5 Этапы проведения обследований и состав работ
5.1 Обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:
подготовка к проведению обследования;
предварительное (визуальное) обследование;
детальное (инструментальное) обследование.
5.2 Состав работ и последовательность действий по обследованию конструкций независимо от материала, из которого они изготовлены, на каждом этапе включают:
Подготовительные работы:
ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным решением, материалами инженерно-геологических изысканий;
подбор и анализ проектно-технической документации;
составление программы работ (при необходимости) на основе полученного от заказчика технического задания. Техническое задание разрабатывается заказчиком или проектной организацией и, возможно, с участием исполнителя обследования. Техническое задание утверждается заказчиком, согласовывается исполнителем и, при необходимости, проектной организацией — разработчиком проекта задания.
Предварительное (визуальное) обследование:
сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждений по внешним признаками с необходимыми замерами и их фиксация.
Детальное (инструментальное) обследование:
работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов;
инструментальное определение параметров дефектов и повреждений;
определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов;
измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении;
определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания;
определение реальной расчетной схемы здания и его отдельных конструкций;
определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки;
расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;
камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов;
анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях;
составление итогового документа (акта, заключения, технического расчета) с выводами по результатам обследования;
разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ.
Некоторые из перечисленных работ могут не включаться в программу обследования в зависимости от специфики объекта обследования, его состояния и задач, определенных техническим заданием.
6 Подготовительные работы
6.1 Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство здания, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам, перепланировкам и реконструкции, с результатами предыдущих обследований.
6.2 По проектной документации устанавливают проектную организацию — автора проекта, год его разработки, конструктивную схему здания, сведения о примененных в проекте конструкциях, монтажные схемы сборных элементов, время их изготовления и возведения здания, геометрические размеры здания, его элементов и конструкций, расчетные схемы, проектные нагрузки, характеристики бетона, металла, камня и прочее.
6.3 По данным об изготовлении конструкций и возведении зданий устанавливают наименования строительных организаций, осуществляющих строительство, поставщиков материалов и конструкций, сертификаты и паспорта изделий и материалов, данные об имевших место заменах и отступлениях от проекта.
6.4 По материалам и сведениям, характеризующим эксплуатацию конструкций здания и эксплуатационные воздействия, вызвавшие необходимость проведения обследования, устанавливают характер внешнего воздействия на конструкции, данные об окружающей среде, данные о проявившихся при эксплуатации дефектах, повреждениях и прочее.
6.5 На этапе подготовки к обследованию на основании технического задания, при необходимости, составляют программу работ по обследованию, в которой указывают: цели и задачи обследования; перечень подлежащих обследованию строительных конструкций и их элементов; места и методы инструментальных измерений и испытаний; места вскрытий и отбора проб материалов, исследований образцов в лабораторных условиях; перечень необходимых поверочных расчетов и т.д.
studfiles.net
Проведение лесопатологического обследования: порядок, формы, приказ
Согласно Приказу № 480 «О лесопатологических обследованиях», изданному Министерством природных ресурсов и экологии, цель проведения указанных проверок – выявление и постановка на учет болезней, вредителей и других патологических лесных повреждений, а также оценку санитарного и лесопатологического состояния зеленых насаждений.
Сущность лесопатологического обследования
Сущность этого процесса – установление причин и мест возникновения болезней и вредителей леса и групп насаждений, у которых нарушена устойчивость, выявление причин усыхания и ослабления насаждений наряду с оценкой их санитарного и лесопатологического состояния, а также надзор за возникновением и распространением болезней и вредителей лесов.
На основании проводимых проверок выявляется информация для прогнозирования развития мест возникновения угроз, определения конкретных видов болезней растений и осуществления защитных процедур.
В перечень мероприятий лесопатологического обследования входит работа профилактического (организационно-технического, лесохозяйственного, лесокультурного, санитарно-оздоровительного и биотехнического) типов, а также истребительные и защитные процедуры.
Лесопатологические обследования лесных насаждений планируются и реализуются в качестве самостоятельного вида мероприятий, которые включаются в производственный ежегодный план, разрабатываемый лесничествами, региональными центрами (станциями) и межрайонными инженерами.
Методы проверки: дистанционные, наземные и комбинированные. Дистанционные исследования применяются в малонаселенных районах, в которых получить информацию можно при помощи космической или аэрофотосъемки.
Наземные лесопатологические обследования осуществляются в местах, где лесное хозяйство ведется особенно интенсивно, в местах расположения особо ценных пород и на территориях, где может пройти наземный транспорт. Проверку таким методов осуществляют путем выборочного обследования частей территории.
Виды анализа
Согласно приказу «О лесопатологических обследованиях», выделяются следующие виды проверок, в зависимости от поставленных задач форм их проведения:
- оперативные текущие;
- контрольные;
- инвентаризационные;
- лесопатологические;
- экспедиционные;
- рекогносцировочные;
- детальное лесопатологические.
Каждый из указанных видов отличается особенностями планирования и проведения обследований на отдельных участках лесных массивов.
Оперативные текущие обследования
Порядок проведения обследований лесопатологического типа в виде оперативных текущих проверок включает анализ различных групп насаждений. Целями такого исследования являются следующие типы проверок:
- Исследование местности на предмет болезней, вредителей, иных лесных повреждений, а также проверка воздушной и наземной сигнализации, оповещающей о возникновении опасностей.
- Обследование мест возникновения и скопления болезней и вредителей, которые были выявлены или находятся под контролем в детальном или рекогносцировочном надзоре.
- Проверка насаждений, площадей и питомников, которые подлежат облесению, на наличие болезней или вредителей, установление мест их распространения и степени угрозы возникновения повреждений будущих растений.
- Лесопатологическое обследование лесных насаждений, которые были повреждены ветровалами, пожарами, насекомыми или другими факторами антропогенного или природного происхождения.
- Проверка насаждений для проведения дальнейшего рекогносцировочного контроля и надзора.
- Проведение обследования насаждений, у которых по каким-либо причинами нарушена устойчивость, если поступила заявка на проверку от лесхозов или управления хозяйством территориального типа, чтобы в дальнейшем провести санитарно-оздоровительные, истребительные или защитные меры.
Акты лесопатологических обследований в Тверской области и иных регионах составляются специалистами лесхозов, лесозащиты и лесничеств, которые уполномочены на это внутренними актами субъекта или муниципального образования.
Контрольные проверки
Проведение лесопатологических обследований в форме контрольных проверок имеет определенную цель. Данный анализ осуществляется для выставления оценки состоянию очагов лесного поражения, а также для осуществления контроля за численностью и состоянием популяции насекомых, вредящих растениям.
Проверка осуществляется перед уходом насекомых на зимовку и после выхода из нее, а также до начала проведения мероприятий по истреблению вредителей и после них. Выполнением данной работы занимаются специалисты отдела лесозащиты.
Обследования инвентаризационные
Лесопатологические обследования насаждений инвентаризационного характера проводятся для оценки учета и состояния мест возникновения и скопления болезней, вредителей и других повреждений лесных массивов, которые действуют или затухают из-за воздействия определенных причин.
При проведении проверки проводится разделение очагов на те, которым требуется проведение мероприятий лесозащитного характера, и те, которым оно не требуется. Обследование проводится специалистами лесхозов, лесозащиты или лесничеств в рамках данных им полномочий.
Лесопатологические экспертизы
Акт лесопатологического обследования, проводимого посредством экспертизы, составляется для установления причин появления болезней и вредителей, а также для оценки их состояния. Кроме того, экспертиза позволяет определить виды вредных или опасных организмов, которые обусловили повреждение лесного массива, если это необходимо, а также решить вопрос о необходимости осуществления мероприятий лесозащитного характера.
В связи с тем что проведение экспертизы является сложной процедурой, к ее выполнению привлекаются специалисты высокого уровня в сфере лесозащиты, работники научной сферы и преподаватели средних или высших учебных заведений.
Обследования экспедиционные
Акт лесопатологического обследования, составляемый при проведении проверок экспедиционного типа, фиксирует оценку состояния повреждений лесных массивов крупных масштабов. Цель таких действий – решение сложноразрешимых задач лесозащитного направления, планирование и систематизация крупномасштабных по объему мер по охране зеленых насаждений, которые связаны с ведением хозяйства и использованием лесных массивов.
Такие обследования проводятся также для проведения других видов работ, которые влияют на состояние и устойчивость проверяемых территорий. Для осуществления операций подобного типа привлекаются сотрудники территориальных управленческих органов лесного хозяйства.
Объемы запланированных оперативных текущих и инвентаризационных проверок должны проводиться в соответствии с общей ситуацией в лесопатологической сфере в каждом отдельном лесничестве и регионе в целом.
Проведение обследований, их важность и неотложность должны обосновываться соответствующим образом. Сроки контрольных проверок назначаются специалистами лесозащитного хозяйства, которые выполняют детальный контроль и надзор. Планы обследования составляются ежегодно. В него входят проверки состояния мест возникновения и скопления болезней и вредителей.
При проведении обследований используются дистанционные и наземные методы. Если используется первый метод отдельно от второго, его необходимо повторно проверять.
Обследования рекогносцировочные
Акты лесопатологических обследований в Тверской области и других районах составляются на основе проверки состояния лесных насаждений методом визуального наблюдения. Его можно использовать для предварительного изучения объекта исследования перед детальной проверкой. Также этот метод используется для подбора предметов для учета всех деталей, выявления частей территории с очагами болезней, вредителей и нарушенной устойчивостью.
Рекогносцировочные обследования проводятся в форме надзора за состоянием зеленых насаждений, степенью пораженности растений вредителями стволового типа. Также контроль осуществляется за болезнями и вредителями молодняка и насаждений в питомниках.
Рекогносцировочные обследования наземного типа проводятся с использованием визир, просек, лесных дорог и троп. Между проходными линиями расстояние должно составлять от двухсот до тысячи, на таежных территориях – от двух до четырех километров, в лесах неустроенного типа прокладка осуществляется по компасу.
Проверки проводятся по выделам таксационного типа, которые располагаются вдоль проложенного маршрута. Все насаждения хвойного, дубового, букового типов или с преобладанием ясеня обследуются, независимо от размера. Насаждения лиственного типа проверяются, если площадь выдела — от пяти гектаров.
Степень повреждения древесных крон насекомыми, грызущими хвою и листья, устанавливается путем глазомерной проверки в процентах (повреждения слабого типа – до двадцати пяти процентов, среднего типа – до пятидесяти процентов, сильного типа – до семидесяти пяти процентов, полного типа – больше семидесяти пяти процентов). Также при обследованиях указывается вид и возраст личинок.
Оценка проводится в процентном соотношении пораженных деревьев от общего их количества, а также для категорий сухостойных и усыхающих растений. Пораженность лесных насаждений вредителями определяется по особенным признакам их вредоносной деятельности (мука бурового типа, опилки, капли смолы, жуки, потеки летные и входные отверстия на древесной коре, личинки и ходы под корой).
В некоторых случаях для проверки заселенности растений и определения состава видов вредителей деревья срубают и подвергают анализу. Наличие различных болезней устанавливается по конкретным признакам внешнего характера (плодовые грибные тела, характерные виды гнилей, некрозов, опухолей, раковые раны, части усыхания и прочее).
В отчетах о проведенных проверках указываются установленные типы вредных болезней и насекомых, первопричина повреждения и ослабления насаждений (ветер, пожар, дефолиация насекомыми).
Территории насаждений с высокой степенью поврежденности деревьев, если эта степень превышает размеры отпада естественного характера, а также если диаметр деревьев патологического листопада превышает средний объем древостоя, становятся очагами определенного вида болезней или вредителей.
Детальное обследование
Акты лесопатологических обследований, формы которых являются свободными, составляются на основании проводимого детального лесопатологического типа. Эти проверки осуществляются с помощью закладывания пробных территорий и проведения оценки детального характера в отношении насаждений, их проб или модельных образцов.
Цель детальной проверки – определение степени заселенности растений вредоносными насекомыми, зараженности различными болезнями и иными факторами патологического типа, а также дальнейшее определение перспектив развития, распространения возникающих поражений леса для оценки степени угрозы для будущего роста и развития растений, разработки защитных мероприятий.
Проведение такого типа проверок чаще всего осуществляется в осенний или ранний весенний период. В это время учитываются запасы зимующих видов вредителей, устанавливается масштаб угрозы зеленым насаждениям в будущем году. На основе проведенных проверок могут измениться сроки будущего обследования, вследствие чего вносятся изменения в календарный план.
При расчете растений используется шестибалльная шкала категорий состояний. Количество деревьев в каждой группе вычисляется в процентном соотношении к их общему числу. Полученные результаты заносятся в специально разработанную форму.
Если есть необходимость, специалистами проводится детальный поэтапный анализ выбранных деревьев на степень заселенности вредителями и пораженности болезнями. Категории для проверок следующие:
- Здоровые, без визуальных признаков нарушений.
- Ослабленные.
- Крайне ослабленные.
- Усыхающие.
- Усохшие.
Если обследование проводится в питомнике, ему предшествует выявление очагов поражения на этапе рекогносцировочной проверки. Степень отпада от различных инфекционных полеганий учитывается с помощью подсчета и выборки пораженных сеянцев, а также раскопки посевных борозд.
На одном гектаре земли осуществляют от двадцати и более раскопок, собирают для будущего анализа двести пятьдесят и более семян и погибших всходов. Раскопки проводятся диагонально на исследуемой площади. При этом вдоль раскопок закладывают специальные пробы из расчета один погонный метр на одну борозду посева.
Критерии оценки растений в питомниках
При лесопатологическом обследовании распространенность болезней в питомниках определяется в виде соотношения количества пораженных сеянцев ко всей группе учтенных растений. Полученное число умножается на сто.
Степень заражения сеянцев болезнью листвы и хвои оценивается по пятибалльной шкале, где 0 – здоровые деревья, 1 – поражения до двадцати пяти процентов, 3 – поражения до семидесяти процентов, 4 – поражения до ста процентов.
Проведение обследования лесопатологического типа – необходимая процедура для своевременного выявления болезней, их лечения, а также разработки профилактических и защитных мер.
fb.ru
Проведение обследования бизнес-процессов предприятия Цели и задачи проведения обследования
Под обследованием понимается процесс изучения, описания и первичного анализа предметной области, представляющий собой организованный сбор данных путем заполнения специальных форм, представленных в виде бланков или электронных таблиц.
Цель обследования – сбор данных для построения логической модели бизнес-процессов, отображающей деятельность подразделений предприятия и их информационное пространство.
Принципами проведения обследования являются целенаправленность, комплексность, планомерность и организационно-методическая целостность.
Реализация обследования предполагает наличие методики проведения обследования, которая включает в себя:
программу проведения обследования;
объекты и единицы анализа;
степень детализации анализа;
методы анализа и сбора данных;
правила обработки и характер использования результатов.
Методы проведения обследования
Процедурно-ориентированный метод – объектом исследования являются процедуры обработки информации.
Предметно-ориентированный метод изучает элементы информации на предприятии.
Метод анализа по структурным элементам системы управления изучает структуру подразделений и функции, выполняемые ими по управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Метод анализа выходов изучает зависимость управленческих решений от начальных условий.
Метод реакций на воздействие изучает реакцию системы на какие-либо воздействия.
В ходе практического проведения обследования бизнес-процессов предприятия применяются, как правило, все эти методы в комплексе.
Методы сбора данных при обследовании
Основными методами сбора данных при обследовании являются:
Анкетирование;
Интервьюирование;
Сбор документов;
Наблюдение.
Анкетирование.
Анкетирование представляет собой сбор информации посредством заполнения специально разработанных для этого форм документов со структурированными вопросами. Ответы на данные вопросы должны содержать сведения, которые и необходимо получить в ходе обследования. Анкеты могут заполняться либо бизнес-аналитиком со слов должностного лица предприятия, компетентного в данных вопросах, либо непосредственно должностным лицом предприятия, и затем передаваться бизнес-аналитику для изучения. Во втором случае рекомендуется приложить к анкете инструкцию по ее заполнению. Это необходимо для того, чтобы избежать неверного толкования вопросов анкеты и достичь высокой точности ее заполнения. Кроме того, настоятельно рекомендуется заверять анкету подписью лица, его заполняющего. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем каких-либо проблем, связанных с отказом от предоставленной информации.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы ее заполнение заняло не более 1 часа у анкетируемого лица, в противном случае внимание рассеивается и человек отвечает на вопросы анкеты по принципу «лишь бы отписаться», либо вообще игнорирует многие вопросы. Вопросы анкеты должны быть таковы, чтобы:
Вопросы соответствовали цели получения необходимой и достаточной информации. При этом вопросы не должны нарушать общепринятую этику и условия конфиденциальности;
Вопрос был однозначно понятен анкетируемому лицу, и находиться в сфере его профессиональной компетенции;
Предполагаемый ответ на вопрос был кратким по объему, но достаточно полным по содержанию;
По возможности, в зависимости от специфики вопроса, следует предлагать выбрать один или несколько заранее подготовленных вариантов ответа.
Как правило, анкетирование используется при получении общих представлений о деятельности предприятия в целом, и его подразделений в отдельности. Для более глубокого изучения необходимо использование иных методов.
studfiles.net
основные виды, когда требуется проведение? + Структура проведения обследования
Обследование зданий и сооружений – востребованная услуга, посредством которой формируются четкие и точные данные о том, в каком именно состоянии на текущий момент времени находится четко определенный объект. Такие исследования могут производить исключительно специализированные компании, имеющие допуск к данному виду деятельности. Все действия исследовательского характера выполняют опытные и знающие специалисты с высокой квалификацией. На основании произведенного обследования выдается заключение. В нем содержится информация о том, в каком техническим состоянии сегодня находится помещение. Если были обнаружены определенные дефекты, они непременно описываются в заключении. Также специалисты предоставляют рекомендательные планы, которые в своем составе содержат полноценную информацию по вопросу устранения негативных факторов и предлагают оптимальные решения по увеличению прочности объекта.
Непременно скажем о том, что существует проработанная структура плановых проверок. Так, по истечению двух лет с момента строительства объекта обязательно производится такое обследование с целью выявления небезопасных дефектов, а также проверки качества выполненных строительных работ. Если на данном этапе будут обнаружены определенные дефекты, которые возникли из-за нарушения особенностей строительства, то устранение таких негативных моментов будет возложено исключительно на застройщика.
Если дефекты были обнаружены на первоначальном обследовании формируется необходимость проведения повторного обследования уже через пять лет. Если же дефекты не были обнаружены, то последующая проверка осуществляется только через десять лет. Сама суть обследований сводится к тому, что можно обнаружить определенные дефекты, что позволит взыскать сумму средств компенсации с застройщика. В иных случаях такая проверка провоцирует возможность получения объективной информации о состоянии объекта, что позволяет своевременно среагировать и устранить определенные дефекты, которые в дальнейшем могут стать причиной более серьезных разрушений. Кроме всего прочего обследование позволяет определить уровень безопасности помещения.
Внеплановые проверки должны осуществляться в различных ситуациях, которые четко определены законодательными нормами. Например, если в помещении произошла аварийная ситуация, это провоцирует необходимость сразу же произвести обследование, которое покажет, пострадала ли конструкция от происшествия, пострадали ли коммуникации, и если есть определенные негативные моменты, есть ли возможность оперативного устранения. После стихийных бедствий также рекомендовано производить такую процедуру. Если визуально были обнаружены трещины, сколы, серьезные варианты деформаций, то также нужно сразу же обратиться к специалистам, которые смогут произвести оперативное обследование и предоставить данные о том, насколько опасными являются такие негативные проявления.
Такие систематические проверки являются необходимыми. Все дело в том, что на этапе возведения объекта нередко провоцируется множество различных ошибок и нарушений, что провоцирует неправильное исполнение технологии, а это в свою очередь приводит быстрому разрушению. Определенные разрушения могут стать причиной серьезной аварии, а значит, они несут серьезную опасность для окружающих, чтобы исключить такие негативные моменты непременно следует производить обследование. В настоящий момент есть возможность в данном вопросе использовать помощь опытных специалистов независимых компаний, что провоцирует возможность получения высококачественной, квалифицированной и быстрой процедуры исследований.
После проведенного обследования специалисты предоставляют заключение, в котором отражаются все полученные данные. Также формируется специализированный документ, в котором четко определяется список рекомендаций по мероприятиям, использование которых позволит устранить все дефекты.
Что такое обследование зданий и сооружений
Существует плановое обследование помещений и зданий, через четко определенный период времени, чтобы проверить общее состояние и параметры безопасности. Бывают варианты проверок внеплановые, которые производятся после стихийных бедствий и различных аварий. Также обследование используется перед необходимостью произвести перепланировку или же ремонт капитального типа.
Обследование предполагает использование мероприятия комплексного характера, которое производится для того, чтобы получить полноценные и точные данные о техническом состоянии. Причем проверяется не только конструкция, но также коммуникации различного типа.
Все нюансы проведения обследования такого формата нормируются требованиями государственного стандарта. Первое обследование должно быть проведено в первые два года, с момента, когда объект был введен в эксплуатацию. Процесс обследования предполагает проведение ряда мероприятий, которые позволяют получить четкий ответ на вопрос, в каком состоянии находится помещение на текущий момент времени. Посредством произведенных мероприятий можно выявить возможные дефекты, определить их опасность для объекта, а также разработать план действий по их устранению.
Если в процессе проверки (первой плановой) будут выявлены определенные дефекты, то формируется обязанность их устранения от лица застройщика. Другими словами, при проведении такого исследования в первые два года с момента строительства, заказчик услуг получает точные данные о состоянии объекта. В рамках установленных норм законодательства определяется, что устранение таких дефектов обязан взять на себя застройщик. Особенно в том случае, если данные нюансы возникли из-за нарушения технологии строительства или же из-за применения некачественных материалов. С другой стороны, если в процессе обследования станет очевидным, что речь идет о повреждениях, которые связаны с аварийной ситуацией или же стихийным бедствием, застройщик за такие дефекты ответственности не несет.
Исследования в дальнейшем нужно будет производить один раз в десять лет. Сразу же скажем о том, что если в процессе первоначального исследования были обнаружены определенные дефекты, формируется необходимость их устранения. И такой объект признается неблагоприятным, а значит, придется осуществить следующее полноценное обследование уже через пять лет.
Непременно скажем о том, что если в здании появились серьезные трещины или же деформация, то осуществляется процесс внепланового обследования. Формируется необходимость сразу же проверить, насколько серьезными являются повреждения, и несут ли они какую-то угрозу безопасности.
В процессе проверки осуществляется процедура оценки всех условий и дефектов, на основании полученных данных можно определить необходимость проведения ремонтных или же восстановительных работ. Если в ходе исследования никаких серьезных дефектов не было обнаружено, то следующий процесс проверки осуществляется через десять лет. Но, если в течение установленного срока возникают какие-то видимые дефекты, есть необходимость проведения внепланового обследования. Ведь такие негативные моменты могут повлиять на безопасность, а если их не устранить своевременно, могут стать причиной капитального разрушения строения.
Этапы технического обследования зданий и сооружений
- Подготовительный этап
На данном этапе осуществляется визуальный осмотр помещения, производится первоначальный анализ смет и проектов, а также осуществляется процесс составления плана работ. То есть, специалисты визуально осматривают помещение, на основании чего сразу же определяются методики исследований, формируется специализированный план по срокам. На основании предоставленного плана обязательно производится согласование с заказчиком. Все дело в том, что заказчик на время проведения исследований обязан предоставить безусловный доступ ко всем элементам строения, чтобы эксперты смогли осуществить все необходимые замеры и сделать необходимые варианты проверок.
- Первоначальный осмотр
Очень важно, чтобы специалисты детально осмотрели помещение. Значительные дефекты видны сразу же невооруженным глазом. Посредством выявления таких дефектов производится первоначальная фиксация, после чего, производится детализированное изучение всех повреждений. На данном этапе производятся всевозможные замеры, которые позволят адекватно и объективно оценить степень разрушений и возможность их влияния на дальнейшую эксплуатацию помещения.
В обязательном порядке специалисты осуществляют различные виды обмеров параметров конструкции, а также основных элементов. Посредством проведения таких обмеров производится процесс анализа соответствия составленным планам. Также на основании полученной информации специалисты прорабатывают календарный план исследований, что позволяет оптимизировать работу и взаимодействие с заказчиком. Все обмеры осуществляются опытными специалистами в течение минимального количества времени. Уже после снятия обмеров можно четко определить сроки, в течение которых будут произведены все необходимые работы по обследованию.
- Обследование инструментального характера
Инструментальное исследование является достаточно важным этапом получения полноценной информации обо всем объекте, а также о его конструкционных элементах. Также посредством специализированных инструментов формируется возможность произвести процесс четкого определения всех параметров дефектов. Также внимательно изучаются все повреждения. Полученные данные записываются в промежуточную отчетность. На последнем этапе собираются все отчеты различных исследований, что позволяет получить четкие и конкретные данные, которые определяют заключение специалистов по четко определенному объекту.
- Оценка состояния технического
В данном случае определяется техническое состояние всей конструкции. Используется нормативная документация, производится процесс анализа деятельности в рамках определенного помещения. Все исследования производятся планово, обязательно фиксируются все результаты. На этапе технической оценки обязательно делаются определенные инструментальные замеры, что позволяет получить точные и детализированные данные для дальнейшего анализа общего состояния.
- Анализ полученных данных
Это один из самых важных этапов, который формирует сбор всей полученной информации. Все промежуточные отчеты собираются вместе, производится процедура обработки полученной информации. Обязательно осуществляется процесс аналитического исследования. На основании чего специалисты могут дать конкретные ответы на многочисленные вопросы по общему состоянию объекта, а также могут осуществить процесс разработки различных рекомендательных характеристик, посредством которых можно получить необходимые параметры прочности. Сразу же скажем о том, что именно рекомендации имеют очень важное значение, так как они формируют возможность грамотно подойти к вопросу устранения обнаруженных дефектов и получить самый оптимальный способ получения необходимых параметров прочности. Также предоставляются полноценные рекомендации по вопросу последовательности выполнения тех или же иных действий, которые станут основой модернизации помещения и увеличения его надежности.
В обязательном порядке составляется детализированное заключение. В нем фигурируют все данные специалистов, которые осуществляли процесс оценки и исследования, также предоставляются все данные, которые были получены в ходе проведения обследования. Специалисты дополняют заключение технической документацией, а также предоставляют выводы. Кроме всего прочего, предоставляется папка разработанных рекомендаций по мероприятиям, которые могут помочь устранить всевозможные негативные моменты и получить оптимальные результаты увеличения прочности объекта.
Инструкция по проведению обследования зданий и сооружений
- Шаг 1: Изучение документации
Эксперту непременно нужно будет получить первоначальное впечатление об объекте, сделать это можно будет посредством грамотной и правильной оценки документации технического и проектного плана. Также нужно предоставить документы по эксплуатационным характеристикам. Посредством изучения данных документов формируется возможность получить детализированные данные, которые касаются авторства проекта, можно собрать общие сведения, а также изучить полноценно данные, которые касаются изготовления конструкции. Указывается на то, что какая строительная компания осуществляла строительные работы, какие материалы использовались в процессе возведения объекта в соответствии с рассмотренными планами.
- Шаг 2: Составление плана обследования
Очень важно, чтобы специалисты изначально осуществили процесс полноценной разработки плана своих последующих действий. Изначально производится постановка задачи, осуществляется четкое перечисление тех конструкций, которые будут в дальнейшем обследованы и пр.
Определяется полноценная структура проведения испытаний, а также измерений. На данном этапе непременно должны быть разрешены все вопросы, которые касаются доступа к объекту или же его определенным частям.
- Шаг 3: Визуальное выявление дефектов
Это своеобразная предварительная стадия обследования, которая включает в себя детализированный визуальный осмотр. В определенных случаях применяются различные инструменты, посредством которых можно будет осуществить детализированные и четкие замеры, необходимые для постановки конкретного ответа на вопросы технического задания.
Фиксация всех данных осуществляется посредством фотосъемки, посредством грамотно исполненных зарисовок и чертежей. На основании полученной информации можно будет в дальнейшем максимально объективно оценить общее состояние помещения.
- Шаг 4: Инструментальное обследование
Данное обследование считается детальным. Производится с целью получения более точных данных. Проводится как сплошным вариантом, когда проверке подвергаются все элементы конструкции, так и выборочным. Подбор методики определяется с учетом того, как именно нужно обследовать объект. Исследования могут касаться всего объекта или определенных элементов конструкции. Процедура производится на основании специализированного инструментария, посредством обмерных работ и четких определений характеристик материала.
- Шаг 5: Обработка результатов
Определенные материалы обследуются посредством лабораторных вариантов исследования. На основании полученной информации формируется возможность детально проанализировать ситуацию, определить из каких материалов осуществлялось строительство, четко определить основные особенности и негативные моменты также нужно сказать о том, что все исследовательские работы должны быть произведены исключительно посредством применения специализированного оборудования. Только уже полученные отчеты по всем видам исследования подвергаются обобщению и анализу.
- Шаг 6: Разработка рекомендаций
Естественно, кроме сбора информации, специалисты стараются многосторонне проанализировать состояние объекта и предоставить полноценные рекомендации, по дальнейшей эксплуатации. Если были обнаружены определенные дефекты и несоответствия, то формируется список требований, на основании которых можно будет произвести ряд действий, направленных на улучшение ситуации и устранение опасных факторов.
- Шаг 7: Составление заключения
По своей сути заключение в своем составе содержит данные, которые касаются технического состояния объекта. В отчет вносятся все полученные результаты, обязательно указываются варианты методик, которые были применены в процессе проведения исследований. Отчет должен быть составлен по четко установленной форме, в нем непременно должны быть отражены все обнаруженные дефекты, а также содержатся определения, что именно стало причиной возникновения таких негативных факторов. Правильно составленное заключение исключает возможность его оспаривания в судебном порядке.
Как можно сэкономить на услугах обследования зданий и сооружений
Стоимость услуг компаний, которые осуществляют процесс обследования зданий и сооружений является достаточно высокой. Тем не менее, можно правильно сбалансировать подход к решению поставленных задач, чтобы получить максимальную эффективность сотрудничества:
- Откажитесь от тех услуг, которые вам не нужны. Помните о том, что список предложений таких компаний очень значительный, и чаще всего, не разбираясь в мелочах и деталях осуществляется заказ комплексного обследования. Если у вас речь идет о плановом обследовании, то сэкономить не получится. Придется обследовать весь объект. Если же вы решили осуществить дополнительную проверку, то лучше всего закажите обследование тех конструкционных элементов, которые вызывают у вас определенное сомнение;
- Достаточно значительной статьей расходов считаются транспортные расходы. Сразу же скажем о том, что вы можете самостоятельно организовать процесс доставки экспертов на место проведения необходимых мероприятий. Таким образом, вы в действительности получите перспективы существенной экономии денежных средств. Такой нехитрый прием предполагает, что транспортные расходы не будут включены в услуги экспертов;
- Выбирайте достойного, но доступного подрядчика. Так как конкуренция в данной области достаточно значительна, у вас есть прекрасная возможность осуществить выбор подрядчика, который имеет шикарную репутацию и предоставляет сравнительно доступные параметры цены на обслуживание. Таким образом, вы сразу же получите преимущества сокращения расходов;
- Обязательным условием сотрудничества выступает договор. В нем непременно должны быть прописаны все условия сотрудничества, а также должны быть указаны данные, которые касаются непосредственно вопроса оплаты, и суммы, которую вам нужно будет перечислить подрядчику;
- Старайтесь участвовать в различных программах лояльности, которые нередко предлагаются многими компаниями с целью привлечения новых клиентов для формирования постоянной базы.
Важные моменты и нюансы проведения обследования зданий и сооружений
Проведение такого обследования считается обязательным элементом введения в полноценную эксплуатацию, а также производится в качестве элемента проверки через два года после начала эксплуатации, чтобы была сформирована уверенность в том, что данный объект не несет в себе негатива для окружающих.
Также в течение четко установленного срока времени нужно будет осуществлять различные действия по проверке уровня безопасности объекта с учетом различных особенностей, например, при возникновении аварийной ситуации, или же после стихийных бедствий.
После проведенных действий по обследованию составляется заключение, в нем указываются все важные данные, которые касаются полученных результатов. Также указываются данные в виде рекомендаций по эксплуатации и ремонту.
Если своевременно не осуществить процесс проверки здания, особенно в том случае, если возникают какие-то сложности и сомнения, то в данном случае можно довести дело до критической ситуации, кроме всего прочего, есть весьма значительный риск понести за такие действия определенное наказание в виде серьезных штрафных санкций.
Выбирая компанию, которой можно доверить исполнение поставленных задач по обследованию, нужно быть крайне внимательными. Оценивайте предоставленный список услуг, а также произведите сравнительную характеристику по параметрам цены. На основании полученных данных вы сможете выбрать доступные и достойные услуги. Также обязательно сразу же проверяйте предоставленный отчет на соответствие установленным нормам, чтобы в дальнейшем у вас не возникало никаких сложностей и проблем по данному вопросу.
www.finanbi.ru
§ 3. Организация и проведение обследования детей
Психологическое обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя, заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием психолог беседует с воспитателем. Выясняет, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают ‘тревогу или трудности в воспитании и обучении. Собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе — его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов — поможет психологу создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Забирая ребенка из группы на обследование, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты обследования окажутся недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания психолога и ребенка — необходимое условие получения достоверных результатов. В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда материалы методик предлагают ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на не обременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т. п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.
Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед началом обследования. Яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку.
Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дают соответствующее задание.
В первой части обследования лучше предлагать задания интеллектуальных методик, так как они наиболее трудны для детей. Затем можно использовать и другие методики. Некоторые личностные методики и задания, по какой-либо причине затруднительные для ребенка, предполагают особенно доверительный контакт со взрослым. Их желательно предлагать в те моменты, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, таким детям предлагать словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.
Важное условие обследования — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
По ходу обследования психолог ведет протокол, где фиксирует предлагаемые задания и уровень их выполнения, оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости, возможности самостоятельного исправления ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также особенности реакции ребенка на ситуацию обследования, характер контакта со взрослым, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении со взрослым и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и умственного развития.
В случае, если обследование ребенка проводится по просьбе родителей, оно может проводиться в их присутствии.
Тогда сопровождающему ребенка родителю предлагается заполнить анкету. Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, то следует отметить в протоколе, какие ее пункты вызвали затруднение, и посоветовать заполнять ее так, как он думает, не разъясняя возможные варианты ответов. Если родители не намерены присутствовать на обследовании, можно предложить заполнить анкету заранее.
В подготовительной к школе группе обследование умственного развития проводится одновременно с 6—10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения.
Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи — обращаться к взрослому.
После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длительность одного занятия не должна превышать 40—45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.
Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.
Цель, стоящая перед психологом при анализе результатов обследования, — создание психологического портрета ребенка. Первая задача — отграничение нормы от патологии (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, разные виды психологических отклонений). Дифференциация разных форм патологии не входит в задачу детского психолога.
Психологический портрет нормально развивающегося ребенка включает как характеристику поведения, так и особенности его познавательного и личностного развития. Анализируя доведение ребенка, психолог сосредоточивается на тех особенностях его развития, которые обусловливают его поведение, т. е. стремится через внутреннее понять внешнее.
Прежде всего следует выявить уровень познавательного развития ребенка (общий уровень развития восприятия, уровень развития образного мышления, памяти, речи и воображения), определить, равномерно или неравномерно относительно друг друга развиты перечисленные процессы. Простой случай — равномерное развитие.
Труднее анализировать неравномерное познавательное развитие, проявляющееся не только в разных уровнях развития восприятия, мышления, воображения и т. д., но и в симптоматических различиях внутри самих процессов. Здесь поможет комплексный анализ, который предполагает интерпретацию отдельных симптомов только в связи с другими.
Поскольку каждый симптом сам по себе всегда многозначен, то его истинное значение вытекает из сравнения с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных (и других так называемых личностных), а также познавательных заданий.
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей (см. приложение 2).
Рекомендации психолога бывают действенными тогда, когда они приняты родителями (воспитателями). Принятие рекомендаций психолога, в свою очередь, связано с собственными проблемами родителей, воспитателей, сформулированными в первичной жалобе на ребенка (иначе говоря, в запросе). Психологические рекомендации тем продуктивнее, чем большее участие в их разработке принимает родитель воспитатель (обратившийся к психологу человек).
Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия , свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение ряда взаимосвязанных видов работы как с персоналом детского сада, так и непосредственно с детьми и их родителями. Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку. Успешность работы психолога в большой степени зависит от того места, которое он сумеет занять в коллективе, его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он должен, ни в коем случае не подменяя руководство, выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Но для того, чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, всей своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей. Функции психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них – участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел – индивидуальная работа с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических особенностей. К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т.п. Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РОДИТЕЛЕЙ Формы работы по психологическому просвещению: • лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях или родительских собраниях, • групповые и индивидуальные консультации, • подготовка памяток, • подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Начиная работу в детском учреждении, психолог должен, прежде всего, познакомить коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать. При этом важно учитывать, что среди населения (а также среди части педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо четко объяснить, что детская психология занимается прежде всего изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Но главное – не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Его центральным моментом должно быть убеждение в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. Необходимо отказаться от привычной схемы, по которой для всех детей существует один, единственно правильный путь развития, жестко определяющийся перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности, которые будто бы обеспечивают «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности. Психологу следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок. НАЛАЖИВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ. Одна из важнейших задач психолога – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию всей воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. А это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях обще групповых занятий, и по мере возможности психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах, деления их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать и др.). Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дадут богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут прежде всего обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой – агрессивных, недисциплинированных и т.п. Однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на таких воспитанников, которые, не являясь помехой, отличаются личностным неблагополучием – застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Меры по преодолению их эмоционального неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психологу следует иметь в виду, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя вследствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Психолог может наметить и реализовать ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где психолог сможет проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с коллективом возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно намечать средства их разрешения. Конечно, эти виды работы возможны и при отсутствии специального помещения. Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь введение по инициативе психолога «одомашнивания» их жизни в группе, налаживания более тесной связи с семьей. Должно всячески поощряться посещение родителями в любое время группы, в которой воспитывается их ребенок, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках. ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, и адаптация, привыкание к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Это отпугивает многих родителей и наводит их на размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад. Прием новых детей в группу связан с определенными трудностями и для воспитателей. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимых контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Иногда процесс привыкания осложняется тем, что у некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Время проходит, а в группе остаются «неадаптированные» или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера. Чтобы этого не происходило и чтобы помочь ребенку безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей приучить его к новым требованиям, психолог должен своевременно организовать подготовку к приему новичков, помочь воспитателям завоевать симпатии детей, постоянно поддерживать у них хорошее, бодрое настроение. Необходимым условием этого является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду. Психолог помогает воспитателям организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы обеспечить потребность в содержательной деятельности, чтобы дети не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными и т.п. Разумеется, подбор игрушек в организации среды имеет немаловажное значение для привыкания детей, но самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников. Если психолог и воспитатель помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе – тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: ДИАГНОСТИКА И ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада разработана слабо. Она очень сложна и крайне актуальна. Как показали исследования, в каждой группе детского сада среди 5-6-летних детей благополучными являются лишь несколько детей, все же остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений со сверстниками. Основной путь коррекции взаимоотношений между детьми – организация и руководство разными видами их совместной деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игрой. Особые симпатии сверстников вызывает тот, кто умеет хорошо, интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр. К сожалению, у некоторых детей полноценная игровая деятельность самостоятельно не складывается. Задача психолога – подсказать педагогу, как он может помочь каждому ребенку. Повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников. Психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования. Необходимо помнить, что коррекция должна осуществляться с двух сторон – со стороны самого ребенка (исправление тех черт поведения, которые раздражают или огорчают других) и со стороны устоявшегося «общественного мнения». ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП МЕЖДУ СОБОЙ В настоящее время в большинстве городских детских садов детей распределяют строго по возрастам. Это прежде всего удобно нам, взрослым – облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Именно требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей и требование выполнения программы обучения в детском саду, так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. С другой стороны, большие городские детские сады экономически более выгодно, даже если взять в расчет только количество персонала. Таким образом, в современных городских детских садах дети фактически лишены естественной возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнять этот пробел. Необходимо организовывать как можно чаще контакты между разновозрастными группами детей. Контакты можно осуществлять в следующих формах: Ежедневно: Во время приема детей поощрять старших (2-3 ребенка) помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия. Во время еды, укладывая спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить и одевать – раздевать детей. Во время занятий детям старших групп помогать воспитателю готовить группу к занятию и помогать убирать ее после занятий. Во время прогулок поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, постройки на участках, экскурсии. В вечерние часы можно устраивать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей. Не реже одного раза в месяц устраивать «хождение в гости» детей в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольного театра и диафильмов, демонстрация выставок рисунков, аппликаций, лепки, выполненных детьми. Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним. Перед переходом детей в следующую группу желательно готовить и проводить специальные совместные беседы старших и младших детей, где старшие должны уметь рассказать, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные дела и обязанности. В самые первые дни приема малышей в детский сад необходимо присутствие в этих группах старших детей с целью помощи и скорейшей адаптации малышей к условиям новой жизни в детской саду. Следует поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах, чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах. Важно продумать и осуществить возможность общения с детьми, «окончившими» детский сад, особенно если в детском саду остались их младшие братья и сестры. Хорошо осуществлять и визиты в школу детей детского сада. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе – одна из важных задач дошкольного воспитания. Однако психологу необходимо иметь в виду, что эта задача является не только не единственной, но даже и не самой главной, так как основное при всех обстоятельствах – обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка. Оптимальным является вариант, когда учитель первого класса (и школьный психолог) рассматривает его как подготовительный и ведет специальную работу по постепенному переводу детей от дошкольных к школьным формам жизни (от игры к учению). Но в любом случае от дошкольников нельзя требовать наличия в уже готовом виде «школьных» психологических качеств. Речь может идти лишь о некоторых их предпосылках. При определении готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им знания о каждом ребенке. Могут быть им использованы и различные диагностические методики из числа описанных выше. Наиболее информативными в этом отношении являются стандартизованные диагностические методики, особенно методика «учебная деятельность». Стандартизованные методики могут применяться в работе с детьми, начиная с конца шестого года жизни. Источник: Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: Руководство для практического психолога. — М., МП «Новая школа», 1993.
studfiles.net
Проведение полного стационарного обследования
Все большую популярность приобретают услуги стационаров по проведению комплексных обследований. Люди стали задумываться о состоянии своего здоровья. Хотя бы раз в год обследоваться желательно всем. Подобный шаг избавит от сомнений по поводу здоровья, поможет в обнаружении заболеваний на ранней стадии (что существенно упростит процесс лечения). Если вы отмечаете ухудшение самочувствия, следует прибегнуть к обследованию. Полезно пройти обследование, если ваш лечащий врач не испытывает затруднения в постановке диагноза или у вас хроническое заболевание, которое трудно вылечить.
Полное обследование включает осмотр, сдачу необходимых анализов, если есть потребность – получение консультации узких специалистов, применение инструментальной диагностики и другое.
Если вы приняли решение пройти обследование на базе стационара, вы можете выбрать наиболее удобную форму проведения. Можно воспользоваться услугами дневного стационара, можно лечь в круглосуточный.
Выбирая дневной стационар, например, www.expressmed.ru, вы выделяете на обследование два-три часа своего времени и спокойно занимаетесь привычной деятельностью. Например, работаете или учитесь. Современные дневные стационары оснащены всем необходимым для проведения качественного обследования и выявления заболеваний.
Круглосуточный стационар – выбор тех, кто хочет всецело посвятить себя исследованию состояния своего здоровья. Здесь необходимо находиться круглосуточно до выписки. Это отличный вариант для тех, кто устал от повседневной суеты, и предпочитает комфорт каждодневным «набегам» на стационар.
Коммерческие стационары предлагают большой выбор схем обследования. Они учитывают пол, возраст или диагноз. Например, существуют программы, ориентированные на женщин, помогающие проверить наличие типичных женских заболеваний. Возрастные программы рассчитаны на определенный возраст и выявление характерных для данного периода жизни заболеваний. Если есть определенные жалобы, вам подберут соответствующее обследование. Есть базовые, которые подходят всем, есть обследования для планирующих семью и много других.
Вид обследования можно подобрать с консультантом в стационаре. Вам предложат программу, детальное ее описание, график сдачи соответствующих анализов. После прохождения обследования будет обсуждение результатов. Обследования с применением современного оборудования позволяют оценить даже риски возникновения заболеваний и своевременно выработать профилактические меры для предупреждения развития. По результатам обследования вы получаете на руки документ, где изложены рекомендации по сохранению здоровья, профилактике заболеваний, риск которых существует или лечению выявленных.
simptomer.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ — Мегаобучалка
Рекомендовано к изданию
МОУ ДПО «Городской
информационно-методический центр»
Психологическая служба
В представленных методических рекомендациях вы найдете материал по диагностике психического развития дошкольников с 3 до 7 лет.
Составитель: Окунева Е.А. – педагог-психолог.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Организация и проведение обследования | |
Наблюдения психолога | |
Пакет психодиагностики детей 3-4 лет | |
Пакет психодиагностики детей 4-5 лет | |
Пакет психодиагностики детей 5-7 лет | |
Приложения | |
Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.
Предлагаемое психодиагностическое пособие в соответствии с этими направлениями состоит из трех частей: «Познавательные процессы», «Личностные особенности», «Коммуникативная способности».
С помощью приведенных в данном пособии психодиагностических методик определяется сравнительный уровень общего развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей конкретной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня. Содержание диагностики определяется общей теорией психического развития ребенка, на которую мы опирались при составлении диагностической системы. В основе этой системы лежит теория Л.С.Выготского, а также работы А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера.
Методики данной психодиагностической программы подобраны с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка. При применении рекомендуемой диагностической системы определение особенностей готовности детей к школьному обучению возможно проводить с учетом выявленной за дошкольный период динамики индивидуального развития.
Для программы характерен комплексный подход к изучению личности ребенка, так как предполагается исследование не отдельных сторон, а центральных линий психического развития, чтобы можно было представить его перспективы; не изолированных свойств и качеств, а их взаимосвязей, чтобы осмыслить общий ход психического развития.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:
1) на изучение познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
2) на изучение важнейших сфер личности: самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции;
3) на изучение основных видов деятельности ребенка: рисование, игра, общение со сверстниками и взрослыми.
Конкретные процессы и характеристики психического развития дошкольников, изучаемые в данной программе психодиагностики таковы:
-восприятие: формы, пространственных отношений, величины, цвета, целостности, перцептивное моделирование;
-внимание: объем, устойчивость, продуктивность, переключаемость;
-память: слуховая, зрительная, произвольная;
— мышление: наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое, анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация;
— зрительно-моторная координация: мелкая моторика кисти рук, глазомер, пространственная ориентация;
— воображение: беглость, гибкость, оригинальность, детализация;
— эмоциональная сфера: самооценка, тревожность ситуативная, эмоциональная открытость, агрессивность, конфликтность, трудности общения, произвольность поведения, мотивы поведения и деятельности;
— коммуникативная сфера: индивидуальные и групповые рейтинги, явные и скрытые лидеры сферы взаимоотношений, наиболее интенсивные зоны положительного общения, центры возможных конфликтных взаимодействий, а также ценностные установки в группе.
Основные цели такой диагностики в том, чтобы выявить особенности развития личности и выбрать оптимальные формы и содержание индивидуального подхода к ребенку; «спроектировать» дальнейшее психическое развитие ребенка с учетом особенностей настоящего и прошлого периодов его развития.
Результаты лонгитюдного изучения общего развития детей позволят выявить центральные линии их психического развития: становление личности, формирование видов деятельности, развитие познавательных процессов. Причем в каждой линии учитываются разные направления, закономерности, динамику, взаимосвязи.
Результаты таких обследований позволят проследить динамику различных изменений, происходящих с ребенком, вовремя заметить неблагоприятные тенденции в его развитии и начать коррекционную, развивающую или терапевтическую работу силами психологов, педагогов и узких специалистов дошкольного образования.
Данный пакет откорректирован с учетом данных психодиагностических обследований, которые проводились в течение предыдущих 3 лет. В исследовании приняли участие почти 3 тысячи дошкольников г.Тюмени. Была проведена стандартизация всех методик, подобран стимульный материал, уточнена или изменена система оценок некоторых заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Принцип развития психики в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. В пособии использован принцип изучение психика ребенка через его деятельность (игровую, познавательную) и общение.
Психологическое обследование ребенка в детском саду может проводиться как по просьбам воспитателей и родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка, так и в плановом порядке с целью оптимизации воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении (обязательно получить согласие родителей).
Диагностика может проводиться в несколько этапов, исходя из особенностей поведения ребенка во время встречи.
Необходимо учитывать интересы ребенка в момент приглашения его на обследование: нельзя отрывать малыша от интересного для него занятия, забирать его против воли. Психолог должен обязательно получить согласие каждого из детей на занятия. Установление доброжелательной атмосферы и хорошего взаимопонимания — самое первое условие для получения достоверных результатов. Возможен и такой вариант: установление контакта с ребенком становится основной целью начала обследование, иногда это может занять всю первую встречу.
Пути установления контакта могут быть самыми разными:
— не фиксировать свое внимание на ребенке, чтобы он мог самостоятельно соорентироваться в обстановке;
— предложить новую игрушку;
— постараться совместно организовать игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций;
— спокойно побеседовать на нейтральные темы;
— полностью принимать ребенка без требований от него обязательных социальных норм.
Для проведения обследования нужна отдельная комната, в которой никто не помешает работе. Подходящую обстановку в комнате создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками. Но нежелательны яркие, необычные предметы или очень привлекательные игрушки.
Перед началом обследования психолог должен приготовить все методики, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку. Можно предложить малышу выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется и ребенку дается соответствующее задание.
Желательно в первой части обследования заниматься изучением интеллектуальной сферы.
Вся встреча с ребенком может занять от 30 до 60 минут.
Стимульный материал методик рассчитан на индивидуальную работу с ребенком, но при некотором изменении возможно выполнение некоторых заданий одновременно небольшими группами детей (4-5 человек). Это позволит уменьшить время проведения обследования, тем самым облегчить работу психолога.
Необходимые изменения в методиках
для проведения группового обследования:
1. «Эталоны», «Свободная классификация», «Дорисовывание».
Необходимо наличие 4-5 (по количеству одновременно обследуемых детей) комплектов стимульного материала.
2. «Систематизация», «Перцептивное моделирование», «Узоры».
Необходимо наличие бланков на каждого ребенка.
3. «Кинетический рисунок семьи»: «Несуществующее животное».
Необходимы далеко стоящие столы, чтобы дети не копировали рисунок других и не слышали беседы психолога с ребенком после окончания рисования.
НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХОЛОГА
Предварительное наблюдение за ребенком в группе (его общение с детьми и взрослыми, поведение и выполнение заданий воспитателя, его отношение к режиму) поможет психологу создать первое представление о ребенке и наиболее эффективно спланировать ход психологического обследования.
В процессе исследования ведется наблюдение за ребенком:
— двигательные реакции ребенка во время обследования;
— как воспринимает данные взрослым инструкции: сразу начинает выполнять задание, переспрашивает и т.п.;
— как идет на контакт со взрослым: молчит, активно беседует, отвечает только на вопросы;
— особенности речи ребенка: говорит развернутыми предложениями, словосочетаниями, невнятными фразами;
— идет ли на зрительный контакт со взрослым.
megaobuchalka.ru