Трасологическая экспертиза — как провести экспертизу при ДТП
Что такое трасологическая экспертиза автомобиля и какие задачи она разрешает? Кем производится назначение трасологической экспертизы при ДТП? Какие вопросы задавать эксперту перед экспертизой?
Доброго времени суток всем читателям бизнес-журнала «ХитёрБобёр»! С вами Анна Медведева.
Сегодня мы изучим новую тему — «Трасологическая экспертиза».
Информация пригодится прежде всего автолюбителям, однако и пешеходы узнают много интересного о том, как и зачем на местах ДТП проводят экспертизу следов и отпечатков.
1. Что такое трасологическая экспертиза и когда она проводится?
У этого непонятного термина очень простое определение.
Трасологическая экспертиза — это исследование различных следов и отпечатков с целью определить, откуда они появились и кому (или чему) принадлежат.
Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.
Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.
Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.
Когда проводят трасологическую экспертизу:
- в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
- для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
- когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
- чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
- если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.
Пример
Степан Иванов, остановившись на перекрестке, через несколько секунд почувствовал удар. В подъехавший сзади Ford въехал маршрутный автобус, и Ford в свою очередь въехал в машину Степана.
Кто стал виновником происшествия — водитель автобуса, не рассчитавший скорость, или водитель Ford, не соблюдавший дистанцию? С кого Степану требовать возмещения ущерба, ведь он-то в этом случае точно невиновен? Ответы на эти вопросы даст своевременно проведённая трасологическая экспертиза.
В дополнение к теме предлагаем почитать статью «Независимая экспертиза».
2. Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.
Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
Это изучение различных по происхождению следов человека.
Например:
- отпечатков пальцев;
- зубов;
- следов ног;
- следов обуви;
- различных частей тела;
- следов перчаток и других элементов одежды.
Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.
Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.
Вид 2. Механоскопическая экспертиза
Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.
Категории и объекты механоскопической экспертизы:
Вид 3. Экспертиза замков
При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.
Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:
- можно ли считать замок исправным;
- пригоден ли он для отпирания и запирания;
- имеются ли на нем признаки взлома;
- если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.
Вид 4. Изучение пломб
Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
- Пытались ли сорвать пломбу?
- Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
- Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
- Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
- Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?
Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
- На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
- Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
- Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
- Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.
Вид 6. Транспортная экспертиза
Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.
Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.
Вид 7. Исследование отпечатков животных
Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
В ходе этого исследования решаются задачи:
- какое животное оставило следы;
- было ли это одно существо или несколько;
- в каком направлении двигалось животное.
Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.
3. Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач
Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.
Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.
Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации
Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.
Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.
Задача 2. Период появления следов
Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах.
Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.
Задача 3. Механизм образования отпечатков
Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.
Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.
Задача 4. Последовательность появления следов
Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.
Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.
Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета
Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д.
От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.
В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.
Задача 6. Причинно-следственная связь
На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.
Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.
4. Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков
Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.
Шаг 1. Выбираем экспертную компанию
Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?
Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.
Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.
В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.
Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.
Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов
Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.
Для трасологической экспертизы предоставляются:
- схема ситуации;
- протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
- фотоматериалы с места аварии;
- транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
- фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
- протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
- документы, подтверждающие право на владение ТС;
- справка из полиции, подтверждающая ДТП;
- пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.
Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП
Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.
Эксперт-трасолог должен иметь при себе:
- фотоаппарат;
- масштабную линейку;
- рулетку;
- лупу;
- пинцет;
- небольшие емкости для микрочастиц;
- слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).
Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства
Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.
При этом устанавливается:
- есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
- каким объектом был поврежден автомобиль;
- модель ТС, оставившего отпечатки;
- какой частью было нанесено повреждение;
- направление перемещения и угол столкновения;
- режим движения;
- состояние протектора;
- механизм повреждения.
Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.
Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства
Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.
В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.
Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии
Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.
К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.
Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе
Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.
Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.
При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.
Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.
5. Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний
В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально.
1) Компания «Атлант Оценка»
Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.
Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:
- задавайте вопросы автоэксперту;
- получайте профессиональную помощь юриста;
- наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.
2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»
Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.
Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.
3) Экспертно-правовое бюро «Honest»
Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.
Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.
В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.
6. Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета
Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.
Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта
Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.
Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.
Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.
Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе
В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.
Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:
- описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
- показания свидетелей;
- сведения об участниках аварии;
- изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
- сведения из протокола осмотра места ДТП.
Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.
Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда
Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.
Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.
Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов
Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.
Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.
Найти юриста высокого уровня вам поможет «Правовед» — портал правовой помощи, сфера деятельности которого распространяется на всю страну.
О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.
По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.
7. Заключение
Подведем итоги. Трасологическая экспертиза изучает разного рода следы и отпечатки, оставленные на месте ДТП. Теперь вы знаете, как проводится эта экспертиза, каковы её объекты, задачи и условия проведения.
Дорогие друзья! Делитесь опытом и оставляйте комментарии. А лучше — не испытывайте на практике методики транспортно-трасологической и других экспертиз. Будьте успешны в бизнесе и удачливы в жизни!
hiterbober.ru
Трасологическая экспертиза: назначение, вопросы :: BusinessMan.ru
Трасологическая экспертиза следов представляет собой одну из криминалистических процедур. В следственной практике она применяется для решения идентификационных и розыскных задач. Трасологическая экспертиза осуществляется в ходе досудебных и судебных мероприятий.
Классификация
В зависимости от используемых методик и предметной специфики выделяют 7 видов исследования:
- Гомеоскопическое (отпечатки людей).
- Механоскопическое.
- Экспертиза замков.
- Изучение пломб.
- Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах.
- Транспортная экспертиза.
- Исследование отпечатков животных.
Предмет исследования
Судебно-трасологическая экспертиза проводится для исследования отпечатков ног, зубов, рук, одежды, обуви, шин, а также состояния механизмов, орудий, запирающих устройств, транспортных средств, пломб, различных частей предметов и так далее. Данный анализ выполняется для частных лиц и правоохранительных органов. В качестве предмета исследования выступает установление фактических сведений в процессе изучения отпечатков для определения механизма их появления и объекта, оставившего их.
В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.
Вопросы трасологической экспертизы
Перед специалистами, исследующими отпечатки, стоят идентификационные и диагностические задачи. Назначение трасологической экспертизы состоит в установлении тождества орудий, животных, механизмов и людей или группирование их принадлежности. Кроме этого, в ходе исследования определяется:
- Пригодность отпечатков для идентификации.
- Период появления следов.
- Механизм образования.
- Последовательность появления.
- Техническое состояние ТС или предмета.
- Причинно-следственная связь.
Перечисленные задачи следует считать типовыми. Постановление о трасологической экспертизе должно индивидуализировать объект исследования достаточно четко.
Особенности работы
Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.
Трасологическая экспертиза по ДТП
Аварии на дорогах – явление достаточно частое. При ДТП автолюбитель имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Для этого у него должен быть соответствующий договор и полис. Однако не во всех случаях компании сразу осуществляют выплату. Страховщики зачастую требуют доказательства невиновности водителя в аварии. В случае если истекло время для сбора бумаг в ГИБДД и, соответственно, заключения нет, выходом будет трасологическая экспертиза.
Что выявит исследование?
Транспортная трасологическая экспертиза позволит установить направление и время движения участников ДТП. Специалисты, проанализировав отпечатки на проезжей части, не только идентифицируют транспортное средство, но и определят непосредственно механизм аварии. Детальное изучение отпечатков на транспортных средствах, их деталях, отделившихся фрагментах позволяет полностью составить картину происшествия.
Что исследуется при ДТП?
Эксперты изучают:
- Транспортные средства и их детали, прочие предметы обстановки аварии.
- Отпечатки шин и автомобилей.
- Царапины, вмятины и прочие следы, возникшие при контактном взаимодействии машин друг с другом, а также с прочими объектами.
- Материалы дела.
Фотографии с места ДТП.- Одежду пострадавших.
По завершении исследования составляется заключение. Оно выступает в качестве основания для определения виновности какого-либо участника происшествия, а также необходимого аргумента для страховой компании.
Исковое производство
В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:
- Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
- Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
- Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
- Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
- Определение направления перемещения и угла столкновения.
- Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
- Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
- Идентификация следов, возникших при аварии.
- Составление механизма и картины происшествия в общем.
Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.
businessman.ru
Судебная трасологическая экспертиза
Герасимов А.М. и др. Криминалистическое исследование современных типов пломб и закруток железнодорожных вагонов. М., 1988.
Голдованский Ю.П. Криминалистическая экспертиза следов орудий взлома. М., 1966.
Грановский Г.Л. Криминалистическое исследование следов ног. Киев, 1970.
Грановский Г.Л. Основы трасологии. Общая часть. М., 1965; Особенная часть. М., 1974.
Дактилоскопическая экспертиза: Современное состояние и перспективы развития. Красноярск, 1990.
Железняков А.И., Ручкин В.А. Современное состояние и возможности дактилоскопических исследований. Волгоград, 1986.
Зуев Е.И. Определение орудия по следам взлома. М., 1977.
Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.
Зуев Е.И., Капитонов В.Е. Трасологические исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. М., 1983.
Идентификационные и диагностические исследования ногтей и их следов: Обзорная информация. М., 1994. Вып. 3.
Кантор И.В. и др. Криминалистическое исследование укупорки и атрибутов оформления бутылок со спиртными напитками: Учебное пособие. Волгоград, 1998.
Майлис Н.П. Судебная трасология: Учебник для вузов. М., 2003.
Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза: Учебно-методическое пособие для экспертов. М., 2000.
Майлис Н.П. Судебно-экспертное исследование изделий массового производства//Закон. 2003. N 3.
Мусиенко А.Д., Денисов А.В. Криминалистическое исследование следов одежды. Волгоград, 1983.
Нестеров Н.И., Железняков А.И. Криминалистическое исследование замков. Волгоград, 1990.
Особенности исследования некоторых объектов традиционной криминалистической экспертизы/Под ред. В.А. Снеткова. М., 1993.
Папиллярные узоры: идентификация и определение характеристик личности (дактилоскопия и дерматоглифика)/Под ред. Л.Г. Эджубова и Н.Н. Богданова. М., 2002.
Поташник С.И. Криминалистическая экспертиза замков. М., 1969.
Пророков И.И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград, 1980.
Российская Е.Р. и др. Криминалистическое следоведение: Курс лекций. М., 1994. Вып. 3.
Самищенко С.С. Атлас необычных папиллярных узоров. М., 2001.
Скоморохова А.Г. Механоскопическая экспертиза производственно-технологических следов. М., 1996.
Смотров С.А. Дактилоскопические и трасологические экспертизы: производство и текстовая часть//Теория и практика судебной экспертизы. СПб., 2003.
Сова Ф.П. Следы шин автотранспортных средств и их использование в следственной практике. М., 1978.
Статистическая дактилоскопия/Под ред. Л.Г. Эджубова. М., 1999.
Судебная трасологическая экспертиза: Дактилоскопическая экспертиза: Учебно-методическое пособие. М., 1971. Вып. 2.
Судебная трасологическая экспертиза: Методическое пособие. М., 1977.
Тахо-Годи X.М. Криминалистическое исследование одежды. М., 1971.
Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях: Методическое пособие для экспертов, следователей, судей. М., 1988. Вып. 1, 2.
Трасология: Справочник криминалиста/Авт.-сост.: Г.Н. Степанов, А.И. Бронников. Волгоград, 1997. Т. 1: Гомеоскопия.
Трасология: Справочник криминалиста/Авт.-сост.: Степанов Г.Н., Бронников А.И. Волгоград, 1997. Т. 2: Механоскопия
Чугунов А.М., Морозов Б.Н. Запорно-пломбировочные устройства и их криминалистическое исследование: Учебно-справочное пособие. Саратов, 2001.
studfiles.net
Трасологическая экспертиза
Предметом трасологической экспертизы считается исследование разных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.
По предмету и применяемым особым методикам отличаются последующие виды трасологических экспертиз:
— геометрические — экспертизы следов человека (следов рук, ног, зубов, следов обуви одежды, следов крови).
— механоскопические — экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных приборов.
— транспортные — экспертизы следов автомототранспорта, водного и жд транспорта.
— экспертизы следов животных (экспертизы следов ног (лап, подков), следов зубов, экспертизы тавра (клейма)).
Задачи судебно-трасологической экспертизы разделяются на 2 категории — идентификационные и диагностические.
Идентификационные задачи — установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, устройств и животных, оставивших следы, задачи установления тождества цельного по долям.
Диагностические задачи — обнаружение и фиксация следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма образования следов, очередности происхождения следов, свойств и состояния исследуемых объектов.
Дактилоскопическая экспертиза.
Объектами дактилоскопической экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки с раскрытыми или предполагаемыми следами папиллярных узоров.
Задачами дактилоскопической экспертизы считаются установление лица оставившего следы папиллярных узоров пальцев рук на месте происшествия а еще установление времени и критерий следообразования.
Примерный список вопросов решаемых при дактилоскопической экспертизе:
— есть ли на представленных объектах отпечатка папиллярных узоров и ежели да то пригодны ли они для идентификации человека оставившего их?
— не оставлены ли отпечатки папиллярных узоров определенным человеком?
— какими пальцами и какой рукой оставлены отпечатки папиллярных узоров?
— принадлежат ли отпечатки папиллярных узоров 1-му либо нескольким лицам?
— какова условная давность отпечатков папиллярных узоров?
Экспертиза следов ног и обуви.
Объектами предоставленной экспертизы считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками босых ног, ног в чулках (носках) и со отпечатками обуви. Они могут быть найденными на предметах либо перекопированные на дактилоскопическую пленку а так же слепки больших отпечатков ног либо масштабные фотоснимки отпечатков.
Задачами экспертизы следов ног и обуви считаются:
— идентификационные задачи (установление прецедента оставления отпечатков конкретным человеком либо изъятой у него обувью установление групповой принадлежности отпечатков).
— диагностические задачи: 1) определение вида и размера обуви, оставившей отпечатки. 2) вида и особенностей чулок либо носков, отобразившихся в отпечатке. 3) размеров и особенностей босой ноги, оставившей отпечаток. 4) физических параметров лица оставившего отпечаток — пол, возраст, рост, особенностей походки.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов ног и обуви:
При идентификационных задачах:
— не принадлежат ли отпечатки необутых ног определенному человеку?
— не оставлены ли отпечатки обуви обувью, изъятой у определенного человека?
— не оставлены ли отпечатки ног в чулках чулками (носками) изъятыми у определенного человека?
— не носились ли калоши (боты) на обуви определенного человека?
— носилась ли обувь определенным человеком? При диагностических задачах:
— каков вид и размер обуви, оставившей отпечатки?
— каков вид и особенности чулок (носков) оставивших отпечатки?
— каковы размер и особенности босой ноги оставившей отпечатки?
— каковы физические данные (пол, возраст, рост) человека оставившего данные отпечатки?
Для установления механизма действия могут быть установлены последующие вопросы:
— в какой направленности и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек, оставивший отпечатки?
— как давно оставлены отпечатки?
— какие особенности имеют ступни ног (обувь, чулки) отпечатки которых выявлены на месте происшествия?
— возникли ли отпечатки при переносе тяжестей, при скольжении и остальных определенных критериях?
Экспертиза следов зубов
Объектами экспертизы отпечатков зубов считаются разные предметы вещной обстановки со отпечатками зубов (пищевые продукты, окурки табачных продуктов, пломбы, бутылочные колпачки) Отпечатки зубов на теле человека или на трупе считаются объектами медико-криминалистической экспертизы.
Задачами экспертизы отпечатков зубов считается установление лица, оставившего отпечатки, а еще установление критерий и механизма образования отпечатков.
Примерный список вопросов решаемых при экспертизе следов зубов:
— не оставлены ли отпечатки зубов, выявленные на месте происшествия, зубами человека?
— не оставлены ли отпечатки зубов определенным человеком?
— зубами какой челюсти и какой стороны (правой, левой) оставлены отпечатки?
— не оставлены ли отпечатки зубными протезами?
— каковы особенности постройки зубного ряда человека, оставившего данные отпечатки?
— каков возможный пол, возраст, профессия человека, оставившего эти отпечатки?
— каков механизм образования отпечатков зубов?
Экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопическая экспертиза)
Объектами экспертизы следов орудий и инструментов считаются разные предметы вещной обстановки со следами деяния таких орудий (разные препятствия со следами взлома, предметы одежды с повреждениями, орудия и инструменты, изъятые у обвиняемых и т.д.)
Задачами экспертизы следов орудий и инструментов считается установление фактических событий, связанных с отождествлением орудий и инструментов (идентификационные задачи) и определением приспособления и критерий следового взаимодействия (диагностические задачи)
Примерный список вопросов, решаемых при экспертизе следов орудий и инструментов:
При решении идентификационных задач:
— орудием какого семейства, вида оставлены отпечатки взлома на месте происшествия?
— оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия одним либо различными орудиями?
— не оставлены ли отпечатки, выявленные на месте происшествия определенным орудием?
При решении диагностических задач:
— каким методом была взломана преграда?
— с какой стороны была взломана преграда?
— какова очередность деяний злоумышленника?
— владел ли злоумышленник проф умениями по применению орудий взлома?
— какова очередность образования отпечатков, найденных на месте происшествия?
aseo-expert.ru