Принципы транспортной логистики, транспортировка грузов
Транспортировка грузов – это целая наука, которая называется транспортной логистикой. Грамотно построенная логистика – это очень важное условие для успешной деятельности предприятия. Логистика обычно подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Соответственно, к задачам внешней логистики относится обеспечение необходимым снабжением для деятельности предприятия и доставка грузов покупателям, а к задачам внутренней – организовать распределение материалов между подразделениями.
В настоящее время любое производственное действие сопровождается неким информационным потоком. Учитывая то, что вся система логистики построена на электронных базах данных, на отслеживании передвижения груза, огромный объем грузопотока сопровождается информационными данными. Для контроля этих данных в этой системе необходим отдельный структурный элемент – такой как оператор интермодальных перевозок. Важнейшей его задачей является координация перевозок и их полное информационное обеспечение.
К решению любой проблемы необходим системный подход. Если говорить о транспортной логистике как системе, то в ней четко видны три компонента: техническая, технологическая и экономическая сопряженности. Техническая сопряженность обеспечивает сочетание и согласованность технических параметров транспорта в системе логистики, это необходимо для взаимозаменяемости компонентов. Сюда можно отнести стандартизацию размеров тары, креплений, средств измерения и т.д. Технологическая сопряженность направлена на обеспечение единой технологии перевозок, в частности, принципов построения маршрутов, рационализации их загрузки и загруженности транспортных средств, создание и развитие транспортных каналов и цепей. Экономическая сопряженность подразумевает единую методологию исследования рынка, изучение возможностей и сильных сторон конкурентов, поиск потенциальных клиентов и единый подход к ценообразованию на услуги и построению тарифной сетки, а также систем скидок и дисконтных предложений постоянным клиентам.
Из основополагающих принципов транспортной логистики можно выделить следующие:
— максимально возможная минимизация стоимости транспортировки, отсюда:
— наиболее полная загрузка транспортных средств, то предела грузоподъемности;
— использование стандартных видов тары, размеры которой кратны вместимости транспортных средств;
— развитие системы транспортировки наиболее экономически выгодных товаров и отказ от экономически невыгодных транспортировок;
— кратность количества переводок в одном транспортном средстве количеству заказов в этом направлении;
— расчет экономии стоимости доставки в зависимости от дальности маршрута и построения транспортных линий;
— доставка товаров в указанный и согласованный с клиентами и потребителями срок.
Все эти принципы вытекают логически из основных задач логистики, основными из которых являются:
— создание, развитие транспортных линий в логистике и контроль их максимальной загруженности;
— проработка и планирование развития новых транспортных линий в зависимости от выявленных потребностей клиентов и внутренних потребностей предприятия;
— составление наиболее оптимального маршрута перевозки;
— соответствие загруженности транспортных логистических линий загруженности складов на промежуточных и конечных пунктах по пути доставки груза;
— составление единого транспортного плана для обеспечения внешних и внутренних потребностей предприятия.
Соответствие всех целей, задач и принципов позволит создать эффективно работающую логистическую систему.
41 Сущность, задачи и принципы транспортной логистики
Транспортировка — функция, связанная с перемещением продукции транспортными средствами по определенной методике в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций. Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Транспортная логистика — сфера деятельности, отвечающая за транспортировку и одновременное хранения сырья, запасов и готовой продукции при перемещении ее от места производства до места конечного потребления. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции.
Технологическая сопряженность – предполагает применение единой технологии транспортировки и безперегрузочное сообщение. Эконом. сопряженность – общая методология исследования конъюнктуры рынка и построение тарифной системы.
К задачам транспортной логистики также относят: выбор вида (видов) транспорта выбор типа транспортного средства. Общее планирование транспортного процесса со складированием и производством. Общее планирование процесса перевозки на различных видах транспорта. Определение рационального маршрута
Технология перевозки – последовательность технологических операций в процессе транспортировки. Технико-экономические параметры компонентов транспортной системы: 1. Подвижной состав:
скорость;
внутренние и внешние размеры грузовых емкостей и самих транс.средств;
полная масса и нагрузки на оси;
мощность двигателя.
2. Пути сообщения:
3. Терминалы и распределительные центры, складские комплексы:
42 Транспортное обеспечение логистических процессов в экономике
Логистический подход к организации транспортного процесса. Существуют два основных подхода к организации транспортного процесса: 1) традиционный; 2) логистический с участием оператора мультимодальной перевозки. При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия . Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.1. При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса — единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие такого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе (рис. 2.2).
studfiles.net
Принципы логистики / Что нужно знать экспедитору и логисту / cargolink.ru
Само понятие логистики предполагает управление разнообразными видами потоков – материальных, информационных, энергетических, кадровых, финансовых и других, которые возникают в экономических системах. Научная составляющая логистики – это разработка методов, математических моделей всех происходящих процессов транспортирования и складирования, позволяющих ими управлять, планировать и контролировать.
Рационализация материальных потоков должна оказывать положительное влияние на всю хозяйственную деятельность – в этом заключается логистическая концепция, и принципы логистики направлены на ее достижение.
Принцип системности
Этот принцип предусматривает восприятие всех материальных потоков, имеющих место в системе производства и сбыта товара в качестве единого целого: закупка материалов и комплектующих, хранение их, производство товара, сбыт его и транспортирование покупателям должно восприниматься как один обобщенный процесс, и соответственно управление им тоже должно быть единым. Если границы этого потока не замыкаются в пределах одного предприятия, а простираются от получения первичного сырья до поставки продукции конечному потребителю, рационализация потока способна привести к существенным результатам и экономическим выгодам. Любой логистический объект, в соответствии с данным принципом, рассматривается не только как единое целое, но и как составная часть более широкой системы, следовательно, учитываются взаимоотношения с элементами этой системы.Принцип гибкости
Любая логистическая система функционирует в изменяющемся мире, где могут меняться все факторы – технологические и экономические, организационные и политические. Поэтому прогнозирование существования системы в изменяющихся условиях и своевременное отражения в действиях системы этих изменений и даже опережение их могут стать определяющим параметром существования самой системы и ее успешного развития: планирование адекватных действий по результатам анализа внешней экономической среды – залог успеха в борьбе с любой нестабильностью.Принцип надежности
Все принципы логистики в конечном счете направлены на то, чтобы компания была обеспечена необходимыми материальными ресурсами. Принцип надежности предусматривает координацию поставки ресурсов в строгом соответствии с графиком с целью обеспечения бесперебойной работы. Для этого требуется добиться согласования и координации всех процессов движения товаров, поставок, перевозок, хранения резервов и поставки готовой продукции.Принцип рациональности
Согласованность всех этапов движения материальных потоков и действий людей, в этом участвующих, должна быть оптимальной, опираться на управленческие решения, приводящие к максимальной эффективности работы предприятия. Задача поиска оптимального управленческого решения представляет собой не поиск решения, которое лучше, чем имеющее место на данном этапе, а решения, которое станет лучшим среди всех возможных. Этот принцип применим не только к управленческим процессам, но и к состоянию логистической системы в целом – подбор оптимальной траектории движения потока, оптимальное распределение имеющихся ресурсов и т.д.Принцип обратной связи
Вышеуказанные основные принципы логистики для своего актуального воплощения требуют информации о результатах всех принимаемых мер. Какое бы ни было предпринято действие, оно изменяет функционирование логистической системы в целом, и для дальнейшего оптимального действия необходимо учитывать эти изменения. Таким образом, необходима эффективная обратная связь. Наиболее наглядный пример – анализ товарного рынка, отслеживание требований покупателей, сбор и обработка отзывов и статистических данных.Принцип компьютеризации
Все логистические функции должны быть в максимальной степени автоматизированы. Используя информационно-управленческие компьютерные технологии, можно существенно упростить регулирование процессов и контроль потоков материалов и товаров на всех этапах производства, что не только экономит производственное время, но и улучшает качество обслуживания конечных потребителей.Перечисленные принципы являются общими, на них должны основываться все частные логистические задачи, из них вытекают принципы транспортной логистики, основы логистики складского хозяйства и другие направления.
Автор: Артём Богданов
cargolink.ru
Роль транспортной логистики на предприятии
Лапенко А.В.
В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.Благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении. Исходя из этого можно определить цель данной работы — определение сущности и роли транспортной логистики на предприятии.
Проанализировав историю развития слова «логистика» можно выделить основные этапы. [5] Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность — «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их было около 30). С течением времени термин «логистика» употреблялся в различных науках и сферах деятельности человека. Например: В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации, в 1904 г. по предложению Ительсона, Лаланда и Кутюра философский конгресс в Женеве утвердил определение логистики как математической логики. В начале 20 века термин «логистика» в основном использовался в военном деле, и означал материально-техническое снабжение армии различными видами транспорта и способами. После Второй Мировой Войны во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. В начале 1970-х гг. были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия. К 1980 г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения. Логистика выделилась из маркетинга и находит все большее применение в экономике, становится самостоятельной областью науки и практики, оставаясь в тесном взаимодействии с маркетингом.
Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Транспортная логистика— это деятельность, которая организовывает процесс транспортировки товара с места производства через определенные маршруты к месту назначения. Учёные выделяют две основные функции транспортной логистики: 1) перемещение грузов и 2) хранение грузов. Перемещение грузов — это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов — в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.
Функция транспортировки определяет ее главную цель — доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды.
Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути. В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания.
Для определения роли транспортной логистики на предприятии целесообразно будет отобразить деятельность самих логистов и их роль. В штат крупных фирм грузоперевозчиков входят опытные логисты. Основная сфера их деятельности состоит в организации четкой работы с грузоперевозчиками, разработкой краткого и оптимального маршрута, выбора транспортного средства, который больше всего подходит к конкретному случаю. Так же логисты занимаются организацией хранения груза, его сопровождения и охраны.
В сферу деятельности логистов входят погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и маркировка груза, а также фрахт транспортного средства, подготовка сопроводительных документов, страхование груза.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что логистика это самостоятельная наука, которая формировалась и изменялась начиная ещё с древних времён. Как и любая другая наука логистика имеет различные направления, среди них выделяют и транспортную логистику – наука о правильной и рациональной доставке грузов. Роль, которую играет транспортная логистика на предприятии, гораздо более сложная, чем просто осуществлениеотгрузки товаров заказчикам. Только посредством хорошо организованной системы транспортировки продукция может быть доставлена в нужное время в нужное место строго в соответствии с требованиями клиента. Такая транспортная логистика становится между производителем и заказчиком своего рода мостом.
Таким образом, система транспортной логистики является базой для эффективного и целесообразного бизнеса в целом, давая толчок к развитию и всем остальным логистическим службам компании. Умелая транспортная логистика, способствуя улучшению качества обслуживания клиентов, делает предприятие намного конкурентоспособней.
Литература:
1. http://logistic-info.org.ua/transportnaja-logistika.html
2. http://www.logisticsglobe.ru/?p=212
3. http://pereezdpro.ru/rol-i-naznachenie-transportnoj-logistiki.html
4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-М.: ИНФРА-М,2007.
5. http://learnlogistic.ru/istoriya-razvitiya-logistiki/
be5.biz
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства транспорт обладает целым рядом специфических особенностей, порождаемых характером производственного процесса [3]. 1. В процессе своего функционирования транспортная система не создает нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс перемещения грузов и пассажиров. 2. В отличие от продукции других отраслей транспортная продукция не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между одними пунктами не может скомпенсировать невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т.е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени. 3. Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой. Повышению конкурентоспособности любого вида транспорта общего пользования способствует применение логистических принципов и приемов, объединенных общим понятием «транспортная логистика». При этом на транспорте, как и во всей сервисной экономике, потребительские предпочтения существенно влияют на функцию маркетинга и организационные структуры управления. В сервисной экономике главным фактором, определяющим успех маркетинговой политики организации, является способность ее маркетологов уяснить систему потребительских предпочтений, выявить тенденции ее развития и на этой основе наметить меры по наилучшему удовлетворению требований потребителей. Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок). Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность выбора того вида транспорта, который удовлетворяет его с точки зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача транспортной логистики — это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозок. Функциональную структуру транспортной логистики можно представить следующими взаимосвязанными блоками (рис. 1.1). Для любого вида транспорта логистика транспорта представляет собой деятельность, направленную на оптимизацию внутреннего функционирования транспорта, заключающегося в рациональной организации транспортных потоков, обеспечении пропускной и провозной способностей путей сообщений, безопасности движения транспортных средств, что позволяет в конечном итоге осуществлять своевременную и сохранную доставку груза. Основным инструментарием логистики транспорта являлись и являются планирование его работы. При этом он реализует только ту часть транспортной логистики, которая направлена на оптимизацию внутренней деятельности транспорта — организацию перевозочного процесса и поэтому не воздействует на входящий грузопоток и не выходит за пределы своей инфраструктуры. Предметом транспортной логистики является совокупность задач, связанных с оптимизацией потоковых процессов. Например: * Оптимизация вида и типа транспортных средств. * Совмещение элементов различных транспортных систем. * Комплексное планирование транспортно-складских и производственных процессов. * Рационализация маршрутов продвижения материальных (грузовых) потоков. * Интеграция транспортных и складских процессов в единый технологический алгоритм и др.
Рис. 1.1 Функциональные области транспортной логистики. В отличие от логистики транспорта материальным потоком при решении задач транспортного обеспечения логистики является не транспортный поток, а грузопоток, а партнерами — экономические субъекты рынка (грузоотправители, грузополучатели) и другие виды транспорта. Под грузовым потоком понимается количество грузов, перевезенных одним видом транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения (обычно за год). Грузовой поток складывается из грузов, отправленных со станций, пристаней, портов, и измеряется в тоннах в целом или по каждому грузу в отдельности. Величина грузопотока отдельного перегона (участка, географического направления) выражается средней густотой перевозок грузов. Транспортный поток зависит от пропускной способности перегонов, перерабатывающей способности технических станций в пути следования, грузоподъемности транспортных средств. Величина транспортного потока прямо пропорциональна величине грузового потока. Основные отличия различных видов потока и их параметры представлены в табл. 1.1. На рис. 1.2 представлена взаимосвязь материального, грузовых и транспортных потоков, возникающих при перемещении товарно- материальных ценностей. Таблица 1.1 Пароаметры различных видов потоков
Рис.1.2 Виды потоков при продвижении товара. В уточненном виде под транспортным потоком можно понимать количество единиц транспортных средств одного вида транспорта, проследовавших определенный участок в одном направлении в течение установленного периода времени. Отличие транспортного потока от материального в рамках логистической системы проявляется и в особенностях управления им. Таблица 1.2 Различия между диспетчерскими и логистическими центрами.
Генеральной функциейтранспортной логистики является управление материальными потоками по всей протяженности логистических каналов, от источника генерации до места назначения. Цельютранспортной логистики является продвижение материальных потоков до получателя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения. |
megapredmet.ru
33. Сущность, принципы и функции транспортной логистики, основные понятия транспортировки грузов
33. Сущность, принципы и функции транспортной логистики, основные понятия транспортировки грузов
Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.
Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.
Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.
Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.
Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.
Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.
Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.
Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов включают:
1) деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;
2) оформление необходимых документов;
3) юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;
4) расчет за перевозку грузов;
5) проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;
6) расфасовку, упаковку, складирование;
7) увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;
8) информационное обеспечение;
9) услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.
Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.
Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.
Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Транспортная логистика понятие и сущность
Введение
В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.
Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании.
Исходя из этого, актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, выбором вида транспорта, метода организации перевозок и типа транспортного средства. А так как до 50 % всех затрат на логистику связано именно с транспортными издержками, то, соответственно, от эффективности решения данных вопросов будет зависеть прибыль компании, его положение на рынке, его имидж, конкурентоспособность и т. д.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы транспортной логистики.
В рамках поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы транспортной логистики.
2. Провести анализ действующей системы транспортной логистики в ЗАО «ЭССЕН».
3. Разработать предложения по улучшению системы транспортной логистики.
Объектом исследования является ЗАО «ЭССЕН».
Предмет исследования – эффективность функционирования системы транспортной логистики.
Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений и списка использованной литературы.
Во введении мы обосновали актуальность данной темы, сформировали цели и задачи нашей работы, указали объект и предмет исследования.
В первом разделе работы излагается сущность транспортной логистики, рассматриваются его основные задачи и принципы.
Во втором разделе работы представлен анализ транспортной логистики в ЗАО «ЭССЕН».
В третьем разделе работы предложены рекомендации по совершенствованию транспортной логистики.
Чтобы подробно изучить данную проблему мы использовали всевозможные учебные пособия для вузов, а также специализированные книги и журналы. Среди них можно выделить таких авторов как Маликов О. Б., Неруш Ю. М., Титова С. В., Чернышева Т. Н. и др.
1. Теоретико – методологические аспекты функционирования транспортной логистики отечественных предприятий
1.1. Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг [6, С. 83].
Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», то есть наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель.
Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику [2, С. 225].
Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками [4, С. 176].
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным.
Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Повышение эффективности перевозок связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, с внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза в результате уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки. То есть необходимо исключить из процесса перевозки ненужные операции, сделать его целенаправленнее [5, С. 18].
Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логистически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями [1, С. 256].
Технологию процесса перевозки груза характеризуют такие признаки, как расчленение процесса перевозки; координация и поэтапность; однозначность действий. Любая операция означает приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивает переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов соответствует его субъективной логике, тем большая вероятность повышения эффективности деятельности людей, занятых в нем.
Каждая технология должна предусматривать однозначность действий при выполнении включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке.
Рассмотрим схему процессов перевозки грузов (см. Рис. 1.1.1.).
Рис. 1.1.1. Технологические схемы процесса перевозки грузов различными видами транспорта
Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, который охватывает этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирование и разгрузку [1, С. 257].
На основании данного рисунка можно отметить, что перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл отличается высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных перевозок колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
К задачам транспортной логистики относятся:
— создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
— обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
— совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
— выбор вида транспортного средства;
— выбор типа транспортного средства;
— определение рациональных маршрутов доставки и др.
Рассмотрим основные принципы транспортной логистики.
Первый и основополагающий принцип транспортной логистики состоит в ее создании, анализе и совершенствовании на основе методологии общей кибернетической теории систем. Основные моменты системного подхода в создании транспортной логистики:
— цель создания и функционирования системы транспортной логистики;
— элементы, из которых должна состоять система транспортной логистики, чтобы достичь поставленной цели;
— структура, которую должна иметь система транспортной логистики для того, чтобы достичь пос
mirznanii.com