разбираемся в форматах обучения / TeachMePlease
Многие говорят про непрерывное образование как про залог профессионального успеха. Но что входит в это понятие? Одно из наиболее понятных его составляющих – повышение квалификации, которое некоторые работники должны проходить обязательно, что закреплено на законодательном уровне, а другие – практически не встречались с ним и не знают, зачем оно нужно.
В материале разбираемся в каких случаях необходимо повышение квалификации и в какой форме его можно пройти.
Зачем проходить курсы повышения квалификации
«”Срок годности” диплома составляет не более пяти лет, – написал в колонке для Forbes Андрей Якунин – президент Ассоциации выпускников СПбГУ, – специалист, который не стремится к непрерывному развитию своих компетенций, перестает быть конкурентоспособным на рынке труда уже в течение нескольких лет после начала трудовой деятельности: ему не светит повышение, и вскоре его замещает более молодой и амбициозный коллега».
Не допустить такого развития событий поможет постоянное повышение квалификации. Благо разработано большое количество форматов прохождения обучения, из которых вы сможете выбрать тот, который подойдёт вам в большей степени.
Статья 76 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ определяет повышение квалификации как «программу, направленную на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».
Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – в соответствии со статьёй 2 того же закона N 273-ФЗ .
То есть после прохождения курсов повышения квалификации вы получите новые, актуальные знания и навыки, которые сможете применить в рамках основной профессии. Это поможет сохранить рабочее место, получить повышение, словом, увеличить свою ценность на рынке труда. Также стоит задуматься о прохождении такого обучения после длительного перерыва в работе.
Законодательная база
Главное условие – курсы повышения квалификации может пройти только тот, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Если вы находитесь в процессе обучения – документ о прохождении курсов повышения квалификации выдадут после окончания основной учёбы.
Курсы повышения квалификации может оплатить работодатель, если есть соответствующий пункт в трудовом договоре. Также работодатель может оплатить дополнительное профессиональное обучение и заключить дополнительное к трудовому договору соглашение, в котором будут указаны условия отработки в течение некоторого срока или выплаты работником денежной компенсации за учёбу в случае увольнения без уважительной причины.
Для ряда специальностей работодатели обязаны оплачивать повышение квалификации сотрудников. Это касается педагогических работников – один раз в три года, аудиторов – ежегодно, должностных лиц в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
После успешного прохождения курсов повышения квалификации выдаётся соответствующее удостоверение или свидтельство.
Программы обучения
Обучение по повышению квалификации можно разделить на три вида: краткосрочное, долгосрочное и тематические семинары.
Краткосрочные программы длятся не более 72 академических часов и проводятся в формах мастер‑классов, групповых тренингов и лекционно‑семинарских циклов. Обратите внимание, программа повышения квалификации не может длится менее 16 часов.
Программы тематических и проблемных семинаров длятся от 72 до 100 академических часов, подразделяются на тренинги, тематические и проблемные семинары по проблемам на уровне отрасли, региона, организации.
Долгосрочные программы длятся более 100 академических часов и предполагают получение обширных знаний часто для выполнения новых обязанностей в рамках имеющейся специальности. На таких курсах скорее всего придётся пройти несколько промежуточных аттестаций перед получением документа о дополнительном образовании.
Формы обучения
Обучения может проводить как работодатель, так и сторонняя организация. Формат проведения занятий определяется в соответствии с тем, как сотрудник проходит обучение: с отрывом от рабочего места или без него.
Очное – наиболее сложный вариант для работающего человека. Работодатель сохраняет за сотрудников место работы, среднюю заработную плату, если обучение в другом городе – выплачивает командировочные как при служебной поездке, когда он заинтересован в том, чтобы работник получил новые знания или навыки. В противном случае – такой вид обучения сложно совместить с обычным рабочим графиком.
Очно‑заочное – такие курсы предполагают небольшой блок лекций и усиленную самостоятельную работу. Для них проще выделить время, они сочетают достоинства очного и дистанционного обучения.
Заочное – обучение с использованием дистанционных технологий – не новинка. Вебинары позволят прослушать лекцию и задать вопросы в реальном времени также, как и при очном обучении. Сложности могут возникнуть у людей, которые не дружат с компьютером и лучше воспринимают печатный раздаточный материал. Этот вариант самый гибкий и экономичный по времени.
Мир не стоит на месте, а в данный момент он несётся со скоростью, за которой не каждый может успеть. Ваши знания пятилетней давности точно нуждаются в обновлении. Повышение квалификации в краткие сроки познакомит с новшествами, которые появились в вашей профессии, даст недостающие навыки и расшевелить мозг, который погряз в рабочей рутине.
На TeachMePlease вы найдёте очные и онлайн‑курсы повышения квалификации по большинству существующих специальностей. Не откладывайте учёбу на потом!
blog.teachmeplease.ru
Что такое повышение квалификации?
Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации
Объём занятий – не менее 72 часов. Документ об образовании – Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства.Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат. |
|
Тематические и проблемные семинары
Объём занятий – от 72 до 100 часов. Документ об образовании – Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Второй вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условия, – это тренинги, тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. |
|
Длительное повышение квалификации
Объём занятий – от 100 до 500 часов. Документ об образовании – Свидетельство о длительном повышении квалификации. Цель длительного повышения квалификации – углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний. |
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
В основном, программы повышения квалификации организуются по заявкам предприятий. Периодичность прохождения курсов устанавливают сами работодатели. Однако закон гласит, что курсы повышения квалификации должны проводиться не реже одного раза в 5 лет в течение всего трудового стажа работника.
Другие разделы ДПО:
Что такое профессиональная переподготовка?
Что такое стажировка?
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих
Повышение квалификации инженеров
Вернуться в статью: Что такое дополнительное профессиональное образование?
moeobrazovanie.ru
Наименование направления подготовки | Факультет | Название программы | Формы обучения |
Стоимость обучения за весь период (руб) |
Международные отношения | Институт общественных наук (ИОН) | Международный протокол и кросс-культурные коммуникации | очно-заочная | 309 000 |
Экономика | Институт экономики естественных монополий | Бухгалтерский учет и налогообложение для начинающих | очная очно-заочная |
27 000 |
Факультет «Высшая школа финансов и менеджмента» (ВШФМ) | МСФО: Подготовка и представление корпоративной финансовой отчетности | 80 000 | ||
Институт экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) | Налоговый аудит | очно-заочная | 30 000 | |
Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) | Основы биржевой торговли | очная | 60 000 | |
Факультет «Высшая школа финансов и менеджмента» (ВШФМ) | Прикладные корпоративные финансы | очно-заочная | 145 000 | |
Факультет «Высшая школа финансов и менеджмента» (ВШФМ) | Программа подготовки и сдачи базового экзамена на аттестат СФР | очная | 17 000 | |
Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) | Сертифицированный финансовый аналитик (CFA) | очная | 94 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Современные криптовалютные рынки и криптотрейдинг | очно-заочная | 80 000 | |
Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) | Технология распределенного реестра Blockchain на финансовых рынках: банковский бизнес, страхование, биржевое дело | очная | 30 000 | |
Институт экономики естественных монополий | Управление финансами бюджетных учреждений | 23 500 | ||
Институт экономики естественных монополий | Управление финансами организации | очная очно-заочная |
38 500 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Фабрика предпринимательства для начинающих бизнесменов | очная | 120 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Экономика и финансы в системе магистрального трубопроводного транспорта | очная | 110 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Экономика медицинской деятельности | 67 000 | ||
Менеджмент | Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Pre-MBA | очно-заочная | 177 000 |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | START-UP в индустрии гостеприимства | очно-заочная | 48 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Агрологистика | очная | 60 000 | |
Институт общественных наук (ИОН) | Антикризисное управление: выбор посткризисного пространства | очно-заочная, заочная | 42 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Бизнес-планирование и организационное проектирование | очная, очно-заочная |
55 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Внутренний контроль деятельности организации здравоохранения | очная | 25 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Государственное и частное партнерство в здравоохранении | очная | 25 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Инвестиционные проекты: разработка, управление и анализ эффективности | очная | 32 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Инновационные методы в управлении и экономике здравоохранения | очная | 70 000 | |
Институт экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) | Комплексное обеспечение информационной безопасности | очно-заочная | 72 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Конкурсные закупки ресурсов и капитала в здравоохранении | очная | 24 500 | |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Маркетинг и управление продажами | очно-заочная | 97 400 | |
Институт экономики естественных монополий | Менеджер по связям с общественностью и рекламе | очная, очно-заочная |
37 500 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Организация и управление компанией (дистанционно) | заочная | 26 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Организация строительного процесса | очная | 50 000 | |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Предпринимательство и управление компанией | очно-заочная дистанционная | 97 400 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Профессиональный специалист по недвижимости – брокер | очная | 50 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Процессное управление в логистике | очная очно-заочная дистанционная |
70 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Руководитель-кадровик | очная | ||
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Система ключевых финансовых показателей менеджмента и ее использование в управлении компаниями нефтегазового комплекса | очная | 32 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Система менеджмента качества «Кладо» | очная | 50 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Система эффективного управления компанией (дистанционно) | заочная | 26 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Современные инструменты финансового менеджмента для нефинансовых организаций | очная | 32 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Современный маркетинг и бренд-менеджмент | очная очно-заочная |
55 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Современный операционный (производственный) менеджмент | очная очно-заочная |
55 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Тактическое планирование деятельности организации здравоохранения | очная | 30 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Техническая эксплуатация и обслуживание объекта коммерческой недвижимости | очная, очно-заочная |
50 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление доходами предприятий индустрии гостеприимства | очно-заочная | 48 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управление инновационной деятельностью предприятия | очная, очно-заочная |
55 000 | |
Институт управления и регионального развития (ИУРР) | Управление PR и корпоративными медиа в государственных и коммерческих организациях | очная | 35 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управление коммерческой деятельностью и продажами | очная очно-заочная |
55 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управление коммерческой и маркетинговой деятельностью | очная очно-заочная |
55 000 | |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Управление корпоративными финансами | очно-заочная | 97 400 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление многоквартирными домами | заочная | 25 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление объектом коммерческой недвижимости | очная, заочная |
50 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление операционной деятельностью в индустрии гостеприимства: технологии работы, стандарты, аудит | очно-заочная | 48 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление операционной эффективностью в компаниях нефтегазового комплекса | очная | 32 000 | |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Управление операциями компании | очно-заочная | 97 400 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление организационно-функциональными изменениями и производительностью труда персонала на основе процессных подходов | очная | 43 000 | |
Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) | Управление персоналом | очно-заочная | 97 400 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление потребительским поведением. Тактика и стратегия продаж в индустрии гостеприимства | очно-заочная | 48 000 | |
Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) | Управление рисками организации | очно-заочная | 130 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление торговой недвижимостью: ТРЦ (торгово- развлекательный центр) как мини-город | очно-заочная | 50 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управление финансами и инвестициями предприятия | очная очно-заочная |
55 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управление финансовым результатом бизнеса | очная очно-заочная |
55 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление, экономика и финансы в здравоохранении | очная | 30 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление эффективностью инвестиций | очно-заочная | 45 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управленческие навыки руководителя: совершенствование и развитие | очная | 50 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Управленческие навыки руководителя (дистанционно) | заочная | 26 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управленческие решения в работе участников системы ОМС (ДМС) | очная | 24 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управляющий фитнес-клубом | очно-заочная | 34 500 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Экономика и налоговое планирование в менеджменте здравоохранения | очная | 24 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Эффективный ТОП-менеджер | очная, очно-заочная |
80 000 | |
Управление персоналом | Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Деловая коммуникация: навыки публичных выступлений | очная | 14 400 |
Институт общественных наук (ИОН) | Имидж-менеджмент для менеджеров | очно-заочная | 15 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Развитие управленческого потенциала компании | очная | 89 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Разработка систем оценки персонала на основе функционально-стоимостного анализа и управления проектами | очная | 43 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Современные системы обучения и развития персонала | очная, очно-заочная |
55 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Стратегическое управление человеческими ресурсами | очная, очно-заочная |
55 000 | |
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) | Управление персоналом в системе магистрального трубопроводного транспорта | очная | 45 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Управление персоналом государственной службы: кадровые технологии и кадровая безопасность | очная | 21 000 | |
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) | Эффективные технологии управления персоналом | очная, очно-заочная |
55 000 | |
Реклама и связи с общественностью | Институт общественных наук (ИОН) | Введение в цифровой маркетинг новые медиа | очно-заочная | 25 000 |
Политология | Институт общественных наук (ИОН) | Введение в теорию политического консалтинга и управления политическими процессами | очно-заочная | 21 000 |
Психология | Институт общественных наук (ИОН) | Международная программа по лидерству и социальной ответственности (Модуль 1) | очная | 367 000 |
Государственное и муниципальное управление | Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | GR- менеджмент (взаимодействие с органами государственной власти) | очно-заочная | 50 000 |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Актуальные вопросы государственного и муниципального управления | очная | 33 000 | |
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Актуальные вопросы развития муниципальных образований | заочная | 8 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Государственное регулирование миграционных процессов | очная | 21 000 | |
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа | Государственное регулирование цен (тарифов) | очная | 38 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Государственное управление и национальная безопасность: нормативное и организационное обеспечение | очная | 33 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Государственный язык Российской Федерации как инструмент обеспечения национальной безопасности России | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Деловой иностранный язык для государственных служащих | очная | 33 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Информационная безопасность и гражданское общество | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления | очная | 33 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Коммуникативное обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Корпоративное управление акционерным обществом | вечерняя | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Международное сотрудничество России | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Национальная безопасность Российской Федерации | очная | 33 000 | |
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций | очно-заочная | 50 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Организационные, экономические и правовые формы противодействия коррупции | очная | 33 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Порядок и процедуры урегулирования конфликтов на государственной службе | очная | 33 000 | |
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Правовое регулирование парламентской деятельности. Обеспечение помощниками реализации полномочий депутата Государственной Думы | очная | ||
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Применение кадровых технологий в аппаратах государственной и муниципальной службы | очно-заочная | ||
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Проекты государственно-частного партнерства как инструмент реализации стратегических целей | очно-заочная | 50 000 | |
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Социально-экономическое развитие северных регионов России в условиях санкций | очно-заочная | 40 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Технологии спичрайтинга и копирайтинга в системе обеспечения информационно-психологической безопасности | очная | 21 000 | |
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа | Управление государственными и муниципальными закупками | очная | 26 000 | |
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа | Управление государственными и муниципальными закупками для руководителей-председателей комиссий | очно-заочная | 30 200 | |
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) | Управление отходами производства и потребления | очная | 35 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Управление персоналом государственной службы: кадровые технологии и кадровая безопасность | очная | 33 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Экономическая безопасность России | очная | 33 000 | |
Юриспруденция | Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Актуальные вопросы таможенного дела в условиях развития Евразийского союза | очная | 21 000 |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Актуальные проблемы конкурентного права | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Блокчейн-технологии: правовое регулирование и вопросы внедрения | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Гражданское законодательство: итоги реформирования и проблемы правоприменения | очная | 21 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Конституционно-правовые основы нормотворчества в Российской Федерации | очная | 33 000 | |
Институт экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) | Налоговый юрист | очно-заочная | 60 000 | |
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) | Новеллы в правовом регулировании по сделкам с недвижимым имуществом в свете земельного и гражданского законодательства | очная | 21 000 |
www.ranepa.ru
виды обучения и как проводится
Уровень профессиональной подготовки работника является значимым фактором для деятельности предприятий. На законодательном уровне определен механизм увеличения квалификации, который направлен на освоение новых знаний и умений работниками в области своей профессии.
В чем суть повышения профессиональных возможностей работника
Согласно положениям ст. 195.1 ТК квалификацией трудящегося признается совокупность знаний и умений, которые необходимы для исполнения служебных обязанностей.
ТК РФ Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональныйстандарт– характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
С определением квалификация тесно взаимосвязано еще одно понятие из трудового законодательства – профессиональный стандарт.
Если квалификация сотрудника это набор определенных умений, то стандарт это установленная Правительством характеристика трудовых возможностей работника, которая оценивает уровень его подготовки.
При создании стандартов для выполнения трудовых функций учитывается профессия работника и его должность. Таким образом, у работодателя появляется возможность дифференцировать трудящихся по степени возрастания профессиональных достоинств.
Почему работники хотят повысить квалификацию
Высокий уровень компетентности это не только возможность отличится среди своих трудовых товарищей, но и гарантия того, что в случае массовых увольнений у более высококлассного специалиста будет больше шансов обойти сокращение.
Для определенных категорий кадров процедура повышения трудовых навыков является обязательной.
Остальные трудящиеся стремятся выйти на новый уровень профессиональных возможностей по следующим причинам:
- Желание получить карьерный рост.
Руководящая должность в частных или государственных организациях является мечтой многих сотрудников. Повышение квалификации может стать решающим фактором при поиске руководящих кадров, поэтому граждане охотно ищут способ получить новые знания.
- Улучшение квалификации может быть связано с изменением существующего механизма выполнения своих обязанностей (например, установление нового служебного оборудования).
- Если квалификация отдельного работника будет ниже, чем уровень остальных сотрудников, прохождение курсов повышения сделает его конкурентоспособным на рынке труда.
Что означает повышение квалификации? Ответ в видео:
Поскольку трудовое законодательство в качестве инициатора проведения процедуры повышения квалификации определяет работодателя, то необходимость в получении новых умений может быть обусловлено снижением производительности труда.
Как составить инструкцию по охране труда? Смотрите тут.
В данном случае руководство самостоятельно определяет то, кто из работников должен освоить новую программу.
Виды обучения
Уровень профессиональной подготовки кадров находится на разных стадиях развития, отсюда руководство предприятия может выбрать для каждого сотрудника определенный вид повышения квалификации.
Итак, в зависимости от целей, на которые рассчитана программа приобретения новых знаний в области трудовой деятельности работника, руководство может использовать следующие виды повышения квалификации:
- Включение определенного специалиста в исследовательскую группу, которая в рамках научной стажировки участвует в различных конференциях и семинарах, посвященных изучению и совершенствованию знаний в области определенной профессии. Как правило, на стажировку отправляют более опытных кадров, которые уже имеют высокую подготовку.
- Различные образовательные программы, которые проходят в вузах профильного характера. Длительность такого рода обучения составляет не более 20 часов занятий.
- Участие сотрудника в научно- исследовательских мероприятиях вместе с представителями иностранных государств.
- Направление работника в высшее учебное заведение в рамках индивидуальной стажировки. Работодатель правомочен самостоятельно выбрать сотрудника, который, по его мнению, должен повысить набор теоретических и практических знаний для успешного выполнения трудовых обязанностей.
- Участие в специализированных вебинарах для освоения новой программы в производственной деятельности.
Формы
Перечисленные виды повышения квалификации можно провести в рамках следующих форм:
- Краткосрочная программа, в ходе которой специалист посещает различные лекции, семинары и учебные программы.
Продолжительность мероприятий менее 72 часов. По результатам прохождения краткосрочных курсов работник получает соответствующий сертификат о повышение имеющейся базы профессиональных навыков.
- Посещение курсов в рамках изучения насущных и проблемных вопросов применительно к области трудовой деятельности сотрудника. Продолжительность составляет уже до 100 часов и при этом не менее 72 часов. После окончания программы посетитель сдает зачет на получение специального удостоверения о повышении квалификации.
- Образовательные программы, рассчитанные на всестороннее изучения актуальных аспектов трудовой деятельности работников различной сферы. Как правило, продолжительность подобных мероприятий превышает 100 часов. После окончания курсов кандидат на повышение составляет реферат, где детально анализирует полученные знания. Впоследствии реферат нужно защитить в присутствии аттестационной комиссии для получения свидетельства о повышении квалификации.
Обязательно ли проходить повышение
Трудовое законодательство достаточно ясно толкует вопрос обязательного прохождения мероприятий по повышению квалификации работника.
Как взять больничный, если находишься в отпуске? Узнаете по ссылке.
Итак, согласно нормам ст. 196 ТК решение по поводу необходимости в получении дополнительного профессионального образования или переподготовки кадров принимает исключительно работодатель.
То есть если в процессе производственной деятельности, руководство отметит слабую подготовку отдельных кадров, за последними стоит обязанность по прохождению квалификационных курсов.
Отказ от получения новой квалификации может стать основанием для расторжения договора.
При установлении формы квалификационных мероприятий, а также в рамках подготовки трудящегося к образовательным программам работодатель обязан согласовывать все действия с представительным органом работника.
Цели повышения квалификации. Фото: ppt-online.orgВ отношении трудящихся отдельных сфер деятельности распространяется правило обязательного обучения. Например, научно-педагогических состав, осуществляющий образовательную деятельность в высших учебных заведениях, обязан пройти аттестацию не менее 1 раза за 5 лет трудовой деятельности.
Какие гарантии сохраняются за сотрудником
Когда в «кулуарах» трудового коллектива заговаривают о предстоящих мероприятиях по получению дополнительных знаний или совершенствованию уже имеющихся навыков, большинство граждан переживают по поводу зарплаты.
Некоторые даже задумываются: «а не уволят ли после курсов?». Переживать преждевременно не стоит, поскольку ст. 187 ТК защищается представителей рабочего коллектива.
ТК РФ Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и
средняя заработная платапо основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
В частности, законодатель отметил, что в случае направления определённых кадров на курсы повешения квалификации, руководство обязано сохранить их месячный доход, а также должность.
Зачем повышать квалификацию сотрудников? Смотрите видео:
Если обучение связано с выездом в обособленное подразделение, оплата производится в рамках командировки и рабочее место соответственно сохраняется.
Заключение
Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров лежит в основе современного предприятия любого типа. Поскольку процедура увеличения багажа знаний рабочего пересекается с исполнением его служебных обязанностей, законодатель сохраняет за тружеником весь комплекс материальных гарантий.
fbm.ru
Определение и повышение квалификации работника согласно законодательству
Квалификация работника — это уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Трудовой кодекс определяет термин «квалификация работника» как уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника, подтвержденный документами об образовании.
Содержание статьи:
Что дает работодателю повышение квалификации работников
Основная цель мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников — улучшение теоретических знаний и практических умений в рамках профессии.
Повышение квалификации персонала имеет следующие преимущества:
- Применение новейших технологий. Многие организации имеют возможность внедрить в производство новую технику. Но она часто не используется, так как в компании нет сотрудников, способных работать с ней (см. Внедрение CRM-системы для увеличения прибыли компании).
- Квалификация работника характеризуется продуктивностью его работы. Ее повышение позволит удовлетворить потребности клиентов и повысить конкурентоспособность организации.
- Выявление профессионалов, которые могут занять руководящую должность. В ходе обучения наилучшим образом проявляют себя люди, имеющие лидерские качества и способности к руководству.
- Способность быстро реагировать на изменение рынка. Высококвалифицированные сотрудники могут быстро реагировать на изменение потребностей клиентов.
- Опытные специалисты могут выполнять различные задачи и улучшить производительность организации (см. Сколько стоит повышение производительности труда?).
- Гарантированная занятость сотрудников.
- Забота руководства о сотрудниках стимулирует их к улучшению производительности.
Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:
- Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
- Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
- Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
- Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.
Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.
- Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
- Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
- Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
- Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.
Интересный факт: Оценка профессиональных качеств работников осуществляется с учётом их вклада в развитие организации при выполнении должностных обязанностей.
Цели повышения квалификации для работодателя и персонала
Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.
Цели повышения квалификации:
- улучшение конкурентоспособности организации;
- повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
- улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
- возможность для сотрудника построить карьеру;
- улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
- повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.
Обязательное повышение квалификации согласно закону
Для некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период.
Обязательное повышение квалификации проходят:
- медицинские работники;
- педагоги;
- работники железнодорожного транспорта, если их деятельность связана с движением поездов;
- водители автомобильного и городского электрического транспорта;
- охранники.
Виды повышения квалификации работников, их особенности
В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.
- Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
- Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
- Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.
Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.
Интересный факт: Как показывает практика, среди сотрудников, занимающих руководящие должности, не все имеют необходимую квалификацию для выполнения поставленных требований.
Где можно пройти профессиональную подготовку?
Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры.
Если обучение можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе.
Интересный факт: Если лицензия образовательного учреждения приостановлена после вступления в силу договора об оказании образовательных услуг, организация пострадает только в случае, если ей было известно об отсутствии лицензии.
Документальное сопровождение повышения квалификации
Повышение квалификации сотрудников оформляется следующими документами:
- Ученический договор, который является дополнением к трудовому. Он может заключаться как с действующим работником организации, так и с потенциальным.
- Программа подготовки и переподготовки кадров с указанием образовательного уровня и учреждения, в котором проводится подготовка.
- В соответствии с программой издаётся приказ о направлении сотрудника на обучение.
- Между организацией и учреждением, осуществляющим подготовку кадров, заключается договор.
- Документы, подтверждающие прохождение обучения: свидетельство, сертификат, диплом. Выдаются образовательным учреждением.
- Счёт фактура от учреждения, предоставляющего услугу.
- Документы, которые подтверждают оплату предоставленных услуг.
promdevelop.ru
программы, формы обучения, цены, как выбрать центр переподготовки и повышения квалификации?
Настоящие профессионалы учатся всю жизнь. Технологии развиваются очень быстро, и практически в любой сфере деятельности постоянно появляются новые методы. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации. Расскажем о доступных формах обучения, программах и стоимости курсов, а также об особенностях выбора центра дополнительного профессионального образования.
Кому и зачем повышать квалификацию
Прежде всего, стоит упомянуть о том, что курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка — это разные вещи, хотя многие путают данные понятия. Профессиональная переподготовка предполагает освоение новой профессии, зачастую — смежной с основной. Такие курсы обычно долгосрочные (до 6 месяцев и более) и завершаются выдачей диплома государственного образца.
В отличие от переподготовки курсы повышения квалификации проходят не для приобретения новой профессии, а для расширения и совершенствования имеющихся знаний и умений. Повышение квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка (от нескольких дней), и после прохождения курса выдается не диплом, а свидетельство или удостоверение.
В большинстве случаев курсы повышения квалификации — дело добровольное. Они повышают ценность работников на рынке труда, позволяют осваивать современные методики и работать эффективнее, поэтому многие работодатели отправляют сотрудников на подобные курсы — это идет на пользу и работнику, и компании.
Однако следует помнить, что в некоторых сферах повышение квалификации является обязательной мерой, которая прописана в законодательстве РФ. Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.
Необязательно, но желательно проходить такие курсы и после длительного перерыва в работе, а также в тех случаях, когда работник хочет повысить категорию или разряд, занять должность рангом выше, освоить новую технологию или обучиться работе с самым современным оборудованием.
Очевидно, что дополнительные курсы повышения квалификации открывают перед работником прекрасные карьерные перспективы — они дают возможность расширить и углубить свои знания, повышают шансы на быстрое продвижение по служебной лестнице и позволяют претендовать на более высокую зарплату.
Формы обучения
Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время — разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса.
Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.
Очные курсы повышения квалификации — вариант, требующий времени. Очные курсы позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Кроме того, очное обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.
Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Вы также будете встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении в очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.
Дистанционное обучение на очной и очно-заочной, заочной форме требует максимальной ответственности и организованности, поскольку учиться вы будете преимущественно по индивидуальному учебному плану. После оплаты курса вы получите доступ в личный кабинет на сайте организации и все необходимые материалы в электронном виде. Однако это же означает и определенный уровень комфорта. Удобство дистанционного обучения в том, что вы сами сможете регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график. Дистанционное обучение можно применять при любой форме прохождения курсов, в том числе и очной, когда видеоконференция обеспечивает прямое взаимодействие слушателя и преподавателя. В этом тоже его большое преимущество. Из недостатков можно отметить необходимость держать выбранный темп, что требует высокого уровня самодисциплины. Тем не менее для занятых людей, умеющих планировать свое время, дистанционные курсы повышения квалификации будут очень удобны.
Важно!
Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у организации, которая проводит курсы, соответствующая лицензия. Без нее образовательная организация не имеет права выдавать сертификаты, свидетельства и удостоверения.
Программы курсов повышения квалификации
Существует три основных вида программ курсов повышения квалификации — краткосрочные программы, долгосрочные программы и тематические семинары.
Краткосрочные программы. Продолжительность таких курсов обычно составляет 72 часа, по итогам слушатели получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
Долгосрочные программы. Их продолжительность — 100–500 часов, после курса слушатели получают свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.
Тематические семинары. Обычно они посвящены какой-то конкретной узкой теме. Продолжительность семинаров — 72–100 часов, по итогам выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
По итогам любых курсов повышения квалификации проводится аттестация — это может быть как письменный, так и устный экзамен или тест. Долгосрочные курсы также предполагают промежуточную аттестацию — например, тесты по итогам каждого учебного блока.
Выбирая курсы повышения квалификации, нужно точно представлять, для чего они вам нужны, какие навыки и знания вы рассчитываете получить в итоге, сколько времени и денег готовы на них потратить.
Ясная и конкретная цель позволит вам выбрать курс с определенными дисциплинами и не тратить время на изучение того, что вам не потребуется. Не менее важны трезвые представления о форме и продолжительности курса, это позволит грамотно распланировать свое время и не допустить конфликта между работой и обучением. И, наконец, имеет значение цена вопроса: не стоит доверять организациям, которые предлагают курсы повышения квалификации очень дешево. Труд опытных профессионалов и преподавателей стоит немало. И если стоимость ниже средней по рынку — это признак того, что курсы проводят люди, готовые работать за очень небольшие деньги. Подумайте сами, стоит ли доверять их компетенции.
Курсы повышения квалификации — это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании. Главное в этом деле — правильно выбрать центр, который предоставляет действительно качественные образовательные услуги.
www.aif.ru
Как подобрать курсы повышения квалификации для сотрудников | HR-elearning
С 1 июля 2016 года на предприятиях, где к квалификации работников по законодательству установлены определенные требования, появилась необходимость применять профессиональные стандарты. Согласно некоторым профстандартам специалисты для продолжения своей профессиональной деятельности должны пройти повышение квалификации и, более того, есть требования к минимальному количеству часов обучения.
В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач.
Во многом по этим причинам эйчары все чаще задаются вопросом о том, как правильно выбрать курсы повышения квалификации так, чтобы это не стало пустой тратой финансов организации ради галочки.
Кому необходимы курсы повышения квалификации?
Для кого с 1 июля 2016 года профстандарты обязательны?
Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:
1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.
В случае несоответствия уровня образования или наличия курсов повышения квалификации предприятие должно организовать обучение для таких сотрудников. Статьей 196 Трудового кодекса РФ определено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Справка: Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В ряде профессий повышение квалификации сотрудников не просто требование профстандарта, а необходимость для решения производственных задач. Например, менеджеры по персоналу, менеджеры по продажам, маркетологи , юристы, финансисты и многие другие профессии, деятельность которых основана при постоянно изменяющемся законодательстве и рыночных условиях . Либо специалисты сферы, в которой часто внедряются новые технологии, например, инженеры, врачи, IT-специалисты и так далее.
Если же говорить о сфере управления, то обучение ТОП менеджеров, управленцев, стоит особо актуально. Обучение новым подходам в решении управленческих задач, приобретение новых навыков и знаний методов управления, позволяет компаниям получить конкурентное преимущество и не потерять свои позиции на рынке.
Важно отметить, что не для всех профессий обязанность постоянного обучения предписана законодательством, для многих компаний это залог быть конкурентоспособными на рынке.
Иными словами, держать профессиональные знания и навыки в тонусе важно для каждой профессии, осталось разобраться, как грамотно выбрать курсы повышения квалификации.
Как выбрать форму обучения?
Перед тем как приступать к выбору курсов повышения квалификации или просто образовательных курсов необходимо определиться с формой обучения: очные курсы, очно-заочные(очно и дистанционно одновременно), дистанционные.
У каждой формы обучения есть свои плюсы и минусы, необходимо определить какие из них критичны в каждом конкретном случае.
Очные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Возможность личного контакта с преподавателем, для разъяснения сложных моментов.
• Возможность наладить профессиональные связи.
• Обмен опытом с коллегами.
• Дисциплинированность и систематичный подход к занятиям.
• Завершение курса в запланированное время.
Недостатки:
• Очные курсы как правило стоят дороже.
• Затраты времени на дорогу.
• Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий.
• Большая вероятность того, что часто придется отлучаться от работы.
Очно-заочные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Основную часть обучения до очного выезда можно выстроить в комфортном интенсиве.
• Дисциплинированность. Необходимо пройти самостоятельный блок к определённому времени.
• Возможность задать вопросы, по сложным темам преподавателю и коллегам при встрече.
• Обмен опытом с участниками.
• Меньшая страта времени на дорогу по сравнению с очной формой.
• Возможность наладить профессиональные связи.
• Необходимость меньше отлучаться от работы, чем при полном очном обучении.
• Наиболее оптимальный вариант, учитывающий преимущества очного и дистанционного обучения.
Недостатки:
• Необходимость подстраивать рабочее и личное время под расписание занятий.
Дистанционные курсы повышения квалификации.
Преимущества:
• Более низкая стоимость.
• Больше возможности совмещать работу с учебой.
• Гибкий график.
• Возможность самостоятельно регулировать интенсивность.
• Экономия времени на дорогу.
• Выгодно для тех, кому проще разобраться в материалах самостоятельно, чем слушать изнурительные лекции.
Недостатки:
• Самоорганизация. Самодисциплина не всем дается, это одна из самых сложных задач, из-за нее часто дело не доводится до конца.
• Есть риск, что окончание курса отложится на более длительный срок (из-за недостатка самодисциплины).
• Нет возможности лично обсудить вопрос, задать уточнение и поделиться мнением с коллегами.
• Нет возможности узнать опыт коллег и способы разрешения ряда ситуаций, а это значимый ущерб для вариативности.
• Нет возможности наладить профессиональные связи.
Мнения о ценности курсов разнятся, и часть людей считают, что это бесполезная трата времени на теоретические лекции, которая не дает реальных применимых знаний. А ряд людей наоборот ценят курсы повышения квалификации за возможность увидеть свежий взгляд коллег и получить ответы на злободневные вопросы.
Ведь через интернет можно получить много информации и знаний, но кто может гарантировать, что они поняты правильно? При очном обучении есть возможность понять свои ошибки и своевременно их исправить, пока не сформировался неправильный навык. Есть вероятность, что люди, негативно отзывающиеся о курсах, просто попали на некачественный материал и педагогический состав. Мы рекомендуем проходить курсы повышения квалификации на сайте проекта «Инфоурок».
8 критериев оценки курсов повышения квалификации
1. Формат обучения.
Чтобы не мучиться на бесполезных лекциях важно детально разобраться в том как будет организовано обучение. Например, будут ли теоретические знания сопровождаться практическими отработками, выездами или конференциями, семинарами, практикумами и видеоуроками. Важно прояснить, как организована форма контроля входящей информации: тесты, контрольные, экзамены и их периодичность. Ведь если на курсе попустительски относится к этому важному этапу, то о качестве предлагаемых знаний можно забыть. Как показывает практика, мало просто дать информацию, важно сформировать правильное ее использование, а без систематического контроля входящей в головы студентов информации это сделать практически невозможно.
2. Программа курса.
Стоит особое внимание уделить программе курса. Запросите у организации программу обучения.
Если для данной профессии есть профстандарт, сравните упоминается ли в программе описания требований к знаниям и умениям из профстандарта. А также запросите у организации программу обучения.
Стоит уточнить проводятся ли в рамках обучения практические занятия, семинары, мастер-классы, тренинги и т.п. Выполняет ли слушатель выпускную квалификационную работу или проект.
Справочно:
Образовательная программа повышения квалификации должна состоять из разделов:
• Пояснительная записка (общие сведения о программе, сведения, характеризующие условия реализации программы).
• Цель (цель и задачи обучения по данной программе).
• Планируемые результаты обучения (перечень знаний и умений, приобретаемых в процессе освоения программы, а также перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения).
• Учебно-тематический план (перечень и последовательность изучения модулей, разделов и тем; объем модулей, разделов и тем; перечень профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе освоения модуля/раздела/темы; перечень нормативно-правовых документов, изучаемых в данном модуле/разделе/теме из 5 списка литературы к данной образовательной программе; форма и трудоемкость промежуточной и итоговой аттестации)
• Рабочие программы модулей (содержание программы, структурированное по разделам, темам).
• Календарный учебный график (режим обучения по данной программе при очной и заочной форме обучения)
• Организационно-педагогические условия обучения:
— организационно-педагогические условия аудиторного обучения (описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по программе) ;
— организационно-педагогические условия дистанционного обучения (описание видов занятий, реализуемых с применением дистанционной образовательной технологии).
• Формы аттестации (форма и трудоемкость промежуточной итоговой аттестации).
• Список литературы (перечень основной и дополнительной учебной литературы, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения программы, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся).
• «Тестовая база» (фонд оценочных средств для итоговой аттестации по модулю)
3. Лицензия на образовательную деятельность.
Выясните имеет ли учреждение лицензию на образовательную деятельность.
Ведь если у заведения нет лицензии на образовательную деятельность, то сомнительна качественная подготовка программы обучения и документ подтверждающий обучение не сможет выдать.
4. Документ об обучении.
Обратите внимание, с 1 сентября 2013 года в России отменены дипломы Государственного образца по окончании обучения на курсах повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки специалистов.
По окончании курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца образовательной организацией. Поэтому вы не можете требовать выдачи удостоверения государственного образца.
Справка:
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
5. Сроки обучения.
Образовательные организации предлагают разные варианты: краткосрочные курсы и долгосрочные. Это позволяет выбрать наиболее подходящий вариант как для начинающего специалиста, которому нужно больше разъяснений, так и для опытного, стремящего освежить имеющиеся знания. К тому же, если по профстандарту положено меньше часов обучения, то многие работодатели не видят смысла перевыполнять данный план.
В любом случае уже на стартовой отметке, чтобы выбрать правильный курс необходимо понимать: это должно быть повышение квалификации или профессиональная переподготовка. От данного решения будут зависеть требуемое количество часов и сроки обучения.
Например, повышение квалификации помогает усовершенствовать или обновить существующие знания, узнать новые тенденции в отрасли. Она, как правило, занимает от 16 до 100 часов. Самым оптимальным считается программы повышения квалификации от 72 часов.
Профессиональная переподготовка – это своего рода дополнительное образование, дающее возможность работать по новой специальности. Применяется в частности, когда требуется получить профильное высшее образование, при наличии высшего образования.
Такое обучение занимает в среднем от 500 часов.
6. Репутация.
Лучше всего о репутации расскажут отзывы. Причем изучать их на сайте самой учебной организации бессмысленно, необходимо посетить форумы, социальные сети или профессиональные порталы. Отзывы помогут избежать многих подводных камней при сотрудничестве с компаниями. Ведь если что-то идет не так, то люди стремятся выплеснуть свой гнев и во всех красках описать причину своего негодования. В идеале надежнее выбирать курсы по рекомендации коллег или друзей, которые уже недавно грызли похожий гранит науки.
Еще важно обратить внимание на время существования образовательной организации. Чем дольше работает заведение, тем больше ему можно доверять. Если же говорить о дистанционных курсах, то такое направление само по себе появилось не так давно, поэтому можно начинать доверять компаниям, работающим несколько лет.
7. Цена.
Стоимость курсов важный критерий оценки не только для понимания влезают ли они в выделенный бюджет. Обучение в хорошем заведении и квалифицированным педагогическим составом не может стоить мало. Конечно, дистанционное обучение само по себе стоит дешевле, но слишком низкая цена – это повод задуматься о возможном низком качестве курса. Чтобы убедиться в адекватности стоимости необходимо изучить программы на нескольких сайтах с аналогичными предложениями.
8. Местонахождение.
Время пути очень важно при выборе курсов, ведь длительные путешествия не будут напрягать только первые несколько поездок. Как правило, потом часы в дороге становятся камнем преткновения к тому, чтобы выбирать между работой, домом и учебой .
9. Качество курсов.
Качество курсов повышения квалификации — это один из самых сложных и важных вопросов. Для решения задачи рекомендуют тщательно изучить программу на весь период обучения. Следует проследить, чтобы в ней были практические кейсы, возможность получения реальных навыков, целесообразно оценить новизну предлагаемой информации. Если не уделять должного внимания данному критерию, то велика вероятность, что ожиданию не будут оправданы, а результатом обучения станет еще один негативный отзыв о данном способе профессионального развития.
Во многом качество курсов зависит от педагогического состава. Поэтому одним из ключей к успеху станет сбор информации о преподавателях. В идеале это должны быть успешные практикующие специалисты, обладающие реальными практическими кейсами. Такие люди смогут разъяснить методику в действии и обратить внимание на нюансы, которые необходимо учесть в работе. Стоит отследитьгде работают преподаватели, возможно, они где-топреподают и там тоже можно получить дополнительную информацию.
Еще один момент, по поводу новых специальностей появившихся в последние 5-10 лет, таких как интернет-маркетолог, SMM- специалист, дизайн и UX, веб-програмисты и т.п., ВУЗы в этом направлении заметно отстают по наличию программ обучения по данным специальностям, здесь господствуют частные образовательные центры дополнительного профессионального образования.
На что нужно обратить особое внимание при выборе учебного заведения?
1. Прежде всего на учебный центр, поскольку данные о нём будут указаны на удостоверении (дипломе) большими буквами на самом видном месте.
Мы рекомендуем выбирать учебные центры, которые завоевали общественное призвание и их свидетельства признаются во всех регионах. Например, Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» признаются аттестационными комиссиями во всех регионах РФ, потому что соответствуют всем установленным Министерством образования и науки РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).
2. Не связывайтесь с учебным заведением, которое сутками не отвечает на вашу заявку, на ваши электронные письма или даёт невнятную информацию по программе курсов и срокам обучения.
Такой сервис Вас ждёт на всём протяжении обучения. Наоборот, обратитесь в учебные центры, в которых Вас обслуживают оперативно и постоянно держат с вами связь.
3. Не обращайтесь в учебные заведения, на интернет-сайтах которых выложена скудная либо заведомо спорная или ложная информация о курсах, отсутствуют или недоступны файлы с учебным планом и рабочими программами.
4. Изучите предложенный Вам договор на обучение. Откажитесь от заключения договора в следующих случаях:
— в договоре не упоминается ни образовательная лицензия, на основе которой выдаётся итоговый документ об обучении, ни регистрационный номер образовательной лицензии;
— в договоре идёт речь об обучении либо о дополнительном образовании, но отсутствует чёткое указание, что Вы будете проходить повышение квалификации / профессиональную переподготовку по дополнительной профессиональной программе, по итогам которого Вы получите удостоверение о повышение квалификации или диплом о профессиональной переподготовке;
— в договоре идёт речь о консультационных услугах.
Как оценить эффективность пройденного курса обучения.
Любое обучение реализуется для достижения определенного результата, поэтому по окончании курса необходимо оценить, достигнут результат или нет. Оценка, как правило, очень индивидуальна, ведь цели на обучение все ставят разные, следовательно и методы измерения разнятся. Есть несколько традиционных методов оценки, выбор которых зависит от проблематики, которую решали курсами повышения квалификации.
1. Метод кейсов. Используя этот метод, в работе сотрудников искусственно создают такую ситуацию, в которой необходимо применение полученных знаний. Этот метод подходит, когда целью обучения было приобретение практических навыков. Оцениваются поведение специалиста, выработка решения и достигнутый результат. Если новые знания были применены и результат при помощи них достигнут за минимальное время либо повысился уровень сложности решаемых задач, можно судить об успехе пройденных курсов. В сбытовых подразделениях, например, часто используется метод «Тайный покупатель», позволяющий расставить все точки над «i».
2. Анализ изменения показателей. Способ оптимален, когда целью обучения было приобрети навыки, напрямую влияющие на финансовые результаты (например, количество продаж или учеников с красным дипломом) либо время выполнения задачи. Сотрудникам дается определенное время (испытательный срок), в течение которого они используют новые методы, знания и умения. По результатам периода оценивается динамика.
3. Анкетирование. Этот метод подходит для проверки теоретических знаний, если целью было восполнение информационных пробелов либо освоение какого-то блока информации. Для этого составляются вопросы, позволяющие отразить осознание полученной информации. Заранее определяется шкала оценки (бальная или процентная системы) и определяются пределы, при достижении которых можно будет смело судить о результате.
Скачать образец Анкета по оценке качества обучения.
В любом случае курсы повышения квалификации это эффективное вложение в персонал, а выгодным оно будет или нет, зависит от качества выбранных курсов и стараний ученика. Оценивая курсы по описанным критериям, можно взглянуть на них с разных сторон и увеличить шанс успеха данного предприятия.
hr-elearning.ru