Какие существуют системы налогообложения в россии – Виды систем налогообложения РФ — Контур.Эльба — СКБ Контур

Система налогообложения в Российской Федерации

В России из-за низкого уровня жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Основные налоги, собираемые в России:

1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.

2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.

4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения инаследство.

5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ;

· местные налоги и сборы.

Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.

Федеральные налоги.

Федеральные налоги — перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

— налог на прибыль,

— акцизы на отдельные группы и виды товаров,

— налог на добавленную стоимость,

— налог на операции с ценными бумагами,

— подоходный налог с физических лиц,

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

— платежи за использование природных ресурсов,

— налоги в дорожные фонды,

— гербовый сбор,

— государственная пошлина,

— таможенная пошлина,

— сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,

— специальный налог,

— транспортный налог.

Республиканские налоги.

Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень республиканских налогов:

— налог на имущество предприятий,

— лесной налог,

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,

— целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

— сбор на регистрацию предприятий.

Местные налоги.

Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей территории. Для части налогов определяются предельные ставки.

Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция Москвы разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г.Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

studfile.net

Система налогообложения в России

В современных экономических реалиях особенно важной является проблема оптимизации расходов в бизнесе путем снижения налогового давления. В таких обстоятельствах необходимо детальней изучить, какие бывают системы налогообложения на территории Российской Федерации.

Основная суть существующих режимов налогообложения в РФ

ОСНО — это общепринятая система налогообложения. Почти весь действующий Налоговый кодекс РФ посвящен — этой системе. При наличии налогооблагаемого объекта используя данную систему плательщик налогов обязан выплатить в пользу государственной казны все налоги, которые действуют на текущий момент времени на территории РФ.

При наличии желания самого плательщика налогов действующий Налоговый кодекс позволяет использовать специальные налоговые режимы. Они способны выступать взамен ОСНО или же использоваться вместе с — этой системой. К подобным спецрежимам можно причислить УСН и ЕНВД. Подобные режимы чаще всего используются предпринимателями, представляющими малое и среднее предпринимательство.

УСН допускается применять исключительно вместо ОСНО в то время, как ЕНВД способен подменять собой ОСНО и УСН, а также применяться вместе с любым из этих налоговых режимов.

Даже несмотря на то, что оба эти режима обладают определенными сходствами УСН и ЕНВД принципиально отличаются друг от друга. УСН по сути — — это упрощенная форма ОСНО, которая согласно некоторым законодательным нормам и ограничениям может быть использована ИП и некрупными коммерческими предприятия для занятия самыми разными формами коммерческой деятельности. ЕНВД может применяться лишь в отношении некоторых форм работы ИП и предприятий. Размер такого бюджетного отчисления никак не коррелируется от объема и результативности деятельности предприятия.

Калькулятор

ОСНО — общепринятая система налогообложения

При использовании таких специальных налоговых режимов взамен обязательного погашения трех налогов в рамках ОСНО необходимо оплатить лишь один налог, который именуется как единый. При — этом существуют случаи, когда возникает необходимость в уплате различных платежей по тем налогам, что заменяются подобным видом налога.

Также существенно отличаются методы вычисления единой налоговой выплаты при использовании УСН и ЕНВД. Погашение иных видов бюджетных взносов и компенсаций по социальному страхованию в рамках систем УСН и ЕНВД — — это обязательное условие в случае наличия налогооблагаемого объекта. В — этом случае необходимо действовать так же, как и с ОСНО.

В случае использования одновременно трех налоговых систем организации должны заниматься бухучетом, а также формировать соответствующие отчеты бухгалтерии. СМП могут для — этого использовать варианты с более простой структурой. ИП от обязанности вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность полностью освобождаются.

При использовании ОСНО и УСН все коммерческие структуры, равно как и ИП обязаны заниматься формированием налогового учета.

При любой из вариаций совмещений налоговых режимов в РФ требуется сформировать систему отдельно формирования бухгалтерского, а также налогового учета.

Основные принципы работы с использованием ОСНО

Использование ОСНО основывается на таких принципах, как:

  •  Принудительно данная система используется плательщиками налогов (коммерческими фирмами или ИП) в том случае если не используется иной режим налогообложения, ранее согласованный с ИФНС;
  •  Не существует никаких ограничений в отношении применяемости ОСНО;
  •  К ОСНО принято относить пункты всех глав, которые включены в текст Налогового кодекса РФ, единственным исключением являются те главы, которые конкретно касаются специальных налоговых режимов;
  •  Подсчет размера налоговых выплат, выплачиваемых в рамках применения ОСНО, должен проводиться согласно порядку, установленного в действующих положения Налогового кодекса РФ. При — этом используются ставки, размер которых принят согласно налогового статуса на уровне федеральных, региональных или местных властей;
  •  В процессе подсчета размера налоговых выплат допускается использование освобождений и льгот, распространяемых на такие налоги. Главное, нужно учитывать, что для — этого должны быть законные основания;
  •  Процедура предоставления отчетов по уплате налогов должна проводиться в рамках сроков, указанных в Налоговом кодексе. Исключением может быть ситуация если подобные сроки были изменены местными или региональными властями.

При соблюдении требований НК РФ можно избежать санкций и финансовых взысканий со стороны фискальных органов. Данный аспект очень важен для ведения бизнеса в России, так как любые махинации в сфере уплаты налогов строго наказываются по закону.

Системы налогообложения

Какие бывают системы налогообложения

Особенность работы предприятия и ИП на УСН

Главные отличительные особенности работы на УСН в основном сводятся к следующим аспектам:

  • Применение УСН допускается в том случае если плательщик налогов способен соответствовать определенным показателям, которые ограничивают возможность использования данного налогового режима:
  1.  размер штата сотрудников;
  2.  типы доходов;
  3.  размер доли участия в организации других юрлиц;
  4.  остаточная цена объектов, принадлежащих к основным средствам;
  5.  размер дохода (процедура определения предельных показателей величины дохода указана в отдельных положения НК РФ).
  •  Плательщик налогов при использовании УСН выбирает самостоятельно базу налогообложения. В — этом случае можно использовать как «доходы», так и «доходы минус расходы». Процедура обложения налогом происходит с использованием стандартной ставки 6 процентов в отношении доходов и 15 процентов в отношении доходов при минусе расходов. Для снижения налоговой нагрузки требуется выбрать объект налогообложения исходя из специфики коммерческой деятельности организации.
  •  Весь полученный доход и все расходы организации при использовании УСН должны учитываться с использованием кассового оборудования, а также фиксироваться в специальной доходно-расходной книге. Такая книга и кассовый аппарат будут выступать в качестве налогового регистра. Кроме того, важно учесть, что далеко не все расходы производства могут быть использованы для снижения налоговой нагрузки. В отдельных положения НК можно найти конкретные требования, которые предъявляются к расходам при применении УСН.
  •  Размер налогового начисления составляет 15 процентов и имеет определенное ограничение по размеру минимальной суммы. Данную сумму необходимо уплатить даже в том случае если по итогам коммерческой деятельности организация понесла финансовые убытки;
  •  Налог, который начисляется по 6-процентному тарифу может снижаться на 50 процентов коммерческими организациями и до 100 процентов ИП на размер выплаченных страховых выплат и ряда иных платежей. Дополнительный размер уменьшения возможно получить в счет погашенных реализационных сборов.

В ряде ситуаций объем реализационного налога снижается упрощенным сбором до 50 процентов.

При использовании УСН длительность фискального периода составляет ровно один календарный год. По истечении данного срока необходимо предоставить в отдел ИФНС финансовую декларацию. Одновременно с этим необходимо ежеквартально производить оплату авансовых платежей.
Применять фискальный режим УСН можно как с момента начала работы зарегистрированной компании или ИП, так и с начала календарного года. На добровольных начала возможность смены налогового режима, а также объекта налогообложения, наступает лишь с начала нового налогового периода.

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс РФ

Главные специфические особенности налогового режима ЕНВД

ЕНВД свойственна следующая специфика:

  •  Параметры определяющие запреты по использованию данного налогового режима:
  1.  Конкретная форма и вид работы предприятия;
  2.  Регион страны, где осуществляется деятельность;
  3.  Размер рабочего коллектива;
  4.  Общая доля участия в предприятии иных юрлиц;
  5.  Установленные для некоторых типов деятельности пределы.
  •  Налогооблагаемая база, размер которой рассчитывается при ЕНВД, сильно зависит от показателей, которые устанавливаются региональными и федеральными властями:
  1.  Размер базового ежемесячного дохода физического параметра для конкретного вида коммерческой деятельности предприятия;
  2.  Размер коэффициента-дефлятора;
  3.  Размер региональных коэффициентов, которые отражают существующие условия для работы в конкретном регионе страны.
  •  Налогоплательщик способен влиять на размер базы налогообложения лишь с помощью подсчета фактических величин физических параметров при использовании коэффициента понижения для нецелых месяцев использования ЕНВД.

Расчет размера месячной налогооблагаемой базы производится в качестве произведения всех имеющихся параметров. При — этом квартальная налогооблагаемая база — это сумма трех месячных налогооблагаемых баз.

Процедура начисления налога происходит по общепринятым тарифам, размер которых составляет 15 процентов. Также допускается использование более низкой региональной налоговой ставки. Размер данной налоговой ставки никак не зависит от результативности деятельности плательщика налогов. Кроме того, она должна уплачиваться в любом случае, даже если коммерческая деятельность не приносит прибыль.

Аналогично с режимом налогообложения УСН 6-процентная налоговая ставка в некоторых случаях может уменьшаться для фирм до 50 процентов, а для ИП до 100 процентов на размер суммы по факту уплаченных страховых платежей и иных видов бюджетных взносов.

При использовании налогового режима ЕНВД следует помнить, что фискальным периодом выступает годовой квартал. Исходя из данного факта, финансовая декларация в отделения ИФНС направляется каждый квартал. При — этом все налоговые платежи также производятся ежеквартально.
Важно отметить, что с любого месяца в календарном годе существует возможность начала использования, а также отказа от ЕНВД.

Система налогообложения

Какой системе налогообложения стоит отдать предпочтение

Перед тем как отдать предпочтение конкретной системе налогообложения плательщику налогов рекомендуется оценить следующие аспекты:

  •  Существующие пределы и границы по использованию специальных налоговых режимов, а также наличие рисков, связанных с выходом за предельные показатели данных границ в рамках конкретного налогового периода;
  •  Степень влияния анонсированных изменений законодательства на возможности использования каждого налогового режима;
  •  Размер доли налоговых выплат по извлекаемым доходам при использовании каждого налогового режима, а также период получения таких доходов;
  •  Существующие правовые лазейки для уменьшения размера налога, который начисляется при применении каждого из режимов, а также возможность изменения данного значения.

Если учесть данные факторы, то можно сделать простой вывод относительно того, что перед выбором конкретного налогового режима важно провести скрупулезные подсчеты прогнозируемой результативности коммерческой деятельности компании или ИП в самых разных режимах для их последующего сравнения. Лишь получив итоговый результат подобной аналитики можно делать конечный вывод о том, какие виды обложения налогами следует использовать для минимизации налоговой нагрузки на бизнес.

Итоги

На территории Российской Федерации для плательщиков налогов является обязательным к погашению налоговый режим ОСНО. При этом данная аксиома будет верна лишь в том случае если налогоплательщик самостоятельно не выбрал один из специальных налоговых режимов, в рамках которого сразу несколько налогов можно заменить на один единый налог. Самыми популярными и распространенными специальными налоговыми режимами являются УСН и ЕНВД. Все они обладают рядом подобных друг другу ограничений, что касаются возможности их использования. При — этом они имеют существенные отличия в разрезе работы с ними. Для того чтоб определить какая система налогообложения является наиболее оптимальной нужно провести сравнительную аналитику некоторых сравнительных параметров в отношении каждого спецрежима.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

biztolk.ru

42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в виде четырех основных принципов налогообложения:

— принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

— принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

— принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

— принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Критерии качества налоговой системы:

— сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

— эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

— стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

— эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

— полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

— общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

— устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

— поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

— повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

— развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

— совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

— повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

— гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

— усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;

— выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

— совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принципы налогообложения в РФ. Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации устанавливаются ст. 12, 13 и 14 части 1 Налогового кодекса РФ (от 31.07.1998 № 146-ФЗ): федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *