На какой системе налогообложения управляющие компании – Управляющая компания: особенности налогообложения «коммунальщиков»

Управляющие организации – налогообложение | Народный вопрос.РФ

Управляющие организации – налогообложение

Управляющие организации – налогообложение

Одним из способов управления многоквартирным домом, предлагаемых собственникам помещений в таком доме российским жилищным законодательством, является управление управляющей организацией.

Управляющие организации могут применять как общую систему налогообложения, так и специальные налоговые режимы. Некоторые вопросы налогообложения деятельности управляющих организаций мы и рассмотрим в этой статье.

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ), из пункта 4.2 статьи 20 которого следует, что управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

Многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией. При этом управляющая организация должна иметь лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что вытекает из пункта 1 статьи 192 ЖК РФ. Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (пункт 2 статьи 193 ЖК РФ).

Договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ обязуется:

– выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом;

– оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;

– предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам;

– осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления на основании пункта 3 статьи 162 ЖК РФ должны быть указаны следующие данные:

l состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;

l перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

l порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;

l порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Примерные условия договора управления многоквартирным домом утверждены Приказом Минстроя Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Договор заключается в случае, указанном в пункте 1 статьи 162 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем 5 лет. В случаях указанных в пунктах 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ – на срок не менее чем один год, но не более чем три года, а в случае, указанном в пункте 14 статьи 161 ЖК РФ – на срок не более чем три месяца.

Итак, мы определили, что обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Помимо этого управляющая организация обязана осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, управляющая организация получает доходы и, соответственно, производит расходы. Как учитываются эти суммы в целях налогообложения налогом на прибыль организаций и являются ли они объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, мы и поговорим далее.

Начнем с вопроса применения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказанных управляющей организацией собственникам помещений в этом доме.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) освобождается от налогообложения НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых, в частности, управляющими организациями при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При применении указанной нормы НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ. Указанным пунктом установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

То есть, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169.

В то же время, коммунальные услуги, оказываемые ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем, такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года № 03-07-14/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 12552/10.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, у ресурсоснабжающих организаций, что подтверждают и письма Минфина Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 03-07-14/112, от 19 марта 2014 года № 06-05-17/11844 «О применении налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг».

В письме № 03-07-15/169 отмечено, что аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается, в частности, реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» НК РФ не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества. На это указывает Минфин Российской Федерации в письме от 26 августа 2014 года № 03-07-11/42608.

На основании пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

– осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил № 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

– обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

– поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

– уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

– сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

– организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности;

– меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

– содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

– текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 правил № 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

– проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

– обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и так далее).

Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены.

Кроме того, НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, на что обращено внимание в письмах Минфина Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 03-07-07/35576, от 6 августа 2014 года № 03-07-14/38841.

Собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут быть не только физические лица, но и юридические лица. По разъяснениям, данным в письме Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 03-07-07/21, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые, в том числе, управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом освобождение применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией – физическим или юридическим лицам.

Не следует забывать о том, что управляющая организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого она намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такая возможность предусмотрена пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых управляющей организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

В письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169 указано, что в случае отказа от освобождения от налогообложения НДС вышеназванных операций налогообложения и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.

На основании пункта 3 статьи 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются, в частности, денежные средства, полученные управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, НК РФ не предусмотрено, на что обращено внимание в письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 03-07-11/399. Аналогичные разъяснения содержаться в письме ФНС Российской Федерации от 12 мая 2014 года № ГД-4-3/8909@.

В отношении налогообложения средств на содержание и ремонт, поступающих управляющим организациям от собственников помещений в многоквартирном доме, а также коммунальных платежей отметим следующее.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 НК РФ. Расходы должны соответствовать требованиям, определенным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Исходя из изложенного, суммы платежей за коммунальные услуги, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации в рамках договора управления многоквартирными домами, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в статье 251 НК РФ в качестве средств целевого финансирования. При этом расходы указанной организации по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих организаций при условии их соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, также учитываются в целях налогообложения, на что указано в письме Минфина Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 03-03-06/1/692.

Вопрос учета в целях налогообложения прибыли доходов управляющей компании в виде отчислений собственников помещений в многоквартирном доме на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома рассмотрен в письме Минфина Российской Федерации от 1 апреля 2011 года № 03-03-06/1/202. В нем сказано, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, средства из бюджета, полученные управляющей организацией на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с названным законом, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

По поводу средств собственников квартир, полученных управляющей компанией на ремонт многоквартирных домов, управление которыми она производит, в письме сообщено, что согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Ввиду того, что в вышеприведенной норме в качестве получателя средств на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества поименован ограниченный перечень организаций, доходы в виде указанных отчислений, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Как Вы знаете, организации, помимо общей системы налогообложения, могут применять и специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ, в частности упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), порядок определения доходов и расходов при которой регулируется главой 26.2 НК РФ.

Порядок определения доходов при УСН установлен статьей 346.15 НК РФ. Определяя объект налогообложения, налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы. Причем доходы от реализации определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ, а внереализационные доходы – в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения на основании пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются, в частности, доходы, перечень которых содержит статья 251 НК РФ.

В письме Минфина Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 03-11-06/2/134 рассмотрен вопрос налогообложения при применении УСН средств, полученных управляющей организацией от собственников жилья на содержание общего имущества многоквартирного дома. В письме сказано, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В том случае, если управляющая организация применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и тому подобное) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 03-11-06/2/25965.

Следует отметить, что при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы, полученные налогоплательщиком, уменьшаются на расходы, перечень которых содержит статья 346.16 НК РФ, причем перечень этот закрытый.

Порядок признания доходов и расходов определен статьей 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика – приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Особенности бухучета в ТСЖ

Итоги

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2019)?».

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

Подразделение 1

МКД 1

1. Канализация

2. Водоснабжение

3. Отопление

4. Электроэнергия

5. Озеленение

6. Содержание

7. Газоснабжение и т. д.

 

МКД 2

Подразделение 2

МКД 3

 

МКД 4

 

МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».  

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

Содержание

20 (25)

60

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

19

60

Выделен входной НДС

68

19

НДС принят к вычету

62

90.1

Начислены платежи в УК потребителям

90.3

68

Начислен НДС

90.2

20

Списаны издержки

50 (51)

62

Поступили платежи от собственников

60

51

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Содержание

76

86

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

10

60

Закуплены материалы

20

10

Списаны материалы

20

60 (76)

Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС

26

60

Затраты на управление ТСЖ

26

70

Заработная плата управленческого персонала ТСЖ

51

76

Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги

60

51

Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций

86

20

Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги

В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.

Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.

Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:

  • Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».

Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).

Итоги

Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

nalog-nalog.ru

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ…:

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями…, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями…, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, — это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».    
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.    

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков — чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.  

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
  4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

www.klerk.ru

Обоснованность налоговой выгоды при использовании управлящей компании

Упущенная выгода — это один убытков в гражданском праве. Рассматриваются особенности взыскания, доказывания и методики расчета в арбитражной практике

Читать статью

Комментарий к проекту постановления пленума ВАС РФ о последствиях расторжения договора

Читать статью

Комментарий к постановлению пленума ВАС РФ о возмещении убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица.

Читать статью

О способах защиты бизнеса и активов, прав и интересов собственников (бенефициаров) и менеджмента. Возможные варианты структуры бизнеса и компаний, участвующих в бизнесе

Читать статью

Дробление бизнеса – одна из частных проблем и постоянная тема в судебной практике. Уход от налогов привлекал и привлекает внимание налоговых органов. Какие ошибки совершаются налогоплательщиками и могут ли они быть устранены? Читайте материал на сайте

Читать статью

Привлечение к ответственности бывших директоров, учредителей, участников обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Условия, арбитражная практика по привлечению к ответственности, взыскания убытков

Читать статью

АСК НДС-2 – объект пристального внимания. Есть желание узнать, как она работает, есть ли способы ее обхода, либо варианты минимизации последствий ее применения. Поэтому мы разобрали некоторые моменты с ней связанные

Читать статью

Срывание корпоративной вуали – вариант привлечения контролирующих лиц к ответственности. Без процедуры банкротства. Подходит для думающих и хорошо считающих кредиторов в ситуации взыскания задолженности

Читать статью

Общество с ограниченной ответственностью с двумя участниками: сложности принятия решений и ведения хозяйственной деятельности общества при корпоративном конфликте, исключение участника, ликвидация общества. Равное и неравное распределение долей.

Читать статью

Структурирование бизнеса является одним из необходимых инструментов для бизнеса и его бенефициаров с целью создания условий налоговой безопасности при ведении предпринимательской деятельности. Подробнее на сайте юрфирмы «Ветров и партнеры».

Читать статью

vitvet.com

Наша управляющая компания применяет УСН и платит налог с разницы между доходами и расходами. Разъясните, пожалуйста – какие моменты нам следует учитывать при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных управляющей организацией от соб

Вопрос:

Наша управляющая компания применяет УСН и платит налог с разницы между доходами и расходами. Разъясните, пожалуйста – какие моменты нам следует учитывать при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных управляющей организацией от собственников помещений на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома?

Ответ:

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, и предоставлять коммунальные услуги.

Управляющая компания организация заключила договор, согласно которому она от своего имени и за счет собственника за вознаграждение обязуется оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Договором установлено, что плата за услуги организации включает:

  • — плату за содержание и ремонт общего имущества;
  • — вознаграждение управляющей организации за осуществление функций управления многоквартирным домом.

Плата за содержание и ремонт общего имущества перечисляется исполнителям работ и услуг, плата за осуществление функций управления является доходом компании.

Платежи собственников поступают на расчетный счет управляющей компании, которая расходует их в том числе и на оплату работ и услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда.

По мнению компании, ее деятельность является посреднической между собственниками жилья и обслуживающими организациями. А ее непосредственная выручка — это только плата за услуги по управлению домом.

Можно ли формировать налоговую базу по единому налогу на УСН только исходя из этого вознаграждения?

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной формах.

Из этого финансисты сделали вывод, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, если они поступили на счет компании, должны учитываться в составе ее доходов.

Впрочем, сами же финансисты и говорят, как легко этого избежать. Управляющей компании достаточно заключить с жильцами агентские договора на основании п. 1 ст. 1005 ГК РФ.

И тогда в ход пойдет пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, где сказано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом за доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав его расходов на основании договора. К указанным доходам не относится агентское вознаграждение.

И если управляющая компания заключила такие агентские договора с жильцами еще до того, как начала совершать сделки с компаниями, непосредственно выполняющими хозяйственные работы и предоставляющими коммунальные услуги, то действительно, в составе ее доходов можно учитывать только агентское вознаграждение.

Этой позиции финансисты придерживаются давно — см., например, письма Минфина России от 20.10.10 № 03-11-06/2/160, от 23.12.09 № 03-11-06/3/301 и письмо ФНС России от 13.07.10 № ШС-37-3/6577@).

Рассмотрим такую ситуацию. ООО является управляющей организацией и применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Управляющая организация заключила договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме, согласно которому организация от своего имени и за счет собственника за вознаграждение обязуется оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Договором установлено, что плата за услуги организации включает плату за содержание и ремонт общего имущества и вознаграждение управляющей организации за осуществление функций управления многоквартирным домом. Плата за содержание и ремонт общего имущества перечисляется исполнителям работ и услуг, плата за осуществление функций управления многоквартирным домом является вознаграждением управляющей организации и ее доходом. Размер платы за услуги устанавливается в соответствии с ч. 7 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Платежи собственников поступают на расчетный счет управляющей организации, которая расходует их самостоятельно на содержание жилищного фонда, в том числе и на оплату работ и услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда.

Статья 154 ЖК РФ разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), которая взимается с нанимателя жилого помещения, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взимаемую как с нанимателя, так и с собственника (арендатора) жилого помещения.

Деятельность управляющей организации является посреднической (агентской) между собственниками жилья, ресурсоснабжающими организациями и иными организациями, фактически оказывающими соответствующие услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества дома, и выручкой для управляющей организации может считаться только плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (агентское вознаграждение).

Ответ подготовил Федоров Ю.Ф., кандидат юридических наук, юрист Совета Федерации РФ, эксперт журнала «Услуги в сфере ЖКХ».

www.gkh.ru

Снижаем налоги: виртуальный холдинг

Самые выгодные схемы оптимизации налогов в настоящее время связаны с созданием грамотной организационной структуры бизнеса. Одна из самых эффективных структур сегодня – виртуальный холдинг. Как лучше ее организовать, рассказал Артем КУЗЬМИНЫХ, управляющий партнер компании «КУЗЬМИНЫХ и ПАРТНЕРЫ», на семинаре, организованном компанией «Основы Вашего Бизнеса».
Виртуальный холдинг – это группа тесно связанных в своей деятельности фирм. Они выполняют взаимодополняющие функции, которые позволяют обеспечить движение товаров и услуг от производителя к потребителю. При этом связи между фирмами могут явно не демонстрироваться. Хотя, как правило, всеми компаниями цепочки неформально владеют одни и те же лица. Основная цель виртуального холдинга – минимизировать налоги, используя корректные схемы налогового планирования. Есть и еще один положительный момент: структуру виртуального холдинга (в отличие от реального) можно легко приспосабливать к постоянным изменениям в законодательстве, арбитражной практике и конъюнктуре рынка.

Структура холдинга

Классический виртуальный холдинг включает в себя такие элементы, как управляющая компания, торговый дом, хранитель активов, производственные предприятия, обслуживающие фирмы (кадровые центры), субъекты льготного налогообложения (ими может быть и любая из названных структур). Рассмотрим функции каждого из них.

Центральную роль в холдинге играет управляющая компания. Ею может быть структурное подразделение или юридическое лицо. Оно ответственно за исполнение платежей и распределение финансовых потоков (казначейство). На нем замыкаются все финансовые потоки виртуального холдинга, включая дебетовые и кредитовые обороты по НДС. Управляющая компания:

  • проводит все расчеты с поставщиками и покупателями;
  • финансирует текущие расходы предприятий холдинга;
  • выступает в качестве «единого заемщика» холдинга;
  • распределяет полученные займы между фирмами, входящими в холдинг;
  • может выступать в роли «единого экспортера».
Управляющая компания зачастую аккумулирует всю прибыль холдинга. Это выгодно в том случае, если эта фирма – офшорная компания или другая льготная организация. Если же у владельцев нет возможности сделать управляющую компанию субъектом льготного налогообложения, прибыль холдинга «собирают» на других (специально созданных) льготных фирмах.

Функция торгового дома – реализовывать почти всю продукцию холдинга (кроме продаж в розницу через собственные магазины). Также это звено закупает всю необходимую холдингу продукцию, сырье и материалы. Торговый дом может действовать за свой счет или как агент управляющей компании. Причем как от собственного, так и от ее имени. Когда торговый дом заключает договоры поставки с внешними контрагентами, в качестве грузоотправителя или грузополучателя он указывает фирму холдинга, а плательщиком или получателем денег – управляющую компанию Реализация продукции и закупка сырья не через торговый дом (управляющую компанию) – запрещены! Этот запрет помимо всего прочего позволяет бороться со злоупотреблениями менеджеров фирм холдинга (неучтенный нал, откаты, неоправданные скидки и отсрочки оплаты и т. п.).

В некоторых холдингах функции управляющей компании и торгового дома можно объединить. Это позволит владельцам или топ-менеджерам холдинга лично отслеживать все финансовые потоки и соответственно контролировать все фирмы не только юридически, но и финансово – через займы и дебиторскую задолженность. Руководство холдинга может в любой момент увидеть всю финансовую картину и оперативно перераспределить затраты между убыточными проектами и прибыльными. Например, занизив расходы в одних проектах и перенеся их в другие. Либо с помощью внутреннего (трансфертного) ценообразования и варьирования торговой надбавки. Самое главное – следить за тем, чтобы фирмы формально не считались аффилированными. Ведь если налоговая сможет доказать взаимозависимость сторон, то условия сделки инспекторы могут признать «нерыночными» (п. 8 ст. 40 НК) и пересчитать внутренние цены.

Самое основное в любой организации – ее имущественный комплекс. Если на имущество хотя бы одной из фирм холдинга наложат взыскание, весь бизнес может быть потерян. Для того чтобы отнять активы было не так просто, создают фирму – хранитель активов. Она (или несколько аналогичных структур) владеет всем имущественным комплексом холдинга. И по мере надобности сдает объекты основных средств в аренду остальным фирмам, входящим в группу компаний. Хранитель активов должен быть «белым и пушистым»: заниматься только самыми безрисковыми видами деятельности (а что может быть безопаснее, чем сдача имущества в аренду «своим» же предприятиям?). Также хранитель активов не должен участвовать в сомнительных и рискованных сделках, по возможности не брать кредитов и не выступать поручителем или залогодателем, делать все абсолютно законно! Территориально фирму выгодней регистрировать в регионе с низкой ставкой налога на имущество либо иным способом получать налоговые преференции по налогам на имущество, прибыль, НДС и ЕСН – например создавать в форме ООО инвалидов или переводить на упрощенку. Иногда в роли хранителя активов может выступить и индивидуальный предприниматель (неплательщик налога на имущество юридических лиц). Конечно, как физическое лицо он платить налог на имущество будет. Но только по недвижимому имуществу, которое находится у него на праве собственности. Однако и по недвижимости налог на имущество для физлиц пока в среднем ниже, чем для фирм.

Непосредственно производят и отгружают продукцию производственные предприятия. Они выполняют только эти функции. Предприятия сами не заключают договоров ни с поставщиками, ни с покупателями. Все необходимое для производственных организаций заказывает торговый дом, а оплачивает управляющая компания. Деньги производственникам управляющая компания перечисляет в минимальном количестве –необходимом для текущей работы. Например, на выплату зарплаты, налогов и прочих расходов.

В холдинге может быть несколько обслуживающих фирм. Каждая из них занимается только одним видом деятельности. Например, автотранспортными перевозками, подрядными работами, хранением ТМЦ, посредническими, юридическими, бухгалтерскими, консалтинговыми, охранными услугами, предоставлением персонала и т. п. Задача обслуживающей фирмы – обеспечивать своими услугами все фирмы холдинга. Как правило, обслуживающие фирмы переведены на ЕНВД или упрощенку.

Последнее звено – субъекты льготного налогообложения (СЛН). Это могут быть, например, фирмы и предприниматели на упрощенке и вмененке, предприятия, принадлежащие общественным организациям инвалидов, российские офшоры, пользующиеся местными льготами, зарубежные офшорные компании. Эти структуры на законных основаниях пользуются налоговыми льготами или имеют более выгодный налоговый режим. Поэтому с их помощью оптимизируются налоги на прибыль или активы всего холдинга.

Регулируем налоги

Как видим, во власти управляющей компании оказываются все входящие и исходящие потоки. Она же контролирует и внутренние взаиморасчеты. Это дает возможность регулировать общие налоги холдинга.

Технически это происходит так. За несколько дней до конца месяца все фирмы холдинга подсчитывают налоги «к уплате». Управляющая компания анализирует ситуацию и принимает решение по ее корректировке. Предположим, по предварительным расчетам получилось, что одной фирме нужно заплатить большую сумму НДС. А у другой организации холдинга есть лишний НДС «к зачету» (переплата). В этом случае фирма с большим НДС «к уплате» может купить некие товары (работы, услуги) у организации с лишним НДС «к зачету».

Подрегулировать можно и налог на прибыль. Например, управляющая компания может выдавать нуждающимся фирмам холдинга займы под очень большие проценты. Главное – соблюдать порядок сопоставимости (п. 1 ст. 269 НК). То есть показать, что проценты по займам не превышают проценты на аналогичные займы (полученные в той же валюте в том же квартале, под сопоставимые проценты и на сопоставимые суммы, на одинаковый срок, с аналогичным обеспечением). Обычно порядок определения сопоставимости сумм долговых обязательств записывают в учетной политике. Там же нужно указать, что фирма пользуется именно таким порядком определения размера процентов, включаемых в расходы (а не ставкой рефинансирования, увеличенной на 1,1). Затем каждая фирма получает как минимум два займа на сопоставимых условиях. Расходовать займы фирмы должны на производственные цели (экономически обоснованные). Проценты же по займам при соблюдении всех перечисленных условий фирмы-«должники» смогут включать в расходы.

Кроме того, можно регулировать или выводить прибыль на СЛН в виде:

  • оплаты реальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых СЛН;
  • арендной платы за основные средства;
  • переуступок долгов субъектам льготного налогообложения с последующим начислением в их пользу значительных штрафных санкций;
  • лицензионных платежей за товарные знаки, промышленные образцы и другие НМА.
Возврат денег обратно от СЛН в управляющую компанию, хранитель активов или производственные предприятия холдинга можно организовать с помощью:
  • займов от СЛН;
  • периодического увеличения уставного капитала учредителями;
  • инвестиций от СЛН;
  • присоединения СЛН к основному предприятию;
  • безвозмездной передачи денег от учредителя, который владеет более 50 процентами в уставном капитале. Например, материнская компания владеет более 50 процентами в уставном капитале дочерней фирмы. «Мать» вносит «дочке» деньги безвозмездно в счет увеличения ее доходов или в виде безвозмездной финансовой помощи. «Дочка» включает их в состав внереализационных доходов, но не учитывает в целях налогообложения (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК). «Дочка» не платит с полученных денег НДС, так как это безвозмездная передача денег , которая не связана с оплатой товаров, работ или услуг.
Используем льготников

Холдинги имеют возможность широко использовать льготные налоговые режимы. Обычно на такие режимы переводят обслуживающие фирмы. Допустим, у фирмы много перевозок, а основная компания расположена в Москве. Основной район перевозок – тоже Москва. В Москве ЕНВД нет. Зато ЕНВД есть в Подмосковье. Поэтому можно зарегистрировать новую транспортную фирму в Подмосковье и перевести на нее машины (в аренду или собственность). Таким образом, с транспортных услуг, фактически оказываемых в Москве, фирма сможет платить ЕНВД. Ведь по документам невозможно достоверно отследить, где на самом деле оказывались услуги. Чтобы не отдавать транспорт в чужие руки и уйти от взаимозависимости, учредителями созданной организации должны быть номинальные доверенные лица (дальние родственники, друзья, подконтрольные бывшие подчиненные, профессиональные «номиналы»).

Хорошие результаты дает и использование упрощенки. На этом режиме можно создать, например, аутсорсинговую компанию в форме ООО. В нее имеет смысл перевести наиболее высокооплачиваемых сотрудников из всего холдинга. А затем – сдавать их в «аренду» нуждающимся фирмам холдинга. Реально, конечно же, сотрудники никуда уходить не будут – места их работы останутся прежними. Поменяются только записи в их документах. Это даст возможность платить с зарплат только взносы на обязательное пенсионное страхование и на травматизм (о возможных претензиях к договорам аутсорсинга со стороны госорганов читайте в мартовском номере на стр. 86). Наиболее сознательных и постоянных сотрудников можно сделать участниками ООО. Тогда часть дохода они будут получать в виде дивидендов.

С помощью виртуального холдинга можно решить и извечную проблему с «изысканием» неучтенных наличных денег, причем вполне легально. Для этого достаточно, чтобы одним из элементов структуры холдинга был индивидуальный предприниматель (на ЕНВД или УСН). Он получает от компании деньги за «услуги» и уже как частное лицо «дарит» их нужным людям (подробнее об этой схеме и связанных с ней возможных рисках читайте в ноябрьском номере журнала за 2005 год на стр. 80).

Разделяем потоки

В холдинге можно разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Дело в том, что почти у любой компании существуют покупатели (заказчики), которым не нужен входной НДС. Это могут быть, например: физические лица (розница), фирмы на ЕНВД, УСН, ЕСХН, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, органы власти и местного самоуправления, компании, которые освобождены от НДС, имеют льготу или переплату по этому налогу, производят или реализуют льготируемую продукцию (работы, услуги), а также фирмы или частники, которым «не нужны документы». Продукцию (работы, услуги) покупателям, не нуждающимся в уплате НДС, можно как производить, так и продавать через свои льготные фирмы (неплательщики НДС). Вывести часть производства из-под общей системы налогообложения можно, в том числе, и так. Создаем дополнительное предприятие на упрощенке, желательно в другой ИФНС. Новая фирма получит часть производственных площадей и оборудования в аренду, и в нее перейдет часть персонала. Объем производства упрощенца должен быть примерно равен возможному объему реализации без НДС. Далее распределяем затраты на производство продукции. Льготник по возможности несет большую долю производственных расходов без НДС (зарплата и налоги с нее, прочие налоги, материальные расходы и арендная плата «без НДС»…), а также показывает максимальную чистую прибыль. На основном же предприятии – большая доля затрат будет с НДС, а прибыль будет небольшая. Таким образом, на двух предприятиях будет разная структура затрат на производство одной и той же продукции. Не исключено, что налоговых инспекторов заинтересует такая разница, хотя никакими законами это не запрещено. Объясните им, что это вполне естественно – на разных предприятиях у вас разные технологии, различное оборудование и производительность труда (персонал совершенно разной квалификации).

В результате получится, что холдинг разделил большинство своих финансовых и материальных (товарных) потоков «с НДС» и «без НДС». Чем больше будет последних, тем большую сумму НДС удастся сэкономить.

Виртуальный холдинг «Собери сам»

Что сделать, чтобы привести ваш бизнес к подобной структуре? Для начала следует провести диагностику состояния компании и выбрать приемлемые для оптимизации налогообложения виды работ и услуг. В каждой компании есть функции, которые дублируются на разных фирмах. Например: управленческие услуги, бухгалтерские, автотранспортные, упаковочные, сбытовые, закупочные. Часть их может выполнять единый центр, который, например, будет управлять всеми фирмами холдинга. Для реализации других работ можно выделить (создать) отдельные фирмы или ИП (СЛН), которые будут оказывать данный вид услуг для всех предприятий холдинга. Это позволит перевести мини-фирмы-функционалы на ЕНВД или УСН.

При выборе услуг и работ для трансформации главное условие – их реальность! То есть нужно выбрать функции и работы, которые уже существуют, а не придумывать новые. Некоторые услуги уже стали «красной тряпкой» для госорганов – их часто использовали для «дополнительных» расходов. Поэтому выделять их нужно в самом крайнем случае и в самую последнюю очередь. Перечислим (в порядке убывания привлекательности) виды работ и услуг, которые можно использовать для вывода прибыли:

  • различные работы по договорам подряда (субподряда), когда на внешнее предприятие выводятся отдельные (как правило, вспомогательные, начальные или завершающие) этапы технологического процесса основного предприятия. При этом подрядчик работает на давальческом сырье, материалах, комплектующих;
  • посреднические (агентские, комиссионные) договоры на закупку всего необходимого для основного предприятия или реализацию его ТРУ;
  • услуги по управлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, постановке и восстановлению бухучета, содействие в привлечении финансирования и прочее;
  • автотранспортные услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспорта (ЕНВД), пакетирование и переупаковку, услуги по складскому хранению, погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги, связанные с обслуживанием основных средств: по содержанию и эксплуатации, техническому обслуживанию ОС, ремонту, мойке окон, уборке, плановым проверкам электрооборудования, абонентскому обслуживанию оргтехники;
  • услуги по предоставлению персонала;
  • юридические, консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью, финансами, кадровый консалтинг, маркетинг и прочее. Пример

    У одного владельца были: текстильная фабрика, завод по производству электрооборудования, завод по производству стройматериалов и горно-обогатительный комбинат (ГОК). Все – на общей системе налогообложения. Все фирмы вели бизнес самостоятельно: сами искали поставщиков и покупателей, планировали платежи и рассчитывались с бюджетом. Фирмы находились в разных регионах, поэтому проконтролировать их деятельность администрации было тяжело. В результате реальную прибыль приносил только завод по производству стройматериалов, да и то небольшую. И это несмотря на то, что для ухода от налогов всеми организациями применялись обнальные фирмы.

    Собственник бизнеса поставил перед консультантами задачу: построить схему реального контроля, снизить налоговую нагрузку и вывести по возможности доходы из тени.

    В итоге была изменена структура всего бизнеса (см. схему в начале статьи). Владельцы получили реальный финансовый контроль. При этом схема финансово-товарных потоков стала такой. Была создана управляющая компания (ОСН). Она – финансово-расчетный центр холдинга. Она же выступает в роли лизингодателя. Она финансирует текущие расходы дочерних предприятий через систему договоров, поставки, займа, купли-продажи векселей. Она же предоставляет фирмам основные средства в лизинг. На схеме эти потоки нарисованы розовой линией.

    Торговый дом заключает договоры на поставку сырья и продажу готовой продукции всего холдинга. Он действует как агент управляющей компании, без участия в расчетах. То есть заключает договоры от своего имени, но за счет управляющей компании. Управляющая компания оплачивает все необходимое сырье по договорам, заключенным торговым домом. В качестве грузополучателей в этих договорах указаны фирмы холдинга. Кроме того, управляющая компания получает все деньги от покупателей за проданную через торговый дом продукцию. В качестве грузоотправителей в договорах названы предприятия холдинга. На схеме эти финансово-товарные потоки отмечены черной линией.

    Аутсорсинговые предприятия (УСН) передают в «аренду» персонал предприятиям холдинга либо оказывают услуги (выполняют работы) исходя из функций этого персонала. На схеме эти потоки нарисованы голубой линией.

    Некоторые работники торгового дома и аутсорсинговых ООО получают часть своего дохода в виде дивидендов (зеленые стрелки).

    Управляющая компания, единственная из всего холдинга, контактирует с банками, лизинговыми компаниями, привлекает внешнее финансирование (красная стрелка).

    Владельцы бизнеса, руководители холдинга, а также некоторые высокооплачиваемые специалисты выступают в качестве индивидуальных предпринимателей на УСН. Это позволяет им получать легальные низконалоговые доходы, продавая свои услуги холдингу, а также рефинансировать (возвращать назад) часть этих средств через займы, вклады в уставный капитал или безвозмездную финансовую помощь (оранжевые стрелки).

Услуги обслуживающих фирм — реальны!
Реализация продукции и закупка сырья фирмами холдинга не через торговый дом (управляющую компанию) — запрещены
На управляющей компании замыкаются все финансовые потоки холдинга
Будьте осторожны!

К созданию холдинга нужно походить продуманно. И особое внимание уделить мотивации персонала, обоснованию затрат и подготовке документов. Иначе налоговая инспекция усомнится в реальности расходов, и ее доводы могут поддержать судьи. Так, например, во время одной проверки сотрудники налоговой инспекции установили, что ОАО передало управляющей компании полномочия генерального директора. По договору управляющая копания осуществляла управление всей текущей деятельностью завода и решала все вопросы, отнесенные к компетенции исполнительных органов ОАО. За оказанные услуги завод платил управляющей компании 8 процентов от выручки. Однако с вводом новой системы управления обязанности административно-управленческого персонала завода, указанные в должностных инструкциях, не изменились. Прибыль, полученная заводом, не возросла. В управляющей компании работал всего один человек. Да и акты, которые подтверждали, что услуги оказаны, были составлены с нарушением статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Инспекция посчитала, что эти расходы экономически неоправданны и документально не подтверждены, и доначислила заводу налог на прибыль и пени, попутно оштрафовав. Завод обратился в суд. Однако судьи поддержали доводы чиновников (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961).

www.klerk.ru

Сотрудники в большинстве УК и ТСЖ с 2019 года подорожают на 10%

В процессе обсуждения очередных безумных идей чиновников про соцнормы на электрическую энергию, делегатов на общих собраниях и прочих новинок российского ЖКХ, все забыли про очередное повышение налоговой нагрузки, которое, по факту, оплатит собственник помещений в МКД. Речь в сегодняшней небольшой статье пойдет о повышении страховых взносов для управляющих организаций и ТСЖ, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Начнем с азов.

С выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, которые управляющие организации (далее по тексту – УО) и ТСЖ производят в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, необходимо оплатить страховые взносы (пп.1 п.1 ст.420 НК РФ).

Для организаций, которые применяли упрощенную систему налогообложения, и основным видом деятельности которых по ОКВЭДу являлось управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, страховые взносы устанавливались (пп.5 п.1 ст.427 НК РФ, пп.3 п.2 ст.427 НК РФ) в размере 20,0 процентов.

Для сравнения, для организаций, которые осуществляли аналогичные виды деятельности, но применяли общую систему налогообложения, совокупный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 30% (ст.426 НК РФ).

То есть для субъектов малого бизнеса и ТСЖ, которые соответствовали критериям НК РФ, «экономия» на страховых взносах составляла 10% от фонда оплаты труда, что очень даже существенно, с учетом высокой доли затрат на оплату труда в общем объеме затрат на управление МКД.

Почему я выше писал о льготах в прошедшем времени?

Все очень просто, данная льгота действует последние 3 месяца, так как в пп.3 п.2 ст.427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются до 31.12.2018 года, а дальше все перед бюджетом становятся равны.

К чему это приведет:

  1. необходимости пересмотра перечней работ и услуг по всем без исключения МКД, которыми управляли небольшие УО и ТСЖ;

  2. массовому уходу зарплат в тень, так как с учетом аферы с пенсионным возрастом и повышением налогов сотрудники готовы получать деньги в конверте, но сейчас в виде оплаты труда, а не «в гробу», но потом в виде пенсии;

  3. существенному повышению затрат на обслуживание МКД по всей России. При этом следует обратить внимание, что дополнительные затраты на зарплатные налоги пойдут не на обслуживание домов, а на содержание огромного штата чиновников;

  4. снижению объема выполняемых работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД, так как «уговорить» собственников помещений в очередной раз «поддержать» бюджет будет проблематично, а деньги, как известно, из воздуха у управляющих организаций не появляются.

 Но нам не в первой. Затянем пояса перед лицом ненавистных империалистов…

С уважением, Юрий Кочетков.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

www.burmistr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *