатываются согласно разд. 8 Инструкции.

10.3.12. Контроль выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов в атмосферный воздух осуществляют подрядные организации, аккредитованные на данный вид деятельности.

10.3.13. Организация мест отбора проб и проведения измерений осуществляется согласно действующим ТНПА.

Отбор проб воздуха на содержание вредных веществ должна проводить специализированная организация:

– на основных рабочих местах и в проходах для определения средней за­газованности рабочей зоны;

– в местах отсоса воздуха из помещения и подачи в помещение;

– во всасывающих воздуховодах вытяжных систем;

– в местных отсосах вытяжных систем.

10.3.14. Контроль воздуха рабочей зоны производственных подразделений предприятия производит лаборатория ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» района г. Минска согласно заключенному договору.

Схема контроля ежегодно до 31 декабря разрабатывается специалистом по ООС, утверждается директором организации и согласовывается с ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» района г. Минска.

10.3.15. Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам ПЭК, осуществляется согласно настоящей инструкции.

10.3.16. Контроль выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха осуществляется при проведении ПЭК и отражается в журнале учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды ПОД-2. Журнал заполняет специалист по ООС.

10.3.17. Контроль за обращением с озоноразрушающими веществами осуществляет инженер по вентиляции посредством:

– обеспечения ежегодного проведения инвентаризации оборудования, содержащего ОРВ;

– соблюдения требований инструкции по эксплуатации оборудования, содержащего ОРВ;

– контроля за работой оборудования, содержащего ОРВ.

10.4. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и рациональное использование вод).

10.4.1. Объектами ПЭК являются:

– источники сбросов сточных вод в систему канализации;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации;

– документация по отбору проб и проведению измерений качества сбрасываемых сточных вод в систему коммунальной канализации, включая акты отбора проб и протоколы проведения измерений.

10.4.2. Аналитический контроль сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых в систему канализации, осуществляется на основании договора с организацией, имеющей в своем составе аккредитованную лабораторию.

10.4.3. Перечень показателей, по которым осуществляется контроль, и предельно допустимые концентрации для каждого загрязняющего вещества установлены в решении Минского городского исполнительного комитета «Об условиях приема сточных вод в коммунальную хозяйственно-фекальную канализацию г. Минска».

10.4.4. Контроль содержания загрязняющих веществ осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца. Точка отбора проб – канализационная насосная станция.

10.4.5. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии представителя организации с оформлением соответствующего акта. Результаты анализов оформляются протоколом испытаний.

10.4.6. Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами по форме ПОД-6 ведет старший мастер ремонтно-механической службы для учета количества воды, забираемой из системы коммунального водоснабжения.

10.4.7. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод по форме ПОД-8 ведет старший мастер ремонтно-механической службы на основании результатов проведенных испытаний качества сточных вод.

10.4.8. Планы-графики проведения планово-предупредительных ремонтов и капремонтов водопроводных и канализационных сетей и сооружений ежегодно разрабатывают специалисты ремонтно-механической службы до 1 декабря текущего года и до конца года их утверждает главный инженер организации.

10.4.9. Организация мест отбора проб и проведения измерений осуществляются согласно действующим ТНПА.

10.4.10. Контроль выполнения мероприятий по охране и рациональному использованию вод осуществляется при проведении ПЭК и отражается в журнале учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды ПОД-2. Журнал заполняет специалист по ООС.

10.5. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и использование объектов растительного мира, в т. ч. дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий).

10.5.1. Объектами ПЭК являются:

– насаждения производственной территории;

– документация по учету объектов растительного мира (рабочий дневник, содержащий баланс территории объекта растительного мира, рабочую ведомость объектов растительного мира, показатели состояния объекта растительного мира и предложения по его улучшению; план объекта в масштабе 1:500).

10.5.2. Учет объектов растительного мира и обращения с ними производится посредством обследования каждого объекта растительного мира, в отношении которого выполняется данный учет.

10.5.3. Документы о данных учета объектов растительного мира включают рабочий дневник учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и план месторасположения объектов растительного мира.

10.5.4. Работы по учету объектов растительного мира проводятся на плановой или внеплановой основе.

10.5.5. Плановые работы по учету объектов растительного мира проводятся в течение года со дня возникновения прав на земельный участок и далее не реже 1 раза в 5 лет.

10.5.6. Внеплановые работы по учету объектов растительного мира проводятся в течение 3 месяцев со дня возникновения обстановки, повлекшей повреждение или уничтожение объектов растительного мира в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, а также в случае изменения границ земельного участка или водного объекта, в границах которых расположены эти объекты.

10.5.7. Контроль выполнения мероприятий по охране и использованию объектов растительного мира осуществляется при проведении ПЭК и отражается в журнале учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды ПОД-2. Журнал заполняет специалист по ООС.

10.6. Организация и осуществление производственного экологического контроля (обращение с отходами).

10.6.1. Объектами ПЭК являются:

– источники образования отходов производства;

– места временного хранения отходов производства;

– допустимое количество накопления отходов производства;

– документация по обращению с отходами.

10.6.2. Контроль за выполнением требований инструкции по обращению с отходами производства осуществляют производственные и вспомогательные структурные подразделения, специалист по ООС.

10.6.3. Учет образования и движения отходов ведется в подразделениях по месту их образования и централизованного сбора в соответствии с инструкцией по обращению с отходами производства, общий учет – специалистом по ООС на основании ежемесячных полученных данных от производственных подразделений (журналы по формам ПОД-9 и ПОД-10).

10.6.4. На отходы, подлежащие установлению степени опасности, по заявке предприятия аккредитованной организацией определяется степень опасности отходов и класс опасности в установленном порядке.       

10.6.5. Контроль за соблюдением нормативов образования отходов производства производят начальники подразделений.

10.6.6. Нормативы образования отходов производства разработаны специалистом по ООС и утверждены директором ОАО «ААА».

10.6.7. Контроль выполнения мероприятий по обращению с отходами осуществляется при проведении ПЭК и отражается в журнале учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды ПОД-2. Журнал заполняется специалистом по ООС.

 

 

(Продолжение см. в следующем номере журнала.)

 

Виктор Бирюк, начальник сектора
исследовательского отдела методологии
создания и сертификации систем управления
Белорусского государственного института метрологии,
эксперт-аудитор

 

 

 

 

(PDF) Разработка методов производственного экологического контроля

IOP Conf. Серия: Науки о Земле и окружающей среде 378 (2019) 012108

при добыче и обогащении угля [10]. Ссылаясь на вышесказанное, эти соединения

и

включены в программу IEM.

Другой класс соединений — полиароматические углеводороды (ПАУ) — включает несколько сотен

соединений, и только 16 из них были рекомендованы для контроля Агентством по охране окружающей среды США

.Эти соединения являются продуктами неполного сгорания и попадают в атмосферу как из

естественных источников (лесные пожары, извержения вулканов), так и из антропогенных (металлургическая промышленность,

нефтехимическая промышленность, мусоросжигательные заводы) [11]. Международное агентство по изучению рака

классифицирует большинство этих соединений как канцерогены [12]. В отличие от ЛОС, давление насыщенных паров

этих веществ ниже и составляет от 10–2 до 10–13 кПа; следовательно, они могут находиться либо в газообразном состоянии

, либо в твердом состоянии в окружающей среде и промышленных выбросах.

Из-за различных химических и физических свойств эти соединения требуют разных подходов к отбору проб

[13]. Так, при невозможности определения концентрации ЛОС на месте необходимо отобрать пробы

этих загрязнителей с помощью различных устройств — сорбционных и индикаторных трубок, абсорбционных

сосудов (например, сосудов Рихтера, Зайцева с пористой пластиной), ловушки охлаждаемые, шприцы, газовые пипетки

и др. У большинства этих устройств есть несколько недостатков.Например, при использовании сорбционных трубок

концентрация веществ в образце уменьшается в результате адсорбции материалом трубки,

, тогда как последующий анализ образца на газовом хроматографе может вызвать ложные пики (в результате

десорбция ранее адсорбированных веществ). Использование шприцев и газовых пипеток не соответствует требованиям нормативно-технической документации

по отбору проб (из-за времени отбора проб), а данные устройства

не позволяют хранить пробы атмосферного воздуха. Кроме того, многие устройства для отбора проб требуют значительных

времени на их очистку, а также предварительную подготовку специальных сорбентов и абсорбционных растворов.

В связи с этим возникает необходимость во внедрении новых методов и устройств для отбора проб с целью определения концентрации загрязняющих веществ

.

Для оптимизации контроля качества воздушной среды на границе санитарно-защитной зоны

авторы предлагают использовать пробоотборные мешки, позволяющие определять концентрацию как приоритетных, так и

маркерных загрязнителей.Отличительной особенностью этих приборов является простота их использования, очистки, транспортировки

, многократного использования и возможности усреднения пробы воздуха за любой период времени для

дальнейшего сравнения результата анализа с экологическими стандартами, например, максимальная —

раз в

предельно допустимой концентрации [14].

Для подтверждения целесообразности и целесообразности использования мешков для проб авторами был проведен эксперимент

: концентрации загрязняющих веществ определялись in situ (в реперных точках, без отбора проб

) и в лабораторных условиях с предварительным отбором проб атмосферного воздуха. в мешок для проб лавсан

.Предметом исследования были изомеры бензола, толуола, этилбензола и ксилолов.

Измерения и отбор проб атмосферного воздуха проводились в двух реперных точках в

Калининском (точка 1) и Кировском (точка 2) районах Санкт-Петербурга. Обе точки располагались на границе

санитарно-защитной зоны, размер которой согласно Санитарным правилам

2.2.1 / 2.1.1.1200-03 составлял 50 метров. Измерения и отбор проб проводились в 9.00, 11.00, 13.00

и 15.00 час.

Концентрации загрязняющих веществ определялись in situ на портативном газовом хроматографе

ФГХ-1,2 (НПП «Экан», Россия). Отбор проб в мешки для проб лавсана

проводился агентством переносного компрессора ПК-1 (НПП «Экан»,

Россия). Продолжительность отбора проб составила 20 минут.

Измерение концентраций загрязняющих веществ в пробах воздуха, отобранных в лавсановые мешки, проводилось в аккредитованной экологической лаборатории

Государственной компании «Минерал» по «Методике

определения массовой концентрации диизобутилкетона, о-дихлорбензола, кумола. метилен

хлорид, перхлорэтилен, пропилбензол, стирол, толуол, трихлорэтилен, хлорбензол, винил

хлорид, о-хлортолуол, циклопентанон, этилакрилат, этилбензол, этилформиат ”No.205-

28 / RA.RU.311787 / 2016 и «Методы измерения массовой концентрации аллилового спирта, амилового спирта,

ацетона, бензола, бутилацетата, бутилового спирта, изобутилацетата, изоамилового спирта, изобутилового спирта»,

изопропиловый спирт, н-ксилол, м-ксилол, о-ксилол, метилэтилкетон, оксид этилена, пропиловый спирт,

Экологический менеджмент | ERA Environmental

Роль экологического менеджмента для предприятий двоякая: защита окружающей среды от воздействия побочных продуктов производства и защита вашего бизнеса от штрафов и пени за несоблюдение требований.

Ниже вы найдете необходимую информацию обо всем, что вам нужно знать о процессе экологического менеджмента в обрабатывающей промышленности и роли специалистов по охране окружающей среды в вашей организации.

Если вам нужна конкретная информация об управлении атмосферным воздухом или конкретный отчет о соблюдении экологических требований, мы включили для вас некоторые ресурсы в конце этой страницы.

Что такое экологический менеджмент?

Под экологическим менеджментом понимаются все практики, политики и процедуры, которые принимает ваше предприятие в целях соблюдения местного, государственного и / или федерального законодательства по охране окружающей среды.Вообще говоря, это означает мониторинг выбросов химических веществ и других побочных продуктов в местный воздух, воду или потоки отходов.

Большинство производителей контролируют управление EHS, глядя на то, что входит в их процесс, а что выходит. Все, что попадает на объект, покидает объект в виде конечного продукта или отходов / побочного продукта. Управление окружающей средой для бизнеса — это понимание этого баланса: то, что входит, должно выходить наружу.


Зачем нужен экологический менеджмент?

Существует много разных точек зрения на то, почему необходим экологический менеджмент, и они могут очень сильно зависеть от вашей корпоративной культуры и роли. В рамках этого руководства мы предполагаем, что вы являетесь специалистом по охране труда, окружающей среды и здоровья, работающим в промышленных условиях.

Существует старинная деловая поговорка, придуманная признанным мыслителем в области менеджмента Питером Друкером: «Вы не можете управлять тем, что не измеряете». Это определенно относится к управлению EHS.

В промышленных условиях конечной целью руководства является обеспечение того, чтобы наша деятельность не наносила вреда местной окружающей среде. Воздействие наших действий на воздух, воду и дикую природу вокруг нас можно конкретно измерить и измерить, хотя и с некоторыми проблемами.Это то, что мы имеем в виду, когда говорим об управлении данными об окружающей среде.

Строго говоря, управление EHS необходимо, потому что это федеральное обязательство практически для каждого вида бизнеса. Различные федеральные постановления, такие как Закон о чистом воздухе (CAA) в Соединенных Штатах, регулируют и ограничивают влияние, которое предприятия оказывают на качество окружающей среды и здоровье населения на местах.

Выполнение управленческих задач становится необходимым, потому что на предприятиях лежит бремя доказательств посредством их разрешений (например, разрешений на полеты по Разделу V), требующих регулярного ведения учета и отчетности.Таким образом, предприятиям необходимо хранить данные о своих химических запасах, использовании химических веществ, образовании отходов, выбросах в атмосферу, сбросах воды, чтобы предоставлять отчеты о соответствии федеральным регулирующим органам или регулирующим органам штата. Вам также понадобятся эти записи на случай, если аудитор когда-либо придет для проверки вашего объекта; они, несомненно, попросят показать ваши записи.

Сегодня большинство организаций также считают соблюдение экологических требований необходимостью для бизнеса, потому что это помогает предприятиям эффективно распоряжаться своими ресурсами, что в конечном итоге приводит к снижению эксплуатационных расходов.Иногда это называют корпоративной устойчивостью.

По сути, управление окружающей средой сосредоточено на потреблении ресурсов и образовании отходов. Применяя подход «отмерьте, чтобы управлять им», управление EHS можно использовать для сокращения потребления, одновременно находя способы перенаправить отходы со свалок путем перепрофилирования, повторного использования или переработки.

Каковы преимущества экологического менеджмента?

Выше мы в основном сосредоточились на том, почему предприятиям требуются для выполнения управленческих задач, но что действительно волнует руководителей и владельцев бизнеса, так это каковы преимущества соблюдения экологических требований? Что компания получает от ведения экологической документации помимо избежания штрафов Агентства по охране окружающей среды? На самом деле существует широкий спектр бизнес-преимуществ, благодаря которым управление EHS стоит вашего времени.

1. Поскольку управление EHS уделяет основное внимание использованию материалов (сколько материала или химического вещества попадает на ваше предприятие по сравнению с тем, что остается в виде продукта или отходов), оно дает вам конкретные данные для измерения и снижения ваших материальных затрат. Например, руководство EHS может сказать вам, сколько ваших красок попадает в атмосферу в виде выбросов ЛОС (летучих органических соединений), что напрямую связано с тем, сколько ваших материальных затрат буквально растворяется в воздухе. Не потратив время на расчет выбросов ЛОС, вы не сможете количественно оценить эффективность ваших систем нанесения краски или точно оценить истинную стоимость ваших операций по окраске.Этот принцип можно широко применить к любому из ваших процессов, когда материалы поступают на ваше предприятие, но частично теряются как отходы во время обработки.

2. Вы также можете рассмотреть преимущества управления EHS с точки зрения культуры рабочего места: сотрудники все чаще уделяют приоритетное внимание влиянию бизнеса на окружающую среду как части того, как они оценивают удовлетворенность работой и лояльность сотрудников. Компания, которая не демонстрирует экологической ответственности, подвергает себя критическому риску для своей конкурентоспособности в привлечении профессионалов, которые стремятся добавлять и вводить новшества в этой области. Да, у вас может не возникнуть проблем с поиском сотрудников, если у вас плохая репутация в области соблюдения нормативных требований, но вы не сможете привлечь или удержать сотрудников, которые хотят также выступать в качестве защитников бренда и способствовать продвижению вашей организации на рынке.

3. Что касается рынков, потребители также сообразительны, когда речь идет о поддержке брендов, серьезно относящихся к соблюдению экологических требований. Это может означать как более масштабные концепции, такие как устойчивость и раскрытие углеродного следа, но также сводится к простому уровню соответствия разрешению.EPA публикует почти все свои выводы для общественности, поэтому ваше местное сообщество знает, например, если вы нарушили свои разрешения на полеты. Таким образом, управление EHS — это также управление брендом.

Кто отвечает за управление окружающей средой?

Давайте поговорим конкретно о том, какие люди в организации отвечают за управление EHS. Выше мы сказали, что почти каждое предприятие несет ответственность за наличие процесса управления EHS, но то, какие члены команды это делают, может сильно отличаться от предприятия к объекту.

Давайте рассмотрим несколько распространенных сценариев: