При перевозке – Просклонять существительное ПЕРЕВОЗКА (изменение по падежам и числам)

Содержание

Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом

Меры безопасности при перевозке грузов являются важным условием успешной транспортировки. Несоблюдение особых требований может привести к повреждению груза, травмированию окружающих. Перевозка такого товара регулируется разными нормативными актами. Перемещение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) осуществляется лишь на автотранспорте, имеющем соответствующую грузоподъемность. При повышенной нагрузке ухудшаются параметры безопасности машины, что негативно сказывается на маневренности и управляемости.

Правила перевозки грузов автотранспортом.

Правила перевозки

Если в транспортировке нуждаются длинномерные грузы, их располагают равномерно на поверхность прицепа. Груз, имеющий меньшую длину, всегда требуется располагать сверху, а больший – снизу. Правила техники безопасности перевозки груза допускают, что он может выступать за пределы кузова, но имеет условие. Так данный выступ может быть по длине третьей частью поверхности груза. При превышении выступа груз располагается по диагонали или перемещается на более длинный прицеп. Обеспечение безопасных условий перевозок грузов заключается и в перемещении тяжёлого малогабаритного груза в переднюю часть машины. При перевозке такого негабаритного груза (до 20 тонн) следует придерживаться скорости на дороге и на мосту 60 и 15 км/ч соответственно.

При перевозке ТМЦ машиной, грузоподъёмность которой составляет 10 тонн, осуществляется рациональное использование её вместительности в пределах подъёмности груза. Для легковесного груза используют специальные борты, что предотвращает его высыпание. Тяжеловесный груз транспортируют на машине, имеющей петли, гидроборты, рамы, проушины.

Безопасная погрузка

Отправитель отвечает за погрузку, грузовой расчет, грамотное распределение груза, а на плечи получателя возлагается ответственность за снятие укрытия, процесс разгрузки, чистки машины. При необходимости все эти задачи может взять за себя транспортная компания, но только после договорённости. Погрузка груза выполняется только после его расчета. Чтобы гарантировать ТМЦ максимальную сохранность при погрузке и выгрузке, укладка должна характеризоваться надёжностью. Такие работы выполняются с помощью автоматизированной техники или ручным способом, если масса ТМЦ до 50 кг. Требования безопасности процесса погрузки ручным методом:

  • Острые, колющие предметы переносят в специальных чехлах, пеналах;
  • Необходимо надевать перчатки во время работы с упаковками, имеющими жесткую поверхность;
  • Если тара ТМЦ повреждена и из неё торчат режущие предметы, тогда переноска в таких условиях запрещается;
  • Стеклянный груз устанавливается на специальные подставки;
  • Для досок применяют подпорки, это исключает их повреждение.

Обязанности шофера

Безопасность перевозки грузов заключается и в определённых действиях водителя, предназначенных для подготовки машины, которые включают:

  1. Подготовка машины;
  2. Обязательный медосмотр перед поездкой;
  3. Подача машины, погрузка, выгрузка.

Шофёр должен обеспечить чёткую работу машины, не отклоняться от курса, не превышать скорость, соблюдать все нормы, правила безопасности грузоперевозок. Исходя из регламента рабочего времени, водитель не должен работать более 40 часов в неделю. При пятидневке рабочий день составляет 8 часов, при шестидневке – 7 часов. Но при междугороднем сообщении допускается увеличение рабочего времени до 12 часов. Такая трудовая деятельность имеет свои особенности:

  • Если перевозка совершается на протяжении одной смены, компания-перевозчик предоставляет одного водителя;
  • Если маршрут характеризуется протяжённостью более 250 км, машина обслуживается двумя водителями;
  • При сменно-грузовой транспортировке применяется несколько машин, за каждой из которых закреплена группа водителей.

Шофер, занимающийся транспортировкой автомобильным транспортом должен в обязательном порядке знать правила перевозки грузов, как работают механизмы, устройства, обслуживающие машину, уметь выявлять, устранять неисправности, возникающие во время эксплуатации автомобиля.

Опасный груз

К такому виду груза относят вещества, изделия, которые во время перевозки могут создавать угрозу для жизни, здоровья человека, окружающей среды. Процесс принятия груза производится по массе, он должен быть проверен на наличие маркировки на таре. При транспортировании должна иметься система информирования об опасности:

  • Особый окрас, надписи;
  • Информационные таблички для обозначения машин;
  • Аварийная карточка для определения своевременных мер, направленных на во ликвидацию последствий.

Работа с опасным грузом

Погрузка и разгрузка выполняются с особой осторожностью, к главным требованиям относят:

  • Не допускаются удары, давление;
  • Двигатель выключается;
  • Выполняется на специальных постах;
  • Запрещается присутствие посторонних лиц;
  • Не осуществляется при грозе;
  • Не допускается применение грузозахватных приборов, так как имеется риск повреждения тары или ее падения;
  • Бочки перемещаются на специальных трапах, настилах;
  • Бутылки перемещаются с помощью тележек;
  • Работа осуществляется не ближе 125 км. от жилых зданий, от магистральной дороги – 50 км.;
  • Территория во время гололёда посыпается песком.

Требования к процессу перевозки

Транспортировка такого вида груза имеет скоростные ограничения, которые устанавливаются ГИБДД во время согласования маршрута. Если оно не требуется, тогда в учёт берутся ПДД и такие требования:

  • На ровной дороге следует держать дистанцию 50 м.;
  • При горных условиях – 300 м.;
  • Когда имеет место быть плохая видимость в 300 м., перевозку отменяют.

Водители должны останавливаться только в 200 м. от жилых зданий. Когда выполнена стоянка, в машине включается стояночный тормоз, а если это осуществлено на уклоне – противооткатный упор. Если до пункта назначения более 500 км., машина должна характеризоваться наличием запасного бака для топлива. Автомобиль с грузом повышенной опасности сопровождается впереди машиной, имеющей проблесковые маячки.

Требования к машине

Опасный груз перевозят лишь в специальных автомобилях:

  • Для взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ он имеет выпускную трубу глушителя с выносом перед радиатором. Допускается её вывод в правую сторону за пределы кузова, цистерны, топливной коммуникации;
  • Топливный бак отделяется от аккумулятора, для этого может использоваться непроницаемая перегородка. Удаление нужно делать и от двигателя, электропроводов, выпускной трубки. Помимо прочего, бак оснащается защитным кожухом;
  • Кузов-фургон должен быть закрыт, характеризоваться прочностью, наличием системы вентиляции. Для его внутренней обивки применяют трудновоспламеняющийся материал;
  • Вся длина цистерны оснащается бампером, предотвращающим удар;
  • Вспомогательное приспособление цистерны, находящееся вверху, имеет защитную конструкцию – усиленные кольца, колпаки, поперечные и продольные элементы;

В машине должны быть исправлены огнетушитель, ручной ремонтный инструмент, противооткатный упор, мигающие фонари автономного питания. Должна быть и аптечка с препаратами, нейтрализующими опасные перевозимые вещества.

Особенности упаковки

Опасный груз перевозится лишь в специальной таре, упаковке. Их материал подбирается с учетом специфических свойств груза, характеризуется наличием инертного покрытия. Пластмассовая тара должна отличаться непроницаемостью, не размягчаться, не становиться хрупкой из-за воздействия температуры. При использовании картонных ящиков нужно обратить внимание на их прочность, водоустойчивость. Используя стеклянные бутылки и металлические тары, следует проверять их герметичность. Сосуды, в которых транспортируют жидкости, заполняются не до конца. Тара надежно крепится в кузове, допускается совместная упаковка разных опасных веществ.

Что делать при аварии

При возникновении аварии водитель должен выполнить такие действия:

  • Не подпускать к месту ДТП посторонние лица;
  • Сообщить ГИБДД;
  • Вызвать на место инцидента аварийную бригаду;
  • Оказать первую помощью, если есть пострадавшие;
  • Ликвидировать последствия;

Соблюдение техники безопасности при транспортировке любого груза поможет не только сохранить его целостность, но и избежать непредвиденных ситуаций, которые могут нести опасность для природы, жизни и здоровья человека. Особенно важно соблюдение правил при транспортировке опасного груза.

econom-trans.ru

Значение слова ПЕРЕВОЗКА. Что такое ПЕРЕВОЗКА?

  • ПЕРЕВО́ЗКА, -и, ж. Действие по знач. глаг. перевезти — перевозить1. Морские перевозки грузов.[Якуты] занимаются перевозкой пассажиров и клади, летом на лошадях, а зимой на собаках. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

(электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • перевозка

    1. действие по значению гл. перевозить, перевезти; перемещение кого-либо, чего-либо с помощью транспорта

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму, как устроен ваш мир.

Вопрос: командующий — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

kartaslov.ru

Учет расходов при перевозке грузов

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк по форме № 1-Т, который утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель). Данные этого раздела служат основанием для списания товаров у продавца и оприходования их у покупателя (грузополучателя). Транспортный раздел заполняют продавец и водитель. На основании данных этого раздела автоперевозчик и продавец рассчитываются между собой. Товарно-транспортную накладную нужно составлять для каждого покупателя и на каждую поездку автомобиля. Если на одном автомобиле одновременно перевозят несколько грузов в адрес разных покупателей, то накладную необходимо оформить для каждого отдельно.

За перевозку грузов взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 796 ГК РФ ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу товара за весь период поездки и до выдачи его грузополучателю с момента принятия груза и всех документов возлагается на перевозчика.

На практике применяются различные варианты транспортных перевозок, рассмотрим некоторые из них с точки зрения поставщика и покупателя.

  Покупатель заключает договор перевозки с транспортной организацией

У транспортной организации данный договор представляет собой договор оказания услуг по основной деятельности с отражением всех доходов на счете 90 «Продажи».

У покупателя услуг расходы на доставку отражаются в зависимости от принятой учетной политики. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н (далее — Методические указания), предусмотрены три варианта учета транспортных расходов при приобретении МПЗ:

  • отнесение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме МПЗ, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Если удельный вес транспортных расходов составляет не более 10% к учетной стоимости МПЗ, их можно списать непосредственно на счета расходов (п. 88 Методических указаний).

Для целей налогового учета  расходы на доставку товаров до склада относятся к прямым расходам, подлежащим распределению на остаток не реализованного на конец отчетного периода остатка товаров (ст. 320 НК РФ). Что касается прочих материалов, то сумма транспортных расходов подлежит включению в их первоначальную стоимость (п. 2 ст. 254 НК РФ).

В случае когда объектом доставки являются основные средства, расходы на доставку подлежат включению в их первоначальную стоимость (п. 12 ПБУ 6/01). Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 257 НК РФ и для целей налогового учета.

Доставку товара осуществляет поставщик

Если обязанность по доставке товара лежит на поставщике, то в такой ситуации условия доставки и вид транспорта, которым она будет осуществляться, поставщик вправе определить самостоятельно. Вместе с тем стороны могут обговорить это в договоре поставки. При этом данные условия становятся для поставщика обязательными (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

Перевозки грузов автомобильным (грузоподъемностью свыше 3,5 т), железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом подлежат лицензированию. Это предусмотрено Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако в Законе есть исключение из общего правила, в соответствии с которым не требуется лицензия для перевозки грузов автомобильным транспортом для собственных нужд организации. Является ли у поставщика доставка груза по договору поставки перевозкой для собственных нужд? Скорее всего, нет, так как груз доставляется покупателю. Поэтому, обговаривая доставку товара, следует запросить у поставщика лицензию.

Стороны могут отразить стоимость доставки двумя способами:

  • включить в цену товара. В этом случае стоимость доставки учитывается в составе выручки от реализации товара;
  • отразить ее сверх цены товара. При таком варианте поставщик должен в бухгалтерском и налоговом учете отразить выручку от оказания транспортных услуг. Причем расходы, связанные с доставкой товара, являются для поставщика косвенными, а не прямыми, как у покупателя.
У покупателя порядок учета транспортных расходов будет такой же, как и в случае заключения договора с транспортной организацией.

Доставку товара осуществляет сторонняя организация по договору с поставщиком

Часто в договорах поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, но за счет покупателя. Как правило, под этой формулировкой понимается следующее: поставщик заключает договор перевозки с транспортной организацией и перевыставляет счета за оказанные услуги покупателю.

Поскольку в данной ситуации поставщик действует в интересах другого лица, то некоторые специалисты рассматривают такую услугу, как услугу экспедитора (т.е. как посредническую деятельность). Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.

Другая точка зрения нашла свое отражение в письме Минфина России от 10.03.05 г. № 03-03-01-04/1/103. Согласно письму, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Что касается налогового учета, в случае когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза будет являться расходом, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций. При превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю возникает налоговая база по налогу на прибыль.

  Покупатель доставляет свой товар

В данной ситуации лицензия покупателю не требуется, поскольку перевозка осуществляется для собственных нужд.

Все расходы по доставке товара подлежат учету, так же как и в предыдущих вариантах, в зависимости от выбранной учетной политики. Однако вести учет будет несколько труднее из-за более сложного документооборота. Вместо одного документа транспортной организации потребуются: транспортный документ, путевые листы (для обоснованного списания топлива), первичные документы по учету самого топлива и т.д. При соответствии расходов условиям ст. 252 НК РФ они учитываются для целей налогообложения прибыли.

На практике довольно часто возникают проблемы с определением налоговой базы по НДС при международных перевозках.

В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ до 1 января 2006 г. местом реализации услуг по перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом являлось место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги).  По морским перевозкам местом реализации услуг признавалась Российская Федерация, если порт погрузки или порт назначения находились в России.

С 1 января 2006 г. порядок определения места реализации транспортных услуг уточнен. В соответствии с п. 4.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. Таким образом, для признания местом реализации услуг по международным перевозкам территорию России необходимо одновременное выполнение двух условий: услуги оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.

Автор — юрист ЗАО «Гориславцев и К.Аудит»

www.klerk.ru

Перевозка сложных грузов: какие типы бывают и что нужно предусмотреть при их транспортировке

Степень сложности организации транспортировки любых грузов на различных направлениях тем или иным видом транспорта может сильно отличаться. 

Например, товары, которые можно загрузить в стандартный контейнер или полуприцеп,  но которые по габаритам не помещаются в типовой авиационный контейнер для перевозки регулярными пассажирскими рейсами, легко можно транспортировать морем, но почти невозможно доставить авиасудами. К таким грузам относятся холодильники, металлические трубы и арматура длиной 10-12 м, промышленные станки, легковые автомобили и т.д. 

Кроме того, организация перевозки может быть значительно усложнена, если товары  нужно привезти в очень сжатые сроки к определённому времени.

В целом, сложные для перевозки грузы можно условно разделить на две основные категории: высокостоимостные товары и грузы, требующие специальных условий доставки.

Снизить риски порчи высокостоимостных грузов при их перевозке, не требующей специальной лицензии, можно либо за счет оформления дополнительной страховки от всех возможных рисков при транспортировке, либо привлекая вооруженную охрану, которая будет сопровождать товары на всем пути их следования к получателю. 

При доставке могут использоваться и некоторые технические средства, позволяющие защитить груз от вскрытия. Так, при авиационных перевозках дорогостоящие товары дополнительно упаковывают в плотные мешки и опломбировывают их. При мультимодальных, контейнерных и автомобильных перевозках применяют дополнительные пломбы: тросовые, даблсил, трэксил, различные «умные» gps/gsm-пломбы.  

Также существует большое количество грузов, требующих специальных условий доставки.

Соблюдение температурного режима перевозки

В процессе технической реализации необходимых условий транспортировки нужно знать диапазон допустимых температур при перевозке того или иного товара и транзитное время доставки. 

Например, в одном случае, когда просто достаточно не заморозить груз при перевозке на небольшое расстояние, допустимо использовать изотермические транспортные средства (ТС). В другом случае необходимо транспортировать продукцию в режиме глубокой заморозки (не выше -18°С) и использовать только рефрижераторные ТС. 

Некоторые группы товаров, такие как, лекарственные средства и биологические образцы, нужно доставлять только со строго выдержанной определённой температурой с помощью валидированных рефрижераторных ТС. Такие транспортные средства должны быть оснащены температурными логгерами, и должны быть способны точно поддерживать заданную температуру во всех точках кузова. 

Разумеется, что чем более жёстко нужно поддерживать определенный режим перевозки, тем это сложнее осуществить с технической точки зрения. Соответственно, себестоимость такой доставки не может быть низкой.

     

Перевозка опасных грузов

Правила транспортировки опасных грузов (ОГ) различными видами транспорта подробно описаны и регламентируются соответствующими документами (ДОПОГ, МОПОГ, ППОГЖД, БПОГВ ИКАО). Каждый перевозчик или экспедитор должен помнить, что строгое соблюдение всех этих правил и технических условий – единственный способ обезопасить себя, других людей и окружающую среду от тяжёлых последствий, к которым может привести нарушение данных норм. Весь технический персонал, участвующий в процессе доставки ОГ, должен пройти специальное обучение и иметь документ, допускающий до работы с опасными грузами. Выбор ТС и средств защиты при перевозке таких грузов зависит от класса их опасности (то есть от физико-химических свойств груза) и группы упаковки.

Перевозка особо хрупких грузов 

К этой категории относят не только легко бьющиеся товары, но и особо ценное и высокоточное оборудование, требующее деликатной транспортировки для сохранения работоспособного состояния. Такие грузы имеют определённые ограничения в выборе типа транспорта, маршрута доставки, условий перегрузки. 

Примеры такого оборудования – аппараты МРТ, некоторые дорогостоящие серверы и системы хранения электронных данных,  которые нужно предохранять от резких толчков при разгоне и торможении ТС. Также следует избегать больших отклонений  оборудования от горизонтального положения при перевозке и перегрузе. 

В особых случаях изготавливается специальная технически сложная транспортная тара, сохраняющая приборы в работоспособном состоянии в процессе доставки.


       

        

Перевозка негабаритных и сверхтяжёлых грузов

К этой категории относятся любые грузы, не проходящие по габаритам в дверной проём стандартных транспортных средств или превышающие максимально допустимую загрузку таких ТС. 

Например, размеры негабаритного груза вместе с автомобилем, как правило, превышают хотя бы один из параметров: высоту 4 м, ширину 2,55 м или длину 20 м. Для доставки таких грузов используют специальные транспортные средства и приспособления для перегрузки. Часто нужно получать разрешение государственных дорожных служб на перевозку негабаритных или сверхтяжёлых грузов по конкретному маршруту, согласовывать возможности портовых и железнодорожных терминалов по перегрузке. 

Для транспортировки таких товаров по железной дороге требуется согласование схемы погрузки и крепления грузов на платформе с управлением железной дороги. Провозной тариф при такой перевозке зависит от степени негабаритности груза. 

Различают шесть степеней нижней и боковой негабаритности и три степени верхней негабаритности. Самыми сложными и дорогостоящими доставками являются перевозки сверхнегабаритных и сверхтяжёлых грузов, доставить которые на дальние расстояния можно только водным транспортом.       

О некоторых негабаритных перевозках можно снять даже фильм. Один из таких примеров – это доставка из Москвы в феврале текущего года нового зеркала для  крупнейшего в России большого азимутального телескопа в обсерваторию на Северный Кавказ. Груз был сверхнегабаритным по ширине, доставлялся в специальном саркофаге по сложному маршруту в объезд загруженных дорог и разгружался специально сконструированным для него краном. 

 ***

В любом случае, какой бы сложности не был груз, у задачи его перевозки всегда есть две стороны. Первая – это физико-технические характеристики самого груза, а вторая – это желание грузовладельца оптимизировать стоимость его доставки, приняв часть рисков на себя. Решив сэкономить на перевозке дорогостоящего или требующего специальных условий транспортировки товара, грузовладелец должен всегда рационально взвешивать риски, которые он может получить из-за экономии на доставке.

Алексей  Подчуфаров

руководитель отдела интермодальных перевозок Itella  в России

new-retail.ru

Перевозки сборных грузов автомобильным транспортом

В настоящее время ведётся активная торговля на внутреннем и международном рынке. Причём далеко не всегда товар заказывается крупными партиями. Нанимать для перевозки продукции в небольших объёмах целое транспортное средство совершенно невыгодно. Поэтому всё популярнее становятся услуги по автоперевозкам сборных грузов. Это отличная возможность для заказчика сэкономить на доставке. При этом сами грузоперевозчики получают внушительную прибыль, поскольку могут одним маршрутом выполнить сразу несколько заказов от разных клиентов. У автоперевозок сборных грузов есть свои неоспоримые преимущества. Но также не стоит забывать о важных особенностях организации такого процесса. Чтобы транспортировка была выгодной для всех сторон, требуется грамотно выполнять все требования и правила по перевозке сборного груза с помощью автомобильного транспорта.

Нюансы перевозки сборных грузов автомобильным транспортом.

Что это

Сборный груз считается одним целым до момента доставки к конечной точке. При этом количество перевозимых предметов строго определяется заранее. Так транспортная компания может экономить ресурсы на перевозках, а также привлекать большое число клиентов. Сборный груз может включать в себя различные вещи, предметы и товары, которые отличаются между собой по размерам, форме, составу и прочим характеристикам. Если транспортировка осуществляется на большие расстояния, могут использоваться специальные сборные контейнеры, позволяющие перегружать их с машин на другие виды транспорта.

Предметы, входящие в сборные грузы, распределяются согласно международной классификации. Тем самым удаётся грамотно рассортировать и распределить по группам все товары. В зависимости от спецификации груза, используются особые условия для дальнейшей транспортировки. С помощью автомобильных перевозок сборных грузов осуществляется огромный товарообмен внутри страны и между различными государствами. Если смотреть на грузоперевозки с позиции оптимизации расходов на них, то самыми эффективными считаются генеральные грузы, которые подразумевают доставку крупных партий. Но иногда партия товара имеет небольшой размер. Поэтому отправлять её в формате генерального груза слишком затратно. Для таких целей используется автодоставка сборных грузов, то есть товары разных клиентов объединяются в единый груз. Сортировку осуществляют на специальных складах.

Перевозкой сборных грузов следует считать транспортировку различных по габаритам и иным характеристикам товаров, принадлежащих разным клиентам, по единому маршруту и на одном транспортном средстве. Поскольку сборные грузоперевозки сокращают финансовые и прочие затраты перевозчика, это позволяет снижать тарифы для каждого отдельного клиента. Ведь всё равно транспортная компания получает суммарную выгоду от всех своих клиентов, которые воспользовались одним их транспортным средством.

Важно понимать, что такой вид грузоперевозок приносит выгоду различным клиентам:

  • Представители малого бизнеса. Они продают товары небольшими партиями, проверяют уровень спроса продукции путём использования ограниченного количества продукции с дальнейшим увеличением грузопотока;
  • Средний бизнес. Сборные виды грузоперевозок позволяют повысить эффективность оборотных средств;
  • Крупные предприятия. С помощью сборных перевозок они часто отправляют новые образцы своей продукции, либо же пробуют свои силы в новых направлениях.

При этом сборные грузы не могут организовываться на основе несовместимых между собой товаров. Потому нельзя одной партией отправлять скоропортящиеся продукты и товары, предназначенные для длительного хранения, металлические и хрупкие предметы, жидкости и одежду. Одним из самых сложных моментов сборных грузоперевозок на автотранспорте считается таможенное оформление. Поэтому сопровождение товара следует доверять квалифицированным специалистам. Именно сложностью таможенного оформления обусловлен тот факт, что далеко не все транспортные и экспедиционные отечественные компании готовы предоставлять услуги по доставке сборного груза.

Основные преимущества

Столь распространённые перевозки сборных грузов автотранспортом не имели бы такой популярности без весомых преимуществ. Но специалисты выделяют три основополагающих достоинства, которых оказывается более чем достаточно для объяснения популярности и сохранения актуальности такого вида транспортных грузоперевозок, как транспортировка на автомобилях.

  1. Сроки доставки. Во многом это обусловлено грамотно продуманной логистикой и умением транспортной компании организовать оптимальную схему маршрута для быстрой доставки груза всем клиентам одним транспортным средством. Поэтому выбирать следует только профессионалов. Такие компании позволяют в любой момент предоставить информацию о месте нахождения груза и осуществлять контроль на всех этапах доставки.
  2. Финансовая выгода. Это ключевое и неоспоримое преимущество, которым обладает доставка сборных грузов по России и на международном уровне автотранспортом. Клиент оплачивает только определённое место в грузовой машине, которое занимает его товар. То есть оплачивать весь автомобиль нет необходимости, поскольку эта стоимость выплачивается всеми клиентами. В результате заказчик оплачивает небольшую сумму в сравнении с заказом целого транспортного средства, но получает свой товар быстро и без задержек.
  3. Работа с небольшими партиями. Основной особенностью сборного груза является то, что он формируется из небольших партий товаров. Поэтому за один рейс можно организовать транспортировку заказов от большого числа клиентов. Это сокращает расходы заказчиков, но одновременно с этим повышает уровень прибыли для грузоперевозчика.

Но не стоит забывать, что у такой услуги есть свои особенности, которые можно считать недостатками. В основном они проявляются, когда за работу берётся малоопытная или безответственная транспортная компания, сотрудники которой точно не являются профессионалами в своём деле. Основные проблемы возникают при:

  • Формировании сборного груза. Для этого требуется иметь грамотных специалистов по логистике, экспедиторов и иных сотрудников, которые способны формировать единую партию грузов из товаров разных клиентов. Ведь крайне важно, чтобы перевозимая продукция были совместимой, а не приводила к порче или повреждению друг друга;
  • Таможенном оформлении. Каждый грузоотправитель обязан предоставлять детальные сопроводительные документы. Возникновение проблем по любому из товаров приводят к серьёзным задержкам на таможенных постах. Если таможенная служба не разрешает ввоз или вывоз одного из товаров из сборного груза, задерживается вся машина. Но опытные транспортные компании для таких случаев предусматривают вариант с выгрузкой проблемного товара до решения вопросов с ним, в то время как остальной груз, прошедший все таможенные процедуры оформления, отправляется дальше согласно маршруту своего движения.

Это в очередной раз подтверждает тот факт, что сборные грузы следует доверять только настоящим специалистам, которые сумели проявить себя в этом сегменте автоперевозок. Иногда проверить транспортную компанию на профпригодность удаётся только путём личного опыта сотрудничества с ней. Но не лишним перед выбором компании почитать отзывы и поинтересоваться мнением клиентов, которые пользовались услугой того или иного перевозчика, занимающегося сборными грузами.

Этапы грузоперевозок

Для всех сторон важна грамотная организация перевозок сборных грузов автомобильным транспортом. Не стоит считать, что ответственность лежит исключительно на самой транспортной компании. Здесь также есть и требования, предъявляемые к заказчикам и конечным получателям товара. По России и в международном формате грузоперевозки сборного груза во многом похожи на доставку генерального груза. Но есть определённая разница между этими процедурами, проявляющимися на начальном и завершающем этапе транспортировки. Существует несколько шагов, направленных на организацию транспортировки от получения заказа до доставки получателям. Потому все автомобильные перевозки сборных грузов подразумевают следующие обязательные этапы транспортировки.

  1. Заказ. Сначала транспортная компания получает заказы от клиентов, на основе которых формируется конечная партия сборного груза. Чем больше заказов и чем быстрее сотрудникам удаётся их обрабатывать, тем скорее автотранспорт будет отправлен в рейс. Поэтому самим перевозчикам крайне важно наладить эффективную работу на начальном этапе по сбору заказов.
  2. Консолидация груза. Так называют процесс создания сборного груза на специальных складах. Довольно часто эту работу выполняет грузоперевозчик, а не грузоотправители. Обусловлено это тем, что заказчики не хотят брать на себя дополнительные финансовые расходы. Особенно, если эти расходы не входят в общую стоимость продукции. Поэтому транспортные компании должны иметь собственные склады для консолидации. Именно там заполняют грузовые отсеки транспортных средств совместимыми между собой грузами.
  3. Складская обработка. Когда были определены партии товаров, которые объединят в сборный груз, их следует подготовить. Складская обработка подразумевает упаковывание или переупаковку с последующим обозначением, маркированием, сканированием и пр. Так исключается попадание несовместимых грузов в одну машину, а также груз распределяется по автомобилю в зависимости от этапа его выгрузки. 
  4. Формирование партий груза. Некоторые товары следует выгружать раньше, другие позже. Чтобы перевозчику не пришлось разгружать весь товар, добираясь до загруженного в самый конец машины груз, его нужно разместить с учётом маршрута и возможной выгрузки на этапе следования автотранспорта до конечной точки.
  5. Создание маршрута. Чтобы обеспечить быструю и эффективную доставку с минимальными затратами со стороны грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, отдел логистики транспортной компании составляет оптимальный маршрут движения машины. Учитывается состояние дорог, наличие закрытых участков для тяжеловесных фур, прохождение через точки выгрузки товаров и пр. Перевозчику будет крайне невыгодно отправлять груз в одну точку, затем возвращаться назад, а потом снова двигаться вперёд по заданному маршруту.
  6. Подготовка сопроводительных документов. Ни один товар не может быть отправлен в составе сборного груза без сопроводительной документации. Её обязан предоставить грузоотправитель. В бумагах указываются все характеристики и спецификации груза, его габариты, количество, данные о получателе и пр. Всё это регламентируется соответствующими законами и правилами. Нарушения в сопроводительной документации могут спровоцировать ряд серьёзных проблем. Особенно при прохождении этапа таможенного оформления.
  7. Таможенное оформление. Если грузоперевозки осуществляются между странами, автомобиль со сборным грузом обязательно проходит таможенные посты. Это считается наиболее важным, ответственным и сложным этапом в вопросе международных перевозок, поскольку сборный груз оформляется достаточно долго и имеет множество нюансов.
  8. Доставка. Сборные грузы зачастую доставляют к складам временного хранения или непосредственно к получателям груза. Грузовладелец, которому доставляется товар, должен предварительно определить, какая схема доставки будет для него наиболее оптимальной.

Транспортные компании, которые оказывают услуги по доставке сборных грузов, обязательно страхую перевозимый товар, а также оказывают непосредственную помощь в вопросах таможенного оформления.

Прохождение таможенных процедур можно доверить и собственному специалисту либо отдельной компании, которая занимается предоставлением таких услуг. Но с точки зрения финансовых затрат это не самое выгодное решение, поскольку так заказчик отдельно оплачивает услуги транспортной компании и таможенного брокера. Практика наглядно показывает, что работа с транспортными организациями, оказывающими поддержку в таможенном оформлении, более выгодна и эффективна, поскольку у них есть налаженные маршруты и отработанные схемы по ускорению процесса прохождения всех таможенных процедур.

Нюансы и ответственность при сборных грузоперевозках

Всего существует несколько схем, согласно которым осуществляется перевозка сборного груза. А именно:

  • склад-дверь;
  • дверь-дверь;
  • склад-склад.

Чаще всего, как показывает статистика грузоперевозок, клиенты отдают предпочтение доставке под ключ, то есть от двери до двери.

Клиенту следует указать адрес, где груз находится, а также адрес конечной доставки. В роли заказчика выступают отправители, получатели или представители третьей стороны, то есть посредники. С вопросами оплаты ситуация аналогичная. При расчёте стоимости грузоперевозок сборного типа довольно активно применяют понятие объёмного веса, где 1 кубический метр соответствует 166 килограммам. В случае с негабаритными грузами применяются специальные тарифы, установленные транспортной компанией.

Если транспортировка выполняется не под ключ, тогда владелец груза обязан заранее обсудить и согласовать вопрос оказания всех дополнительных и сопутствующих услуг. В противном случае конечная стоимость грузоперевозки может оказаться значительно выше, нежели клиент предполагал изначально. Каждая сторона несёт определённую ответственность за перевозку сборного груза при использовании автомобильного транспорта. Здесь различают ответственность заказчиков и исполнителей, то есть транспортных компаний. Со стороны заказчика действуют следующие нюансы ответственности:

  • Упаковка и содержимое. Они должны обязательно соответствовать друг другу. Упаковку следует использовать сухую и чистую, которая исключает свободный доступ к грузу, а также гарантирует его целостность при перевозке автотранспортом;
  • Таможенные процедуры. Чтобы пройти все этапы таможенного оформления, заказчик обязан предоставить копии и оригиналы всех документов в соответствии с установленными правилами;
  • Информация о грузе. Следует обеспечить перевозчика корректной и полной информацией о перевозимом товаре в составе сборного груза. Также предъявляются дополнительные данные и документы при возникновении потребности в таковых.

Но ответственность есть и со стороны транспортной компании, которая занимается перевозками сборного груза автомобилями. Перевозчик должен:

  • Вовремя выставлять счета за оказанные услуги, предъявлять счёт-фактуры и акты о выполненной в соответствии с договором работе;
  • Возмещать убытки, если произошли утеря или порча груза по вине грузоперевозчика. Размер компенсации при этом не должен превышать заявленную в документах ценность перевозимого товара;
  • Уведомлять клиентов о невозможности выполнения доставки в соответствии с согласованными сроками либо отсутствии возможности хранить груз на складах;
  • Извещать клиентов в случае изменения действующих тарифов на грузоперевозки сборных товаров.

Сколько именно будет стоить доставка сборного груза автомобильным транспортом, зависит от целого ряда факторов. При расчёте принимаются во внимание:

  • объём груза;
  • состав;
  • количество;
  • вес;
  • расстояние;
  • выбранный маршрут;
  • используемый автотранспорт.

Многие транспортные компании предлагают на своих официальных сайтах онлайн-калькуляторы. Но важно понимать, что расчёты с помощью таких инструментов дают только ориентировочную информацию о стоимости услуги. Поэтому точную цену следует согласовать заранее, ещё до подписания договора.

Не рекомендуется соглашаться на условия перевозчиков сборных грузов, которые выставляют счёт только по факту выполнения заказа, а до этого клиент не имеет возможности получить хотя бы примерную информацию о цене услуги. Они могут объяснять это наличием ряда непредвиденных обстоятельств и иных причин. Но профессиональные и ответственные грузоперевозчики всегда могут предварительно рассчитать максимально приближенную к реальной стоимость доставки сборного груза. Тем самым клиент точно знает, сколько ему придётся потратить на транспортировку, и сравнить эту стоимость с услугами других перевозчиков.

Для некоторых случаев перевозка в составе сборного груза становится единственным доступным способом перевезти товар из одной точки в другую, включая международные маршруты. Это возможность доставить небольшую партию груза за сравнительно скромные деньги. Слишком низкие тарифы также должны вызывать подозрения у клиентов.

Дело всё в том, что грузоперевозки автотранспортом и иными видами ТС в формате сборного груза являются сложным и трудоёмким процессом. Особенно эта касается этапов таможенного оформления. Но всё равно это оказывается значительно дешевле, чем доставка генерального груза. Этим и объясняется повышенный спрос на сборные грузоперевозки внутри страны и на международном уровне.

econom-trans.ru

Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза – ИТ в логистике, бухгалтерия – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.

Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Когда применяются:

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. 

Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. 

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. 

И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. 

Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Практический вывод

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Когда применяются

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Чем отличаются

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что 

перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Чем отличаются

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. 

Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. 

(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев

news.ati.su

Какие документы необходимы для перевозки грузов автомобильным транспортом класса Газель

Согласно действующему законодательству, в процессе каждой грузоперевозки водитель должен иметь при себе определенный пакет документов. В этот пакет входят сопроводительные документы на перевозку груза, такие как:

  • права на управление транспортным средством соответствующей категории (если срок правом управления закончился, нужно права заменить). На нашем сайте вы можете посмотреть какие нужны документы для замены водительского удостоверения;
  • товарно-транспортная накладная;
  • договор, заключенный между отправителем перевозки, ее получателем, а также всеми посредниками;
  • путевой лист маршрута.

Отсутствие даже одного документа является нарушением и наказывается в соответствии с законом. Стоит рассмотреть каждый документ в отдельности.

Товарно-транспортная накладная

Товарно-транспортная накладная – это главный документ грузоперевозок. Он выдается лицом или компанией, являющимся заказчиком и отправителем. Существует в четырех копиях, которые в обязательно порядке должны быть заверены нотариально.
Документ состоит из двух частей:

  1. Первая часть называется товарной. Она содержит в себе подробную информацию о перевозимом товаре (тип, количество, условия хранения и транспортировки и т.д.).
  2. Вторая часть называется транспортной. В ней описан маршрут движения транспортного средства, информация о водителе и технические параметры автомобиля.

Важно отметить, что данный документ может отсутствовать в пакете. Это законно в тех случаях, когда транспортировка груза осуществляется самим покупателем. В остальных ситуациях, отсутствие товарно-транспортной накладной является нарушением и делает грузоперевозку незаконной.

Скачать бланк: Товарно-транспортная накладная

Автомобильные перевозки самый удобный способ доставки грузов. Это, пожалуй, единственный способ получить товар прямо к двери.

Договор перевозки

Данный документ подтверждает законность транспортировки груза. Он должен быть заключен между отправителем и перевозчиком. Также он обязан быть подписан водителем транспортного средства или же экспедитором грузоперевозки. Заменить данный документ можно доверенностью, при условии наличия всех необходимых печатей компании.

Скачать бланк: Договор перевозки

Путевой лист

Путевой лист – это документ, содержащий в себе данные о маршруте перевозки. Он оформляется компаний, совершающей транспортировку груза. В бланке в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация:

  • тип транспортного средства, его марка и модель и индивидуальный регистрационный номер автомобиля. Если ваш автотранспорт не зарегистрирован, смотрите тут документы для регистрации авто;
  • полное наименование организации, занимающейся транспортировкой груза;
  • сведения о количестве расхода топлива, необходимого для совершения перевозки;
  • дату заключения договора с компаний и оформления путевого листа;
  • порядковый номер накладной, на перевозимый товар.

Путевой лист должен содержать в себе отрывной талон. Он оформляется в процессе заключения договора грузоперевозок и содержит в себе его печати. Документ проходит проверку в компании, предоставляющей услуги грузоперевозки, и отправляется вместе с чеком оплаты заказчику транспортировки продукта.

Существуют определенные риски при перевозке груза, поэтому автомобиль целесообразно застраховать во избежание неприятных последствий. На нашем портале вы найдете список документов, которые нужны для страховки автомобиля.

Дополнительные документы

В зависимости от конкретных условий проводимой грузоперевозки, помимо основного пакета, могут потребоваться дополнительные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом:

  1. Паспорт транспортного средства и документы, подтверждающие факт прохождения технического осмотра.
  2. В случае если водитель транспортного средства не является его владельцем обязательно наличие трудового договора.
  3. Накладная на провоз груза – в случае если в ТТН указана не полная информация.
  4. В случае если грузом являются пищевые продукты, в обязательном порядке требуется санитарный паспорт.
  5. Ветеринарный паспорт если грузом является животное.
  6. При перевозке спиртосодержащей продукции потребуется соответствующая справка.
  7. В случае транспортировки в рефрижераторе потребуется сертификат качества продукции, в котором должна быть указана информация о уровне температуры.

Про необходимые дополнительные документы для перевозки груза можно посмотреть в ролике ниже:

Некоторые факты

Перевозка особо опасных грузов находится под контролем международного регулирования и производится только исходя из правил Международного законодательства по вопросам опасных грузов.Поэтому транспортная документация при перевозке грузов должна содержать все необходимые бумаги.

Частные случаи

При перевозке особых грузов (больших габаритов, огнеопасных, химических и т.д.) могут потребоваться дополнительные документы или знаки. К ним относятся:

  • удостоверение, подтверждающее право транспортировки крупногабаритных или опасных грузов;
  • опознавательные знаки или проблесковые маячки, сигнализирующие об опасных грузоперевозках;
  • маршрутный лист, созданный предварительно;
  • различные сертификаты безопасности груза и т.д.

Возможные штрафы

Отсутствие обязательного документа является нарушением грузоперевозки. На основе положений Кодекса об административных правонарушениях все нарушения караются штрафом. Размер взыскиваемой суммы может достигать достаточно большого размера. Конкретные нарушения и размер штрафов за их совершение можно посмотреть в статье 12.21 КоАП РФ.

Если у вас возникли вопросы по перевозке грузов, спрашивайте у наших юристов

whatdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *