Организация проведение экспертиза – Организация проведения товарной экспертизы

Содержание

ГОСТ Р 1.6-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы»

Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭ

files.stroyinf.ru

Порядок проведения экспертизы

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Арбитраж » Общие положения » Порядок проведения экспертизы

Основным требованием и основанием для назначения специалиста для проведения судебной экспертизы является наличие специальных знаний в определенной области.

При рассмотрении любого судебного дела арбитражные судебные органы должны соблюдать все законодательные требования и положения в отношении процессуальных тонкостей арбитражного судебного производства.

Для восстановления справедливости и обеспечения объективного судебного производства стороны разбирательства предоставляют доказательства, объясняют обстоятельства и выражают доводы, для уточнения и детализации которых часто назначается проведение экспертизы. Экспертные исследования должны осуществляться при условии соблюдения основных юридических принципов и норм.

Принципы проведения экспертизы и требования к эксперту

При проведении экспертных исследований должны соблюдаться ключевые юридические принципы.

Основным принципом проведения экспертных расследований является принцип независимости экспертных сотрудников.

Соответственно, эксперт должен оставаться независимым в процессе совершения любых профессиональных действий и не быть зависимым от следующих лиц:

  • граждан или организаций, которые назначили проведение экспертизы;
  • судьей;
  • прокуроров;
  • государственных органов, учреждений и объединений, которые оказывают влияние на экспертов с целью получения пользы для удовлетворения интересов прочих граждан;
  • лиц или учреждений, которые заинтересованы в результате судебного дела.

Эксперт обязан составить окончательное заключение, основанное на результатах проведенных ранее исследований, применяя специальные знания и навыки. Экспертные исследования должны проводиться на научной основе, а также в пределах указанной специальности. Другими принципами, которые должны применяться при проведении экспертных исследований, являются:

  • объективность;
  • комплексность и всестороннее рассмотрение аспектов дела;
  • полнота исследований.

Основным требованием и основанием для назначения специалиста для проведения судебной экспертизы является наличие специальных знаний в определенной области. Однако в экспертном заключении эксперт должен указывать следующие личные сведения:

  • образование;
  • специальность;
  • рабочий стаж;
  • наличие ученого звания или степени.

Поручение проведения экспертизы экспертам или экспертной организации

Экспертиза для уточнения и детализации доказательств, обстоятельств или фактов, которые необходимы для восстановления справедливости и проведения объективного судебного арбитражного производства, должна проводиться на основании поручения от имени руководителя государственного экспертного учреждения или прочими экспертами, которые обладают специальными знаниями и навыками. Эксперты государственных экспертных организаций не имеют права реагировать на поручения, в которых высказывается требование о необходимости проведения судебной экспертизы, полученные от любых органов или учреждений.

Исключением в данном деле является руководитель государственной экспертной организации.

Также запрещается осуществление экспертных действий в частном негосударственном порядке. В процессе составления и выдачи определения, в котором указывается назначение предстоящей экспертизы, арбитражный судебный орган должен руководствоваться следующей нормативной базой:

  • законами о проведении судебных экспертиз;
  • положением арбитражно-процессуального законодательства об обеспечении процессуальных прав участников судебного дела.

При поручении проведения экспертизы составляется соответствующее определение, в котором указываются следующие данные:

  • название экспертной организации, которая избрана для проведения экспертизы;
  • ФИО эксперта, которому данным определением, составленным руководителем экспертной организации, было поручено проведение экспертизы в рамках арбитражного судебного производства.

Поручение проведения экспертизы экспертной организации сопровождается не только составлением соответствующих определений, а также принятием мер для обеспечения полноценной реализации прав участников судебного разбирательства, которые выражаются в следующем:

  • возможность выражения отвода экспертов;
  • право на заявление ходатайства о привлечении прочих лиц в качестве экспертов в процесс исследований.

Возможность присутствия при проведении экспертизы лиц, участвующих в деле

Законодательством гарантируется возможность беспрепятственного присутствия всех участников судебного разбирательства в процессе осуществления судебной экспертизы.

Присутствие участников судебного разбирательства возможно на основании соответствующего разрешения, которое выдается арбитражными судебными органами.

В момент присутствия сторон разбирательства при проведении экспертизы участники процесса должны соблюдать следующие правила поведения:

  • стороны дела не могут вмешиваться в процесс экспертных исследований и препятствовать деятельности специалистов;
  • участники разбирательства имеют право давать объяснения в отношении предмета исследований;
  • стороны дела имеют возможность задавать экспертам вопросы, которые касаются непосредственно предмета судебного исследования.

Присутствие участников разбирательства запрещается при проведении комиссионной экспертизы в следующих случаях:

  • в процессе составления окончательного экспертного заключения;
  • в процессе формулировки выводов в отношении экспертного исследования;
  • в момент проведения совещания экспертов.

Если участники судебного разбирательства препятствуют экспертам или же мешают процессу проведения судебной экспертизы, то ответственный эксперт должен принять следующие меры:

  • приостановить процесс экспертного исследования;
  • заявить ходатайство об отмене разрешения на посещение экспертизы перед учреждением или должностным лицом, которое назначило проведение экспертизы и выдало разрешение на присутствие участника разбирательства при проведении судебной экспертизы.

Особенности проведения отдельных видов экспертиз

В производствах арбитражных судебных органов для уточнения или расследования обстоятельств назначаются различные виды экспертиз, при проведении которых требуется соблюдение законодательных норм. Наиболее распространенными видами экспертиз являются:

  • почерковедческая экспертиза
  • бухгалтерская
  • психиатрическая
  • товароведческая
  • строительно-техническая;
  • лингвистическая;
  • землеустроительная и др.

В зависимости от того, соответствует ли окончательное заключение эксперта следующим критериям: исчерпанность, обоснованность, мотивированность и др., экспертизы могут быть первоначальными или вторичными. Первоначальная экспертиза проводится на начальном этапе исследования, а вторичная экспертиза может потребоваться в случае необоснованности результатов первичных исследований. Дополнительная экспертиза проводится в случае недостаточности данных после проведения первоначальной экспертизы. Повторная экспертиза может быть назначена, если  судебные органы сомневаются в достоверности результатов первоначальной экспертизы.

advokat-malov.ru

Организация экспертизы : Консультация адвоката

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Организация экспертизы можеттом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями. Закон не требует, чтобы судебная (независимая) экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками государственных экспертных учреждений.

Судебные экспертизы производятся экспертами государственных и негосударственных экспертных учреждений, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами. Помимо государственных судебных экспертов, судебные экспертизы согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, процессуальным кодексам и КоАП РФ могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами и вызванные для дачи заключения. Такими судебными экспертами могут являться:

— пенсионеры, в прошлом сотрудники государственных экспертных учреждений;

— частные эксперты-профессионалы, у которых эта деятельность является основной;
— эксперты — сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений;
— работники неэкспертных организаций, обладающие необходимыми специальными знаниями.

Законодатель (ст. 41 ФЗ ГСЭД) распространил на судебно-экспертную деятельность частных экспертов и сотрудников негосударственных экспертных учреждений действие ряда статей ФЗ ГСЭД, где упоминаются государственные судебные эксперты. Если частный эксперт взялся за производство экспертизы и в его адрес вынесено постановление или определение суда, он обязан:

— не разглашать сведений, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведений, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведений, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
— исполнять обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Согласно ст. 16 ФЗ ГСЭД негосударственный эксперт не вправе:

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением лица или органа, ее назначивших;
— уничтожать объекты исследования либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

На негосударственных экспертов распространяется принцип независимости эксперта, согласно которому при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Выше уже отмечалась недостаточность правовой базы, регулирующей деятельность негосударственных экспертов. Если по отношению к государственным судебным экспертам профессиональные и квалификационные требования прописаны в ст. 13 ФЗ ГСЭД, то в отношении негосударственных экспертов такие требования ничем не предусмотрены. Для проверки уровня профессиональной подготовки государственных судебных экспертов создаются ведомственные экспертно-квалификационные комиссии.

Определение же уровня подготовки негосударственных экспертов, помимо упомянутой выше системы добровольной сертификации, ничем не регламентируется. Нам представляется, что необходимо законодательное закрепление единого подхода к определению профессиональных и квалификационных требований к государственным и негосударственным судебным экспертам. В противном случае правоприменитель будет неизбежно сталкиваться с трудностями выбора кандидатуры эксперта и оценки его компетентности.

Процессуальными кодексами и КоАП РФ выбор конкретного эксперта, которому поручается проведение экспертизы, не регламентирован. Законодатель предоставляет лицам, участвующим в деле, право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту. Суд должен рассмотреть подобные ходатайства и, руководствуясь нормами закона, либо удовлетворить их, либо отказать в удовлетворении.

Выбор конкретного эксперта для проведения экспертизы поручается судом руководителю государственного судебно-экспертного учреждения либо осуществляется самим судом из числа иных лиц, обладающих специальными знаниями. При выборе кандидатуры эксперта должны учитываться единые подходы и общие критерии, позволяющие отдать предпочтение тому или иному эксперту, проверить его компетентность и отсутствие оснований для отвода. На практике при выборе кандидатуры эксперта суд вынужден исходить из формальных сведений об образовании, занимаемой должности и практическом опыте данного лица. Однако сведения, сообщаемые об эксперте, не всегда находят свое документальное подтверждение.

Документы государственного образца: копии дипломов о высшем и послевузовском образовании, документы, подтверждающие стаж экспертной работы в данной отрасли области судебной экспертизы, наличие экспертных специализаций, нередко не представляются. Вместо этого фигурируют разнообразные свидетельства и справки о прохождении краткосрочных курсов и стажировок, которые выдаются различными фирмами, не аккредитованными в качестве образовательных учреждений.

Негосударственные эксперты нередко указывают вымышленные должности, отсутствующие в штатном расписании той организации, от имени которой они выступают. Так, одним из доказательств, используемых стороной обвинения для доказывания вины В. в совершении инкриминируемых ему деяний, явилось заключение эксперта фонографическо-лингвистической экспертизы Л. По ходатайству стороны защиты суд признал это доказательство недопустимым, полученным с нарушением установленного законом порядка. В заключении эксперта должны быть указаны сведения об эксперте, в том числе его образование, специальность, занимаемая должность и некоторые другие сведения, перечисленные в ст. 204 УПК РФ.

Вопреки этим требованиям в заключении эксперт Л. указала специальность, которой заведомо не обладает, — вместо полученной специальности «Русский язык и литература» указала несуществующую специальность «Филолог». Полученные Л. по окончании вуза ученые звания и степени не отменяют и не изменяют специальности, полученной при обучении. В соответствии с законом ученые степени и звания указываются отдельно от специальности. В заключении должна быть указана занимаемая экспертом должность. Согласно заключению эксперта Л. являлась руководителем экспертной службы ООО «ЦНТ», однако в штатном расписании данной организации такая должность не значилась. Сообщение же суду недостоверных сведений о занимаемой экспертом должности и штатном расписании явилось основанием для вынесения частного определения в адрес руководителя организации, в которой трудится эксперт.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении — наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

Анализ судебной практики показывает, что суд в момент назначения экспертизы не всегда должным образом выясняет вопрос о возможности ее проведения конкретным экспертом или в соответствующем экспертном учреждении. Это упущение приводит в дальнейшем к затяг

ceur.ru

Инструкция о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Приказ ФСБ России от 23 августа 1995 года №28

Инструкция о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333.

2. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения специальных экспертиз предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятия) на право осуществления ими работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее — специальная экспертиза), на территории Российской Федерации.

3. Специальные экспертизы предприятий выполняются по следующим направлениям:

а) режим секретности;

б) противодействие иностранной технической разведке;
в) защита информации от утечки по техническим каналам.

Организация проведения специальных экспертиз предприятий

4. Специальные экспертизы организуются и проводятся:

а) Федеральной службой безопасности Российской Федерации и территориальными органами безопасности, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органами на местах, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий;

б) отраслевыми аттестационными центрами министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, для проведения специальных экспертиз на подведомственных им предприятиях*;

—————-

* Отраслевые аттестационные центры при необходимости могут проводить специальные экспертизы вневедомственных предприятий

в) региональными аттестационными центрами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, а также администраций субъектов Российской Федерации, для проведения экспертиз на вневедомственных предприятиях.

5. Проведение специальных экспертиз осуществляется экспертными комиссиями.

Экспертные комиссии формируются при Федеральной службе безопасности Российской Федерации и территориальных органах безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органах на местах и аттестационных центрах.

В состав экспертных комиссий могут включаться представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, других министерств, ведомств и предприятий из числа специалистов, компетентных в соответствующих областях защиты государственной тайны (режим секретности, противодействие иностранной технической разведке, защита информации от утечки по техническим каналам) и имеющих необходимую форму допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Составы экспертных комиссий утверждаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с подразделениями, осуществляющими лицензионную деятельность, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или с их органами на местах.

6. Для проведения специальных экспертиз предприятия обращаются в Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в территориальные органы безопасности.

7. Обращение предприятия для проведения специальной экспертизы оформляется в произвольной форме и подписывается руководителем (или заместителем руководителя) предприятия.

В обращении указываются:

а) наименование и организационно-правовая форма предприятия, его юридический адрес, номер расчетного счета в банке;

б) ведомственная принадлежность предприятия и контактный телефон.

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации или территориальный орган безопасности на основании обращения предприятия о проведении специальной экспертизы с участием Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах дает соответствующее поручение аттестационному центру (экспертной комиссии в случае проведения специальной экспертизы Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности) и уведомляет об этом предприятие.

Сроки работы экспертной комиссии доводятся до руководства предприятия не позднее чем за 5 дней до ее начала.

9. Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем.

В акте специальной экспертизы дается заключение о готовности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о выдаче лицензии, которое направляется предприятием в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, территориальный орган безопасности.

10. Специальная экспертиза проводится по договору между предприятием и органом лицензирования или аттестационным центром, ее проводящим.

Основанием для заключения предприятием договора на проведение специальной экспертизы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, территориальным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Расходы по проведению специальной экспертизы относятся за счет предприятия.

Оплата работы членов экспертной комиссии осуществляется в порядке, установленном органом лицензирования или аттестационным центром, с которым предприятием заключался договор на проведение специальной экспертизы.

Порядок проведения специальных экспертиз предприятий

11. Специальные экспертизы проводятся путем оценки готовности выполнения предприятиями следующих условий:

а) выполнения требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

б) достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников по защите государственной тайны и защите информации;

в) наличия сертифицированных средств защиты информации.

12. Оценка готовности выполнения предприятиями требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений, предусматривает проверку:

а) наличия законодательных и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранной технической разведке и защите информации от утечки по техническим каналам, утверждаемых Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с учетом специфики деятельности предприятий;

б) наличия и качества разработки предприятиями документов, регламентирующих организацию и порядок проведения на предприятиях работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;

в) наличия в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны;
г) наличия аттестованных объектов информатики*, кроме органов

шифровальной службы.
—————-

* Под объектами информатики понимаются автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, предназначенные для обработки и передачи секретной информации, а также помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров.

13. Оценка достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников (кроме сотрудников шифровальной службы) по защите государственной тайны и защите информации предусматривает проверку их готовности выполнять следующие виды работ:

а) определение охраняемых сведений, демаскирующих признаков предприятия и его производственной деятельности;

б) проведение анализа возможностей технической разведки в отношении предприятий по добыванию сведений, составляющих государственную тайну;

в) выявление каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;

г) разработка мероприятий по защите сведений о предприятии и выпускаемой продукции, составляющих государственную тайну, и оценка их достаточности;

д) аттестование рабочих мест по всему технологическому циклу разработки, изготовления и испытания продукции, подлежащей защите;

е) контроль выполнения применяемых мер защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, в ходе проверки при необходимости оценивается достаточность проводимых предприятиями организационных и технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов Российской Федерации и нормативно-методических документов.

14. Оценка наличия сертифицированных средств защиты информации заключается в проверке прохождения предполагаемыми к использованию средствами защиты информации установленных процедур сертификации на выполнение требований по защите сведений соответствующей степени секретности.

Организация и проведение специальных экспертиз аттестационных центров

15. Отраслевые аттестационные центры создаются совместным решением министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Региональные аттестационные центры создаются совместным решением Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Это решение принимается также совместно с администрацией субъекта Российской Федерации, если она обратилась в указанные органы с предложением о создании такого центра.

Отраслевые и региональные аттестационные центры получают лицензии в установленном порядке.

16. Специальные экспертизы аттестационных центров проводятся экспертными комиссиями, сформированными из специалистов Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах.

17. Состав экспертной комиссии формируется Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органами на местах.

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации

М.Барсуков

от 23 августа 1995 года N 28

СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель                  Первый заместитель директора
председателя государственной        федерального агентства
технической комиссии при            правительственной связи и
Президенте Российской               информации при Президенте
Федерации                           Российской Федерации

                    В.Беляев                             А.Орлов

 5  июля 1995 г.                     31  июля 1995 г.

Текст документа сверен по: официальная рассылка

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *