Текст — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требует 1 правка. Пример текстаТекст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
Членимость[править | править код]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста[править | править код]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Функциональные стили[править | править код]
По типу[править | править код]
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
ru.wikipedia.org
Что такое текст
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
Стили речи
Научный стиль
- Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
- Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
- Высказывание обычно бывает:
- Точным
- Доказательным + термины.
- Обобщенным (о группе предметов)
- Отношения автора нет.
- Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
- Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
- Задача речи:
- Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
- Дать точные указания, рекомендации.
- Высказывание обычно бывает:
- Официальным
- Точным
- Бесстрастным (лишенным эмоций)
- Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
- Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
- Задача речи:
- Сообщить информацию
- Воздействовать на массы
- Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
- Высказывания бывают:
- Злободневными по теме
- Яркими, страстными, призывными
- Удачный заголовок
- Языковые средства и приёмы построения текста:
- Прямое обращение к читателю
- Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
- Экспрессивный повтор и стандартная лексика
- Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
- Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
- Параллелизм в построении этих неполных предложений
- Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
- Сочетание книжной и разговорной речи
- Прямые обращения к собеседнику
- Обратный порядок слов (инверсия)
- Риторические вопросы
Жанры публицистики
Жанр – вид литературного произведения
- Заметка (в газету)
- Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
- Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
- Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
- Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
- Сообщение о каком-либо процессе как процессеАвтор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии). Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
— лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
— темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
- Статья – «объясняющий» жанр
- задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
- Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
- Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
- НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
- Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
- Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
- Портретный очерк
- Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
- Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
- Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьмиСоставные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Список использованной литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru
reshal.ru
Текст — это… Что такое Текст?
Пример текстаТекст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
Признаки текста
Членимость
Текст состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или нескольких предложений.
Смысловая цельность текста
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой.
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Виды и типы текста
По стилю
Научные, разговорные, художественные,публицистические, официально-деловые
По типу
Повествование, описание, рассуждение.
См. также
Примечания
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст». — Материалы научной конференции «Лингвистика текста», т. 1. — М., 1974. — С. 67.
Литература
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011. |
dic.academic.ru
текст — это… Что такое текст?
текст — текст, а [не тэ] … Русское словесное ударение
текст — текст, а … Русский орфографический словарь
текст — текст/ … Морфемно-орфографический словарь
текст — а, м. texte m., нем.Text лат. textum ткань; соединение; слог < texere ткать; сочинять, слагать. 1. Сочиненная кем л. связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Текст — (от лат. textus ткань, сплетение, соединение) объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых … Лингвистический энциклопедический словарь
ТЕКСТ — текста, м. [латин. textum, букв. сотканное]. 1. Всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем н. слова, к рые можно воспроизвести, повторить в том же виде. В новом издании весь текст. сочинений Пушкина вновь… … Толковый словарь Ушакова
текст — законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение: продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания.… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕКСТ — (лат. textus, от texere ткать). 1) места из св. писания, служащие темой для проповеди. 2) собственные слова автора, в отличие от комментария. 3) в типографии сорт шрифта. 4) в музыке слова, на которые пишется вокальное сочинение. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… … Энциклопедия культурологии
ТЕКСТ — (от лат. textus ткань, соединение) написанное высказывание, выходящее за рамки фразы, т.е. являющееся дискурсом и представляющее собой нечто законченное, единое и целое, наделенное внутренней структурой и организацией, соответствующей правилам к … Философская энциклопедия
dic.academic.ru
Что такое текст
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки . Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам , переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой . Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем . В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах , в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль . Р. С . — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С . – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи :
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы
Жанры публицистики . (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
mirznanii.com
ТЕКСТ — это… Что такое ТЕКСТ?
текст — текст, а [не тэ] … Русское словесное ударение
текст — текст, а … Русский орфографический словарь
текст — текст/ … Морфемно-орфографический словарь
текст — а, м. texte m., нем.Text лат. textum ткань; соединение; слог < texere ткать; сочинять, слагать. 1. Сочиненная кем л. связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Текст — (от лат. textus ткань, сплетение, соединение) объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых … Лингвистический энциклопедический словарь
ТЕКСТ — текста, м. [латин. textum, букв. сотканное]. 1. Всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем н. слова, к рые можно воспроизвести, повторить в том же виде. В новом издании весь текст. сочинений Пушкина вновь… … Толковый словарь Ушакова
текст — законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение: продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания.… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕКСТ — (лат. textus, от texere ткать). 1) места из св. писания, служащие темой для проповеди. 2) собственные слова автора, в отличие от комментария. 3) в типографии сорт шрифта. 4) в музыке слова, на которые пишется вокальное сочинение. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
ТЕКСТ — (от лат. textus ткань, соединение) написанное высказывание, выходящее за рамки фразы, т.е. являющееся дискурсом и представляющее собой нечто законченное, единое и целое, наделенное внутренней структурой и организацией, соответствующей правилам к … Философская энциклопедия
текст — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? текста, чему? тексту, (вижу) что? текст, чем? текстом, о чём? о тексте; мн. что? тексты, (нет) чего? текстов, чему? текстам, (вижу) что? тексты, чем? текстами, о чём? о текстах Текст это совокупность … Толковый словарь Дмитриева
dic.academic.ru
текст — это… Что такое текст?
ТЕКСТ -а; м. [лат. textum — связь, соединение]
1. Слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти. Небольшой, длинный т. Лёгкий, запутанный т. Рукописный, машинописный т. Научный, специальный т. Газетный т. Т. выступления, приказа. Т. телеграммы, стихотворения. Т. на английском языке. Начало, отрывок текста. Специфика текста. Комментировать, анализировать, исследовать т. Вносить в т. правку. Поместить т. под рисунком. Закрытым текстом передавать, сообщать что-л. (передавать какое-л. сообщение не в виде словесной связной речи, а посредством условного кода, шифра или, маскируя содержание, прибегать к тайнописи, иносказанию). Открытым текстом говорить, сказать, сообщить что-л. (не пользуясь шифром, кодом или прямо, без намёков и обиняков). // Отрывок из какого-л. произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей. Т. из учебника. Т. урока. Т. повышенной трудности. Сложность, содержание текста. Прослушивание, перевод, пересказ текста. Т. на аудирование. Адаптация, сокращение текста. Понимание текста. Работать над текстом, с текстом. Упражнения, вопросы по тексту. Опорные слова к тексту. Диктовать т. Снабжать т. словарём. Перевод текста на экзамене.
2. Основной материал какого-л. сочинения, документа в отличие от примечаний, комментариев к нему. Перемешать т. с комментариями. Текста меньше, чем ссылок. Объём текста без приложения сто машинописных страниц.
3. Слова к музыкальному сочинению. Т. песни. Т. оперы, оперетты. Автор музыки и текста.
4. Типогр. Типографский шрифт размером около 8 мм. Набрать заголовок текстом.
◁ Те́кстовый, -ая, -ое. Т-ые особенности. Т-ые рисунки. Текстово́й, -а́я, -о́е. Т-ые варианты, опечатки. Т-ые задания. Т. шрифт, набор.
* * *
текст(от лат. textus — ткань, соединение), 1) последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение. 2) Словесное произведение; в художественной литературе — законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.). 3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему. 4) В издании — часть произведения, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п. 5) Типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20 пунктам (около 7,5 мм).
* * *
ТЕКСТ ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, соединение),
1) последовательность предложений, слов (в семиотике — знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.
2) Словесное произведение; в художественной литературе — законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.).
3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.
4) В издании — часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п.
5) Типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20 пунктам (ок. 7,5 мм).
Энциклопедический словарь. 2009.
dic.academic.ru