Как успешно пройти аттестацию? — Rjob.ru
Что такое профессиональная аттестация? Кому она нужна и как проводится? Стоит ли волноваться? Зачем тратить на это время, если в большинстве случаев это чистая формальность? Такие вопросы однажды возникают в голове любого человека, которому предстоит пройти аттестацию на работе. Попробуем разобраться в нюансах этого мероприятия.
Аттестация сотрудников – это комплекс мероприятий по оценке профессиональных качеств персонала, призванный выявить степень соответствия сотрудника занимаемой им должности. Аттестация позволяет понять реальное положение вещей, выяснить, кто необоснованно занимает свою должность, а кто, возможно, уже перерос свой пост. В ходе аттестации есть возможность выявить массу нюансов и факторов относительно каждого сотрудника, которые ускользают в будничной трудовой суматохе.
Зачем и кому это нужно?
Согласно Трудовому кодексу РФ аттестация не является обязательной для всех компаний. Если вам предстоит эта процедура, значит, это инициатива лично вашего руководства. Исключение составляют государственные служащие, которые обязаны проходить аттестацию раз в три года в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также обязательна аттестация для руководителей унитарных предприятий, некоторых работников в энергетике и на вредном производстве, в сфере образования, транспорта и др. Но чаще всего, это касается определённых категорий работников, всеобщая плановая аттестация не является обязательной.
Однако многие руководители и эйчары отлично понимают все плюсы такого инструмента работы с персоналом, как аттестация. Можно сказать, что если ваш руководитель проводит аттестацию и делает это не формально, то вам повезло. Значит, его беспокоит судьба компании, профессиональная компетенция сотрудников, их рост и, в конечном счете, качество предоставляемых услуг или товаров.
Цель плановой аттестации – понять проблемные точки в структуре персонала и оптимизировать систему, сделав работу компании более эффективной. В результате проведения аттестации происходит перераспределение кадров и рабочих мест. Для руководства аттестация — это возможность понять «кто есть кто» в его компании, соответствуют ли профессионально-деловые качества людей занимаемым должностям, кто действительно хочет развиваться в своей профессии, а кто только создаёт такую видимость.
Аттестация очень важна и нужна руководству компании, но что она дает рядовым служащим? Часто процедура аттестации воспринимается сотрудниками негативно, в первую очередь, из-за страха потерять место. Если такие страхи не беспочвенны, то не аттестация тому виной. В остальном же, если только руководство подходит к этой процедуре серьёзно, аттестация для сотрудника это:
- Стимул к тому, чтобы не стоять на месте, развиваться в своей области, углублять знания, расширять поле деятельности;
- Мотив к тому, чтобы постоянно быть в тонусе и следить за качеством выполняемой работы;
- Возможность чётко понять, что надо делать, чтобы достичь желаемых результатов к следующей аттестации;
- Возможность быть услышанным начальством, раскрыть свой потенциал и, как следствие, возможность карьерного роста.
Виды аттестации
Аттестация может застать вас в совершенно разных ситуациях. Вот типичные из них.
- Плановая периодическая аттестация. Проводится регулярно, обычно раз в год. Для руководящего состава — как минимум раз в два года. Если компания имеет широкую сеть филиалов в регионах, то аттестационная волна прокатывается по стране постепенно в течение года.
- При переводе.
- При продвижении по службе. Призвана соотнести уровень профессиональной компетенции сотрудника, претендующего на повышение, с критериями, необходимыми для замещения вакантного места.
- По окончании испытательного срока. Тестирует сотрудника на предмет готовности к основной работе.
Аттестации также могут различаться по методам проведения. Проверка производится в виде письменного или устного экзамена, тестирования, а также ролевого моделирования рабочих ситуаций. Наиболее популярным является метод групповой экспертной оценки, когда аттестуемого оценивает команда ведущих специалистов и руководителей. Основной плюс такого метода в том, что есть несколько мнений, и это позволяет избежать однобокости и предвзятости в оценке. Также бывает периодическая количественная оценка рабочих показателей, если это возможно (количество проданных товаров, заключенных сделок и пр.).
Процедура аттестации и принятие решения
Процедура аттестации всегда в деталях закреплена в соответствующем локальном нормативном документе. Для проведения создаётся аттестационная комиссия, состоящая из 3-10 ведущих специалистов и руководителей, которым начальство доверяет. Это необходимо для достижения максимальной объективности и полноты оценки. Каждый аттестуемый заполняет анкету, в которой указывает весь свой профессиональный опыт, образование, иногда есть специальная графа, где сотрудник может высказаться в свободной форме. Вся остальная процедура аттестации может состоять из интервью, тестов, деловых игр и прочего, в зависимости от задач и нужд конкретной компании.
Итоговое решение о каждом сотруднике принимается групповым совещанием аттестационной комиссии. При этом учитываются результаты тестирования, характеристика руководителя на сотрудника, итоги прошлых аттестаций, опыт, квалификация и образование, динамика его карьеры в предшествующие годы.
Могут быть приняты два варианта решения:
- Не соответствует занимаемой должности
- Соответствует занимаемой должности. Это решение более вариативно и может содержать различные уточнения. В случае недостаточного соответствия работнику может быть предложено пройти обучение. В случае, если сотрудник показал более высокие результаты, чем требуется для его должности, он может быть поощрён или повышен.
В соответствие с 3 частью 81 статьи ТК РФ в случае принятия решения о переводе сотрудника руководитель обязан в течение двух месяцев предоставить ему варианты другой работы. Если такой возможности нет или сотрудник не согласен на понижение, руководство имеет право его уволить.
Правильный настрой
Аттестация, как экзамен, волнительное мероприятие и, конечно, полностью спокойным быть невозможно. Однако, правильный настрой поможет вам собраться и проявить себя с лучшей стороны.
- Ситуация оценки всегда нервирует. Однако всё же это не экзамен в вузе и растерять все свои знания и умения в одночасье вы вряд ли сможете.
- Вспомните все свои профессиональные успехи – это станет для вас опорой и придаст уверенности в себе.
- Не допускайте мысли о том, что если вас оценивают, то сомневаются в вашей компетенции, не ожидайте подвохов. Цель аттестации – не увольнение сотрудников, а улучшение и оптимизация жизни всей компании.
- Настройтесь оценить себя объективно, подойдите к собственной оценке с любопытством. Узнать, чего вы стоите на самом деле – это смелый шаг сильной личности.
- Воспринимайте аттестацию как возможность высказаться и раскрыть свой потенциал перед начальством – это именно тот момент, когда вас готовы услышать и воспринять по-новому.
- Негативная оценка комиссии – это не приговор. Для начала разберитесь, насколько она была объективна. Если всё соответствует реальности, то используйте эти выводы для своего развития, ведь теперь вы чётко знаете, что именно необходимо «подтянуть».
Ну и, как говорится, ни пуха, ни пера!
Островская Татьяна, RJobrjob.ru
Как вести себя на аттестации 🚩 как вести себя работнику 🚩 Советы по карьере
Автор КакПросто!
Аттестация является одной из самых популярных форм оценки работы сотрудников. Данная процедура может быть обязательной для определенного круга профессий (педагоги, медицинские работники) либо добровольной и производиться по инициативе работодателя. Аттестация направлена на оценку личностных и профессиональных качеств сотрудника, его трудовых показателей. Итогом ее служит заключение о соответствии аттестуемого работника занимаемой им должности.
Статьи по теме:
Инструкция
Во многом аттестация похожа на классический экзамен и часто вызывает у сотрудников множество переживаний и сомнений. Чтобы выдержать это испытание с честью, необходимо обладать всей необходимой информацией о предстоящей проверке. Обычно о грядущей аттестации работников информируют не позднее, чем за две недели. За это время внимательно изучите критерии оценки, тщательно проработайте вопросы для экзамена. На многих предприятиях имеются методические разработки и инструкции для проведения аттестации, они также помогут вам сориентироваться в предстоящей процедуре.
Не последнюю роль на подготовительном этапе аттестации сыграет ваше поведение. Не паникуйте и не делитесь с коллегами своими страхами, излучайте уверенность в себе. Кроме того, во время аттестации начальство вспомнит в первую очередь о ваших достижениях за последние недели, поэтому старайтесь всячески проявить свой профессионализм в это время, но не переусердствуйте.
Накануне экзамена не принимайте сильных или непроверенных успокоительных средств, они могут резко затормозить вашу реакцию. Во время собеседования сохраняйте внутреннее спокойствие. Человек, который четко и уверенно произнесет несколько тезисов, будет выглядеть гораздо лучше, чем тот, кто долго и сбивчиво пытаться рассказать как можно больше. Поза во время выступления быть свободной и расслабленной, но не развязной. При ответе на вопросы используйте свое обаяние, старайтесь контролировать ситуацию и не терять самообладания.
Вне зависимости от итогов аттестации сохраняйте позитивный настрой. Если комиссия намекнула на то, что вам не хватает определенных профессиональных навыков, спокойно примите это к сведению. В дальнейшем, вы сможете улучшить свою работу, опираясь на высказанные замечания. Кроме того, аттестация является бесценным опытом, который поможет вам подготовиться к новым испытаниям гораздо основательнее.
Полезный совет
Аттестация может способствовать вашему продвижению по карьерной лестнице. Проверка профессиональных качеств – отличная возможность сообщить руководству о том, что вы сможете занять более высокий и ответственный пост.
Источники:
- Аттестация работников
- как вести себя работнику
Совет полезен?
Статьи по теме:
www.kakprosto.ru
Как пройти аттестацию?
Как пройти аттестацию?
Прохождение аттестации для врачей осуществляется в следующем порядке:
1. Тестирование теоретических знаний
Для прохождения 1 этапа аттестации на квалификационную категорию (тестирования) специалистам по специальностям «Рентгенология», «Ультразвуковая диагностика», «Радиология» необходимо набрать более 70 %, предварительно выбрав квалификационную категорию (вторая, первая, высшая) и субспециальность (если имеется).
Специалистам по специальности «Радиотерапия» для получения второй квалификационной категории необходимо набрать более 70%, для получения первой квалификационной категории — более 80 %, для получения высшей квалификационной категории — более 90 %.
Аттестуемые специалисты, набравшие менее 70 %, допускаются к повторному тестированию не ранее, чем через один месяц, но не более двух раз в год.
Срок действия выписки из протокола тестового контроля знаний аттестуемого специалиста составляет шесть месяцев.
Запись на аттестационное тестирование специалистов с высшей квалификационной категорией осуществляется не ранее, чем за 6 месяцев до окончания категории.
Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории (досрочная переаттестация) не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении категории (для II и I квалификационной категории).
Cписки литературы для подготовки к квалификационному тестированию:
1) Список литературы для подготовки к квалификационному тестированию по специальности «Радиология»
2) Список литературы для подготовки к квалификационному тестированию по специальности «Ультразвуковая диагностика»
3) Список литературы для подготовки к квалификационному тестированию по специальности «Рентгенология»
4) Список литературы для подготовки к квалификационному тестированию по специальности «Радиотерапия»
Аттестационное тестирование специалиста проходит по адресу:
г. Москва ул. Николоямская д.33 стр. 1 (м. Таганская кольцевая) – Медицинский колледж № 7 ДЗМ.
Подробную информацию о записи, а также все необходимые документы для аттестационного тестирования можно получить пройдя по ссылке.
Тестовые задания для самостоятельной подготовки специалистов:
Примечание! Тестовые задания для второй квалификационной категории со 2 по 86 стр., для первой — с 87 по 184 стр., для высшей — со 185 по 270 стр. |
2. Сдача документов для прохождения аттестации
Подготовленный пакет документов: Аттестационный лист, Заявление, Отчет, кадровые документы принимаются по адресу: г. Москва, ул. Расковой 16/26, стр.1 каб.12 понедельник, среда с 10-00 до 17-00, перерыв с 13.00 до 14.00, либо присылаются на электронный адрес: [email protected]. После проверки документов назначается день приема практических навыков.
Прием документов осуществляется с сентября по июнь (включительно). В июле, августе прием документов не осуществляется.
3. Прием практических навыков (собеседование)
Собеседование проводят эксперты по профилю практической работы по специальности.
Практические навыки оцениваются на основании 2-х клинических наблюдений (ситуационных задач).
Собеседование проводится в учебно-консультативном отделе ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы» по адресу: г. Москва, ул. Расковой 16/26, стр.1.
ВАЖНО! Явка аттестуемого на прием практических навыков (собеседование) экспертной комиссии обязательна.
Даты приема практических навыков и заседания экспертной группы
4. Получение удостоверения
Окончательное решение о присвоении квалификационной категории принимает Аттестационная комиссия Департамента здравоохранения Москвы (Координационный комитет).
Внимание! Удостоверение о присвоение квалификационной категории оформляется не с даты приема практических навыков (собеседования), а с даты заседания Аттестационной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы.
Информацию о готовности удостоверения о присвоении квалификационной категории (не ранее чем через месяц после даты заседания АК ДЗМ) можно уточнить по эл. почте [email protected], либо по тел.: 8-495-276-04-36 доб. номер 7 или 1012.
Готовое удостоверение можно забрать по адресу: г. Москва, ул. Расковой, 16/26, стр.1, каб.12 в понедельник, среду с 10-00 до 17-00 , перерыв с 13.00 до 14.00 при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя.
Аттестация проводится на безвозмездной основе.
medradiology.moscow
Аттестация педагогов: закон, права и процедура
Вопросы про аттестацию нам задают чаще всего. Собрали в одном материале всё, что следует знать про аттестацию педагогов: про законы, права и процедуру.
Аттестация педагогов — как обязательная, так и по желанию — помогает определять качество педагогической деятельности работника, стимулировать его профессиональный и личностный рост. Сам порядок её прохождения описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.
Правильно ли я понимаю, что есть два вида аттестации — обязательная и по желанию. Чем они отличаются?
Да, в целом всё правильно. Аттестацию на соответствие занимаемой должности отдельные виды работников (в частности, учитель, воспитатель, педагог допобразования, логопед, социальный педагог, преподаватель) обязаны проходить обязательно. Аттестацию на квалификационную категорию (первую или высшую) — здесь можно по желанию.
Кому и когда проходить обязательную аттестацию педагогов?
Педагоги обязаны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет.
Кто не проходит обязательную аттестацию:
-
Беременные женщины.
-
Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
- Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Педагоги на больничном листе — через год.
Какие нужны документы для обязательной аттестации?
-
Издается приказ о проведении проведении аттестации педагогических работников.
-
Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения. В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.
-
Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника, участвующего в аттестации.
-
Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
-
Протокол о заседании комиссии.
Через какое время после подачи документов проходит аттестация?
Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.
Как пройти аттестацию?
Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.
После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.
Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника.
Что происходит после аттестации?
После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.
Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.
Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?
-
Женщин с детьми до 3 лет
-
Одиноких матерей с детьми до 14 лет
-
Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет
-
Тех, кто воспитывает детей без участия матери
Какова процедура аттестации на высшую категорию учителем?
Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.
Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.
Сама процедура проходит в три этапа:
-
Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная.
Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза. -
На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.
-
Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?
Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:
-
Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.
-
Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.
Нормативно-правовая база
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ №276
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н
Поделитесь со всеми, кто учит детей
eduregion.ru
Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу | Forbes Woman
Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ — «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.
Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.
По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:
- Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология — рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды — ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность — очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе — завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.
Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:
- По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» — то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.
Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:
- Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого — вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование — это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.
Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):
- Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию — было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.
Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование — это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.
www.forbes.ru
что такое, порядок проведения. Квалификационная категория
Кадровая работа состоит из множества составляющих. Немаловажный ее элемент — оценка качества подготовки персонала. Так называемая аттестация — что такое? Речь идет о об оценке пригодности работников в профессиональном плане и мере их соответствия той должности, которую они занимают, проводимой с определенной регулярностью.
Аттестация — что такое? Кому без нее не обойтись?
В каждой отрасли имеется список должностей и профессий, подлежащих данной процедуре. С юридической точки зрения Трудовой Кодекс, как и другие нормативные акты, не содержит обязательного положения, заставляющего любого работодателя в обязательном порядке аттестовывать собственных сотрудников. Проходить ее должны лишь представители отдельных отраслей и видов деятельности, что отражено в законодательстве.
Кому же именно без аттестации не обойтись? Прежде всего — служащим РФ, представителям государственной и исполнительной власти как Федерации, так и ее субъектов, а также трудящимся в муниципальных органах.
В обязательном порядке аттестация работника на соответствие занимаемой должности положена для персонала ряда отраслей, а именно — тех, кто отвечает за движение поездов на железных дорогах, ведет оперативно-диспетчерское управление на предприятиях электроэнергетики, трудится на опасных производственных объектах или связан с судоходством.
Кроме того, аттестуются все работники, связанные с хранением и уничтожением химического оружия и объектами ионизирующего излучения. Сюда же входит и авиационный персонал, а также те, кто трудятся на объектах, имеющих отношение к космосу.
Из более «мирных» профессий аттестации подлежат работники библиотек, педагоги и руководство учреждений образования, а также унитарных предприятий. Аттестация медицинских работников на категорию также обязательна, с 2013 г. в ее правила внесены некоторые изменения.
Те, кто не вошел в этот список, проходят аттестацию в добровольном порядке. Положение о проведении ее работодатель разрабатывает и принимает самостоятельно. Его обязанность — издать локальный акт, содержащий сроки и порядок проведения аттестации. Причем формулировки данного документа должны соответствовать всем юридическим требованиям.
Квалификационная аттестация. Что такое локальный нормативный акт и что он содержит
Универсальных рекомендаций по оценке профессиональных качеств работающих не существует. Связано это с тем, что у каждой организации — своя специфика. Наша задача — рассмотреть лишь основные моменты, содержащиеся в локальном документе «Положение об аттестации», юридическое значение которых оспариванию не подлежит.
Руководитель любого предприятия, утверждающий такое Положение для своих работников, должен прежде всего прописать в нём, какие из их категорий подлежат аттестации, а какие нет.
Выяснение, насколько сотрудник соответствует занимаемой им должности, ведется в отношении категории служащих. Данное определение относится к социальной группе работающих, труд которых в основном не физического, а умственного характера. Круг их должностных обязанностей чаще всего состоит из руководства, выработки и принятия решений, работы с информацией.
Социальная группа, именуемая рабочими, трудится физически, создает материальный продукт и обеспечивает деятельность с технической и производственной точки зрения. Квалификационная категория их подтверждаться путем аттестации не должна.
В свою очередь, служащие могут относиться к руководителям, специалистам либо техническим исполнителям. Решение об участии в аттестации любой из трёх этих групп принимается самостоятельно каждой организацией. Например, на некоторых предприятиях технических исполнителей аттестовывать не принято.
Кому можно ее не проходить
Кто может быть в законном порядке освобождён от прохождения данной процедуры? К не подлежащей аттестации категории относится довольно большое число работников, а именно:
1. Те, чей стаж на данной должности составляет менее года. Подразумевается, что опыт их работы ещё слишком мал, чтобы сделать объективный вывод о профессиональной пригодности.
2. Нельзя аттестовывать беременных женщин, и даже в случае выявления признаков низкого профессионализма такую работницу уволить невозможно. Данный запрет содержится в 261 статье ТК РФ.
3. Также эта процедура не относится к женщинам с малышами до трехлетнего возраста, находящимся в отпуске по уходу за ними. Аттестовывать такую работницу можно лишь через год после даты выхода на работу. Подразумевается, что у сидящей в долгосрочном отпуске женщины квалификация автоматически снижается. Так же, как и в предыдущем случае, эту работницу нельзя уволить, даже если квалификация ее оставляет желать лучшего.
Добавить собственным приказом в этот перечень другие категории руководитель имеет право в отношении тех, кто трудится по внутреннему совместительству либо по срочному договору продолжительностью не более двух лет. Кроме того, прошедших профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации на протяжении последующего года.
Такой же срок (1 год) защищает от аттестации тех, кто был назначен на должность в результате конкурса. От прохождения ее также могут быть освобождены молодые специалисты.
О сроках проведения
Как часто следует проводить аттестацию и в какие сроки? Нормативное положение, регламентирующее весь порядок аттестации и утверждённое ещё в 1973 году (с последними изменениями в 1986 году) сохраняет свою актуальность и по сей день. Согласно ему, аттестацию следует назначать и осуществлять периодически с интервалом от 3 до 5 лет.
Конкретный срок ее проведения для каждой организации обязательно должен быть отражен в его локальном акте — все том же Положении. Там же обязан быть указан срок, отводимый на саму процедуру, включая подведение итогов.
Устанавливается он самостоятельно на каждом предприятии, руководствуясь составом аттестационной комиссии и штатной численностью персонала. С практической точки зрения наиболее приемлемым считается промежуток от трех месяцев до полугода. То есть за указанное время мероприятие должно быть завершено. Для организации с большой численностью работников проводить его можно поэтапно с распределением аттестуемых по годам.
Предупредите сотрудников заранее
Следующий важный пункт, требующий обязательного отражения в локальном нормативном акте, — это необходимость информирования аттестуемых сотрудников о предстоящей процедуре за срок, составляющий не менее месяца. Перед тем как пройти аттестацию, работник должен быть поставлен в известность о ее датах и графике.
За неделю до предполагаемого срока ему обязаны выдать для ознакомления составленную на него характеристику. Получить на руки он имеет право и другие документы для аттестации, касающиеся его лично. А по завершении ее прохождения — вправе ознакомиться с итогами и затребовать нужные копии.
Какими могут быть аттестации
К очередным относятся проведенные в заранее установленный срок. В отличие от них досрочная или промежуточная аттестация — та, которую пришлось организовать в так называемый межаттестационный период.
По каким причинам приходится оценивать работника досрочно? Это может случиться в случае образовавшейся вакансии и выдвижения его на свободную должность. Либо наоборот — при наличии серьезных просчетов либо упущений в работе, а также дисциплинарного проступка, относящегося к исполнению положенных по должности обязанностей.
Если работа всего подразделения в течение определённого времени вызывает нарекания — это также может послужить основанием для назначения всеобщей досрочной аттестации. Она может проводиться и по просьбе самого аттестуемого, желающего выдвинуть себя на вышестоящую вакансию.
Промежуточная аттестация может «светить» работнику, по каким-либо причинам избежавшему прохождения плановой подобной процедуры. Это делается обычно в случае необходимости проверки его профессиональных качеств. И еще одна причина для досрочной аттестации — завершение предыдущей оценкой «условно аттестован».
Все основания и правила проведения такой процедуры (ее досрочного варианта) обязаны быть самым подробным образом изложены в Положении во избежание споров и разногласий.
Ее цели
К основным целям в данном мероприятии (аттестации) относится оценивание результатов трудовой деятельности сотрудников, выяснение того, насколько они соответствуют собственной должности, выявление недочетов и пробелов в уровне профессиональной подготовки и составление плана дальнейшего развития.
Дополнительно на аттестации проверяют психологическую совместимость с другими людьми (коллективом), умение принимать групповые решения, степень лояльности, а также мониторят общую мотивацию в трудовой деятельности и в работе на данном конкретном месте. Итоговым результатом становится выяснение перспектив будущей карьеры аттестуемого.
К общим ее целям по определению относится повышение качества управления персоналом и кадровой работы в целом, а также улучшение показателей дисциплины и ответственности. Специфическая задача данного мероприятия — выявление круга лиц либо должностей — ближайших кандидатов на увольнение по сокращению штатов и попутное улучшение морального климата с оздоровлением психологических отношений.
Необходимость соблюдения закона
Работать аттестационная комиссия обязана по определённому регламенту, также четко прописанному в Положении (речь идет и о датах заседаний, и о формулировках принимаемых решений с малейшими нюансами их оформления).
81-я статья ТК указывает, что если по результатам аттестации человек может быть уволен, состав комиссии обязательно должен включать в себя члена профсоюзного органа. Если конкретная аттестация никак не связана с возможностью увольнения, присутствие данных представителей не является обязательным.
Сформулированы комиссией итоги должны быть в виде «соответствует» либо «не соответствует занимаемой должности». Порой имеет место и третья разновидность оценки — «соответствует условно». Такой промежуточный вариант позволяет оказывать нужное воздействие на аттестованного.
Формулировка итогов обязана быть именно такой, как указано выше. Другие (типа «годен», «аттестован») не соответствуют юридическим нормам, говорят о непрофессионализме кадровой службы и могут привести к судебному разбирательству.
Что содержат итоги
Заключение об условном соответствии занимаемой должности не позволяет уволить работника до проверки выполнения им всех полученных рекомендаций. То есть сотрудник обязан быть через определенный срок подвергнут аналогичной повторной процедуре. Положение об аттестации, соответственно, должно предусмотреть данный вариант развития событий и прописать, что повторная оценка комиссии может существовать лишь в одном из двух вариантов: «соответствует» либо «не соответствует занимаемой должности».
Итоговые документы следует оформлять согласно перечню и правилам, также предусмотренными Положением. Главный из них — это отчет о проведенной аттестации. Составленный по решениям комиссии, он несет информацию о количестве сотрудников, чья квалификационная категория успешно подтверждена, и тех, относительно кого выявлены несоответствия.
Затем по каждому работнику приводятся конкретные замечания и предложения. Руководствуясь данными отчета, начальство общим приказом устанавливает ряд необходимых мероприятий. Службе персонала он предписывает произвести решение всех поставленных задач.
Их перечень может включать переводы на вышестоящие должности, присвоение новых квалификационных категорий, повышение окладов, установка, отмена либо изменение размера надбавок, поощрения, а также увольнение или перевод тех, чье несоответствие должности было выявлено и документально закреплено. Сроки возможных увольнений также должны быть заранее определены во избежание споров в суде.
О переводах
Если профессиональный уровень работника оставляет желать лучшего, руководитель в течение двух месяцев после даты аттестации может перевести последнего на другую работу или должность (разумеется, с его согласия). Когда такой перевод невозможен, законодательство позволяет руководителю в течение тех же двух месяцев расторгнуть с данным сотрудником трудовой договор.
Если двухмесячный срок прошёл, но увольнения либо перевода не последовало, сделать это позже закон запрещает. Следует помнить, что Положением не могут быть предусмотрены меры влияния на сотрудников в виде взысканий дисциплинарного характера. Это обусловлено тем, что недостаточно высокая квалификация тех не относится к нарушениям и не подразумевает вины работающего.
В случае применения дисциплинарных наказаний работник имеет право отстаивать ущемление собственных прав, ссылаясь на статью 8 ТК.
Дополнительные замечания
В заключение следует отметить, что оценку профессионализма сотрудника во время аттестации категорически запрещается сопровождать критикой его действий и методов работы. При объявлении результатов решения комиссии работнику вопросы оплаты труда затрагиваться не должны. В данном смысле в чем суть понятия «аттестация»? Что такое мероприятие не должно превращаться в карательный инструмент!
В итоговых документах обязательно должны быть намечены индивидуальные планы карьерного роста и развития всех сотрудников с перечнем необходимых мероприятие в виде стажировок, тренингов, консультаций, семинаров и т. п.
fb.ru
Как педагогу пройти аттестацию добровольно?
Аттестация работников образования, другими словами — проверка на профпригодность — регулярная и не самая простая процедура. Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций — обязательная и добровольная. И если с обязательной всё более-менее понятно, то давайте разберемся с добровольной.
Зачем педагогу проходить аттестацию добровольно?
Прежде всего, это вопрос денег. Педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста, не дожидаясь формальных процедур. А значит, и увеличения своей зарплаты.
Кому и когда проходить?
Педагоги могут пройти аттестацию для получения первой или высшей квалификационной категории. За высшую категорию — ежемесячная надбавка, для каждого региона она своя. За первую категорию в некоторых регионах надбавки есть, в некоторых — нет, к сожалению. Пройти аттестацию на получение категории можно сразу после устройства на работу в школу, но скорее всего не получится — будет мало результатов работы.
Аттестацию для прохождения категории нужно также проходить каждые пять лет. Если проходишь добровольную аттестацию успешно, то обязательную можно не проходить.
Важно! Получить высшую квалификационную категорию сегодня можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Для получения данной категории требуется наличие авторской методики, опубликованной в научно-методических или иных изданиях.
Какие документы собирать и куда отправлять?
Работник должен заполнить заявление и отправить его в аттестационную комиссию. Заявление можно принести лично, отправить письмом с уведомлением о вручении или отправить по электронной почте.
В заявлении нужно указать должность, по которой работник хочет пройти аттестацию и желаемую квалификационную категорию. Например, «педагог-психолог», «высшая категория». Заявление может подать любой сотрудник, даже проработавший один день в организации. Также можно подать заявление находясь в отпуске по уходу за ребенком. Но нельзя получить высшую категорию, если не имеешь первой.
Через два года после получения первой категории можно подавать на получение высшей. Педагогам с категорией нужно самим подавать заявление каждые пять лет. Если педагог не подал заявление, он потеряет квалификационную категорию. Затем он может в любое время подать заявление снова.
Через какое время после подачи документов проходит аттестация?
После подачи заявления на аттестацию для получения категории аттестационная комиссия рассматривает его 30 дней. За это время комиссия назначает дату аттестации и сообщает об этом работнику. Аттестация должна пройти не позднее 2 месяцев с даты подачи заявления.
Как пройти аттестацию?
Аттестация проводится вне учреждения. Ее могут провести или в департаменте образования или в другом образовательном учреждении. Например, аттестуют всех педагогов одного городского района и собирают их в ближайшей школе.
В комиссию входят эксперты — педагоги, психологи, методисты, руководители. Обязательно в комиссии должен быть представитель профсоюза. Как правило, составы комиссий заранее публикуются в начале учебного года.
Педагог не обязан присутствовать на аттестации, но так он не сможет отвечать на вопросы комиссии. До заседания педагог должен представить результаты своей деятельности за 5 лет. Единых требований на федеральном уровне нет — регионы решают это сами. Например, в Пермском крае педагоги собирают портфолио на отдельном интернет-портале. В других регионах, педагоги проводят открытые уроки в присутствии членов комиссии или присылают им видеозаписи этих уроков. В любом случае педагог должен доказать, что ученики успешно осваивают учебную программу, что он проводит с ними воспитательную работу, ищет их склонности и интересы, помогает в формировании здорового образа жизни. Также педагог должен показать, что он успешно транслирует собственный педагогический опыт. Этого должно хватить для получения первой категории. Чтобы получить высшую категорию педагог должен кроме прочего доказать, что он успешно руководит методической работой других педагогов.
На самой аттестации выступает эксперт, который изучал результаты деятельности педагога. Затем может выступить сам педагог, после комиссия задает вопросы. Затем все присутствующие на заседании голосуют за присвоение категории или против него. Педагог не может голосовать за себя.
Что происходит после аттестации?
Члены комиссии оформляют и подписывают протокол. Если педагог получил категорию, то доплату по ней должен получать с дня присвоения. Если педагог не получил категорию, может подать заявление заново не раньше, чем через год. Если педагог не согласен с мнением комиссии, то может обжаловать ее решение. Для этого нужно написать заявление в аттестационную комиссию и рассказать о своих претензиях.
Поделитесь со всеми, кто учит детей
eduregion.ru