Малый бизнес в рф – Экономика малых дел

Национальный проект Мойбизнес.рф — Центры «Мой Бизнес»

Все

Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства

Агропромышленный парк

Бизнес-инкубатор

Государственный фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности

Государственный фонд поддержки предпринимательства

Закрытый паевой инвестиционный фонд

Индустриальный парк

Инжиниринговый центр

Инновационно-технологический центр

Консультационный центр

Лизинговая компания

Микрофинансовая организация предпринимательского финансирования

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

Муниципальный фонд поддержки предпринимательства

Организации, осуществляющие управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками

Промышленный парк

Частный промышленный парк

Технопарк

Региональная гарантийная организация/фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств)

Центр по развитию предпринимательства

Центр инноваций социальной сферы

Центр кластерного развития

Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию

Центр коммерциализации технологий

Центр поддержки народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма

Центр поддержки предпринимательства

Центр прототипирования

Центр сертификации, стандартизации и испытаний

Центр трансфера технологий

Центр коллективного пользования

Иные организации

xn--90aifddrld7a.xn--p1ai

Малый бизнес в России. Пути развития



Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, экономическое развитие, прибыль, кредитование.

This study is aimed at the analysis of small business and the identification of optimal ways for its development.

Keywords: business, entrepreneurship, economic development, profit, lending.

Данное исследование актуально, так как развитие малого бизнеса играет немаловажную роль в развитии современной экономики и социально — экономического развития страны, в общем.

Цель работы: проанализировать малый бизнес в России и выявить пути его развития.

По мнению многих известных экономистов, именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.

В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с малым бизнесом, заходя в небольшие магазины, заказывая еду или вызывая такси.

C:\Users\Екатерина\Desktop\7Pugt5UFcP.jpg

Рис. 1.

Сегодня опыт США, Японии, Италии и многих других государств только убеждает нас в том, что развитие малого бизнеса создает предпосылки к ускоренному развитию экономики страны.

За последние несколько лет в России, в сфере малого бизнеса произошли различные изменения: государство всячески поддерживает и стимулирует развитие малого бизнеса, функционируют множественные учебно — деловые центры, в которых показывают весь механизм запуска малого бизнеса. Особенно различные тренинги распространены среди молодежи, и это неудивительно, потому что акцент государства и основная надежда в развитии этой отрасли бизнеса, делается именно на новое, молодое поколение.

С развитием малого предпринимательства, для граждан предоставлен выбор: быть наемным рабочим или же организовать свое дело и продвигать его, помогая своему городу, региону и стране в целом. Чаще всего выбор делается в пользу второго варианта, каждый современный человек сейчас хочет попробовать себя в бизнесе и реализовать свои идеи.

http://sockart.ru/upload/medialibrary/595/2.jpg

Рис. 2

Малый бизнес, или как принято говорить, малое предпринимательство самый многочисленный слой предпринимательства в России.

В силу своей массовости именно представители малого бизнеса определяют уровень социально-экономического развития страны. Как показывает практика, малый бизнес организовывает население, которое является не только производителем продукции, но и потребителем. Сектор малого предпринимательства представляет собой самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местном рынке и, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами предприятий, их гибкостью это позволяет быстро и точно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство — неотъемлемая часть любой развитой хозяйственной системы, без которой развитие замедляется и не может нормально существовать.

Несмотря на то, что «лицом» любого большого и экономически развитого государства всегда является большой бизнес, большие компании и корпорации, основой государства с рыночной системой хозяйствования, является малое предпринимательство, как наиболее массовая и быстро развивающаяся форма деловой жизни. Как известно, именно в малом предпринимательстве сосредоточены все национальные ресурсы, которые служат «пищей» для среднего и крупного бизнеса. Соответственно, несмотря на то, что малый бизнес довольно простая форма бизнеса, именно на ней строятся, впоследствии, самые большие государственные и мировые компании [3].

Благодаря своей гибкости, хорошей приспосабливаемости и массовому охвату всего внутреннего рынка страны, малый бизнес обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности государства. Положение малого бизнеса очень неоднозначно, так как предприниматели должны, с одной стороны уплотнять свои связи с потенциальными клиентами из разных социальных групп в повседневной жизни, с другой стороны — они мелкие собственники и объединены общими интересами с представителями среднего и крупного бизнеса.

В любом государстве, а особенно в таком большом, как Россия, конечно же, есть немало проблем в различных сферах жизни. Малое предпринимательство является одним из сильнейших рычагов для решения комплекса этих проблем.

Наше государство обеспечивает нужную поддержку малому бизнесу и, как может, старается стимулировать его.

Примером поддержки может служить то, что для малого предпринимательства существуют налоговые льготы.

Несмотря на все положительные стороны малого бизнеса, существуют и проблемы. Как и в любом предприятии, в малом тоже есть свои организационные проблемы, различные юридические аспекты, оформление счета в банке. На малом предприятии, как правило, не всегда есть грамотные люди в юридическом отношении, в том числе, и сам руководитель, может быть новичком в данном деле, а это накладывает свой след на запуске фирмы. [1]

Обеспечить нормальное функционирование предприятия тоже довольно сложно в современных условиях. [4]

Найти нужное помещение, принять на работу квалифицированных сотрудников, закупить нужное оборудование, все это создает определенные проблемы предпринимателю. В оснащении могут быть дополнительные трудности, т.к из-за малых размеров предприятия не все оборудование может подойти, ведь оно ориентировано, в основном, на более крупные фирмы.

Еще одной проблемой малого бизнеса является незащищенность. Малые предприятия действуют в сложной,криминогенной обстановке, под воздействием различных незаконных, и даже, криминальных структур. Это является важным моментом в работе малого бизнеса. [1]

Если предприятие не имеет своего помещения в собственности, им приходится снимать его в аренду. Арендная плата может быть слишком высокой, а помещение может находиться в неудачном для развития месте, что влечет за собой большие транспортные расходы, а в дальнейшем, может привести к ликвидации предприятия из-за отсутствия нужной прибыли.

Как мы знаем, открыть бизнес на собственные средства практически невозможно и нужно будет привлекать какие-либо инвестиции или заемные средства. Этими средствами, чаще всего, являются кредиты банков. Но многие банки не хотят кредитовать малый бизнес, потому что существует вероятность того, что бизнес не будет приносить нужной прибыли и могут начаться проблемы с погашением кредита вовремя. А залог могут предоставить не все предприятия.

Все эти проблемы так или иначе присутствуют при запуске малого бизнеса в России.

Для решения проблем малого бизнеса и обеспечения его развития, можно предпринять следующее:

‒ Обеспечение государством нужной юридической и бухгалтерской помощи;

‒ Предоставить какие-либо льготы по оплате аренды помещений;

‒ Гибкие условия кредитования малого бизнеса;

‒ Обеспечение защиты малому бизнесу от более крупных предприятий;

‒ Сделать более доступными различные бизнес-тренинги для новичков в бизнесе;

Литература:

  1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности.
  2. Березин И. «Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки»// PRO Бизнес.
  3. Касьянов А. В «Все о малом предприятии». //Росбанк
  4. Круглова Н. Ю Основы бизнеса. Учебник. — М.: РДЛ, 2005
  5. www.elitarium.ru

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, развитие, проблема, предприятие, бизнес, повседневная жизнь, крупный бизнес.

moluch.ru

Развитие малого бизнеса в России

Содержание

Введение

1. Развитие малого бизнеса в России

1.1 Что такое малый бизнес

1.2 История развития малого бизнеса в России

1.3 Экономическая характеристика малого бизнеса

1.4 Особенности развития малого бизнеса современной в России

1.5 Большие проблемы малого бизнеса

1.6 Будущее малого бизнеса

2. Развитие сетевого бизнеса в России

2.1 Сущность сетевого маркетинга и история его развития в России

2.2 Преимущество сетевой компании перед «классической»

2.3 Истории самых успешных МЛМ компаний

2.4 Лица сетевого бизнеса или успешные предприниматели

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Малый бизнес России — вопрос не мелкий.

Нельзя давать «малышей» в обиду. [1]

Актуальность темы исследованияобусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Но, несмотря на активную политику нашего государства, направленную на развитие малого бизнеса в России, малое предпринимательство в нашей стране продолжает испытывать серьезные трудности: несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий; отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов, высокое бремя налогов и др.

Теоретические основы предпринимательства были заложены и исследовались в трудах А. Смита, К. Маркса, Р. Кантильона, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Й. Шумпетера, П. Друкера, Л. Мизеса и др.

Проблемы современного теоретического, методологического и практического характера связаны с работами целого ряда ученых России, в том числе в трудах А.В. Бусыгина, Г.Б. Блинова, Г.В. Горланова, Б.К. Злобина, Г.Б. Клейнера, Ю.М. Осипова, П.Д. Половинкина, В.В. Радаева, В.А. Рубе, В.Е. Савченко, Ю.В. Таранухи, В.Ю. Фадеева, Ф.И. Шамхалова, А.А. Шулуса, В.М. Якволева и др. Отдельные вопросы развития малого бизнеса в России в современный период подробно рассматриваются в работах В.Н. Архангельского, А.В. Громова, И.Б. Захарова, В.И. Кушлина, С.Н. Лобанова, Е.В. Омельченко, А.Н. Фоломьева, В.И. Чалова, Г.И. Шепеленко и др.

На основе этих и других работ, в рамках теоретической части курсовой работы, я бы хотела рассмотреть несколько вопросов:

раскрыть сущность малого бизнеса;

заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;

дать экономическую характеристику малому бизнесу;

выделить особенности развития малого предпринимательства в современной России;

охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей стране;

рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.

А вот в рамках практической части я бы хотела рассмотреть развитии сетевого маркетинга в России. Эта тема заинтересовала меня, так как в настоящее время в России работают сотни сетевых компан

mirznanii.com

Начать свой бизнес в России

Добавлено в закладки: 0

Бизнес в России Если вы читаете эту статью, то почти наверняка знаете о бизнесе в России не понаслышке. А как смотрят на бизнес в России иностранцы? И что можно познавательного о бизнесе в России им рассказать .

Сегодня есть тенденция, что все больше детей и подростков в России хотят стать государственными муниципальными служащими, ведь сейчас это практически гарантирует стабильно будущее. А вот количество взрослых, желающих, чтобы их дети занимались бизнесом, значительно выросло по сравнению с прошлыми годами.

Это говорит о том, что отношение к бизнесу в России сильно изменилось. Люди стали понимать: в этой сфере больше возможности реализовать себя. Также людей привлекает перспектива финансового благополучия. Сегодня мы имеем возможность наблюдать развитие огромного количества стартапов в России, различных масштабов и направлений. Однако огромный интерес россияне проявляют к бизнесу за рубежом. Это массовая тенденция, касающаяся как молодых начинающих предпринимателей, так и уже состоявшихся бизнесменов. Одна из причин этого явления – недоверие к государству, его системе контроля предпринимательства.

Многие молодые специалисты, закончившие получать образование (возможно, бизнес образование) в России, уезжают из страны, чтобы начать свое дело. Стоит отметить, что наши соотечественники отличаются решительностью, гибкостью мышления и обилием бизнес-идей.

Сегодня благодаря санкциям, антисанкциям и скачкам валютного курса конкуренция в России значительно уменьшилась. К вспышке новых проектов это не привело. Но стали расширятся и укрепляться уже существующие предприятия.

В России существует электронный документооборот, однако на практике пока это не развито настолько сильно, как в Европе. Интересный факт, что в России бухгалтеров больше, чес во всем европейском пространстве. Вести бизнес в России сложно. По простоте ведения бизнеса наша страна занимает 120 место (из 183).Бизнес в России

Малый бизнес в России

Ситуация с малым бизнесом в России достаточно сложная. Одна из причин этого «дорогие деньги», т.е. в нашей стране тяжело с кредитами. Еще не начав толком бизнес, не получив продукта и, тем более, прибыли, предприниматель влезает в долги. Взять эти деньги просто в банке тяжело. Кредит могут дать, но под залог, который может быть больше суммы кредита в два раза. Хотя существуют специальные программы поддержки бизнеса, фонды, спонсирующие различные стартапы.

Сфера услуг – самая развитая область для малого бизнеса в России. Существуют и развиваются в большом количестве различные кафе и рестораны, магазины и ателье, службы доставки и производства сувенирной продукции. Очень популярны франшизы, так как они снижают риск и упрощают работу над созданием бизнеса.

На видео: Малый и средний бизнес в России, старт бизнеса, подводные камни

Малый и средний бизнес в России. Чем заняться?

  • Как уже говорилось выше, наиболее популярной в нашей стране является сфера услуг. Потребителями тут могут выступать как частные лица, так организации любого уровня. Рассмотрим наиболее популярные направления в сфере услуг.
  1. Услуги общественного питания. Рестораны, бары, пиццерии, кафе, закусочные, столовые и магазины-кулинарии – все эти заведения пользуются большой популярностью. Они различаются по размеру, стилю и ценам, но каждое из них найдет своего клиента.
  2. Жилищно-коммунальные услуги. Это очень разноплановая отрасль. Сюда можно отнести услуги по ремонту, обслуживанию и содержанию помещений.
  3. Финансовые услуги. Сегодня нам трудно представить свою жизнь без них. Это обслуживание банковских карт, переводы денежных средств, пополнение счета, выплата пенсий и заработных плат и т.д.
  4. Информационные услуги. Сюда относятся как консультационные услуги так и различные курсы, школы и т.д.
  5. Услуги аренды
  6. Туристические услуги
  7. Гостиничные услуги
  8. Транспортные услуги
  9. Услуги сферы развлечений
  • Конечно же, как и в любой стране, у нас очень перспективны IT-технологии. Количество людей, задействованных в этой сфере, неуклонно растет. Преимуществами такого бизнеса является удаленность и возможность начать бизнес с минимальным стартовым капиталом.

 На видео: Инвестиции в России

Особенности российского бизнеса

Характерное отличие российского бизнеса от практически любого другого в том, что, создавая бизнес в России, предприниматель вынужден бороться не столько с конкурентами, сколько с государством. Хотя, на сегодняшний день существуют различные моратории на проверки для малого и среднего бизнеса.

Бизнес в России

Теоретически, в России законы таковы, что по ним совершенно спокойно можно создать и развивать бизнес. Но на практике, толкование этих законов различными субъектами (например, контролирующими органами) может быть различно. Сегодня существует около 30 тысяч различных нормативных актов, так или иначе касающихся бизнеса. Естественно, исполнять все их невозможно, существует даже так называемый «принцип выборочного правоприменения». С другой стороны, всегда можно найти какое-либо нарушение. Поэтому вам ни в коем случае не стоит наживать врагов во влияющих структурах.

Высшее руководство нашей страны часто говорит об упрощении условий для ведения малого и среднего бизнеса. Однако, сегодня сделано крайне мало шагов в этом направлении. В стране тяжелая налоговая нагрузка и сложная система законов. Это делает создание бизнеса в России делом сложным и высокорисковым.

На видео: Комментарий эксперта о бизнесе в России

biznes-prost.ru

Проблемы развития малого бизнеса в России

 

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

 

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.

Предпринимательство занимает наиболее распространенное место в экономической деятельности страны. Эта деятельность влияет не только на рост экономики в целом и развитие научно-технического прогресса, но так же в немалой степени помогает с решением социальных проблем государства. Предприятия различаются не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Из одного отдела до другого информация доходит медленнее и изменяется благодаря человеческому фактору, таким образом, руководство крупных предприятий не в полной мере имеют представление о том, как фирма работает, а также зачастую принимают управленческие решения слишком поздно.

Именно поэтому неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться. Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, и основные «привилегии» определяет Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с этим законом все субъекты предпринимательской деятельности (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) в Российской Федерации обычно разделяются на три категории: предприятия малого бизнеса, в том числе микропредприятия; предприятия среднего бизнеса; крупные предприятия [1].

Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.

Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.

На сегодняшний день в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения и создают около 20 % ВВП страны. Об этом заявиладиректор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионована пленарной сессии в рамках 22-ой встречи Министров АТЭС, проходящей в городе Илоило (Филиппины). Мероприятие состоялось 25 сентября 2015 года [2].

Малых предпринимательств в Российской Федерации по всем главным экономическим отраслям становится все больше с каждым годом. Это подтверждают результаты статистического наблюдения Росстата [3]. Данный рост объясняется тем, что во время всего периода развития предпринимательства правительство РФ предпринимает усиленные меры для поддержания малого бизнеса на должном уровне, улучшает законодательную базу, и создает благоприятные условия для экономического роста [4]. Фундаментом укрепления и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5]. На каждом из уровней власти ежегодно разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства.

В целях поддержки малого предпринимательства немалую роль сыграл федеральный закон от 23 октября 2015 г.«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен снизить административную нагрузку на бизнес [8].

Благодаря немалым усилиям государства в поддержке малого бизнеса,

Россия поднялась на 11 ступеней в рейтинге Doing Business [11]. 27 октября 2015 г. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали рейтинг комфортности ведения бизнеса Doing Business 2016. Российская Федерация заняла 51-е место в рейтинге, поднявшись на 11 позиций. В настоящее время Россия занимает строчку между Перу и Молдавией. Всемирный банк особо отметил успехи России в таких сферах, как внедрение и усовершенствование онлайн-процедур, совершенствование регулирования процессов подключения, сокращение сроков на передачу недвижимости в собственность, снижение некоторых налогов, совершенствование процедур по залогу движимого имущества [12].

Однако, правительство России не останавливается на достигнутом и уже в наступившем 2016 году процедура проверок малому предпринимательству будет упрощена. Новые правила проведения проверок малого бизнеса будут введены с 01.08.2016 года в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 306-ФЗ» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9].

Согласно принятым нормам, органами государственного надзора и органами муниципального контроля при организации и проведении проверок с 2016 года запрашиваются документы не у самого предпринимателя, а у других государственных органов, в чьем распоряжении находятся эти документы. Теперь должностные лица не будут иметь права требовать предоставления документов или информации, если ее уже предоставляли ранее в предыдущие проверки.

Таким образом, закон позволит более продуктивно производить взаимодействие органов государственной власти при организации и проведении проверок и сможет поспособствовать формированию благоприятного климата для развития предпринимательства.

Одной из наиболее важных попыток по поддержке малого бизнеса в России стала первая кредитная сделка в рамках программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и Банка России. Это новый инструмент господдержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. В рамках программы процентная ставка по кредитам ограничена 10 % годовых для среднего бизнеса и 11 % — для малого.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства. Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов. Так, реформа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привела к тому, что только за 2013 год число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось на 500 тысяч человек [10].

Федеральный Портал Малого и Среднего Предпринимательства сообщает, что 15–17 сентября 2015 года в Москве прошла Международная специализированная выставка «Импортозамещение». В ходе работы выставки Центр промышленной политики Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации определил эффективность мер поддержки государством импортозамещающих производств с точки зрения предпринимателей. Было опрошено более чем три сотни российских и зарубежных компаний и официальных представительств субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования дали возможность оценить те факторы, которые могут «тормозить» промышленное развитие. Среди этих факторов лидерами стали высокий уровень налогообложения и стоимости кредитных ресурсов (1 и 2 места соответственно).

В ходе опроса представителями одного предприятия было сказано, что они не используют банковские кредиты из-за их очень высокой стоимости. Необходимо отметить, что оба этих фактора деятельности в сфере промышленности, которые были выявлены как ключевые, находятся практически под полным контролем государственной власти (бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика).

Кроме высокого уровня налогообложения и стоимости кредитных ресурсов были выявлены такие факторы, влияющие на развития промышленности как бюрократическое давление на бизнес, коррупция и низкий уровень защиты прав собственности. Так, По словам первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана, только за 10 месяцев этого года прокурорами выявлено 145 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав предпринимателей.

Еще одним важным фактором, негативно влияющим на развитие малого бизнеса в стране, является коррупция. По данным Транспаренсинси Интернешнл Россия на 2014 год, наша страна занимала далеко не самое привлекательное место в объеме коррупции.

3 декабря 2014 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцатый Индекс восприятия коррупции.

Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно).

Рис.1. Индекс восприятия коррупции

 

В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.

Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).

Место России в ИВК сохраняется практически неизменным на протяжении последних лет. Среди основных причин можно назвать следующие:

                   коррупционные дела стагнируют;

                   международное антикоррупционное сотрудничество застопорилось;

                   декларирование конфликта интересов не заработало;

                   давление на некоммерческие организации и независимые СМИ продолжается;

                   большие проекты непрозрачны [15].

Таким образом, совершенно очевидно, что коррупция крайне негативно влияет на развитие и функционирование малого предпринимательства в России.

Все вышеперечисленные проблемы, даже не смотря на усилия государства, не позволяют малому бизнесу в нашей стране существовать на том же уровне, что и во многих других странах запада и востока. На диаграмме представлены данные на 07.04.2015 года по доле малого бизнеса в ВВП страны. [16]

Рис. 2. Доля малого бизнеса в ВВП страны

 

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России приоритетной задачей государства является в первую очередь решение вопросов по развитию малого бизнеса. Не смотря на то, что правительство РФ прилагает все возможные на сегодняшний день усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования.

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  2.              Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru
  3.              Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.
  4.              Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 3 ноября 2015 года).
  5.              Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
  6.              Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: www.cbr.ru.
  7.              Официальный сайт Федерального Портала Малого и Среднего предпринимательства: http://smb.gov.ru/
  8.              Законопроект № 674850–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок)»
  9.              Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 306-ФЗ»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  10.         Министерство Экономического Развития Российской Федерации. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу от 14 октября 2014 года. (Стр. 11).
  11.         Оценка Бизнес Регулирования [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  12.         Doing Business 2015 [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  13.         Транспаренси Интернешнл Россия [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru/
  14.         Интернет-журнал Вести. Экономика. [Электронный ресурс]: http://www.vestifinance.ru/

moluch.ru

Малый бизнес в России

Введение

Малый бизнес в России – вопрос не мелкий.

Нельзя давать “малышей” в обиду.

Из выступления Президента России В. В. Путина

на Всероссийской конференции представителей малого бизнеса.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая — либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства

Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса менее 2 млн экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено еще в 1998 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определения количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30

mirznanii.com

База знаний — открытие, ведение и ликвидация малого бизнеса в России в 2018 году

Данный раздел охватывает все основные аспекты по теме создания, ведения и ликвидации малого бизнеса в России. Информация в «Базе знаний» имеет четкую последовательную структуру:

Открытие бизнеса

Ответственность за незаконное предпринимательство. Помощь в выборе организационно-правовой формы (ИП или ООО). Наглядные пошаговые инструкции для регистрации ИП и регистрации ООО в 2018 году. Постановка на учет в фондах (в том числе получение кодов статистики). Изготовление печати и процедура открытия расчетного счета в банке.

Ведение бизнеса

Внесение изменений в уставные документы ИП и ООО. Кассовый аппарат и бланки строгой отчетности (БСО). Лицензирование предпринимательской деятельности. Все основные способы проверки контрагентов в 2018 году. Процедура вступления в СРО. Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Налоги и платежи

Подробно про все действующие в России налоговые режимы (ОСНО, УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН). Структурированная информация по налогам ИП (в том числе про фиксированные платежи) и ООО. Налоги и платежи за работников (НДФЛ и страховые взносы). Торговый сбор в 2018 году.

Отчетность

Вся основная отчетность ИП и ООО в 2018 году. Налоговая отчетность в зависимости от выбранной системы налогообложения (декларации, КУДиР и т.д.). Отчетность за работников (в Налоговую инспекцию и Внебюджетные фонды). Бухгалтерский учет и отчетность. Кассовая дисциплина для малого бизнеса.

Кадры

Поиск кадров. Прием на работу (ответственность за незаконное трудоустройство). Оплата труда (зарплата, премии, матпомощь и т.д.). Оформление больничных, отпусков (в том числе декретных) и командировок. Все основные причины и способы увольнения сотрудников (по собственному желанию и без). Мотивация персонала.

Закрытие бизнеса

Здесь собрана вся основная информация необходимая для самостоятельного закрытия бизнеса. Пошаговые инструкции для закрытия ИП и ликвидации ООО в 2018 году (стоимость, образцы документов и т.д.). Процедура банкротства ИП и организаций.

Физическим лицам

Полезные материалы для физических лиц: налоговая инспекция (ИНН, НДФЛ, налоговые вычеты, имущественные налоги), миграционная служба (получение и замена паспорта РФ, оформление загранпаспорта, регистрация ПМЖ, временная прописка, гражданство и многое другое), нотариус (удостоверение сделок, вступление в наследство и т.д.), процедура банкротства физлиц.

www.malyi-biznes.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о